Изокоста. Линия изокосты производителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изокоста. Линия изокосты производителя



ЦЕЛИ ФИРМЫ

4. Цикл жизни фирмы

5. Производственная функция, технология

6. Короткий период времени

7. Долгосрочный период времени

8. Совокупный продукт переменного фактора производства (ТР)

9. Средний продукт переменного фактора производства

10. Предельный продукт переменного фактора производства

11. Закон убывающей отдачи (предельной производительности факторов производства)

Эффект масштаба

13. Принцип оптимизации

14. Принцип равновесия

15. Изокванта.Карта изоквант

16. Предельная норма технологического замещения

Изокоста. Линия изокосты производителя

Правило минимизации издержек

19. Выручка. Совокупная, средняя и предельная выручка фирмы

20.. Издержки. Бухгалтерские издержки. Неявные издержки. Экономические издержки. Себестоимость

21. Постоянные издержки. Переменные издержки. Общие издержки

22. ПРИБЫЛЬ. Экономическая прибыль. Бухгалтерская прибыль. Нормальная прибыль. Валовая прибыль. Чистая прибыль

23. 4 основных типа рыночной структуры

24. Правило максимизации прибыли, не зависящее от типа рыночной структуры.

25. Способы максимизации прибыли конкурентной фирмы

26. Монополия. Естественная монополия. Чистая монополия

27.Максимизация прибыли чистым монополистом в краткосрочном периоде.

28.Монопольная власть: понятие, показатели, факторы

29.Ценовая дискриминация

30. Особенности рынка факторов производства

31. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА.

32. РЕНТА

33. ПРОЦЕНТ

 

 

Краткое изложение основных теоретических положений

А. ПК2. ФИРМА

Фирма. Цели фирмы

Производственная функция и ее характеристики

Равновесие (оптимум) фирмы

Максимизация прибыли фирмы

Рынки факторов производства

Примеры решения задач

ФИРМА. ЦЕЛИ ФИРМЫ

ФИРМА - производитель - х озяйствующий субъект, осуществляющий преобразование факторов производства (труд, земля, капитал) в конечный продукт, который реализуется на рынке с целью получения прибыли.

Организационно-правовые формы фирм

1.Хозяйственные товарищества. Товарищество — договорное объединение участников для осу­ществления предпринимательской деятельности.

Хозяйственными товариществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли складочным капиталом. Вкладом в имущество хозяйственного товарищества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права, имеющие денежную оценку.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитные товарище­ства).

Полное товарищество — это объединение двух или более лиц для осуществления предпринимательской деятельности с целью получения прибыли, участники которого лично участвуют в делах товарищества и каждый несет полную ответственность по обяза­тельствам товарищества не только вложенным капиталом, но и всем своим имуществом.

Товарищество на вере (коммандитное товарищество) — это объединение двух или более лиц для осуществления предпринима­тельской деятельности, в котором одни участники (полные товари­щи) несут полную ответственность по обязательствам товарищества, как своим вкладом, так и всем своим имуществом, а другие (комман­дитисты или вкладчики) отвечают только своим вкладом.

Хозяйственные общества. Общество — коммерческая организация с разделенным на доли уставным капиталом.

Хозяйственные общества могут создаваться в форме: общества с ограниченной ответственностью (ООО), общества с дополнитель­ной ответственностью (ОДО), открытого акционерного общества (ОАО), закрытого акционерного общества (ЗАО).

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — учреж­денное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учре­дительными документами размеров.

Организационно-правовая конструкция общества с дополнитель­ной ответственностью (ОДО) практически полностью совпадает с основой ООО, за исключением того, что участники ОДО могут быть привлечены к имущественной ответственности по долгам обще­ства их личным имуществом, причем в солидарном порядке.

Акционерное общество. Акционерное общество (АО) — коммерческая организация, устав­ный капитал которой образуется за счет номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами и удостоверяющих обяза­тельственные права этих акционеров.

 

Основные формы объединения субъектов хозяйствования

Основные формы объединения субъектов хозяйствования
Картель Консор­циум Концерн Трест Синди­кат Холдинг Финансово-промышленные группы (ФПГ)

 

ЦЕЛИ ФИРМЫ

Фирма представляется как действующая производственная функция.

Считается, что экономической целью фирмы как экономического агента является максимизация (экономической) прибыли.

Другой важной целью является рост фирмы, так как только при этом условии могут быть достигнуты отдельные частные цели различных фирм, среди которых выделяют:

-защитные цели, которые включат защиту интересов фирмы от конкуренции, достижение наибольших доходов, прибыли, заработной платы;

-позитивные цели, которые предполагают достижение определенных финансовых результатов, повышение по службе, улучшение условий труда и т.д.;

-сочетание конечных результатов с действиями, которые обеспечили бы этот рост;

-постоянная и долгосрочная демонстрация стабильности или еще лучше роста доходов, свидетельствующая об устойчивом положении фирмы в условиях конкуренции, чтобы вызвать к ней доверие;

-технический прогресс для отдельных фирм, имеющих достаточное количество квалифицированной рабочей силы.

 

Минимизация убытков является оборотной стороной максимизации прибыли как одной из целей деятельности предприятия. Эти два понятия неразрывно связаны между собой.

 

Цикл жизни фирмы.

Цикл жизни фирмы - это определенный период времени, в течение которого оно обладает жизнеспособностью на рынке.

Первая стадия Первая стадия характеризует собственно процесс.создания и становления предприятия, за которым стоят определенные начальные вложения капитала. Целевая установка на этой стадии - выход на рынок, обеспечение стартового уровня продаж.
Вторая стадия На второй стадии цикла жизни предприятие проводит активную рыночную экспансию, наращивает темпы роста продаж. Целевой установкой является расширение производственных мощностей, захват рынков.
Третья стадия На третьей стадии в центре стоит максимизация валовой выручки, рост прибылей. Целевая установка - борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей отходит на второй план по сравнению с сокращением издержек.
Четвертая стадия На четвертой стадии происходит снижение объемов продаж и вместе с ним сокращение прибыли вплоть до возникновения убытков (результаты коммерческой деятельности предприятия становятся отрицательными). На этой стадии единственной целью предприятия становится либо продолжение его операций в течение определенного периода времени для минимизации убытков, либо выживание на рынке (сохранение его жизнеспособности) с последующим использованием его ресурсной базы для новой рыночной экспансии.

 

 

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

Таблица 5.3

Количество рабочих (L) Общая производительность (TP) Предельная производительность (MP) Средняя производительность (АР)
       
       
       
    6,2
       
      3,3

Запишем приведенные данные в табл. 5.3 и построим соответ­ствующие графики 5.6 и 5.7.

 

 

Данные таблицы и графики, построенные по ним, свидетельству­ют о том, что начиная с определенного момента, и общая, и предель­ная, и средняя производительности убывают. В этом проявляется сущность закона убывающей отдачи.

 

Эффект масштаба

Устранить действие закона убывающей отдачи можно, если фир­ма откроет дополнительные производства, то есть будут введены в действие новые производственные мощности. По сути, произойдет наращивание производственного потенциала — постоянного ресурса (долгосрочный период)

 

В долгосрочном периоде использование факторов производства (L и K) необходимо рассматривать как переменные. Это связано с тем, что фирма может активно изменять привлекаемые производственные ресурсы. В дан­ном случае все издержки предприятия будут выступать в качестве переменных.

Зависимость между увеличением факторов производства и объемом выпуска характеризуется эффектом масштаба:

 

 

Эффект масштаба
Состояние отдачи Соотношение темпов объема производства и издержек Состояние издержек
Возрастающая отдача от мас­штаба (положительный эф­фект масштаба) Объем производства растет быстрее издержек Средние издержки падают
Убывающая отдача от масшта­ба (отрицательный эффект масштаба) Объем производства растет медленнее издержек Средние издержки возрастают
Постоянная отдача от мас­штаба Объем производства и из­держки растут одинаковыми темпами Средние издержки не изменяются

 

 

Эффект масштаба будет положительным, если при увеличении объемов производства средние валовые издержки уменьшаются, и отрицательным — если они увеличиваются.

Анализ издержек фирмы в краткосрочном и долгосрочном пе­риодах является необходимым, но не достаточным условием при планировании выпуска продукции на ближайшее время и перспек­тиву. Минимизация издержек — это не самоцель, а лишь средство повышения прибыли или сокращения убытков, а в конечном сче­те — обеспечения стабильности и устойчивости положения фирмы в условиях рынка.

Таким образом, если в краткосрочном периоде для фирмы важно найти оптимальное соотношение факторов производства (K,L), то в долгосрочном периоде фирмой решается задача выбора необходимого масштаба деятельности фирмы.

 

РАВНОВЕСИЕ (ОПТИМУМ) ФИРМЫ

Принцип оптимизации: фирма стремится выбрать наиболее лучший набор факторов производства (K,L) из числа тех, который она себе может позволить.

Принцип равновесия: фирма приобретает труд и капитал по ценам и комбинирует эти факторы таким образом, чтобы добиться равновесия величины предложения и величины спроса на ее продукцию.

3.1.Равновесие производителя в краткосрочном периоде.

Для решения поставленной проблемы используют инструменты: изокванта и изокоста.

 

Изокванта - это кривая, отражающая все различные варианты комбинаций ресурсов, которые могут быть использованы для выпуска данного объема продукции. Изокванта показывает многовариантность производства данного объема продукции. Может быть использована высокомеханизированная технология или напротив технология, использующая минимум техники (в экономическом смысле капитала) и максимум труда. Изокванты схожи с кривыми безразличия. Так же, как кривые безразличия отражают альтернативные варианты потребительского выбора продуктов, обеспечивающие определенный уровень полезности, изокванты отражают альтернативные варианты комбинаций затрат для производства определенного объема продукции.

 

Для простоты анализа, как и прежде, будем полагать, что:

- исследуемая функция производства зависит от двух факторов: труда и капитала;

- факторы производства в определенных пределах будут взаимозаменяемыми;

-технология производства в течение всего рассматриваемого периода не меняется.

Представим в виде таблицы данную функцию для значений и от 1 до 4.

       
         
         
         
         

Как видно из таблицы, существует несколько комбинаций труда и капитала, обеспечивающих в определенных пределах заданный объем выпуска. Например можно получить, используя комбинацию (1,4), (4,1) и (2,2).

Если отложить по горизонтальной оси количество единиц труда, а по вертикальной — количество единиц капитала, затем обозначить точки, в которых фирма выпускает один и тот же объем, то получится кривая, представленная на рисунке 14.1 и называемая изоквантой.

Каждая точка изокванты соответствует комбинации ресурсов, при которой фирма выпускает заданный объем продукции.

Набор изоквант, характеризующий данную производственную функцию, называется картой изоквант.

Свойства изоквант

Свойства стандартных изоквант аналогичны характеристикам кривых безразличия:

1. Изокванта, так же как и кривая безразличия, является непрерывной функцией, а не набором дискретных точек.

2. Для любого заданного объема выпуска может быть проведена своя изокванта, отражающая различные комбинации экономических ресурсов, обеспечивающих производителю одинаковый объем производства (изокванты, описывающие данную производственную функцию, никогда не пересекаются).

3. Изокванты не имеют участков возрастания (Если бы участок возрастания существовал, то при движении вдоль него увеличивалось бы количество как первого, так и второго ресурса).

Пример 14.2 Нахождение MRTS для заданной функции

Условие: Пусть производственная функция имеет вид .

Определить: при для .

Решение:

,

Очевидно, что степень замещения труда капиталом не остается постоянной при движении вдоль изокванты. При перемещении вниз по кривой абсолютное значение MRTS труда капиталом убывает, так как все большее количество труда приходится использовать, чтобы компенсировать снижение затрат капитала (Так, в приведенном выше примере при L=1 MRTS=-10, а при L=10 MRTS=-0.1.)

В дальнейшем MRTS достигает своего предела (MRTS=0), а изокванта приобретает горизонтальный вид. Очевидно, что дальнейшее снижение затрат капитала приведет лишь к сокращению объемов выпуска. Количество капитала в точке Е — минимально допустимое для данного объема производства (аналогичным образом минимально допустимое для производства данного объема количество труда имеет место в точке А).

МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ

ПРИБЫЛЬ. ВЫРУЧКА.ИЗДЕРЖКИ.

Общим в теориях фирм является обоснование принципа стремления к получению максимальной прибыли при минимальных издержках. Прибыль определяется как ПРЕВЫШЕНИЕ совокупной выручки над совокупными издержками:

Pr = TR– TC,

Издержки

Издержки определяются, изменяются и классифицируются с точки зрения экономистов, которых интересует деятельность фирмы и бухгалтеров, а также финансовый отчет и баланс фирмы.

Экономисты учитывают все издержки: эксплицитные (явные) и имплицитные (неявные, упущенные), поскольку они оказывают влияние на решения, принимаемые экономистом в бизнесе (ри).

Поскольку экономисты и бухгалтеры учитывают издержки различными способами, методы исчисления прибыли также не являются идентичными.

Рис. 1 Различия экономического и бухгалтерского подходов к издержкам и прибыли

 

Бухгалтерские издержки. Денежные средства, которые фирма платит внешним поставщикам, приобретая у них факторы производства, составляют ее фактические, явные или бухгалтерские издержки. Бухгалтер определяет издержки как фактические затраты фирмы на приобретение факторов производства у поставщиков. Они проходят через бухгалтерские документы и этим приобретают явную форму. К ним относят оплату сырья и материалов, оплату транспортных, финансовых, юридических услуг, заработную плату наемным рабочим, налоги и прочие расходы.

Неявные издержки. С собственными экономическими ресурсами фирмы связаны ее неявные издержки, учет которых принципиально отличает экономический подход от бухгалтерского. Поскольку фирма отказалась от использования собственных факторов производства в альтернативных целях, то ее неявные издержки оцениваются как сумма максимального упущенного дохода от этих факторов производства в наилучшем из исключенных вариантов. Так, если собственник фирмы одновременно является ее управляющим, использует собственный капитал и принадлежащее ему помещение, то к неявным издержкам фирмы можно отнести:

упущенную заработную плату, которую он мог бы получать в другой фирме в качестве наемного работника;

упущенный рентный доход, который он мог бы получать, сдавая в аренду собственное помещение;

упущенный процентный доход на собственный капитал, который он мог бы иметь, положив деньги в банк;

упущенный предпринимательский доход, то есть прибыль, которую он мог бы получать в любой другой отрасли, организовав там свой бизнес.

Для собственника все издержки – явные и неявные – являются альтернативными, так как существуют альтернативные варианты использования ресурсов, вложенных им в фирму. Экономические издержки представляют собой платежи всем собственникам экономических ресурсов, достаточные для того, чтобы отвлечь эти ресурсы от альтернативных вариантов использования.

ТС эк. = ТС бухг. + ТС неявн.

Таким образом, бухгалтерский подход отражает традиционное понимание издержек, но он не отражает того важного обстоятельства, что экономические ресурсы редки и ограниченны, а, следовательно, не учитывает необходимость их эффективного использования. Экономический подход основан на выявлении того, какой максимальный доход можно было бы получить при альтернативном использовании израсходованных фирмой факторов производства.

Фирма при анализе издержек рассматривает и понятие “ себестоимость”.

Себестоимость — все издержки (затраты), понесённые предприятием на производство и реализацию (продажу) продукции или услуги.\ Более полное определение себестоимости:

Себестоимость — это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.

Себестоимость реализованной продукции рассчитывается по-разному для производства и торговли.

ПРИБЫЛЬ

Экономическая прибыль исчисляется как разность валового дохода фирмы и всех альтернативных издержек (внешних и внутренних) производства поставляемых фирмой товаров и услуг.

Pr эк. = TR– ТС эк

Бухгалтерская прибыль. Бухгалтерская прибыль рассчитывается как разность валового дохода фирмы и только эксплицитных издержек производства.

Pr бухг. = TR– ТС бухг

 

Нормальная прибыль. Элементом экономических издержек является нормальная прибыль. Это нормальное вознаграждение, которое удерживает предпринимателя в данной сфере деятельности. Если оно не обеспечивается, предприниматель поменяет эту деятельность или предпочтет заработную плату прибыли. (Если Pr эк. = 0, то предприниматель получает нормальную прибыль, которая позволяет ему действовать в данной сфере).

При изучении прибыли рассматривают понятия: валовая прибыль; чистая прибыль.

Валовая прибыль вычисляется:

Валовая прибыль = Чистый доход от продаж — Себестоимость реализованной продукции или услуги.

Валовую прибыль не следует путать с чистой прибылью:

Чистая прибыль = Валовая прибыль — Сумма операционных затрат — Сумма налогов, пеней и штрафов, процентов по кредитам

 

Ценовая дискриминация

Во многих случаях фирма-монополист использует ценовую дискриминацию.

Ценовая дискриминация – это практика бизнеса, когда одинаковые по качеству и уровню издержек товары продаются разным покупателям по различным ценам. Ценовая дискриминация отражает готовность покупателей платить различную цену за одинаковые товары.

Предположим, что монопольная фирма продает товар Х по цене Px в количестве Qx. Изобразим это графически (для простоты положим, что MC = const):

На рисунке видно, что заштрихованная область – то выигрыш потребителя, прибыль монополиста равна площади четырехугольника I, а треугольник II – это безвозвратные общественные потери, т.к. часть потенциальных покупателей не могут покупать товар по монопольно высокой цене.

Что же происходит, если фирма переходит к ценовой дискриминации?

Цель этой политики – расширить рынок сбыта товара и перераспределить потребительский выигрыш в свою пользу. Если при этом фирма точно знает, какую цену готов заплатить за товар каждый потребитель, и продает товар по этой цене, то имеет место совершенная ценовая дискриминация. Ценовая дискриминация на основе резервированной цены называется совершенной, или идеальной. В этой ситуации предельный доход стремится к цене, а график предельного дохода сливается с графиком спроса. Нарисуем это.

При ценовой дискримина­ции весь потребительский излишек переходит к продавцу, увеличивается его прибыль. Исчезают безвозвратные общественные потери за счет расширения рынка сбыта – это увеличение эффективности чистой монополии. Т.к. большая часть потребителей имеет доступ к товару, то ценовая дискриминация может увеличивать благосостояние, а значит, она выгодна и фирме и потребителю. Таким образом, очевидно, что ценовая дискриминация способна смягчить недостатки монопольного ценообразования, повысить эффективность хозяйственной деятельности в условиях чистой монополии.

Даже если имеет место несовершенная ценовая дискриминация, то увеличивается рынок сбыта и прибыль монополиста.

Условия ценовой дискриминации:

невозможность для потребителя перепродать купленный у монополии товар;

возможность разделить всех потребителей данного товара на группы в соответствии с готовностью заплатить. Процесс деления потребителей на группы называется сегментацией рынка.

Ценовая дискриминация может носить как систематический, так и временный характер. Ценовая дискриминация может быть временной в данные периоды времени по мере обострения конкурентной борьбы.

Рынки факторов производства

Напомним, что ТР – совокупный ( общий) продукт, АР – средний продукт (ТР/ Q), МР – предельный продукт, TR – общая выручка, АR - средняя выручка, MR – предельная выручка, TC – общие издержки, МС – предельные издержки, АС – средние издержки, АП – средняя прибыль. Формула прибыли: П = TR – TC

РИС.1. РЫНОЧНОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАВНОВЕСИЕ

A – индивидуальный потребитель ресурса.

В – рынок в целом.

С – индивидуальный продавец ресурса

На рис.1 рассматривается рынок совершенной конкуренции. Спрос и предложение на рынке факторов производства отображены линиями спроса и предложения, пересечение которых определяет рыночное равновесие.

Рынок труда.

Субъектами спроса на рынке труда выступают бизнес и государство, а субъектами предложения - домашние хозяйства.

Спрос на труд со стороны фирм (как спрос на прочие факторы) определяется доходностью от предельного продукта, приносимого этим фактором и предложением других факторов производства. Величина предельного продукта труда зависит от качества рабочей силы, от уровня общей и специальной профессиональной подготовки, от уровня кооперации труда, и т.д. Спрос на труд предъявляется до того момента, когда выручка от использования предельного (последнего) работника сравняется с издержками по его использованию или, другими слова, когда заработная плата предельного рабочего будет равна получаемой от его использования фирмой выручке.

Кривая спроса на труд со стороны руководителя фирмы есть кривая предельной производительности труда MRPL по его цене W.

Кривая спроса имеет отрицательный наклон, так как отражает закон убывающей предельной производительности труда. Его смысл заключается в том, что фирма, нанимая больше рабочих, получает от них убывающую отдачу, поэтому оплачивает труд по более низким ставкам.

Предложение труда на уровне народного хозяйства определяется, прежде всего, численностью населения, долей в нем трудоспособных, половозрастным составом, средним числом отработанных часов, приходящихся на одного работника и т.д. На отраслевом уровне - количеством работников данной профессии, возможностями подготовки и переподготовки трудовых ресурсов данного профиля и т.п.

Индивидуальное предложение труда зависит от многих факторов: от престижности профессии, от удаленности места работы от дома, от уровня профессиональной организованности в той или иной отрасли, от социальных условий труда в фирме и т.д. Но все же главным стимулом является уровень заработной платы. Предложение труда исходит либо от отдельного работника, не являющегося членом профсоюзов, либо от работников, входящих в профсоюз. На индивидуальном уровне каждый решает для себя проблему предложения труда исходя из потребительского выбора между досугом и потреблением товаров и услуг.

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА (W). Существует два подхода к определению понятия “ заработная плата ”.Первый указывает на то, что заработная плата выражает стоимость товара “рабочая сила”. Согласно второму подходу, заработная плата является ценой услуги труда, доходом наемных работников.

Различают номинальную и реальную заработную плату.

Под номинальной заработной платой понимается сумма денег, которую получает работник наемного труда за свой дневной, недельный, месячный труд. По величине номинальной заработной платы можно судить об уровне заработка, дохода, но не об уровне потребления и благосостояния человека. Для этого надо знать, какова реальная заработная плата.

Реальная заработная плата - эта та масса жизненных благ и услуг, которые можно приобрести за полученные деньги. Она находится в прямой зависимости от номинальной зарплаты и в обратной – от уровня цен на предметы потребления и платные услуги.

Уровень реальной зарплаты складывается под влиянием спроса и предложения.

Почти во всех странах государство законодательно устанавливает минимальный размер ставок заработной платы во многих отраслях экономики, стремясь тем самым обеспечить своим гражданам определенный прожиточный уровень.

Рынок капитала

Капитал представляет собой весь накопленный запас средств, необходимых для производства материальных благ (реальный капитал), это созданные людьми производственные ресурсы (машины, здания, компьютеры, трубопроводы, железные дороги и т.д.), предназначенные для повышения производительности труда. Под капиталом также понимают деньги (в коротком периоде), на который приобретают физические элементы производства (средства производства, рабочая сила). Плата за использование чужих денег или физического капитала называется процентом, который является доходом поставщиков капитала.

Основной капитал – здания, сооружения, станки, машины, оборудование. Участвует в процессе производства на протяжении нескольких производственных циклов и переносит свою стоимость на создаваемые товары по частям. Он подвергается износу.

Физический износ имеет место, во-первых, под воздействием самого процесса производства и, во-вторых, под воздействием сил природы (коррозия металл, разрушение бетона, потеря упругости или гибкости пластмассы и т.п.). Чем больше время эксплуатации основного капитала, тем больше физический износ. С физическим износом связано понятие амортизации.

Амортизация является экономической категорией и выражает экономические отношения по поводу той части стоимости основного капитала, которая перенесена на товары и вернулась после реализации товаров в денежной форме предпринимателю. Она накапливается на специальном счете, называемом амортизационным фондом.

Моральный износ (моральное старение) - это снижение полезных свойств основного капитала в глазах пользователей по сравнению с тем, что предлагают ему взамен. Моральный износ бывает двух видов. Первый вид связан с производством более дешевых машин, оборудования, транспортных средств и т.д.Второй вид связан с производством более совершенных машин. В этом случае предприниматели также несут убытки, продолжая использовать морально устаревшую технику или оборудование.

Оборотный капитал – это сырье, материалы, электроэнергия, вода и т.п. Участвует в производственном цикле лишь один раз и свою стоимость полностью переносит на созданные продукты.

Примеры решения задач

Задача1.

Подсчитайте средний и предельный продукт фирмы, если известны следующие данные:

 

Число рабочих Совокупный продукт
   
   
   
   
   

Когда начинает действовать в данном случае убывающая экономия от масштаба?

Решение:

3.1. Если число рабочих — это затраты труда L, а совокупный продукт — ТР, то

APL = TP/L, MPL = (ТРi - ТРi-1)

L ТР APL MPL
       
       
    33,3  
       
       

Экономия от масштаба начинает снижаться после того, как число работников превысит 2.

Задача 2.

Фирма платит 200 тыс. руб. в день за аренду оборудования и 100 тыс. руб. заработной платы. При этом она использует такое количество труда и капитала, что их предельные продукты соответственно равны 0,5 и 1

Использует ли фирма оптимальное сочетание факторов производства с точки зрения максимизации прибыли?

Решение:

Да, так как 200/1 = 100/0,5 (используем 2-й закон Госсена).


Задача 3.

Производственная функция фирмы имеет вид: Q (х, у) = 5ху. Цена единицы ресурса Х – 10 д.е., единицы ресурса Y – 20 д.е. Фирма располагает денежными средствами в размере 40 тыс. д.е. Определите максимально возможный объем производства.

Решение:

Алгебраическое:
10x+20y=40000
x+2y=4000
x=4000-2y
5xy стремится к max
xy стремится к max
(4000-2y)y стремится к max
(2000-y)y стремится к max
Функция (2000-y)y представляет собой перевернутую параболу с корнями 0 и 2000
Max функции будет при y=(2000-0)/2=1000
Тогда x=4000-2*1000=2000
Проверка:
2000*10+1000*20=40000
максимально возможный объем производства:
Q=5*2000*1000=10 млн.ед.
Ответ: 10 млн.ед.

Задача 4.

Технология производства фирмы описывается производственной функцией Q = К 0,5•L2, где Q – объем выпускаемой за год продукции, К – объем основных фондов, L – объем использования рабочей силы. Определите предельный продукт труда, предельный продукт капитала и предельную норму технического замещения капитала трудом, если К = 9, L = 4.

Решение:

Предельный продукт капитала:
MPK=Qk=0.5K-1/2L2=0.5*1/3*16=8/3
Предельный продукт труда:
MPL=QL=2LK1/2=2*4*3=24
Предельную норму технического замещения ресурсов:
MRTS=-MPL/ MPK=24/8*3=9
Ответ: 8/3, 24, 9

Задача 5.

Технология некоторой фирмы такова, что соотношение между затратами труда и затратами капитала должно быть строго фиксированным: 1 станок – 5 рабочих. Таким образом, факторы являются взаимодополняющими, поэтому избыточное количество любого из факторов не повышает выпуск. Пусть фирма на месяц наняла 25 рабочих и арендовала 3 станка. Месячная ставка заработной платы равна 600 д.е., месячная арендная плата за один станок – 400 д.е., цена единицы продукции – 15 д.е. За день с одного станка снимается 15 ед. продукции, а в месяце 20 рабочих дней.
Определите, каковы будут прибыль или убытки фирмы в этом месяце.

Решение:

За месяц с одного станка объем выпуска составит:
Q=15•20=300 (ед. продукции)
Общая выручка составит от одного станка:
TR=300•15 =4500 (д.е.)
Затраты производства данного объема составят:
TC=1•400 + 5•600=3400 (д.е.)
Тогда для 3 станков получим:
Q=300•3=900 (ед. продукции)
TR=4500•3=13500 (д.е.)
TC=3400•3=10200 (д.е.)
Не совсем ясно, зачем фирма наняла 25 рабочих, если для обслуживания трех станков необходимо только 15 рабочих. Если это опечатка, и рабочих было 15, то прибыль составит:
П=TR-TC=13500–10200=3300 (д.е.)
Если же фирма наняла 25 рабочих, то,соответственно, она должна выплачивать им заработную плату, тогда:
TC=10200+10*600=16200 (д.е.)
П=13500-16200=-2700 (д.е.)
Т.е. фирма несет убыток.

Ответ: прибыль 3300 д.е.; убыток 2700 д.е.

Издержки

Задача 1.

Функция издержек конкурентной фирмы ТС = Q2 + 5Q + 25. Определите функции переменных, постоянных, средних переменных, средних постоянных, средних общих и предельных затрат.

Решение:

переменные издержки = VС = ТС-FС = Q2 + 5Q;

постоянные издержки = FС = const = 25;

средние переменные издержки = АVС = VС/ Q = Q2 + 5Q / Q = Q + 5;

средние постоянные издержки = FС / Q = 25 / Q

средние общие издержки = АС = ТС/ Q = (Q2 + 5Q + 25) / Q = Q + 5 + 25 / Q;

предельные издержки:

ΔQ= ((Q+1)2 + 5(Q+1) + 25) – (Q2 + 5Q + 25) = Q2 + 2Q +1 + 5Q+5 + 25 - Q2 - 5Q – 25 = 2Q +1.

 

Задача 2.

Краткосрочные общие издержки конкурентной фирмы ТС = Q3 - 8Q2 + 20Q + 50. При каком уровне рыночной цены фирма прекратит производство в краткосрочном периоде?

Решение:

Условие прекращения производства фирмой - АVСmin = Р.

Но АVС = VС/Q = Q2 - 8Q + 20. Данная функция имеет минимум при Q = 4.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 510; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.155 с.)