Сравнительный (рыночный) подход 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительный (рыночный) подход



Сравнительный подход к оценке объектов интеллектуальной собственности предполагает, что ценность объектов определяется тем, за сколько они могут быть проданы при наличие достаточно сформирован ного рынка. Другими словами, наиболее вероятной величиной стоимо сти оцениваемого объекта может быть реальная цена продажи аналогич ного объекта, зафиксированная рынком.

Использование сравнительного подхода осуществляется при наличии достоверной и доступной информации о ценах аналогов объекта оценки (далее – аналог) и действительных условиях сделок с ними. При этом может использоваться информация о ценах сделок, предложений и спроса.

Теоретической основой сравнительного подхода, доказывающей возможность его применения, а также объективность результативной величины, являются следующие базовые предположения:

Вопервых, оценщик использует в качестве ориентира реаль но сформированные рынком цены на аналогичные объекты. При наличии развитого рынка фактическая цена куплипродажи объекта ИС (НМА) наиболее интегрально учитывает многочисленные факторы, влияющие на величину стоимости объекта. К таким факторам можно отнести соотношение спроса и предложения на данный вид объектов, уровень риска, конкретные особенности данного вида объектов ИС и т.д. Это, в конечном счете, облегчает работу оценщика, доверяющего рынку.

Вовторых, сравнительный подход базируется на принципе альтернативных инвестиций. Инвестор, вкладывая деньги в объект ИС (НМА), покупает прежде всего будущий доход. Различные характеристики и особенности объектов интересуют инвестора только с позиции перспектив получения дохода. Стремление получить максимальный до ход на размещенные инвестиции при адекватном риске и свободном размещении капитала обеспечивает выравнивание рыночных цен.

Таким образом, возможность применения сравнительного подхода зависит от наличия активного рынка, поскольку подход предполагает использование данных о фактически совершенных сделках. Второе условие – открытость рынка или доступность информации, необходимой оценщику. Третьим необходимым условием является наличие специаль ных служб, накапливающих ценовую и неценовую информацию о произошедших сделках с объектами ИС (НМА). Формирование соответствующего банка данных облегчит работу оценщика, поскольку сравнительный подход является достаточно трудоемким и дорогостоящим.

Определение рыночной стоимости объектов ИС (НМА) с исполь зованием сравнительного подхода осуществляется путем корректировки цен аналогов, сглаживающей их отличие от оцениваемой интеллектуальной собственности.

Определение рыночной стоимости с использованием сравнительного подхода включает следующие основные процедуры:

• определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с аналогами (далее – элементов сравнения);

• определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемой интеллектуальной собственности;

• определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемой интеллектуальной собственности;

• корректировка по каждому из элементов сравнения цен каждо го аналога, сглаживающая их отличия от оцениваемой интеллектуальной собственности;

• расчет рыночной стоимости интеллектуальной собственности путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.

К элементам сравнения относятся факторы стоимости объекта оценки (факторы, изменение которых влияет на рыночную стоимость объекта оценки) и сложившиеся на рынке характеристики сделок с интеллектуальной собственностью.

Наиболее важными элементами сравнения, как правило, являются:

• объем оцениваемых имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности;

• условия финансирования сделок с интеллектуальной собствен ностью (соотношение собственных и заемных средств, условия предоставления заемных средств);

• изменение цен на интеллектуальную собственность за период с даты заключения сделки с аналогом до даты проведения оценки;

• отрасль, в которой были или будут использованы объекты интеллектуальной собственности;

• территория, на которую распространяется действие предоставляемых прав;

• физические, функциональные, технологические, экономические характеристики аналогичных с оцениваемым объектом;

• спрос на продукцию, которая может производиться или реали зовываться с использованием интеллектуальной собственности;

• наличие конкурирующих предложений;

• относительный объем реализации продукции (работ, услуг), произведенной с использованием интеллектуальной собственности;

• срок полезного использования интеллектуальной собственности;

• уровень затрат на освоение интеллектуальной собственности;

• условия платежа при совершении сделок с интеллектуальной собственностью;

• обстоятельства совершения сделок с интеллектуальной собственностью.

 

22. Оценка результатов интеллектуальной деятельности методом освобождения от роялти.

Этот метод базируется на предположении, что рассматриваемая интеллектуальная собственность не принадлежит реальному владельцу, а является собственностью другого предприятия. Последнее предоставляет интеллектуальную собственность на лицензионной основе при условии уплаты роялти. Таким образом, вычисляется псевдоэкономия расходов по оплате роялти, капитализированная величина которых может рассматриваться в качестве эквивалента рыночной стоимости интеллектуальной собственности.

23. Оценка результатов интеллектуальной деятельности методом дисконтирования денежных потоков.

В методе дисконтирования будущего денежного потока (Discounted Cash Flow — DCF) рассчитываются денежные поступления для всех будущих периодов. Эти поступления конвертируются в стоимость путем применения ставки дисконтирования и использования техники расчета стоимости, приведенной к текущему моменту. Метод дисконтирования используется для ОИС, имеющих конкретные сроки службы. Принятый период времени обычно представляет собой более короткий из двух сроков службы ОИС — экономического или юридического.

Срок полезной службы — это период, в течение которого неосязаемые активы, как ожидается, принесут собственнику экономическую отдачу от активов и могут оцениваться с учетом следующих факторов:

1. Остающийся юридический срок службы.
2. Остающийся срок по контракту.
3. Остающийся физический срок службы.
4. Остающийся технологический срок службы.
5. Остающийся функциональный срок службы.
6. Остающийся экономический срок службы.

Дисконтированный денежный поток — DCF (Discounted Cash Flow), рассчитывается по следующей формуле:

Мn = CF1/(1+i) + CF2/(1+i)2 + CF3/(1+i)3 + … + CFn/(1+i)n

где: CF1,CF2,CF3,..., CF n— поток выгод (денежный поток) в году 1, 2, 3,..., n от использования объекта оценки; Mn — сумма (стоимость) ОИС через n лет; i — ставка ссудного процента (ставка дисконтирования).

Ставки дисконтирования (i) определяются по данным рынка на момент оценки и выражаются как мультипликаторы цен (определенные из данных по открыто продаваемым бизнесам или по сделкам) или как процентная ставка (определяемая по альтернативным инвестициям).

В качестве нормы дисконтирования может быть принят уровень предполагаемой прибыли при альтернативном использовании средств на создание, производство и реализацию продукции, процент за банковский депозит, норма прибыли при вложении средств в ценные бумаги, процентная ставка рефинансирования.

Зарубежный опыт свидетельствует, что за нижнюю границу ставки дисконта может приниматься значение доходности по государственным облигациям.

Практика показывает, что риск не достижения уровня дохода от неосязаемых активов выше, чем риск, определенный для осязаемых активов и чистого оборотного капитала. Поэтому ставки дисконтирования или капитализации, используемые для конвертации денежных потоков дохода в рыночную стоимость, выше, чем те, которые используются в оценке бизнеса.

 

24. Оценка результатов интеллектуальной деятельности методом прямой капитализации.

Если исходить из того, что объект оценки приобретается не с целью его скорой перепродажи, а на многие годы, то при достаточно большом значении n формула расчета дисконтированного денежного потока преобразуется в формулу.

Мn = CF0/rk

где: CF0 — средний доход по истечении каждого года; rk — коэффициент капитализации, который складывается из реальной ставки дисконта и коэффициента амортизации (возврата капитала).

Метод прямой капитализации достаточно прост, однако он статичен, и поэтому требуется особое внимание к правильному выбору показателей чистого дохода и коэффициентов капитализации.

 

25. Варианты инновационного развития России.

26. Основные положения Стратегии инновационного развития России.

27. Этапы реализации Стратегии инновационного развития России.

28. Классификация и цели инноваций.

Слово «инновация» является синонимом нововведения, или новшества, и может использоваться наряду с ним.

По определению, данному в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. [1, с. 8]

Разнообразие специфических условий, в том числе экономических, организационных и других, в инновационной деятельности приводит к тому, что, несмотря на общность предмета инноваций, каждое ее внедрение обладает уникальностью. Вместе с тем существует множество классификаций инноваций и соответственно субъектов инновационной деятельности. Рассмотрим некоторые из них. [3, с. 17]

Коллектив ученых под руководством С.Д. Ильенковой предлагает следующую классификацию инноваций:

1) в зависимости от технологических параметров:

* продуктовые;

* процессные;

2) по новизне:

* новые для отрасли в мире;

* новые для отрасли в стране;

* новые для предприятия;

3) по месту на предприятии:

* инновации на входе;

инновации на выходе;

инновации системной структуры;

4) от глубины вносимых изменений:

радикальные (базовые);

улучшающие;

модификационные;

5) по сфере деятельности:

технологические;

производственные;

экономические;

торговые;

социальные;

в области управления.

П.Н. Завлин предлагает классификацию инноваций по следующим признакам:

1) область применения:

управленческие;

организационные;

социальные;

промышленные;

2) этап НТП:

научные;

технические;

технологические;

конструкторские;

производственные;

информационные;

3) степень интенсивности:

«бум»;

равномерная;

слабая;

* массовая;

4) темпы осуществления:

быстрые;

замедленные;

нарастающие;

равномерные;

скачкообразные;

5) масштаб инноваций:

трансконтинентальные;

транснациональные;

региональные;

* крупные, средние, мелкие;

6) результативность:

высокая;

низкая;

стабильная;

7) эффективность:

экономическая;

социальная;

экологическая;

интегральная.

Основными критериями классификации инноваций могут быть следующие:

1) комплексность набора учитываемых классификационных признаков для анализа и кодирования;

возможность количественного (качественного) определения критерия;

научная новизна и практическая ценность предлагаемого при знака классификации.

С учетом имеющегося опыта и приведенных критериев предлагается следующая классификация инноваций (табл. 1.1). [4, с. 56-58]


Таблица 1.1 - Классификация новшеств и инноваций [4, с. 58-60]

 
Признак классификации Виды инноваций  
1. Уровень новизны Радикальные (внедрение открытий, изобретений, патентов) 1.2 Ординарные (ноу-хау, рационализаторские предложения и т. д.)  
2. Стадия жизненного цикла товара (ЖЦТ), на которой внедряется инновация или разрабатывается новшество Инновации, внедряемые на стадии стратегического маркетинга Тоже НИОКР Организационно-технологическая подготовка производства 2.4 Производство (включая тактический маркетинг) 2.5Сервис, осуществляемый изготовителем или специализированной организацией  
3. Масштаб новизны инновации (новшества) Инновации (новшества), новые в мировом масштабе (открытия, изобретения, патенты) Новые в стране Новые в отрасли Новые для фирмы  
4. Отрасль народного хозяйства, где внедряется инновация Новшества и инновации, созданные (внедренные) в сфере науки То же в сфере образования В социальной сфере (культура, искусство, здравоохранение и т.д.) В материальном производстве (промышленность, строительство, сельское хозяйство и т. д.)  
5. Сфера применения инновации (новшества) Инновации для внутреннего (внутри фирмы) применения Новшества для накопления на фирме Новшества, в основном для продажи  
6. Частота применения инновации Разовые Повторяющиеся (диффузия)  
7. Форма новшества - основы инновации Открытия, изобретения, патенты Рационализаторские предложения Ноу-хау Товарные знаки, торговые марки, эмблемы Новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы и т. п.  
8. Вид эффекта, полученного в результате внедрения Научно-технический Социальный Экологический Экономический (коммерческий) Интегральный  
9. Подсистема системы инновационного менеджмента, в которой внедряется инновация Подсистема научного сопровождения Целевая подсистема Обеспечивающая подсистема Управляемая подсистема Управляющая подсистема  
     

 

29. Этапы инновационного процесса.

Под инновационным процессом понимается последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от исследований и разработок новой технической идеи до практического внедрения созданного на ее основе новшества. Поэтому необходима целостная система управления инновациями.

Для того чтобы лучше понять суть инновационного процесса и его отличие от обычной текущей д

деятельности, можно воспользоваться следующей таблицей.

Пapaметры Инновационный процесс Текущая деятельность
Цель Удовлетворение новой потребности Удовлетворение сложившейся потребности
Риск Высокий Низкий
Тип процесса Дискретный Непрерывный
Управляемость Низкая Высокая
Результат для системы Переход на новый уровень Сохранение на прежнем уровне
Отношение к текущим интересам участников Противоречит Соответствует

Инновационный процесс состоит из нескольких этапов. Фундаментальные исследования.

1. Фундаментальные исследования, сбор и систематизация информации по соответствующей проблеме о потребностях и тенденциях развития. Целью этого этапа является осознание потребности и возможности изменений, познание явлений окружающего мира и открытие новых закономерностей его развития, генерирование перспективных идей, их отбор и разработка, определение возможности реализации. Он делится на теоретический и поисковый; в результате первого формируются новые научные подходы к проблеме и теории; в результате второго - новые принципы создания изделий и технологий. Прикладные исследования.

2. Прикладные исследования, направленные на определение способов применения результатов предыдущего этапа и их уточнение. Они могут быть теоретическими и экспериментальными, связанными с созданием моделей. Здесь происходит разработка лабораторных технологий и методов испытаний, изготовление и испытание макетов и образцов новых изделий, нестандартного оборудования. Затем производятся специальные расчеты для оценки и последующей корректировки исследований, второй отсев неперспективных идей. Конечным результатом этого этапа является техническое задание, рекомендация, образец.

3. Опытно- конструкторские разработки

Опытно- конструкторские разработки направлены на создание новых образцов, прошедших испытание и пригодных для производственного и коммерческого использования. Их стадиями являются:

• разработка заказчиком технического задания, определяющего основные требования к изделию, - принципы работы, конструктивные особенности, габариты, вес, КПД, цену;

• формулировка предложений, содержащих техническое и технико-экономическое обоснование целесообразности создания изделия;

• изготовление эскизного проекта, содержащего чертежи общего вида, принципиальные схемы, расчет основных эксплуатационных показателей, который позволяет решать вопросы о целесообразности дальнейшей работы над изделием;

• подготовка на основе эскизного проекта общего вида конструкции в целом и всех узлов, наиболее сложных деталей, пояснительной записки с технико-экономическим обоснованием, расчет эксплуатационных издержек;

• создание рабочего проекта, содержащего полное описание конструкции объекта и включающего всю документацию, необходимую для его изготовления, монтажа и эксплуатации;

• изготовление, испытание, доводка опытного образца.

4. Освоение производства нового изделия.

Освоение производства нового изделия. Этот этап предполагает оценку рыночных перспектив, финансовых возможностей, соответствия стандартам, обеспеченности патентной защиты, еще один отсев неперспективных вариантов, разработку и проектирование технологических и организационных процессов, подготовку производственных мощностей, сбытовой сети, и наконец, освоение выпуска новой техники, ее массовый выпуск и сбыт, содействие в монтаже, вводе в эксплуатацию, распространение нововведения, тиражирование и многократное повторение на других объектах. Одновременно с производством инновационный процесс включает потребление.

Таким образом, инновационный процесс охватывает цикл от разработки идеи до ее реализации на коммерческой основе.

5. Понятие, виды и результат инновационной деятельности.

Основу инновационного процесса составляет инновационная деятельность, связанная с трансформацией идей, результатов научных исследований и разработок в новый или усовершенствованный продукт, внедряемый на рынок или в производство. Она предполагает осуществления целого комплекса научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, направленных на созданий и внедрение новшества.

Выделяют следующие виды инновационной деятельности: подготовка и реализация производства, его освоение, маркетинг и реклама новых продуктов, приобретение вещественных и невещественных технологий, патентов, лицензий, торговых марок, ноу-хау; производственной проектирование.

Результатом инновационной деятельности на этапах фундаментальных, поисковых, прикладных исследований и разработок является интеллектуальный продукт, становящийся объектом интеллектуальной собственности и товаром.

На этапе фундаментальных исследований это - научные знания, теории и открытия; на этапе прикладных исследований - результаты НИР; на этапах проектных, конструкторских, технологических работ - научно-технические проекты в области создания наукоемких, инжиниринговых систем с кадровым сопровождением; опытные образцы и установочные партии новой техники и новых материалов, изготовленные по результатам выполненных КНОКР.

Результатом инновационной деятельности можно считать также:

• мелкосерийную и малотоннажную продукцию, изготовленную на экспериментальной базе ВУЗов и НИИ;

• программную продукцию;

• научно-производственные услуги с использованием уникальной аппаратуры;

• услуги в области информатики, информационного, метрологического, патентнолицензионного обеспечения НИОКР и производства;

• консалтинговые услуги;

• хорошее знание и эффективное использование рыночных возможностей.

 

30. Факторы, влияющие на развитие инновационного процесса.

 
Группа факторов Факторы, препятствующие инновационной деятельности Факторы, способствующие инновационной деятельности  
Экономические, технологические Недостаток средств для финансирования инновационных проектов, слабость материальной и научно-технической базы, отсутствие резервных мощностей, доминирование интересов текущего производства. Наличие резерва финансовых и материально-технических средств, прогрессивных технологий, необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры.  
Политические, правовые Ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства. Законодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную деятельность, государственная поддержка инноваций  
Социально-психологические, культурные Сопротивления переменам, которые могут вызвать такие последствия как изменение статуса сотрудников, необходимость поиска новой работы, перестройка новой работы, перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения и сложившихся традиций, боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу. Моральное поощрение участников инновационного процесса, общественное признание, обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого труда. Нормальный психологический климат в трудовом коллективе.  
Организационно-управленческие Устоявшаяся организационная структура компании, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации, ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий, жесткость в планировании, ориентация на сложившиеся рынки, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласования интересов участников инновационных процессов. Гибкость оргструктуры, демократичный стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самопланирование, допущение корректировок, децентрализация, автономия, формирования целевых рабочих групп.  

 

31. Принципы и задачи финансирования инновационной деятельности.

По видам собственности источники финансирования делятся на:

  • государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций, имущество государственной собственности);
  • инвестиционные, в т.ч. финансовые, ресурсы хозяйствующих субъектов, а также общественных организаций, физических лиц и т.д.

Это инвестиционные ресурсы коллективных инвесторов, в том числе страховых компаний, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов. Сюда же относятся собственные средства предприятий, а также кредитные ресурсы коммерческих банков, прочих кредитных организаций и специально уполномоченных правительством инвестиционных банков.

На уровне государства и субъектов Федерации источниками финансирования являются:

  • собственные средства бюджетов и внебюджетных фондов,
  • привлеченные средства государственной кредитно-банковской и страховой систем,
  • заемные средства в виде внешнего (международных заимствований) и внутреннего долга государства (государственных облигационных и прочих займов).

На уровне предприятия источниками финансирования являются:

  • собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления, страховые возмещения, нематериальные активы, временно свободные основные и оборотные средства);
  • привлеченные средства, полученные от продажи акций, а также взносы, целевые поступления и пр.;
  • заемные средства в виде бюджетных, банковских и коммерческих кредитов.

Важным финансовым источником различных форм инновационной деятельности являются бюджетные ассигнования, за счет которых выполняются целевые комплексные программы, приоритетные государственные проекты. Бюджетные ассигнования формируют российский фонд фундаментальных исследований, а также на долевой основе финансируют федеральный фонд производственных инноваций и пр.

В самом общем виде существующая система бюджетного финансирования инновационной сферы представлена ниже:

Основные организационные формы финансирования инновационной деятельности, принятые в мировой практике, представлены ниже:

Форма Возможные инвесторы Получатели заемных средств Преимущества использования формы Сложности использования формы в условиях нашей страны
Дефицитное финансирование Правительства иностранных государств. Международные финансовые институты. Предприятия и организации РФ Правительство Российской Федерации Возможность государственного регулирования и контроля инвестиций Нецелевой характер финансирования. Рост внешнего и внутреннего государственного долга. Увеличение расходной части бюджета
Акционерное (корпоративное) финансирование Коммерческие банки. Институциональные инвесторы Корпорации. Предприятия Вариабельность использования инвестиций у корпорации (предприятия) Нецелевой характер инвестиций. Работа только на рынке ценных бумаг, а не на рынке реальных проектов. Высокий уровень риска инвестора
Проектное финансирование Правительства. Международные финансовые институты. Коммерческие банки. Отечественные предприятия. Иностранные инвесторы. Институциональные инвесторы Инвестиционный проект. Инновационный проект Целевой характер финансирования. Распределение рисков. Гарантии государств — участников финансовых учреждений. Высокий уровень контроля Зависимость от инвестиционного климата. Высокий уровень кредитных рисков. Неустойчивое законодательство и налоговый режим

Как видно из приведенной выше таблицы, доступными формами финансирования инновационной деятельности для отдельных предприятий являются акционерное финансирование и проектное финансирование.

 

 

32. Принципы и источники формирования инвестиционных ресурсов.

33. Инвестиционные проекты, их основные характеристики.

34. Чистая текущая стоимость и индекс рентабельности инвестиций как критерии оценки проекта.

35. Внутренняя норма доходности и срок окупаемости как критерии оценки проекта.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.104.109 (0.074 с.)