Восстановление экономики и изменения в управлении. Перестройка 1953г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восстановление экономики и изменения в управлении. Перестройка 1953г.



К началу 50-х гг. в связи с окончанием восстановления народного хозяйства, расширением масштабов производства и усложнением хоз. связей, повышением квалификации и культуры народа командно-административная система, полностью соответствовавшая экстремальным ситуациям, начала входить в противоречие с реальными отношениями. Прежде всего, неэффективность системы начала проявляться в управлении хозяйством.

Определённую роль сыграли и политические процессы, связанные со смертью Сталина 5 марта 1953 г.

На совместном заседании Пленума ЦК, Совета Министров и Президиума Верховного Совета было принято решение об изменении руководства страной. Совет Министров возглавил Г.М. Маленков, его заместителем стал Л.П.Берия. Министерство внутренних дел и Министерство государственной безопасности сливались, руководителем был избран Берия. Министром вооруженных сил стал Н.А.Булганин, Министром иностранных дел оставался Молотов, председателем президиума верховного совета – Ворошилов.

Новое руководство – так называемый триумвират – в первую очередь предпринял ряд шагов, направленных на устранение наиболее заметных проявлений репрессивной системы. 27 марта 1953 г. был принят Указ об амнистии (до конца года освободились около 1000 человек).

Одновременно развернулась борьба за лидерство, стержень которой определяли между Маленковым, Хрущёвым и Берией.

Март 1953 – февраль 1955 гг.- период «коллективного руководства». В сентябре 1953 г. Н.С.Хрущёв был избран на пост первого секретаря ЦК КПСС, что значительно усилило его властные позиции, поскольку управление страной осуществлялось практически через партийный аппарат. Тем не менее, правительству под руководством Г.М.Маленкова удалось наметить и провести некоторые преобразования в экономике.

В августе 1953 г. на сессии Верховного Совета СССР Маленков сформулировал основные направления нового экономического курса. Содержание этого курса определяла социальная переориентация экономики, попытка перевернуть практику политического и хозяйственного руководства «лицом к народу», развязать местную инициативу.

В 1954 г. были произведены изменения в организационной структуре министерств и произведено сокращение управленческих штатов.

Вследствие сделанного на 21 съезде КПСС (январь – февраль 1959 г.) вывода о полной и окончательной победе социализма и завершении перерастания государства диктатуры пролетариата в общенародное социалистическое государство, развернулась кампания по повышению роли Советов (хотя фактически они продолжали находиться под контролем партийных органов).

Политика преодоления культа личности Сталина привела руководство страны к необходимости изменения систему хозяйственного управления – составной части существовавшей командно-административной системы, основанной на жёсткой централизации. В 1957 г. отраслевая структура управления заменяется на территориальную, что выражалось в ликвидации министерств и создании Советов народного хозяйства областей и экономических районов.

 

Билет 31.1. Центральные государственные учреждения России 1 четверти ХVII в. Коллегии.

Коллегии - центральные государственные учреждения в России, созданные Петром Великим. Мысль о реформе центральных учреждений появилась у Петра под влиянием насущной потребности времени. Старая система "приказов" была расшатана уже в первые годы северной войны; передача областного управления губернаторам в 1708-12 гг. привела к окончательному упразднению значительной части приказов; только что созданный сенат не мог заменить собой целой системы учреждений и был завален работой; наконец, окончательное переселение царя в Петербург в 1715 г. укрепило в нем сознание потребности восстановить центральные учреждения. При этих обстоятельствах Петр охотно принял предложение, сделанное ему неизвестным лицом, вероятно, между январем и мартом 1715 г. Неизвестный предлагал ввести в России семь шведских коллегий, пользовавшихся в то время репутацией лучших центральных учреждений в Европе (юстиц-коллегия, канцелярии иностранных дел коллегия, адмиралтейская, кригс-, камер-, штатс— и коммерц-К.) и разделить управление коллегиями между сенаторами. С этого времени Петр энергично принимается за осуществление проекта и командирует в декабре 1715 г. в Швецию, чтобы собрать на месте материал для предстоящей реформы. С отъездом Петра за границу (1716-17 гг.) устройство К. приостановилось; но за границей Петр продолжал присматривать людей для К. С возвращением Петра в октябре 1717 г. дело двинулось быстрее. В декабре окончательно установлен был состав К., составлены списки персонала и произведены первые назначения президентов и вице-президентов. Иностранную, воинскую и адмиралтейскую К. можно было просто переделать из существовавших уже канцелярий; канцлер, фельдмаршал и адмирал остались их начальниками. Юстиц-К. создана была путем соединения старых судебных приказов; остальные К. организованы вновь. 1718-20 гг. прошли в собирании предварительных справок, окончательном подборе служащих и составлении регламентов К. Регламенты эти большей частью были точными переводами с шведских, с выпуском мест, не подходивших к русским условиям, и с соответственными редакционными изменениями. Однако же, точное заимствование шведских К. имело свои неудобства. Шведские К. зависели прямо от короля и не зависели от сената, являясь, таким образом, высшими учреждениями в государстве. Иностранные руководители реформы, по-видимому, и предполагали, что введение К. должно упразднить сенат. Но сенат остался и вместе с тем явился вопрос, в какой степени К. должны ему подчиниться. Иностранная, военная и адмиралтейская К. были и остались равноправны сенату. Другие К. решено было подчинить ему: для этой цели только что назначенные президентами К. сенаторы были заменены другими, гораздо менее вельможными и влиятельными; ревизион-К., как контролирующая, прямо слита с сенатом. Переведенные с шведского регламенты также оказались не во всем пригодными для России, и Петр сам скоро отдал распоряжение, хотя и оставшееся большей частью невыполнимым — составить новые регламенты К., по образцу исправленного им лично регламента адмиралтейской К.

Для рассмотрения дел, К. должны были заседать по генеральному регламенту ежедневно, кроме праздничных дней, с 6 часов утра в течение пяти часов. Секретарь был начальником канцелярии и докладчиком в заседаниях К. Всякая поступившая бумага записывалась во входящий журнал; изготовленное в канцелярии дело докладывалось секретарем. Присутствующие большинством голосов постановляли по докладу решение, которое тут же вносилось нотариусом в протокол, подписываемый всеми членами. Нотариус вел реестр и нерешенным делам, находившийся постоянно на столе присутствия перед президентским местом. Дела, которые не могли быть решены К., представлялись с мнением К. в сенат. За ходом дел в К. наблюдал особый прокурор, сама К. наблюдала за исполнением своих распоряжений с помощью фискалов (скоро, впрочем, уничтоженных). Каждая К. имела свою контору в Москве, где заседал один (или два) член К., менявшийся погодно.

Были три черты, выгодно отличавшие новое коллежское устройство от старого приказного: его коллегиальная форма, систематическое распределение дел между центральными ведомствами и стройный бюрократический порядок течения дел в коллегии. Коллегиальную форму сам Петр очень ценил и придавал ей большое значение, как средству уничтожить личный произвол администраторов. Приказы большей частью уже не существовали или совершенно потеряли свое старое значение; ко времени устройства К. Россия не имела никаких центральных учреждений, и это именно заставило правительство, сознавшее необходимость каких-нибудь учреждений такого рода, искать образцов за границей. Искать их именно в Швеции побудила советников Петра хорошая репутация шведских учреждений в Европе; а репутацию свою шведские К. приобрели скорее благодаря двум другим указанным чертам: систематичности в распределении ведомств и прочно установившейся бюрократической рутине, которая не могла быть налажена в России, за отсутствием тех качеств, которыми отличались шведские чиновники, — трудолюбия, честности и знания дела. Иностранные руководители реформы напрасно настаивали на подборе технически подготовленного и хорошо оплачиваемого персонала: первое было невозможно по недостатку образовательных средств, второе — по недостатку финансовых.

Общая перемена в положении всех К. произошла с введением губернских учреждений императрицы Екатерины II. Правильное устройство финансового и судебного ведомства в провинции сделало почти ненужными петровские штатс-, камер-, ривизион— и юстиц-коллегии; все они и были упразднены тогда же (1785-86). Вместе с последней закрылась и вотчинная К., созданная Петром из поместного приказа. Из других К., упраздненных при введении губернских учреждений, император Павел восстановил берг— и мануфактур-К. Вместе с коммерц-К., сильно сократившейся в своей компетенции, они просуществовали до учреждения министерств. Наконец, три первенствующие К., военная, адмиралтейская и иностранная, прямо перешли в ведомство соответствующих министров, точно также как и при введении К. они прямо преобразованы были из ранее существовавших учреждений. Некоторое время даже организация их оставалась старой.

2. Демократизация системы управления промышленностью в конце 50-х гг. и ее результаты К началу 50-х годов в стране были созданы значительные сырьевые ресурсы для успешного развития н/х в будущем. Первое послесталинское десятилетие вошло в историю как период хрущевской "оттепели". При Хрущеве приоритетным направлением экономики стало с/х. Освоение целинных и залежных земель=> быстрый и заметный результат. С конца 50-х годов в с/х был проведен ряд волюнтаристских мероприятий - массовое преобразование колхозов в совхозы, ликвидация приусадебных участков колхозников, изъятие домашнего скота из личного пользования, ликвидация неперспективных деревень. В результате после периода успешного развития в с/х наступил период застоя. В конце 50-х наметились негативные явления и в промышленности. Нарастал разрыв между производством группы "А" (средства производства) и группы "Б" (предметы потребления). Чтобы выправить ситуацию Хрущев предпринял ряд административных реформ - были упразднены отраслевые министерства и созданы территориальные органы управления промышленностью - Советы народного хозяйства (Совнаркомы). Цель реформы - децентрализация управления экономикой. Также с начала 50-х ведется интенсивное строительство - промышленное и жилищное; пуск первой атомной электростанции (1954); выпуск и эксплуатация самолета ТУ-104; запуск межконтинентальной баллистической ракеты (1957); первый искусственный спутник (1957); атомный ледокол "Ленин" (1959); полет Гагарина (1961) и др., а также реорганизация Академии наук, создание научных городов, центров и институтов, развитие системы народного образования, развитие культуры - кино, балет, цирк, театр, литература.

Билет 32.1.Местные госучреждения в 1 четверти ХVIII в. Губернская реформа Петра 1. В условиях усиления классовой борьбы в начале XVIII в. старая система местных государственных учреждений и должностных лиц не могли удовлетворять господствующий класс. Неуклюжий и консервативный аппарат воевод и губных старост не мог быстро и решительно бороться с различными проявлениями недовольства масс, взыскивать налоги, осуществлять наборы в армию, проводить предписанные из центра преобразования.В 1699 г. из ведения воевод было выделено посадское население. Купечество, ремесленники и мелкие торговцы каждого города получили право выбирать из своей среды бурмистров, объединявшихся в особое учреждение - бурмистерскую (земскую) избу, во главе которой стоял президент - должность, исправляемая бурмистрами поочередно. Питейными и таможенными сборами ведали особые бурмистры. Бурмистерские избы были независимы от воевод и подчинялись только Бурмистерской палате (ратуше) в Москве.С учреждением этих сословных городских органов в ведении воевод сохранились немногие отрасли и объекты управления: военное управление, там, где существовали крепости, некоторые полицейские функции - в городах, а вне их - заведование служилыми людьми и крестьянами в отношении суда и сборов. Город и городское население - основной и наиболее прибыльный объект и источник воеводского обогащения - ускользнул из его власти. Компетенция и доходы воевод значительно сократились.Вслед за воеводами пало значение и губных старост. В 1702 г. они были упразднены, а их делами приказано было ведать воеводам с товарищами из двух - четырех дворян, выбранных по уездам.Указом 18 декабря 1708 г. "для всенародной пользы" были созданы восемь губерний: Московская, Ингерманландская (С 1710 г. она стала называться Петербургской.), Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангелогородская и Сибирская. В 1713 г. была добавлена Рижская, с упразднением Смоленской, а в 1714 г. - Нижегородская и Астраханская. Это были обширнейшие административно-территориальные единицы, неравные по территории и населению. В Московской губернии насчитывалось 39 городов, в Азовской - 77, в Смоленской только 17…Губернатор управлял губернией с помощью канцелярии, где находились дьяки и подьячие (последние вскоре стали называться секретарями).

Ближайшими помощниками губернатора были вице-губернатор, а также лаыдрихтер; последний должен был под руководством губернатора заведовать судебными делами, но на практике ему нередко поручались финансовые, межевые и розыскные дела. Другими чиновниками губернии были глава военного управления обер-комендант, а также заведующие в губернии денежными и провиантскими сборами - обер-комиссар и обер-провиантмейстер.

Каждая губерния включала сложившиеся в XVII в. уезды, во главе которых стояли воеводы, переименованные в 1710 г. в комендантов.

Губерния была слишком обширной территориальной единицей, и с первых же лет их существования потребовались в ряде губерний промежуточные территориальные инстанции между ними и уездами. Уже с 1711 г. упоминалась Ярославская провинция, включившая семь уездов; в последующие годы (1712 - 1715) появился ряд других провинций, во главе которых были поставлены обер-коменданты. В это же время появились в ряде провинций и губерний чиновники, заведовавшие финансами и сборами, - комиссары и обер-комиссары. В некоторых губерниях существовали особые судебные комиссары.

Реформа местного управления 1708 - 1710 гг. уничтожила старый принцип назначения на должность на "государево пожалование" и превратила всех должностных лиц местного управления в чиновников абсолютной монархии, руководствующихся не частными наказами, данными из приказов, а общегосударственными законами и распоряжениями.

Желая поставить деятельность губернаторов под контроль местного дворянства, правительство указом 1713 г. учредило при каждом губернаторе 8 - 12 ландратов (советников).

Воеводскую (комендантскую) канцелярию соответственно заменила ландратская канцелярия.

Первая реформа местного аппарата 1708 - 1715 гг. несколько упорядочила правительственный аппарат, разрушив ведомственную пестроту и принципы территориального деления и управления. Однако эта реформа не устранила еще разнообразия в местном управлении.

Учреждение коллегии и предполагаемая новая подушная система обложения требовали проведения новой административной реформы местного управления. Фактическая реформа 1719 - 1720 гг. явилась продолжением первой административной реформы. В мае 1719 г. территория каждой губернии (всего к этому времени существовало 11 губерний) была разделена на несколько провинций; в Петербургской губернии их было 11, в Московской - 9, в Киевской - 4 и т. д. Всего учреждалось 45 провинций, а вскоре их число возросло до 50.

 

Как административно-территориальная единица губерния продолжала существовать; в Сенате и коллегиях все ведомости, списки и различные сведения составлялись по губерниям, но власть губернатора распространялась только на провинцию губернского города. Основной единицей территориального деления сделалась провинция. Во главе важнейших провинций стояли генерал-губернаторы, губернаторы и вице-губернаторы, а остальных провинций - воеводы. Все эти должностные лица имели весьма широкую компетенцию в области административных, полицейских, финансовых и судебных дел. Провинции подразделялись на округа - дистрикты, во главе которых стояли земские комиссары, выбираемые местным дворянством. Кроме того, в каждой провинции существовали: контора рекрутских дел - учреждение, заведовавшее рекрутскими наборами, канцелярия вальдмейстерских дел - казенными, главным образом корабельными лесами, провиантмейстерская контора, провинциальные и городовые фискалы, канцелярия розыскных дел, канцелярия свидетельства "душ" и другие учреждения и должностные лица. Неудача самостоятельного существования судебных учреждений в России в конце первой четверти XVIII в. объясняется тем, что сама идея "разделения властей" была чужда феодальному государству на этой стадии его развития. Обострение классовых противоречий и неустройство всего государственного аппарата в Русском государстве вызвали в конце XVII в. мероприятие чрезвычайного характера: господствовавший до этого в рассмотрении гражданских и большей части уголовных дел обвинительный процесс был вытеснен розыском. В 1697 г. Петр I указал "суду и очным ставкам не быть, а ведать все дела розыском". Но это было лишь временным мероприятием. Судебные порядки Русского государства XV - XVII вв., с личным усмотрением судей и бесконтрольностью, с процессуальной пестротой и самостоятельностью, уже не соответствовали задачам абсолютной монархии. Поэтому розыск был вскоре заменен следственным или инквизиционным процессом, являвшимся дальнейшим развитием розыска в условиях абсолютной монархии. 2.Перестройка советских органов управления в 60-70 годы и ее последствия. Политика преодоления культа личности Сталина привела руководство страны к необходимости изменения системы хозяйственного управления – составной части существовавшей командно-административной системы, основанной на жёсткой централизации. В 1957 г. отраслевая структура управления заменяется территориальной, что выражалось в ликвидации министерств и создании Советов народного хозяйства областей и экономических районов. Для обоснования перспективности указанных мер делалась ссылка на опыт ВСНХ первых лет Советской власти. Но при этом игнорировалась необходимость координации деятельности местных органов на общегосударственном уровне. Это привело к развитию местнических устремлений регионов и нарушению пропорций и внутренних связей народнохозяйственного комплекса. Поэтому в начала 60-х гг. были образованы республиканские совнархозы, а затем Совет народного хозяйства СССР (1963 г.). Одновременно были созданы отраслевые государственные комитеты. Это привело к ещё большим трудностям в управлении из-за многоступенчатости системы и пересечении функций её отдельных звеньев. В итоге, после смещения Хрущёва (1964 г.) был осуществлён возврат к отраслевой структуре управления хозяйством (1965 г.), т.е. произошла регенерация командно-административной системы. Хозяйственная реформа 60-х гг., призвана повысить эффективность общественного производства за счёт широкого внедрения хозяйственного расчёта и предоставления экономической самостоятельности предприятиям, к началу 70-х гг. была практически свернута, что объясняется неуклонным нарастанием централизованно-бюрократических методов управления.

В 1977 г. была принята Новая Конституция 7 октября, она состояла из 9-ти разделов, включающих 21 главу и 174 статьи.

Разделы 5 и 6 описывали структуры и функции высших органов государственной власти и управления в СССР, союзных республиках и местных органов власти. Высшим органом государственной власти, правомочным решать все вопросы, отнесённые к ведению Союза ССР, провозглашался Верховный Совет СССР, состоявший из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета национальностей. Постоянно действующим органом Верховного Совета являлся Президиум Верховного Совета, осуществлявший функции высшего органа государственной власти в период между его сессиями. Рабочими органами Совета Союза и Совета национальностей являлись избираемые из числа депутатов постоянные комиссии.

Высшим исполнительным и распорядительным органом государства стал Совет Министров – Правительство СССР.

Последние разделы Конституции были посвящены организации судопроизводства, арбитража, адвокатской деятельности, государственной атрибутики, и т.д.….

 

Билет 33.1.Период государственных переворотов и «фаворитизм» в истории русской государственности. Период государственных переворотов и «фаворитизм» в истории русской государственности.Отсутствие легитимного наследника Петра I и масштабность его преобразований, в ходе которых были разрушены многие традиционные устои, породили длительный период политической нестабильности и дворцовых переворотов. В 1725 г. после смерти Петра I состоялся первый дворцовый переворот, в результате которого на трон была возведена его вторая жена Екатерина I. При императрице был создан Верховный тайный совет, обладавший высшими законодательными правами, а реальная власть сосредоточилась в руках князя Меншикова А.Д. В 1727 г. после ее смерти императором стал внук Петра I – Петр II. Через несколько месяцев произошел второй дворцовый переворот: группировка князей Долгоруких добилась от Петра II отстранения от власти и ссылки Меншикова А.Д. В 1730 г. на русский престол была приглашена племянница Петра I Анна Ивановна. Главную роль в управлении государством стал играть Кабинет министров и фаворит императрицы Бирон. Время правления Анны Ивановны вошло в историю под названием "бироновщина" и традиционно считалось мрачным периодом. После ее смерти в 1740 г. наследником трона стал малолетний Иван Антонович, а регентом при нем – Бирон. В ноябре 1740 г. состоялся третий дворцовый переворот: гвардия низложила Бирона и провозгласила правительницей мать Ивана Антоновича – Анну Леопольдовну. В 1741 г. в результате четвертого дворцового переворота императрицей становится дочь Петра I – Елизавета Петровна.Елизавета Петровна взошла на престол при помощи гвардейцев 25 ноября 1741 гОна упразднила Кабинет министров, восстановила роль Сената как высшего государственного органа.Не уделяя много времени государственным делам, она предпочитала разного рода пышные развлечения. Политика Елизаветы отличалась осторожностью и даже некоторой мягкостью. Она отменила смертную казнь, был несколько снижен податной гнет. Вместе с тем ужесточилась религиозная политика: например, был принят указ о перестройке лютеранских храмов в православные. После смерти Елизаветы в 1761 г. на российский престол вступил ее племянник, внук Петра I – Петр III (1761–1762). Несмотря на то, что именно при нем Манифестом о вольности дворянской была отменена обязательность службы дворян, его дни были сочтены. В июне 1762 г. гвардия осуществила последний в XVIII в. дворцовый переворот, в результате которого императрицей стала жена Петра III – немецкая принцесса Софья, Екатерина II. В 18-м веке фаворитизм в связи с правлением женщин приобрел иные черты. Фавориты безмерно одаривались титулами и поместьями, имели огромное политическое влияние. Неспособны к государственной деятельности императрицы (за исключением Екатерины II, конечно). Целиком и полностью полагались на волю своих любимцев. В целом, фаворитизм нанес России огромный материальный урон и привел к переходу власти от истинных правителей к людям, не имеющим отношения к царскому двору.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.022 с.)