Мастерство взаимодействия педагога с учащимися на уроке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мастерство взаимодействия педагога с учащимися на уроке



Занятие 3

Мастерство взаимодействия педагога с учащимися на уроке

Форма занятия: практикум. Наблюдение и анализ видеоурока.

На занятии вы:

· получите представление о педагогическом взаимодействии как основе педагогического процесса;

· самостоятельно повторите функции, структуру, стили педагогического общения;

· просмотрите видеоурок по выбору преподавателя и проведете наблюдение за средствами и приемами педагогического общения учителя на уроке;

· проанализируете индивидуальные особенности педагогического общения учителя на уроке с точки зрения конструирования педагогически целесообразных отношений с учащимися;

· определите методы, приемы, средства организации продуктивного общения на уроке и оцените взаимодействие учителя с учащимися на уроке.

Подготовка к практическому занятию

1.Самостоятельно повторите тему «Педагогическое общение» (см. лекцию и обязательную литературу) и изучите содержание Приложения 1 «Основы педагогического общения»

2.Ознакомьтесь с протоколом графической регистрации педагогического общения на уроке, на основании которого вы будете проводить наблюдение видеоурока. (Приложение 2). Протокол должен быть у вас на занятии для наблюдения за уроком.

 

Ход занятия

1. В процессе наблюдения заполняйте протокол графической регистрации педагогического общения на уроке. (Приложение 2)

2.На основе наблюдения взаимодействия учителя и учащихся будьте готовы устно проанализировать урок с точки зрения того, как учитель обеспечил реализацию коммуникативной, перцептивной, интерактивной функций педагогического общения. При анализе ориентируйтесь на заполненный протокол, схему устного анализа в приложении 3.

Форма контроля

Письменный анализ педагогического общения на уроке.

 

Задание: Укажите способы реализации учителем коммуникативной, перцептивной, интерактивной функций педагогического общения и оцените их эффективность с точки зрения обучения, воспитания, развития школьников. Определите стиль общения учителя и выявите наиболее типичные, на ваш взгляд, ошибки в общении, причины их возникновения, их связь с личностными особенностями учителя (используйте материал приложения 1). Предложите свои варианты организации общения на данном уроке. Сделайте вывод о средствах создания благоприятного психологического климата на уроке.

Выполните по желанию задание для самообразования

1.Просмотрите видеоурок по выбору и на основе наблюдения определите общий эмоциональный фон урока, оценив (см. методики в приложении 4):

· эмоциональную удовлетворенность учителя взаимодействием с учениками;

· эмоциональную удовлетворенность учеников взаимодействием, организованным учителем на уроке

· свою эмоциональную удовлетворенность взаимодействием, организованным учителем на уроке.

· Сделайте устные выводы об атмосфере, царившей на уроке, о стиле педагогического общения, стиле руководства и стиле взаимоотношений учителя и учащихся.

Видеоматериалы

1. В/Ф Урок географии «Природные ресурсы». Учитель Герасимова С.В.

2. В/Ф Урок английского языка в 5 классе. «Ролевая игра- путешествие». Учитель А.А. Сорока.

 

Основная литература

1. Жук, А.И. Основы педагогики / А.И. Жук [и др.] – Минск: Аверсэв, 2003. – С. 209-218.

2. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик. – М.: Просвещение, 1987. – С. 33-38, 122-132, 144-145.

3. Карпович, Т.Е. Основы педагогики / Т.Е. Карпович. – Минск: Тесей, 2007. –С. 118-128.

4. Кашлев, С.С. Педагогика: теория и практика педагогического процесса: учеб. пособие. В 3ч. – Ч.2 / С.С. Кашлев. – Минск: Зорны верасень, 2008. – С.42-58.

5. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие / Под ред. И.А. Зязюна. – М.: Просвещение, 1989. – C.83-92, 108-112, 138-152.

6. Кухарчук, А.М. Человек и его профессия / А.М. Кухарчук. – Минск: Современное слово, 2006. – С. 183-275.

7. Ротанова, Т.А., Психодиагностические методы изучения личности / Т.А. Ротанова, Н.Ф. Шляхта. – М.: Моск. Психолого- социаль. ин-т: Флинта, 1998. – С. 189-202.

Дополнительная литература

1. Петрова, Е.А. Жесты в педагогическом процессе / Е.А. Петрова. – М: Московское городское педагогическое общество, 1998. – С. 69-82.

2. Прокопьев, И.И. Педагогика: основы общей педагогики. Дидактика / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Минск: ТетраСистемс, 2002. – С. 207-230.

3. Рыданова, И.И. Основы педагогики общения / И.И. Рыданова. –Минск: Бел. Навука, 1998. – С.134-179.

4. Воспитательная деятельность педагога / И.А. Колесникова [и др.]; под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – С. 325-327.

 

Приложение 2

 

Схема записи протокола графической регистрации педагогического общения на уроке, характерного для системы «учитель - ученик», «учитель - ученический коллектив»

 

Цель просмотра (видеозаписи) урока: __________________________________

__________________________________________________________________

Урок______________________________________________________________

Дата:__________Класс____________Школа_____________________________

Учитель___________________________________________________________

Тема______________________________________________________________

Цели урока:

Ø образовательная_______________________________________________

Ø воспитательная________________________________________________

Ø развивающая__________________________________________________

Оборудование урока_________________________________________________

Готовность класса к уроку ___________________________________________

__________________________________________________________________

Примечание__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Время урока                  
Приветствие                  
Контроль домашнего задания                  
Постановка цели                  
Разъяснение цели                  
Изложение материала                  
Выделение главного                  
Обобщение                  
Рефлексия                  
Выводы                  
Дифференцированное домашнее задание                  
Монолог                  
Диалог                  
Полилог                  
Дискуссия                  
Ситуация выбора                  
Ситуация успеха                  
Самостоятельная работа                  
Групповая работа                  
Использование элементов соревнования                  
Сравнение успехов ученика с его прежними результатами                  
Рецензия товарища на ответ ученика                  
Юмористическая минутка                  
Креативная минутка                  
Проговаривание вслух                  
Умышленная ошибка                  
Активизирующий вопрос                  
Убедительность                  
Аналогии                  
Повторение                  
Доверительность                  
Интерес                  
Одобрение                  
Критика – сопереживание                  
Позитивное оценивание                  
Неодобрение                  
Контроль поведения                  
Оценка поведения                  
Затруднения в общении                  
Конфликт деловой                  
Конфликт личностный                  
Прямое воспитательное воздействие (требование-приказ, команда …)                  
Косвенное воспитательное воздействие (требование-совет, просьба, намек …)                  
Мимическая, пластическая яркость, обаятельность учителя                  

 

В схему включены показатели оценки эффективности педагогического общения, характерные для системы “учитель-ученик”, “учитель-ученический коллектив”.

Заполняя таблицу, необходимо отмечать, какой используется прием, его продолжительность, а также насыщенность данного приема (например, условно обозначая нейтральную насыщенность синим, положительную - красным, негативную - черным цветом).

Применение разработанной схемы графической регистрации общения учителя на уроке позволит вам повысить и свою коммуникативную компетентность в таких направлениях:

- умение ставить коммуникативные задачи, способные уже в начале урока мобилизовать и объединить весь класс;

- умение анализировать наиболее типичных ошибки в общении, причины их возникновения, а также их связь с личностными особенностями учителя;

- отрабатывать приемы выхода из ситуации затрудненного общения.

 

Приложение 3

 

Примерный план устного анализа педагогического общения учителя и учащихся на уроке

1. Как учитель вошел в класс, делал ли замечания по поводу доски, дисциплины, внешнего вида учащихся и т.д.

2. Как обращался к ученикам (по имени, фамилии, на "ты" или "вы"?

3. Удалось ли ему создать комфортную обстановку на уроке? Как он решил эту задачу? Приведите примеры.

4. Каким образом учитель стимулировал активность класса?

5. Имели ли место реплики учителя в адрес нерадивых учеников, неправильных ответов и т.д.

6. В какой плоскости строилось общение учителя и учеников (в горизонтальной или вертикальной)?

7. Допускались ли учителем резкие перемещения психологического пространства, порождающие нежелательную напряженность?

8. Как пространственно располагался учитель к школьнику (школьникам) на уроке (сидит, стоит над ним, все время у окна, смотрит на свои руки и т.д.)?

9. Была ли ощутима "дистанция", которую держал учитель? В чем она проявилась?

10. Устанавливался ли личный контакт с каждым ребенком? Каким образом (взгляд, улыбка, жест, приветливое слово, вопрос, реплика, просьба, тактильный контакт и т.д.)?

11. Какие функции выполняли мимика и пантомимика учителя (сопереживание, соучастие, презрение, брезгливость, досада, насмешка, ненависть и т.д.)?

12. Как можно охарактеризовать общение учителя с учащимися? Наблюдалось ли:

- достоинство + уверенность в себе учителя и учащихся;

- умение слушать и внимательно смотреть на партнера;

- естественность и искренность, вежливость по отношению к ученику и взаимно;

- была ли ирония во взаимоотношениях;

- была ли попытка говорить с партнером на его «языке», не опускаясь до жаргона?

 

Занятие 3

Мастерство взаимодействия педагога с учащимися на уроке

Форма занятия: практикум. Наблюдение и анализ видеоурока.

На занятии вы:

· получите представление о педагогическом взаимодействии как основе педагогического процесса;

· самостоятельно повторите функции, структуру, стили педагогического общения;

· просмотрите видеоурок по выбору преподавателя и проведете наблюдение за средствами и приемами педагогического общения учителя на уроке;

· проанализируете индивидуальные особенности педагогического общения учителя на уроке с точки зрения конструирования педагогически целесообразных отношений с учащимися;

· определите методы, приемы, средства организации продуктивного общения на уроке и оцените взаимодействие учителя с учащимися на уроке.

Подготовка к практическому занятию

1.Самостоятельно повторите тему «Педагогическое общение» (см. лекцию и обязательную литературу) и изучите содержание Приложения 1 «Основы педагогического общения»

2.Ознакомьтесь с протоколом графической регистрации педагогического общения на уроке, на основании которого вы будете проводить наблюдение видеоурока. (Приложение 2). Протокол должен быть у вас на занятии для наблюдения за уроком.

 

Ход занятия

1. В процессе наблюдения заполняйте протокол графической регистрации педагогического общения на уроке. (Приложение 2)

2.На основе наблюдения взаимодействия учителя и учащихся будьте готовы устно проанализировать урок с точки зрения того, как учитель обеспечил реализацию коммуникативной, перцептивной, интерактивной функций педагогического общения. При анализе ориентируйтесь на заполненный протокол, схему устного анализа в приложении 3.

Форма контроля

Письменный анализ педагогического общения на уроке.

 

Задание: Укажите способы реализации учителем коммуникативной, перцептивной, интерактивной функций педагогического общения и оцените их эффективность с точки зрения обучения, воспитания, развития школьников. Определите стиль общения учителя и выявите наиболее типичные, на ваш взгляд, ошибки в общении, причины их возникновения, их связь с личностными особенностями учителя (используйте материал приложения 1). Предложите свои варианты организации общения на данном уроке. Сделайте вывод о средствах создания благоприятного психологического климата на уроке.

Выполните по желанию задание для самообразования

1.Просмотрите видеоурок по выбору и на основе наблюдения определите общий эмоциональный фон урока, оценив (см. методики в приложении 4):

· эмоциональную удовлетворенность учителя взаимодействием с учениками;

· эмоциональную удовлетворенность учеников взаимодействием, организованным учителем на уроке

· свою эмоциональную удовлетворенность взаимодействием, организованным учителем на уроке.

· Сделайте устные выводы об атмосфере, царившей на уроке, о стиле педагогического общения, стиле руководства и стиле взаимоотношений учителя и учащихся.

Видеоматериалы

1. В/Ф Урок географии «Природные ресурсы». Учитель Герасимова С.В.

2. В/Ф Урок английского языка в 5 классе. «Ролевая игра- путешествие». Учитель А.А. Сорока.

 

Основная литература

1. Жук, А.И. Основы педагогики / А.И. Жук [и др.] – Минск: Аверсэв, 2003. – С. 209-218.

2. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик. – М.: Просвещение, 1987. – С. 33-38, 122-132, 144-145.

3. Карпович, Т.Е. Основы педагогики / Т.Е. Карпович. – Минск: Тесей, 2007. –С. 118-128.

4. Кашлев, С.С. Педагогика: теория и практика педагогического процесса: учеб. пособие. В 3ч. – Ч.2 / С.С. Кашлев. – Минск: Зорны верасень, 2008. – С.42-58.

5. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие / Под ред. И.А. Зязюна. – М.: Просвещение, 1989. – C.83-92, 108-112, 138-152.

6. Кухарчук, А.М. Человек и его профессия / А.М. Кухарчук. – Минск: Современное слово, 2006. – С. 183-275.

7. Ротанова, Т.А., Психодиагностические методы изучения личности / Т.А. Ротанова, Н.Ф. Шляхта. – М.: Моск. Психолого- социаль. ин-т: Флинта, 1998. – С. 189-202.

Дополнительная литература

1. Петрова, Е.А. Жесты в педагогическом процессе / Е.А. Петрова. – М: Московское городское педагогическое общество, 1998. – С. 69-82.

2. Прокопьев, И.И. Педагогика: основы общей педагогики. Дидактика / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Минск: ТетраСистемс, 2002. – С. 207-230.

3. Рыданова, И.И. Основы педагогики общения / И.И. Рыданова. –Минск: Бел. Навука, 1998. – С.134-179.

4. Воспитательная деятельность педагога / И.А. Колесникова [и др.]; под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – С. 325-327.

 

Приложение 2

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.230.20 (0.049 с.)