Верховенство права в системе соц регулирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Верховенство права в системе соц регулирования.



5. Формальная определенность: фиксация правовых норм в определенных источниках: в законах, указах, постановлениях.

6. Определенность: четкость, ясность, недвусмысленность изложения нормативного материала, что обеспечивает правовую унификацию, то есть единообразное понимание и применение права всеми участниками правоотношений. Право – универсальный гос регулятор общественных отношений.

7. Государственная природа. право непосредственно исходит от государства. Правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством.

8. Государственная защита. Право охраняется и гарантируется государством. В случае необходимости правопорядок обеспечивается государственным принуждением. В случае нарушения правовых норм, неисполнения юридических обязанностей и запретов применяются государственные санкции.

9. Волевой характер. Право – возведенная в закон воля той соц группы, которая находится у власти.

10. Право как системная совокупность правовых норм характеризуется динамизм ом, изменчивостью, т.е. право – постоянно обновляющаяся система, способная эффективно содействовать соц прогрессу.

 

Теологическая теория сущности права

Теологические взгляды возникли еще в древности, в их основе лежат божественные первоисточники. Центральной идеей божественных взглядов является утверждение, что право происходит от бога, создано им для регулирования поведения людей. Право дается человеку через посредника, пророка или правителя. Например, в христианстве таким посредником был Моисей. Мусульманское право – откровения Аллаха, изречения пророка Мухаммеда. Согласно теологической теории право – определенная модель поведения, санкционированная богом, установленная им иерархическая соподчиненность «высшим» «низших».

Теологические взгляды на право – это не далекая история. В современном мире они продолжают существовать. В мусульманском мире теологические взгляды занимают лидирующие позиции.

Но все же теологическая теория не может объяснить происхождение права, т.к. нет доказательств тому, что право создано богом.

Об этом можно судить только по народным историям, преданиям, передающимся из поколения в поколение.

Школа естественного права. Возрожденное естественное право.

Естественно-правовая теория зародилась в глубокой древности, ее основы были заложены в Древней Греции. Наибольшее развитие данный подход получил в период буржуазных революций (17-18вв), в трудах Гроция, Локка, Монтескье. Главной идеей естественно-правовой концепции является наличие у чел-ка естественного права, т.е. тех неотъемлемых прав и свобод, которыми человек наделен с рождения. Естественное право включает в себя право на жизнь, неприкосновенность личности, личную свободу и т.д. Посягательство на них – правонарушение. Органы гос власти призваны выражать и защищать естественные права человека. Содержание этих прав не определяется самим гос-вом, а закрепляется им в законодательных актах, т.е. право, созданное гос-вом, является производным по отношению к высшим человеческим ценностям.

Основной постулат данной концепции – вывод о существовании высших, постоянно действующих, независимых от гос-ва норм и принципов, олицетворяющих справедливость. Основной элемент права - правовое сознание, идейное, духовное начало права. Правовой закон дан «свыше».

В 20 в начались процессы возрождения естеств-правой концепции, появилась школа возрожденного естественного права. Право, отраженное в законе, установленным гос-вом, позволяет вести речь о должном поведении, но данный закон может не быть правовым, т.е. не отвечать гуманным принципам. Различие между правом и законом – основная проблема возрожденного естественного права. Нет законов справедливых для всех. Основным недостатком данного подхода – то, что понятие правого закона не является строго регламентированным и определенным, что противоречит одному из основных признаков права – формальной определенности. Если оценивать законы с нравственных позиций, то возникает много споров. У каждого свои критерии справедливости, гуманности, выходит, что можно игнорировать любой закон. Концепция естественного права не содержит четких критериев, позволяющих отличать подлинное право от произвола, значит, юр практика также будет постоянно путаться в этом вопросе.

Историческая школа права

Историческая школа права зародилась в к.18-н.19вв в Германии. Основателем данной школы был Гуго, однако широкое распространение она получает после выхода в свет трудов немецкого юриста Савиньи. В основе ист школы лежит вопрос о том, как право возникает и какова его история. Представители данной концепции считали, что право в своем развитии проходит 3 стадии:

1. Стадия спонтанного возникновения норм обычного права через развитие «нац духа».

2. Стадия права, излагаемого учеными-юристами, совершенствующими право в соответствии с усложнившимися общественными отношениями.

3. Стадия кодифицированного права, т.е. объединение обычного права и права юристов (позитивного)

Своим происхождением право не обязано законодателю в лице гос-ва. Как язык не устанавливается договором и не вводится по чьему-либо указанию, так и право не задается законодателем. Право самостоятельно развивается, создается через стихийное образование соответствующих норм общения, принимаемых народом в силу их адекватности.

Позитивное право, которое устанавливается гос-вом, - производное от обычного, которое произрастает от «нац духа».

Некоторые исследователи к заслугам данной школы относят критику естественно-правовой концепции.

Юридический позитивизм (Легизм). Нормативизм.

Юридический позитивизм (Правовой позитивизм) - направление в юриспруденции, сторонники которого ограничивают задачи юридической науки изучением позитивного права, т. е. права, действующего в данный момент. П. ю. как одна из философско-правовых концепций противостоит теории естественного права. Он состоит в том, чтобы:

- признавать в качестве правовых норм, только нормы позитивного права и сводить любое право к нормам, действующим в данную эпоху и в данном государстве, не обращая внимания на то, справедливо это право или нет

- не признавать естественное право.

Представители: Остин, Шершеневич, Хейзинга.

В юридическом позитивизме право предстаёт некой автономной дисциплиной, отождествляемой с волей государства, выражением которой такое право и является. В такой ситуации не должно возникать конфликтов между правом и государством, которое выступает его единственным источником, эволюция или мутация которого влекут за собой соответствующие изменения для права. Право редуцируется до уровня государственных атрибутов и часто оборачивается произволом властей или политикой силы.

Позитивистские доктрины нередко происходят из неопределённостей, порождённых разнообразием позитивных прав и представлением, что любая идея справедливого, если к ней применимы эпитеты «неизменная» и «универсальная», оказывается, как следствие, искусственной.

Легизм — философская школа эпохи Чжаньго (Воюющих царств), известная также как «Школа законников». Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра.

Легисты печально прославились тем, что когда они приходили к власти, то устанавливали крайне жестокие законы и наказания.

НОРМАТИВИЗМ - правовая доктрина, рассматривающая право исключительно как объективную логическую форму, абстрагированную от социального, психологического и исторического содержания, как бы в "чистом виде" (отсюда Н. также называют "чистой теорией права"). Одно из течений современного юридического позитивизма. Родоначальник Н. - австрийский юрист Ганс Кельзен.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.005 с.)