Историки о вступл в «нов период И» Р 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историки о вступл в «нов период И» Р



Историки о вступл в «нов период И» Р

Генезис – складывание отношений. Черты, отличающие Россию от других стран:

1. Сложившийся процесс генезиса в полной господствующий системе феодализма «вширь» и «вглубь» (Глаголев). Капиталистический уклад – новое хозяйство с куплей и продажей. Начало складывания – 60е гг XVIIIв. Выделяют: Генезис кон XVII – нач XVIIIвв. Генезис капитализма 60е гг XVIIIв. Кризис 30 – 40-е гг XIX в. (Дружинин). Историки считали, что для России новые значения состояли в накоплении капитала, происходящего, прежде всего, в ростовщичестве и торговле. Способствующий фактор – достигнуто политическое и государственное единство.

2. Начало складывания Всероссийского рынка на основе товаро-денежных отношений.

Всероссийский рынок – специализация районов в экономических отношениях.

3. Политика протекционизма (поощрение российской торговли, против конкуренции, пошлины на иностранные товары) и меркантилизма (о количестве ввоза денег и серебра, о накоплении капитала).

Тормоз: дальнейшее укрепление крепостничества; господство феодального натурального хозяйства; политика закрепощения в отношении ремесленников и крестьян.

В.О. Ключевский писал, что XVII век открывает "новый период русской истории". И действительно, "после смуты Россия имеет и новую династию, и новые пределы государственной территории", и "новый правительственный класс" (дворянство) и "новый склад народного хозяйства" (частновладельческие крестьяне попадают в крепостную неволю, и на крепостной основе начинается промышленное развитие страны).

Часть советских историков связывала начало "нового периода русской истории" с началом буржуазного развития страны, полагая, что со второй половины XVII столетия начинается процесс разложения феодализма и зарождения капитализма в экономике страны.

Другая часть исследователей полагала, что ни в XVII, ни в первой половине XVIII вв. в стране не наблюдалось устойчивых капиталистических отношений (уклада), что период до второй половины XVIII в. был временем "прогрессирующего", а не разлагающегося феодализма. Представляется, что последняя точка зрения ближе к истине, и в XVII в. можно говорить лишь об отдельных, спорадически возникающих элементах буржуазного развития, которые деформируются, давятся толщей крепостничества.Генеральная линия русской истории в XVII — XVIII вв. проходила по пути дальнейшего укрепления феодально-крепостнических порядков и сословного строя.

Кристенсен акцентирует внимание на переломном, переходном характере XVII столетия в русской истории.этот тезис получает у него, и с этим нельзя не согласиться, глобальное звучание: ≪Любой исторический период является в известном смысле переходной эпохой, на протяжении которой нечто старое постепенно отмирает, а нечто новое нарождается≫. В целом он считает, что в XVII в. ≪рождений≫и≪отмираний≫ было значительно больше, чем в каком- либо другом столетии, и что в России в это время имел место переход отсредневекового общества к обществу нового времени, от феодальной к самодержавной монархии.

 

Начало царствов-я Петра1

Пётр I Великий (Пётр Алексеевич; 30 мая (9 июня) 1672 года — 28 января (8 февраля) 1725 года) —император всероссийский (с 1721 года).Пётр был провозглашён царём в 1682 году в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 г. С юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы (1697—1698 годы). По возвращении из них, в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Петр I относится к числу наиболее значимых фигур отечественной истории. Внимание к его личности и многообразной деятельности не ослабевает, ИЗУЧАЛИ- Шмурло, А.А. Кизеветтер, Ключевский. Начало серьезной историографической разработки темы связано с именем Н.Г. Устрялова и его 6-томным трудом «История царствования Петра Великого»; экскурсы Соловьева, Платонов, Сыромятников, Н.И. Павленко.

В 1682 г. умер царь Федор Алексеевич, после чего между различными группировками знати разгорелась ожесточенная борьба за власть. Исход ее решили стрельцы. В результате их восстания царями-соправителями были провозглашены малолетние Иван и Петр Алексеевичи при регентстве царевны Софьи (1682-1689). В 1689 г. Петр женился, то есть достигло понятиям того времени совершеннолетия. Регентство Софьи должно было завершиться. Не желая расставаться с властью, Софья подняла стрельцов против Петра, однако восстание было подавлено (Окончательно стрельцы были разгромлены после восстания, которое они пытались поднять в 1698 г).

Азовские походы. Великое посольство

Еще в правление Софьи под руководством В.В.Голицына, русские войска в соответствии с Вечным миром с Польшей предприняли в 1687 и 1689 гг. два неудачных похода против Крымского ханства. Став фактическим правителем государства, Петр I продолжил борьбу с Турцией и Крымским ханством. В 1695 г. была осаждена турецкая крепость Азов, но взять ее русским войскам не удавалось. Отсутствие флота не позволило блокировать морскую крепость, и она могла получать помощь извне. В 1696 г. в районе Воронежа было построено 30 военных кораблей, которые по Дону были переведены в Азовское море. Второй Азовский поход, предпринятый в том же 1696 г., закончился взятием Азова и основанием крепости Таганрог. Начавшаяся война с Турцией поставила вопрос о союзниках, необходимости денежных кредитов и закупке оружия за границей.

Для финансирования строительства флота вводятся новые виды податей: землевладельцы были объединены в так называемые кумпанства по 10 тыс. дворов, каждое из которых на свои деньги должно было построить корабль. В это время проявляются первые признаки недовольства деятельностью Петра. Был раскрыт заговор Циклера, пытавшегося организовать стрелецкое восстание. Летом 1699первый большой русский корабль «Крепость» (46-пушечный) отвёз русского посла в Константинополь для переговоров о мире. Само существование такого корабля склонило султана к заключению мира в июле 1700, который оставил за Россией крепость Азов.

При строительстве флота и реорганизации армии Пётр был вынужден опираться на иностранных специалистов. Завершив Азовские походы, он решает отправить на обучение за границу молодыхдворян, а вскоре и сам отправляется в первое путешествие по Европе.

В марте 1697 года в Западную Европу через Лифляндию было отправлено Великое посольство, основной целью которого было найти союзников против Османской империи. Великими полномочными послами были назначены генерал-адмирал Ф. Я. Лефорт, генерал Ф. А. Головин, начальник Посольского приказа П. Б. Возницын. Всего в посольство вошло до 250 человек, среди которых под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова находился сам царь Пётр I. Пётр ехал официально не как царь. Впервые русский царь предпринял путешествие за пределы своего государства.Пётр посетил Ригу, Кёнигсберг, Бранденбург, Голландию, Англию, Австрию, был намечен визит в Венецию и к папе римскому.

Посольство завербовало в Россию несколько сотен специалистов по корабельному делу, закупило военное и прочее оборудование.Кроме переговоров, Пётр много времени посвятил изучению кораблестроения, военного дела и других наук. Пётр поработал плотником на верфях Ост-Индской компании, при участии царя был построен корабль «Пётр и Павел». В Англии посетил литейный завод, арсенал, парламент, Оксфордский университет, Гринвичскую обсерваторию и Монетный двор, смотрителем которого в то время был Исаак Ньютон.

Великое посольство главной цели не достигло: коалицию против Османской империи создать не удалось из-за подготовки ряда европейских держав к Войне за испанское наследство (1701—14 годы), оказалось, что Австрия и Венеция — союзники России по антитурецкой коалиции не намерены оказывать России помощь в войне с Турцией. Однако благодаря этой войне сложились благоприятные условия для борьбы России за Балтику. Таким образом, произошла переориентация внешней политики России с южного направления на северное.

 

 

Северная война

ИЗУЧАЛИ- Сергей Федорович Платонов, Борис Башилов

Не найдя союзников для войны с Турцией, Петр I в то же время выяснил, что сложились благоприятные условия для борьбы за Балтику. Союзниками России в этой войне стали Дания, Речь Посполитая и Саксония (Северный союз). 13 августа 1700 г. Россия заключила мир с Турцией, а 14 июля объявила войну Швеции, и 23 сентября русские полки начали осаду крепости Нарва.

В августе 1700 г. шведский король Карл XII, высадив десант, бомбардировал Копенгаген и вынудил Данию выйти из войны. Войска шведов двинулись к Нарве. Сражение между шведскими и русскими войсками произошло 19 ноября 1700 г. и закончилось полной победой шведов. Россия потеряла 6000 человек, всю артиллерию и лишилась высшего офицерского состава, состоявшего из наемников-иностранцев. Карл XII не стал продолжать военные действия против России, а направил армию в Польшу против Августа II, где, по словам Петра I, надолго увяз.

В это время Петр активно создает регулярную армию, восстанавливает артиллерию. В Архангельске строят военные корабли, которые волоком через Карелию переправляют в Ладожское озеро. В 1702 г. с помощью этих кораблей русские и взяли крепость Нотебург (русский город Орешек). Он был назван Шлиссельбургом. Весной 1703 г. в устье Невы была взята крепость Ниеншанц, и в мае того же года был основан город Санкт-Петербург. В 1704 г. русская армия взяла Нарву и Дерпт. Эти победы, в общем, не произвели должного впечатления на Карла XII, продолжавшего военные действия в Польше и Саксонии. Королем Речи Посполитой стал ставленник Карла XII Станислав Лещинский. В 1706 г. Август II отрекся от польской короны.

После этого первая армия шведов пошла к Риге, а Карл XII с основными силами двинулся на Москву. Натолкнувшись на сильное сопротивление на границе России, шведский король свернул на Украину, дабы дать войскам передышку. У Карла XII не хватало продовольствия, боеприпасов, артиллерии. Из Риги на помощь ему вышел с огромным обозом шестнадцатитысячный корпус генерала Левенгаупта. Петр решил не дать ему соединиться с Карлом XII. Был сформирован 12-тысячный "корвалент" — летучий отряд, который во главе с Петром двинулся навстречу Левенгаупту.

28 сентября 1708 г. русские обрушились на шведов у деревни Десной недалеко от города Пропойска. Корпус Левенгаупта был разбит, потеряв 8000 человек и весь обоз.

Гетман Украины Иван Мазепа перешел на сторону Карла XII, обещав ему артиллерию, 50 тысяч казаков, продовольствие. Но ничего этого шведский король не получил. 2 ноября 1708 г. отряд А.Д.Меньшикова взял Батурин — резиденцию Мазепы. Попытки Карла XII идти на Москву по Муравскому шляху были отбиты русскими войсками.

Тогда шведы решили осадить Полтаву, где имелись запасы продовольствия и боеприпасов. От Полтавы незащищенные войсками дороги вели на Москву или на юг. Ветхая крепость Полтавы, благодаря мужеству 6,5 тысячного гарнизона, выдержала 3-месячную осаду, начавшуюся в апреле 1709 г., пока Петр I с основными силами не подошел к Полтаве.

27 июня 1709 г. состоялась Полтавская битва, завершившаяся полным разгромом шведов. Карл XII и Мазепа бежали в Турцию. Потеряв сухопутную армию, Швеция сохраняла мощный флот на Балтике и продолжала войну.

В1710 г. Турция, не смирившись с потерей Азова, объявила войну России. Войска Петра I, надеявшегося на помощь угнетенных народов Османской империи, двинулись к реке Прут. Обстоятельства, однако, складывались для русских неудачно. Поднять на борьбу балканские народы не удалось, а турки укрепились на Дунае. Войско Петра оказалось окруженным на реке Прут. Благодаря дипломатическому искусству сподвижника Петра I Шафирова удалось подписать мир с Турцией 12 июля 1711 г. Россия отдавала Турции Азов, ликвидировала Таганрог.

На северо-западе Россия готовилась к морским баталиям со Швецией. Создавался Балтийский флот, интенсивно шла боевая подготовка его личного состава. 25-27 июля 1714 г. в сражении у мыса Гангут шведский флот потерпел поражение. В начале 1720 г. пятитысячный русский отряд высадился в Швеции. 27 июля того же года русские моряки М.М.Голицына разбили шведский флот вице-адмирала Шеблата у острова Гренгам.

Русские сухопутные войска продолжали успешные военные действия в Швеции, что вынудило ее сесть за стол переговоров. 30 августа 1721 года был заключен Ништадтский мир между Россией и Швецией. К России отошли Эстляндия, Лифляндия, Ингрия с Петербургом и часть Карелии. Россия получила выход в Балтийское море и стала великой морской державой.

Вывод

Северная война оказала огромное влияние на перемены, произошедшие со страной. Большая часть реформ и преобразований Петра Великого была задумана и претворена в жизнь именно под влиянием этой войны. Многие историки считают действия Петра I излишне жестокими и необдуманными, тем не менее, он смог вывести Россию на новый уровень. И хотя эти изменения в основном легли тяжким грузом на плечи простого народа, и не внесли на первый взгляд в их жизнь благотворных изменений, а как замечают некоторые историки и очень сильно осложнили эту жизнь, нельзя не согласиться, что страна в глазах мирового сообщества приобрела высокое положение. И хотя она не стала таким Европейским государством, как представлял себе это великий реформатор, тем не менее, позитивные перемены с ней произошли.

 

 

Реформы Петра 1

ИЗУЧАЛИ- М.М Богословский, С.М. Соловьев (“Историей России”), М.Н. Покровский и Б.И. Сыромятников, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов.

Юридическое оформление неокрепшей власти монарха. Создание политических институтов, на которые он опирался: регулярная армия, флот, бюрократический аппарат управления, полиция, фискальная система.

предпосылки: (1682) отмена местничества; слияние поместных и вотчинных городов →1714 указ о единонаследии, 1722 – табель о рангах. 30-е годы 17в.- реорганизация вооруженных сил: солдат, драгунские полки, которые предшествовали постоянной армии. Промышленное строительство→один из способов борьбы с отсталостью. 43% промышленных предприятий-казенные. Уральский металлургический р-он – 1725 800тыс. пудов чугуна. 1750 – 2 мил.пуд. – 1 место по производству чугуна.

1719г – подушное уложение (было подворным) крепостные – 73 коп.; государственные – 1,20 коп. Однодворцы, служилые люди, засечные сторожа, казаки стали платить налоги. Дворяне должны были учиться грамоте (с 10-15 лет) в специальных школах.

Табель о рангах 1722г – 14 классов(рангов). 6 – обер-прокуроров(от прапорщиков до капитанов в армии, от калежского регистра до титулярного советника); 4 – штаб-офицеров (от майора до калежкого). первый офицеркий чин на военной и моркой лужбе потом дворяне. На гражданкой службе с 8 ранга(калежский асессор) потом дворяне.

1714г.- указ о единонаследии. поместье = вотчина.

Реформы центрального управления: с 1708г.ломка старых учрежд.; 1711г. – Боярская Дума → Сенат(верховный орган управления, издавал законы, коттролировал другие органы). Во главе - генерал-прокурор; фискалы – доносили. 1717-18гг. – приказы (44)→коллегии (13 – камерс-коллегия(торговля), мануфактурная, бер-коллегия(металлургическая), камер-коллегия(финанс.), штатс(расходная), коллегия юстиций(гражданское делопроизвод.), вотчинная коллегия, главный магистр(город.), синод, иностранная, военная, адмиралтейская,ревизионная). С 1708-09гг. делилось(:) м/у уездами и приказами: губернии и провинции. 8 губерний во главе с губернаторами(исполнительная и судебная власть).губернии: провинции(50): на уезды.

1699г. – посадское население передано выбрным ратушам и магистрам. административные реформы – абсолютизировали монархию.

Военные реформы: создается регулярная армия→новая форма комплектации. 1705г. – соз. новая форма созыва в армию:проводились принудительные наборы по дворам – 22 двора - рекрут. 1724г. – число душ, положено в оклад. Рекрутская повинность – система комплектации русской армии, введенная Петром1 и заключалась в обязательной поставке сословиями определенного числа рекрутов(пожизненный срок→с1793-25 лет→1834-20лет→1874-упразднилось). Рядовые – это крестьяне, посадские люди. Коман.сост.- из дворов, офицеры из дворянских сословий. К 1725г. – 130тыс.чел.гарнизонов -80тыс. староеружье заменено более совершенным со штыком и ударным кремниевым замком. Гранаты имелись у пехоты, артиллерия пехотных полков. 23-ех фунтовые пушки и 4 легковых мортиры.

Создание ВМФ. 1702-1715гг. – 25 линейных кораблей, 19 фрегат, 298 судов других классов. к 1725г. – Балтийский флот состаял из 32 лин. кораблей, 16 фрег. 8 шнек, 85 галер, более 300 греббных судов. Устав 1720г.

Церковная реформа. (1701-1725гг.). цель: подчинить церкви гос-ву, ликвидация патриаршества→Синод. 4 этапа: 1) 1701-1705-секуляризация церковных богатств; 2) 1705-1720 – 2этап секуляризации; 3) 1720-1721-закрытие монастырских приказовликвидация патриаршества, синод. 4) 1722-1725- разработка, введение штатов для церкви, учреждения.1764г. –церковь подчинена гос-ву. 17.мая 1722 – приложение о духовных лицах (доносить царю о недовольных, т.е. нарушение тайны исповеди.)

Реформы Культуры. 1701г.- математических и навигатских наук.москва.Л.Магницкий. 3 отделения – элементарная, цифирная, морская(навигатская). Изучали: арифметику, геометрию, тригонометрию, навигацию, геодезию,астрономию.1715г.-школы навигат. были переведены в Питер.(Морская академия).1720г. – циферная школа в 42-х городах, 46 городах школы духовенства. Инженерная школа – техники и артиллерии, медицины, кораблестроения, штурманов, ремесленные, Русский алфавит упростили (приблизили к латинице), появился гражданский шрифт – печатались книги. Введение арабских цифр. 1703г. – арифметика Магницкого и грамматика Смотрицкого. 1703г.-Ведомости. 1725г –открытие Академии наук. 1755- МГУ

Изменения в быту – ассамблеи, короткая одежда(на современный лад), запрещение бороды.

Значение преобразований: 1) укрепление абсолютизма, 2) развитие промышленности, торговля; 3) большие успехи в области науки, 4) флот, армия

 

Развитие К-ы в эпоху Петра1

Культура России XVIII в. развивалась под большим влиянием тех изменений, которые происходили в жизни народа, в социально-экономическом развитии страны. Русская культура XVIII в. развивалась как культура светская. ИЗУЧАЛИ- М.М. Щербатов, Карамзин

Герои Лесной, Полтавы, Гангута и Гренгама мало походили на стрельцов и ополченцев XVII в. Они отличались на только новыми мундирами, но и выучкой и вооружением. Без людей знающих немыслимо было строить флот, находить руду, создавать заводы, каналы, управлять государством. Все это требовало развития светского гражданского просвещения.. При Петре Великом в гражданском строительстве начали широко использовать камень. В эти годы в Петербурге были построены здания Адмиралтейства, Гостиного двора, Кунсткамеры и другие сооружения. В начале XVIII в. на смену иконописи приходит светская живопись. Художники-портретисты (Иван Никитин, Андрей Матвеев) стремились передать индивидуальность характеров, внутренний мир героев. В Петербурге сложился особый архитектурный стиль, который называется русским барокко.

В 1701 г. в Москве открыта Навигацкая школа, ас 1715 г. она стала приготовительным классом для созданной в Санкт-Петербурге Морской академии. Создавались артиллерийские, инженерные, медицинские, горные школы. В провинциях существовали три типа школ: епархиальные (для детей духовенства), цифирные (для разночинцев), гарнизонные и адмиралтейские (для солдат и матросов). В первой четверти XVIII в. были созданы учебники "Арифметика" Л.Магницкого, руководство по механике Скорнякова-Писарева, издана книга мировоззрения Гюйгенса, пропагандировавшая учение Коперника. В 1702 г. началось издание первой газеты "Ведомости". В 1708 г. был введен гражданский шрифт. Стали создаваться многочисленные типографии, книжные лавки. В 1719 г. а России был открыт первый музей — Кунсткамера.

Огромное значение для развития имела основанная в 1725 г. Петербургская Академия наук. Составлялись карты Камчатки, Балтийского моря, Дона. Был составлен "Атлас российской империи" Кириллова, проводились геологические разыскания. Из стен Академии вышли многие крупные ученые. Первое место среди них по праву занимает М.В.Ломоносов и его многие ученики: математик и астроном С.Я.Румовский, основоположник русской минералогической школы В.М.Севергин, натуралист и этнограф И.Н.Лепехин, философ Н.Н.Поповский и др. В первые десятилетия XVIII в. развитие науки было связано с практическими потребностями страны, что стимулировало развитие естественных наук.

Пётр I изменил начало летоисчисления с так называемой византийской эры («от сотворения Адама») на «от Рождества Христова». 7208 год по византийской эре стал 1700 годом от Рождества Христова, а Новый год стал праздноваться 1 января. Кроме того, при Петре было введено единообразное применение юлианского календаря.

Пётр пытался изменить положение женщин в русском обществе. Он специальными указами (1700, 1702 и 1724 гг.) запретил насильственную выдачу замуж и женитьбу. По оценке ганноверца Вебера, за время правления Петра несколько тысяч россиян были отправлены учиться за границу.

 

Дворц перевороты в России

эпоха дворц перев— смена царствующих особ, которая сопровождалась ожесточенной борьбой между различными группировками придворной знати. В 1722 г. Петр I издал указ о престолонаследии, НО не назначил себе наследника→ с 1725 по 1762 год в Рос Империи произошло 7 переворотов, каждый из которых возводил на престол нового государя, после чего, как правило, происходила смена персонального состава правящей верхушки.

ИЗУЧАЛИ - Н.И.Кареев, С. М. Троицкий, М. А. Бойцов. Историки сходятся во мнении, что изученность «эпохи дворцовых переворотов» оставляет желать лучшего. Работ, освещающих политические события этого периода практически нет. Е. В. Анисимов объясняет сложившееся положение тем, что это время «как бы остается в тени грандиозной эпохи реформ, первой четверти XVIII. Именно этим, вероятно, следует объяснить малочисленность научной литературы по истории России сразу после смерти Петра и до царствования Екатерины II». Следует отметить статью С. М. Троицкого «Историография «дворцовых переворотов» в России XVIII в.», опубликованную в журнале «Вопросы истории» в 1966 году. В статье И. В. Волковой и И. В. Курукина «Феномен дворцовых переворотов в политической истории России XVII – XX вв.» историографический анализ ограничивается упоминанием дореволюционных исследователей В. О. Ключевского, С. М. Соловьева и С. Ф. Платонова; современных – Н. Я. Эйдельмана и Е. В. Анисимова.

Новая знать (Меншиков, Толстой и др.) возвела на престол жену Петра Великого — Екатерину I. Большую роль в этом сыграла гвардия, новая сила, которая появилась на авансцене русской истории. В царствование Екатерины I (1725-1727) и (незадолго до смерти она выбрала своим преемником 12-летнего царевича Петра, сына убитого царевича Алексея) первые месяцы царствования Петра II (1727-1730) во глазе государственного управления фактически был Меншиков. Тайный совет уменьшил подушный сбор с населения, дал право торговли дворянам (до этого торговали только купцы). Но во время болезни Меншикова князья Долгоруковы и вице-канцлер Остерман восстановили Петра II против светлейшего князя. Меншиков был арестован и сослан в Сибирь. С конца 1727 по февраль 1730г. власть удерживали представители вельможной аристократии, стоявшие во главе Верховного Тайного совета, заменившего Сенат (Голицын, Долгоруковы). Петр II накануне свадьбы умер от оспы (в январе 1730 г). Было решено пригласить племянницу Петра I (дочь его брата Ивана) — Анну Ивановну (1730—1740). По предложению верховника князя Голицына были составлены письменные кондиции (условия) из 8 пунктов, которыми верховники хотели ограничить в свою пользу императорскую власть. Она согласилась. Анна разорвала кондиции, восстановила самодержавие, упразднила Тайный совет, Долгоруковых и Голицыных выслала. Началось десятилетнее правление Анны Ивановны. Был создан кабинет из трех министров во главе с Андреем Остерманом, указы которого были приравнены к императорским,, правление Анны называют бироновщиной, по имени герцога Бирона, бывшего при ней фактическим правителем России. Осенью 1740 г. Анна Ивановна заболела, а в октябре умерла. Но назначила наследника: двухмесячный сын племянницы Анны Леопольдовны Иван IV Антонович, а регентом при нем стал Бирон. Он был свергнут Минихом, и регентшей стала Анна Леопольдовна. В ноябре 1741 г. гвардейцы-заговорщики, возмущенные засильем немцев, возвели на престол дочь Петра I — Елизавету Петровну (1741—1761)→ восстановлена роль Сената, расширились права дворян, купечество получило новые привилегии. Все дела она передоверила министрам и фаворитам —Разумовскому и Шувалову. Наследником Елизаветы стал ее племянник, сын герцога Голштинского Петр III Федорович (1761-1762). Он был внуком Петра I и Карла XII. Петр III с первых дней начал проводить политику, чуждую русскому дворянству. Это грозило новой бироновщиной. Поэтому в июне 1762 г. гвардия совершила очередной переворот и возвела на престол жену Петра III Екатерину II.

 

 

Классификац русских мануф

ИЗУЧАЛИ- Заозерская, Мавродин, Полянский, Хромов, Кофенгаузен. История хозяйства Демидовых XVIII – XIXвв, 1950-е гг выводы – журнал «Вопросы истории», 1956г, №10 - статья Кузнецова.1965г – «Переход от феодализма к капитализму в России».Экономические историки во главе со Струмилиным считали капиталистической мануфактурой любое крупное предприятие, связанное с рынком, когда рабочие получали заработную плату.Рубенштейн, Вяткин: мануфактура пер пол XVIIIв – крепостное предприятие, потому что там применялся труд работников.Заозерская: мануфактура XVIIIв – смешенный тип предприятия, эксплуатация наемного и принудительного труда. Не отрицала наличие капиталистических мануфактур.

Мануфактуры смешенного типа (Заозерская «Мануфактура при П I»). Рыбаков: в Петровскую эпоху было ок 100 мануфактур, а не 200. В ведомостях, вместо мануфактур, были записаны ремесленные производства. XVIIв – 30 мануфактур; 1725 – ок 100 мануфактур; 1750 – 600 мануфактур; 1790 – 1200 мануфактур. Мануфактуры: вотчинные, казенные, посессионные, капиталистические (наемный труд), смешанные.

Типы мануфактуры: казенные, вотчинные, посессионные, купеческие, крестьянские. В промышленности произошла резкая переориентация с мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры. При Петре было основано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их создание. Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, но использование на ней преимущественно труда крестьян — посессионных, приписных, оброчных и др. — делало ее крепостническим предприятием. В зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфактуры делились на казенные, купеческие и помещичьи. В 1721 г. промышленникам было предоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием (посессионные крестьяне).

Приписные крестьяне, феодально-зависимое население России в 17 — середине 19 вв., которое было обязано вместо уплаты оброчной и подушной подати работать на казённых или частных заводах и фабриках. В конце 17 в. и особенно в 18 в. правительство для поддержки крупной промышленности и обеспечения её дешёвой и постоянной рабочей силой широко практиковало приписку государственных крестьян к мануфактурам на Урале и в Сибири. Обычно приписные крестьяне прикреплялись к мануфактурам без определённого срока, то есть навечно. Формально они оставались собственностью феодального государства, но на практике промышленники эксплуатировали и наказывали их как своих крепостных.

Государственные казенные заводы использовали труд государственных крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мастеров. Они обслуживали тяжелую промышленность — металлургию, судоверфи, рудники. На купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого потребления, работали и посессионные, и оброчные крестьяне, а также вольнонаемная рабочая сила. Помещичьи предприятия полностью обеспечивались силами крепостных помещика-владельца, а в конце XVIII в. возникают крестьянские мануфактуры. На крест-их мануфактурах работали наемные рабочие, чья производительность была значительно выше.

Регламент ман-коллегии 3 дек 1723г:

1)смешанные (наем+принуд труд); 2)феод-крепост (принуд труд):посессионные –Указ о приписке к заводам крест 1703г –Указ о покупке к заводам деревень 18янв1721г 3)капитал (наемн труд):купеческие –Указ о передаче купцам казеных заводов 28февр1711г

Виды и типы мануфактур: ①Феодально-крепостические – вотчинные, казенные(раб.в свободное от работы время), пасессионные ②Капиталистические – купеческие,крестьянские(наемный труд) ③Смешанные – свободный и смешанный труд\\\ ①Вотчинные-появ. Не в результате натурального хозяйства, а в результате его разложения. Господств. В волоконской промышленности ②Казенные-использовался труд крестьян,они работали на мануфактуре не за заработную плату, а в счет податей, кот должны были платить государству ③Пасессионные применялись к метал. Заводам ④Купеческие мануф – исп.наемный труд.

 

 

Разв рус просвет-ва в 18в

В России эпоха Просвещения занимает преимущественно XVIII век, когда правительство активно способствовало развитию наук и искусств. В этот период возникли первые русские университеты, библиотеки, театр, публичные музеи и относительно независимая пресса. Наибольший вклад в русское Просвещение принадлежит Екатерине Великой, которая, как и прочие просвещенные монархи, играла ключевую роль в поддержке искусств, наук и образования. Место России в мире в эту эпоху активно обсуждали Денис Фонвизин, Михаил Щербатов, Андрей Болотов, Иван Болтин и Александр Радищев. В дальнейшем эти дискуссии породили раскол русского общества на западников и славянофилов. В начале царствования Петра Великого школы в России были предназначены для обучения лиц духовного звания. За недостатком светских школ Петр I посылал дворян учиться за границу. Он же предпринял усилия для организации в России школ западного образца. Петр I ввел новый гражданский алфавит, написание букв которого приобрело сходство с латинским. Будучи в Европе, царь пригласил в свою новую столицу многих учёных, из которых сформировал Академию наук. При ней уже после его смерти открылись два учебных заведения: гимназия и университет с тремя факультетами и преподаванием математики, физики, анатомии, философии, истории и права. Вторым русским университетом стал Московский, открывшийся в 1755 г. Кроме его медицинского факультета и уже упомянутой Московской госпитальной школы в Петербурге также уже существовали медицинские школы при госпиталях, которые в 1786 г. были объединены в Главное врачебное училище. В 1798 г. система здравоохранения и медицинского образования была дополнена созданием Московской медико-хирургической академии. Для высшего дворянства в 1731 г. был учрежден Шляхетский кадетский корпус, а в 1752 г. -- Морской кадетский корпус. В программу Шляхетского корпуса входили логика, математика, физика, риторика, история, география, латинский и французский языки, этика, право, экономика, навигация, артиллерия и фортификация, фехтование, музыка, танцы, архитектура, рисование и скульптура. Во второй половине XVIII века получили распространеине также частные пансионы и домашнее образование. Гувернерами русские дворяне обычно приглашали французов.

Во время правления дочери Петра императрицы Елизаветы идея просвещенного абсолютизма была подхвачена её фаворитом Иваном Шуваловым. Он был идеальным просвещенным придворным, содействовал основанию Московского университета и Императорской академии художеств, в которых сосредоточилась интеллектуальная жизнь многих деятелей искусства последней четверти XVIII века. Шувалов покровительствовал и величайшему из русских учёных того времени Михайло Ломоносову, который многое сделал в самых различных областях естествознания, а также в поэзии, религиозной философии и изобразительном искусстве. Среди российских естествоиспытателей эпохи Просвещения известны также химик Товий Ловиц, натуралисты и этнографы Иоганн Георги и Иоганн Гюльденштедт, ботаник и географ Иоганн Фальк, географы Н. Я. Озерецковский и П. И. Рычков.

 

Особ развития рус К-ы в 18в

Просвещение и наука

Культура России XVIII в. развивалась под большим влиянием тех изменений, которые происходили в жизни народа, в социально-экономическом развитии страны.Русская культура XVIII в. развивалась как культура светская. Герои Лесной, Полтавы, Гангута и Гренгама мало походили на стрельцов и ополченцев XVII в. Они отличались на только новыми мундирами, но и выучкой и вооружением. Без людей знающих немыслимо было строить флот, находить руду, создавать заводы, каналы, управлять государством. Все это требовало развития светского гражданского просвещения.

В 1701 г. в Москве открыта Навигацкая школа, ас 1715 г. она стала приготовительным классом для созданной в Санкт-Петербурге Морской академии. Создавались артиллерийские, инженерные, медицинские, горные школы. В провинциях существовали три типа школ: епархиальные (для детей духовенства), цифирные (для разночинцев), гарнизонные и адмиралтейские (для солдат и матросов). В первой четверти XVIII в. были созданы учебники "Арифметика" Л.Магницкого, руководство по механике Скорнякова-Писарева, издана книга мировоззрения Гюйгенса, пропагандировавшая учение Коперника. В 1702 г. началось издание первой газеты "Ведомости". В 1708 г. был введен гражданский шрифт. Стали создаваться многочисленные типографии, книжные лавки. В 1719 г. а России был открыт первый музей — Кунсткамера.

Огромное значение для развития имела основанная в 1725 г. Петербургская Академия наук. Составлялись карты Камчатки, Балтийского моря, Дона. Был составлен "Атлас российской империи" Кириллова, проводились геологические разыскания. Из стен Академии вышли многие крупные ученые. Первое место среди них по праву занимает М.В.Ломоносов и его многие ученики: математик и астроном С.Я.Румовский, основоположник русской минералогической школы В.М.Севергин, натуралист и этнограф И.Н.Лепехин, философ Н.Н.Поповский и др. В первые десятилетия XVIII в. развитие науки было связано с практическими потребностями страны, что стимулировало развитие естественных наук. Во второй половине XVIII в. активно развивались общественные науки. Именно в это время В.Н.Татищев, М.М.Щербатов, М.ВЛомоносов, И.Н.Болтин создают первые труды по истории российского государства.Во второй половине XVIII в. продолжается развитие просвещения. Его центром был созданный в 1755 г. по инициативе М.В.Ломоносова Московский университет. В 1757 г. была открыта Академия художеств. В России конца XVIII в. начала формироваться система общеобразовательной школы. В губернских городах создавались главные четырехклассные народные училища, а в уездных городах — малые двухклассные училища. Солдатские дети обучались в солдатских школах. В духовных семинариях и школах обучались дети духовенства. Дворянские дети обучались в закрытых дворянских учебных заведениях: частных пансионах, шляхетских корпусах, институте благородных девиц или получали домашнее образование. Во второй половине XVIII в. в России насчитывалось около 20 горных, медицинских, штурманских, межевых, коммерческих и других школ. Образование носило сословный характер.Всего на рубеже XVIII-XIX вв. в России насчитывалось 550 учебных заведений, где обучалось 62 тыс. человек. Это говорило об успехах просвещения, но оно все же не удовлетворяло потребностей страны в образованных людях.

Литература и искусство



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.049 с.)