Зар. плата и материальное стимулир-ие труда в торг. Предпр-ях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зар. плата и материальное стимулир-ие труда в торг. Предпр-ях



Зар. плата -- основная форма распред-ия, представляющая собой ту часть совокупного обществ. Прод-та, к-рая предназначена для индивид. потребления. Гос-во оказывает лишь косвенное влияние на формир-ие з/п в торговле по след. Направ-ям: 1) устан-ие в законодат. порядке размера мин. з/ п для предприятий всех форм собств-ти и любого уровня подчиненности; 2) регулир-ие ч/з шкалу подоход. налога размеров индивид. заработков; 3) введение Единой тарифной сетки для раб-ков бюджет. сферы; 4) региональной дифференциации ч/з устан-ие системы районных коэфф-тов. Построение систем з/п должно осн-ся на вып-ии опред. общих принципов. 1. Пр.дифференциации с учётом различия в квалиф-ии, и сложность выполняемых ф-ий, и условия труда, и рез-ты деят-ти в целом. 2. Материальная заинтересованность работников: в структуре з/п выд-т 2 состав. Эл-та: основ. и доп. части. Основ. стабильна и учит-т ур. Квалиф-ии раб-ков, сложность и отв-ть их работы, условия, интенсивность труда. Доп. – явл-ся переменной и зависит от рез-тов труда и рез-тов хоз. Деят-ти предпр-ия торговли в целом (вкл-т премии, доплаты и выплаты). 3. З/п в рамках конкретно взятого предприятия д. б. построена по общим критериям, с исп-ем одинаковых подходов. 4. Орг-ия з/п д. б. простой и ясной для понимания. Пим-ся один из 2х принцип. подходов при построении систем оплаты.

1ый подход закл-ся в разработке правил, принципов и т.п., на основе к-рых опред-ся низший уровень оплаты и условия перехода от одного уровня з/п к др. Наличие правил опред-ия низшего уровня оплаты, а также регламентация возмож-тей перехода к др. уровню оплаты образ-т тарифную систему. Общим критерием построения тарифных систем квалиф-ия раб-ка. В состав тариф. систем вкл-т тарифно-квалиф. справочники, тариф. ставки, тариф. сетки. 2ой подход закл-ся в устан-ии % от объема рез-та к-либо деят-ти, т.е. главными критериями при оплате являются выполняемые раб-ком ф-ии. Различные схемы оплаты труда, основанные на данном подходе, можно назвать бестарифными. Прим-ся в наст. время в основном в рознич. торговле, в небольших коллективах.

Прим-ся 2 основные формы оплаты труда: повременная и сдельная. Причем как повременная, так и сдельная форма оплаты труда прим-ся в сочетании с различ. премиальными системами, к-рые придают з/п гибкость, подвижность и чувств-ть к конечным рез-там хоз. Деят-ти.

Повременная оплата труда (еще ее называют оплатой за отработанное время) прим-ся в виде простой повременной, повременно-премиальной, почасовой и главным образом зависит от квалиф-ии раб-ка и отработанного времени. Т. е. повременная оплата начисл-ся в соотв-ии с должностным окладом или тариф. ставкой за фактически отработанное время. Простая поврем. оплата предполагает только выплаты в соответствии с установленным окладом (тарифной ставкой). Повременно-премиальная вкл-т в себя наряду с должностным окладом (тарифной ставкой) и премию, к-рая позволяет устан-ть завис-ть м/у величиной заработка и рез-тами деят-ти предприятия или орг-ии в целом. Почасовая предполагает иной (в отличие от традиционно применяемого) учет отработанного времени (по получасам), и изменений в штатной структуре.

Сдельная оплата оплату в завис-ти от объема вып-ных работ в стоимост. или натурал. выражении по заранее устан-ным расценкам. Чаще всего в рознич. торговле для стимулир-ия объемов реализации, реже - в опт. торговле и для раб-ков неторг. Деят-ти.

Сдельная оплата бывает индивид. (з/п отдельного работника зависит от его выработки и величины сдельных расценок) и коллективной (бригадной, з/п опред-ся исходя из выработки коллектива (бригады) в целом и сдельной коллективной расценки). прямую сдельную и сдельно-премиальную. Виды сдельных расценок:а) коллективная (бригадная) сдельная оплата;б) индивид. сдельные расценки: товарные, мелкой розницы, за кол-во проданных тов-в, % с выручки. Применение сдельной оплаты труда эффективно при соблюдении след. условий:

- устан-ие оптимал. Числ-ти раб-ков; - достаточность доходов для формир-ия фондов оплаты труда и образов-ия сдельных зараб-ков; - малый удел. вес в т/о дефицит. Тов-в; - наличие реальной возмож-ти постоянного роста объемов т/о;

- строгий контроль за качеством обслуживания.

Роль премий: - стимулировать раб-ков торговли, делая зависимым уровень з/п от конкретных рез-тов труда; - позволяет увязывать прирост сред. з/п с пок-лями торг. Деят-ти; - обеспеч-т одновременно как коллектив., так и индивид. Матер. заинтерес-ть.

В наст. Вр. основные системы премир-ия: 1) за основ. рез-ты хоз. Деят-ти; 2) вознаграждение по итогам работы за год; 3) поощрения раб-ков за вып-ие важных заданий; 4) спец. системы премир-ия (за сбор и сдачу тары, за внедрение новой техники, за снижение товарных потерь и т.д.); 5) система оказания единовременной помощи раб-кам. Конкрет. размеры премиал. и прочих выплат устан-ся исходя из значимости достижений, их срочности и важности с учетом имеющихся ср-в.

Система надбавок и доплат форма матер. Стимулир-ия труда раб-ков. По механизму исп-ия и по присущим ей чертам (в т. ч. и юридическим) система надбавок и доплат близка к тариф. системе и часто рассм-ся как временное увел-ие тариф. части зараб-ка. Регулир-ся условия назначения и выплаты надбавок и доплат Трудовым кодексом, причем размеры опред-т сами торг. Предпр-ия.

Надбавки – денеж. выплаты, к-рые начисл-ся раб-кам сверх их основ. ставки (оклада) и в значит. мере являются выплатами стимулирующего хар-ра. Прим-ся след. виды надбавок: за проф. мастерство; за высокие достижения в труде.

Доплаты – денеж. выплаты, с помощью к-рых компенсир-ся доп. затраты или особ-ти труда раб-ков, производимые по указанию админ-ии орг-ии (или предпр-ия) или с ее согласия. основные виды доплат:- за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увел-ие объемов выполняемых работ; - за вып-ие наряду со своей основной работой обяз-тей временно отсутствующего работника; - раб-кам, для к-рых раб. день устан-ся с разделением на 2 части (перерыв свыше 2х ч., к-рый не вкл-ся в раб. время);

- за работу в ночное время; - подросткам за сокращенный рабочий день и т.п.

№2 З/п и материальное стимулирование труда в торг орг-циях.

Зар. плата -- основная форма распред-ия, представляющая собой ту часть совокупного обществ. Прод-та, к-рая предназначена для индивид. потребления. Гос-во оказывает лишь косвенное влияние на формир-ие з/п в торговле по след. Направ-ям: 1) устан-ие в законодат. порядке размера мин. з/ п для предприятий всех форм собств-ти и любого уровня подчиненности; 2) регулир-ие ч/з шкалу подоход. налога размеров индивид. заработков; 3) введение Единой тарифной сетки для раб-ков бюджет. сферы; 4) региональной дифференциации ч/з устан-ие системы районных коэфф-тов. Построение систем з/п должно осн-ся на вып-ии опред. общих принципов. 1. Пр.дифференциации с учётом различия в квалиф-ии, и сложность выполняемых ф-ий, и условия труда, и рез-ты деят-ти в целом. 2. Материальная заинтересованность работников: в структуре з/п выд-т 2 состав. Эл-та: основ. и доп. части. Основ. стабильна и учит-т ур. Квалиф-ии раб-ков, сложность и отв-ть их работы, условия, интенсивность труда. Доп. – явл-ся переменной и зависит от рез-тов труда и рез-тов хоз. Деят-ти предпр-ия торговли в целом (вкл-т премии, доплаты и выплаты). 3. З/п в рамках конкретно взятого предприятия д. б. построена по общим критериям, с исп-ем одинаковых подходов. 4. Орг-ия з/п д. б. простой и ясной для понимания. Пим-ся один из 2х принцип. подходов при построении систем оплаты.

1ый подход закл-ся в разработке правил, принципов и т.п., на основе к-рых опред-ся низший уровень оплаты и условия перехода от одного уровня з/п к др. Наличие правил опред-ия низшего уровня оплаты, а также регламентация возмож-тей перехода к др. уровню оплаты образ-т тарифную систему. Общим критерием построения тарифных систем квалиф-ия раб-ка. В состав тариф. систем вкл-т тарифно-квалиф. справочники, тариф. ставки, тариф. сетки. 2ой подход закл-ся в устан-ии % от объема рез-та к-либо деят-ти, т.е. главными критериями при оплате являются выполняемые раб-ком ф-ии. Различные схемы оплаты труда, основанные на данном подходе, можно назвать бестарифными. Прим-ся в наст. время в основном в рознич. торговле, в небольших коллективах.

Прим-ся 2 основные формы оплаты труда: повременная и сдельная. Причем как повременная, так и сдельная форма оплаты труда прим-ся в сочетании с различ. премиальными системами, к-рые придают з/п гибкость, подвижность и чувств-ть к конечным рез-там хоз. Деят-ти.

Повременная оплата труда (еще ее называют оплатой за отработанное время) прим-ся в виде простой повременной, повременно-премиальной, почасовой и главным образом зависит от квалиф-ии раб-ка и отработанного времени. Т. е. повременная оплата начисл-ся в соотв-ии с должностным окладом или тариф. ставкой за фактически отработанное время. Простая поврем. оплата предполагает только выплаты в соответствии с установленным окладом (тарифной ставкой). Повременно-премиальная вкл-т в себя наряду с должностным окладом (тарифной ставкой) и премию, к-рая позволяет устан-ть завис-ть м/у величиной заработка и рез-тами деят-ти предприятия или орг-ии в целом. Почасовая предполагает иной (в отличие от традиционно применяемого) учет отработанного времени (по получасам), и изменений в штатной структуре.

Сдельная оплата оплату в завис-ти от объема вып-ных работ в стоимост. или натурал. выражении по заранее устан-ным расценкам. Чаще всего в рознич. торговле для стимулир-ия объемов реализации, реже - в опт. торговле и для раб-ков неторг. Деят-ти.

Сдельная оплата бывает индивид. (з/п отдельного работника зависит от его выработки и величины сдельных расценок) и коллективной (бригадной, з/п опред-ся исходя из выработки коллектива (бригады) в целом и сдельной коллективной расценки). прямую сдельную и сдельно-премиальную. Виды сдельных расценок:а) коллективная (бригадная) сдельная оплата;б) индивид. сдельные расценки: товарные, мелкой розницы, за кол-во проданных тов-в, % с выручки. Применение сдельной оплаты труда эффективно при соблюдении след. условий:

- устан-ие оптимал. Числ-ти раб-ков; - достаточность доходов для формир-ия фондов оплаты труда и образов-ия сдельных зараб-ков; - малый удел. вес в т/о дефицит. Тов-в; - наличие реальной возмож-ти постоянного роста объемов т/о;

- строгий контроль за качеством обслуживания.

Роль премий: - стимулировать раб-ков торговли, делая зависимым уровень з/п от конкретных рез-тов труда; - позволяет увязывать прирост сред. з/п с пок-лями торг. Деят-ти; - обеспеч-т одновременно как коллектив., так и индивид. Матер. заинтерес-ть.

В наст. Вр. основные системы премир-ия: 1) за основ. рез-ты хоз. Деят-ти; 2) вознаграждение по итогам работы за год; 3) поощрения раб-ков за вып-ие важных заданий; 4) спец. системы премир-ия (за сбор и сдачу тары, за внедрение новой техники, за снижение товарных потерь и т.д.); 5) система оказания единовременной помощи раб-кам. Конкрет. размеры премиал. и прочих выплат устан-ся исходя из значимости достижений, их срочности и важности с учетом имеющихся ср-в.

Система надбавок и доплат форма матер. Стимулир-ия труда раб-ков. По механизму исп-ия и по присущим ей чертам (в т. ч. и юридическим) система надбавок и доплат близка к тариф. системе и часто рассм-ся как временное увел-ие тариф. части зараб-ка. Регулир-ся условия назначения и выплаты надбавок и доплат Трудовым кодексом, причем размеры опред-т сами торг. Предпр-ия.

Надбавки – денеж. выплаты, к-рые начисл-ся раб-кам сверх их основ. ставки (оклада) и в значит. мере являются выплатами стимулирующего хар-ра. Прим-ся след. виды надбавок: за проф. мастерство; за высокие достижения в труде.

Доплаты – денеж. выплаты, с помощью к-рых компенсир-ся доп. затраты или особ-ти труда раб-ков, производимые по указанию админ-ии орг-ии (или предпр-ия) или с ее согласия. основные виды доплат:- за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увел-ие объемов выполняемых работ; - за вып-ие наряду со своей основной работой обяз-тей временно отсутствующего работника; - раб-кам, для к-рых раб. день устан-ся с разделением на 2 части (перерыв свыше 2х ч., к-рый не вкл-ся в раб. время);

- за работу в ночное время; - подросткам за сокращенный рабочий день и т.п.

 

81. Показатели эффект-ти комерчесой деяте-ти (рентабельность=прибыль/затраты). Экономич. Эффекти-ть коммерч. деят-ти” – харак-т результати-ть управ-ия коммерч. работы, как конкретного предпр-ия, так и совокуп-ти предприятий на опред. территории. Эффектив-ть управ-ия торговлей оцен-ся, прежде всего, с позиции кач-ва торг. обслуживания и рентаб-ти предпр-ий. Составляющие эффектив-ти управ-ия во многом зависят от орг-ии коммерч. деят-ти и ее рез-тов, так как при осущ-ии коммерч. операций формир-ся т/о, доходы предприятия, асс-т тов-в, провер-ся их кач-во. Рентаб-ть опред-ся как отношение прибыли к одному из пок-лей функц-ния торг. предпр-ия. Пок-ли рентаб-ти позволяют выявить не только общую эффект-ть работы, но и оценить различные стороны его деят-ти. Пок-ль общей экономич. Рентаб-ти Р = П / Т * 100,П - сумма прибыли (валовой или чистой);Т - объем т/о (без НДС).

Пок-ль рентаб-ти собств. капитала, харак-щий Эффект-ть исп-ия собств. капитала, Р = П / К *100,где П - сумма прибыли, К - средняя величина собств. капитала.Он служит критерием оценки уровня котировки акций на фондовой бирже. Пок-ль рентаб-ти всего капитала, нах-ся путём деления суммы прибыли на величину всего капитала. Пок-ль рентаб-ти основных производств. Ср-в (фондов). Аналогично высчит-ся пок-ль рентаб-ти материал. Оборот.Ср-в, Эти два пок-ля часто объед-т и выч-т один по-ль рентаб-ти основ. фондов: Р = (П / (ОФ + МС) * 100), Наряду с основными пок-лями рент-ти исп-ся большое

Кол-во частных пок-лей: рентаб-ть эффектив-ти текущих затрат (отнош. прибыли к издержкам обращения), рентаб-ть затрат живого труда (отнош. Приб. к з/п), рентаб-ть оборот. Ср-в рент-ть эффект-ти исп-ия рабочей силы, рент-ть эффек-ти исп-ия торг. площадей, рентаб-ть эффек-ти исп-ия основного капитала и т.д..

Все пок-ли, исп-мые при оценке хоз. Деят-ти торг. орг-ий, можно свести в экономич. категории: экономич. эффект, экономич. рез-тат, эконо­мич. Эффектив-ть. Экономич. Рез-тат — это абсолютное значение (не обяза­тельно в стоимост. выражении) к.-либо пок-ля, харак-ющего ст. предпринимат. Актив-ти в той или иной сфере деят-ти. Для торговой орг-ии такими пок-лями м. б., н-р, т/о, кол-во пок-лей, посетивших магазин за опред. период времени, при­рост торг. площади, объем закупленной партии товаров. Под экономич. эффектом понимают разницу м/у рез-тами экономич. деят-ти и затратами, произведенными для их получения. В торговле экономический эффект может выра­ж-ся ч/з такие пок-ли, как валовой доход и приб. Экономич. Эффект-ть опред-ся соотношением по­луч. Рез-та или эффекта в стоимост. выражении с натрами различного рода ресурсов (материальных, трудовых, финан­совых, инф-ных) по его достижению. Иными словами, речь идет об уровне эффект-ти исп-ия ресурсов. Сод-ие пок-лей, привлекаемых для оценки хоз. ситуации, в каждом конкретном случае опред-ся ЖЦ предприятия, его размером, временным аспектом планово­го горизонта, назначением ан-за и др. параметрами. Система экономич. Пок-лей торг. предпр-ий опи­рается на дедуктивный метод, к-рый предполагает построение син­тетического пок-ля, обобщающего рез-ты хоз. Деят-ти, а затем отбор гр. частных пок-лей, конкрети­зирующих состояние той или иной стороны деят-ти. В кач-ве основы для обобщающего пок-ля реком-ся исп-ть экономич. потенциал — со­вокуп-ть ресурсов (труд., материал., финанс., при­родных и др.), имеющихся в распоряжении хозяйствующего субъек­та, а также сп-ти его сотрудников и менеджеров к исп-ию ресурсов в соотв-ии с целью деят-ти предприятия и получению максимально возможного в данных экономических условиях дохода. Экономич. потенциал предпр-ия харак-ся неск-кими важными чертами. Во-первых, он опред-ся его реальными возмож-тями, причем не только реализован­ными, но и нереализованными по каким-либо причинам. Во-вторых, потенциал харак-ся объемом ресурсов и резервов — как во­влеченных, так и не вовлеченных в торг. деят-ть. В-треть­их, потенциал предприятия опред-ся не только возмож-тями и ресурсами, но и сп-тью менеджеров к их исп-ию для достижения стратегич. целей фирмы. В связи с этим модель экономич. потенциала для торг. предпр-ий можно представить так: Человеч. капитал + Основной капитал + Оборотный капитал.

В качестве составляющих м. б. исп-ны три гр. Пок-лей, отражающих:— интересы потреб-лей;— интересы собственников орг-ии как инвесторов;— финанс. устойчивость фирмы. В группу пок-лей, отражающих интересы потреб-лей, вхо­дят:— объем т/о;— товарная структура т/о;— качество обслуживания;— уровень цен на товары и сопутствующие платные услуги. Собств-ки предпр-ия, ожидающие эффектив. отдачу от вложенных ср-в, заинтересованы в пок-лях, к-рые харак­-т:— эффект-ть исп-ия активов предприятия;— эффект-ть исп-ия ресурсов;— отношение приб. к выручке;— отношение прибыли к собств. капиталу. Финанс. устойчивость харак-т система критериев для определения удовлетворит-ти структуры баланса и платеже­сп-ти предприятия. К основным пок-лям, характеризу­ющим финанс. положение предпр-ия, относят: коэф. текущей ликвид-ти, коэф. Обеспеч-ти собств. ' ср-вами и коэф. Восстан-ия (утраты) платежесп-ти. Балансовая прибыль/убыток (Пб) рассчитывается по фор­муле:Пб = Пр + Пп + Пво, где Пр — результат от реализации продукции (услуг); Пп — результат от прочей реализации; Пво — сальдо доходов и расходов от внереализационных операций. Прибыль (убыток) от реализации продукции (услуг) (Пр) рассчитывается по формуле: Пр = Т - Ио - Зу, где Т — товарооборот (выручка от реализации продукции, ус­луг);

И о — издержки обращения; Зу — материальные затраты на оказание услуг.

82. Гос.регулирование сфера общения. Рыноч. экономика не искл.т, но предполагает гос. Рег-ие, под к-рым понимается комплексная сис­тема мер, осуществляемых гос-вом, по созданию предпосылок для эффектив. развития рыночной экономики. Возд-ие гос-ва различ-ся по методам, объемам, сфе­рам деят-ти и осущ-ся по след. Направ-ям:— регулир-ие денеж. обращения ч/з бюджет. поли­тику, денежно-кредитную политику, налоговую политику;— рег-ие пропорции воспр-ва и структур. развития экономики;— разработка системы приоритетных целевых программ для до­стижения ключевых параметров состояния экономики или отдель­ных ее отраслей или направ-ий;— устан-ие соц., гуманитар., экологич. норм;— нормир-ие цен и тарифов на отдельные товары и услуги, такие, как предметы 1ой необх-ти, основ. продукты питания, коммунальные услуги и др.;— введение ст-тов кач-ва прод-ии и услуг. Методы гос. Рег-ия: правовые(антимоноп. Законодат-во, порядок функц-ия бирж, сертиф-ия); финансово-экономич (налоги, субсидии, кредиты, гос. Программы); социал.(устан-ие мин зарпл. Пенсии). Все методы делят на 2 гр: 1) прямые(общегос программы для влияния на макроэкономич пропорции и структур. Перестройку экономики; бюджет финансир-ие, гос заказ, субсидии); 2)косвенные(финанс, налог политика, условия кредитования, рег-ие внешнеэкономич. Деят-ти ч/з пошлины и т.д.). Гос-во в лице уполномоченных на это органов коорд-ет деят-ть по формир-ию товар. ресурсов и стабилизации положения на потребит. рынке, в частности поставки тов-в по федерал. фондам и фондам для иных гос-ных нужд; завоз товаров по межправит. соглашениям из стран СНГ; закупки по импорту за счет централизованно выделяемых валют. ср-в. Осущ-ие и координация деят-ти по поставкам тов-в для гос. нужд осущ-ся на основе соглашений, к-рые опред-т механизм взаимод-ия гос-ва и коммерч. структур различ. форм собств-ти и сфер деят-ти по вып-ию целевых гос. программ, а также разграничивают ф-ии и опред-т права и обяз-ти сторон по деят-ти на рынках опред. гр. Тов-в. Косвенное возд-ие гос-ва на това. обращение происх-т посредством применения экономич. рычагов стимулир-ия промыш. и торг. предприятий, исп-ия кредитно-финанс. системы, тарифов на услуги (например, на перевозку грузов), влияния, на ценовую политику предприятий. К участию в реализации социально значимых программ привлекаются предпр-ия с обеспечением им финанс. поддержки ч/з предоставление целевых или льготных кредитов, а также налог. льгот, направ-ных на пополнение собств. Оборот. Ср-в. Мест. органы власти могут решать вопросы предостав-ия целевых кредитов и формир-ия заказа на товары массового спроса и СЗТ; освобождения от уплаты налога на прибыль, зачисляемую в местный бюджет; местных налогов и сборов, коммунал. платежей при закупках, накоплении и реализ-ии этих тов-в. Возможно устан-ие обязат. Ассорт. перечня для опт. и рознич. предприятий, действующих в регионе, а также опред-ие основ. условий деят-ти предприятий при выдаче лицензий на опт. и рознич. торговлю. При этом обяз-но осущ-ние контроля кач-ва тов-в, асс-та, соблюдение правил торговли, условий договоров и норм законодат. актов, с применением установ. законами санкций к предприятиям-нарушителям.

 

83. Сущность и механизм управления торговым предприятием:основные понятия.

Организационная структура – совокуп-ть подраздел-ий и звеньев, служб, отделов, к-рая харак-т устр-во к-либо предпр-ия. Методы управ-ия: административный, экономический, социальный. Стили управ-ия: авторитарный, демократический, либеральный. линейную организационную структуру. Для нее характерна вертикаль: высший руководитель — линейный руководитель (подразделения) — исполнители. Имеются только вертикальные связи. При функциональной структуре происходит деление организации на элементы, каждый из которых имеет определенную функцию, задачи. При линейно-функциональной структуре управления основные связи — линейные, дополняющие — функциональные. В крупных фирмах для устранения недостатков функциональных структур управления используется так называемая дивизиональная структура управления. Распределение обязанностей происходит не по функциям, а по выпускаемой продукции или по регионам. В связи с необходимостью ускорения темпов обновления продукции возникли программно-целевые структуры управления, получившие названия матричные. Суть матричных структур состоит в том, что в действующих структурах создаются временные рабочие группы, при этом руководителю группы в двойное подчинение передаются ресурсы и работники других подразделений. Торгово-технолог. процесс в магазине предст-т собой совокуп-ть взаимосвяз. и послед-но вып-мых операций, целью к-рых явл-ся сохранение потребит. Св-в тов-в, их товар. вида и доведение до конеч. Потреб-лей с наим. затратами труда при высоком уровне обслуживания населения и получ. прибыли.

Рационал. система управ-ия позволяет более эффективно исп-ть помещения магазина, торгово–технологич. оборудование, раб. силу; создавать оптимал. Асс-т тов-в, обеспечивать высок. уровень обслуживания пок-лей.

Предметами управ-ия в магазине явл-ся:товар. запасы; тов. потоки; покупат-кие потоки; асс-т тов-в; труд. процесс; кач-во обслуживания пок-лей.

1. Управ-ие товар. запасами. В маг-не д. б. созданы условия, обеспечивающие бесперебойную торговлю при мин. объемах тов. запасов, а также для предотвращения товар. потерь в процессе хранения, внутримагаз. перемещения и продажи тов-в. Это достиг-ся путем повседнев. Управ-ия тов. Зап. Оно д. б. нацелено, прежде всего, на предупреждение отклонения тов. Зап. от опред. для магазина необх. размеров тов. Зап.

2. Управ-ие асс-том тов-в. Предусм-т систематич. контроль за соблюдением в магазине обязат. Ассорт. перечня тов-в, своевременное внесение предложений по его изменению. В его задачи входит обеспеч. достаточной полноты асс-та в пределах тов. Гр., его уст-ти и комплексности предложения. Управ-ие асс-том тов-в тесно связано с управ-ем тов. зап. Для рег-ия и контроля асс-та тов-в прим-т след. методы: разраб-ку технологич. карт размещения асс-та тов-в в торг. зале; – опред-ие соотв-ия факт. Асс-та тов-в установ.Обязат. Ассорт. перечню и выявление причин отклонений; разраб-ку и принятие решений, направ. на соверш-ие асс-та тов-в.

3. Управление тов. потоками. Его цель обеспечить высокую произв-ть труда раб-ков магазина и сократить затраты времени на пополнение тов. запасов в торг. зале. Оно должно осн-ся на соблюдении след. принципов: достижение максимал. прямоточности внутримагазин. перемещения тов-в; обеспечение мин.объема грузооб-та; недопущение пересечения товар. и покупат. потоков; применение ср-в механиз-ии на основе пакетирования грузов и широкое исп-ие тары–оборудования. Осущ-ся на основе специальных технологических карт. При их разраб-ке учит-т расположение помещений (зон) магазина и их взаимосвязь, размещение тов-в в торг-зале, их оборач-ть, обратные потоки тары и упаковки из торг. зала до мест их хранения, направ-ия покупат. потоков.

4. Управление покупат. потоками. Ему принадлежит центр. место в общей системе управления торгово–технолог. процессом в маг-не, т. к. от него во многом зависят комфорт. условия, создаваемые для пок-лей в маг-не, ск-ть обслуживания пок-лей и пропуск. Сп-ть магазина. Оно предусм-т равномер. Распред-ие пок-лей в торг. зале и создание условий для их свобод. перемещения, выбора и оплаты тов-в. Предполаг-т ан-з их интенсив-ти по часам и дням работы магазина, расстановку персонала магазина с учетом их интенсив-ти, четкую внутримагазин. Инф-ию, обеспечение размещения тов-в в торг. зале с учетом равномер. Распред-ия покупат. потоков и т. д. В рег-ии потоков пок-лей существ. роль играют расчет. узлы, к-рые д. иметь достаточ. Пропуск. Сп-ть, что обеспеч-ся рационал. выбором типа ККМ, правильным опред-ем потреб-ти в них, квалиф-ей контролеров–кассиров и т. д.

5. Управление процессом обслуживания пок-лей нах-ся в тесной взаимосвязи с совершенствованием всего торгово–технолог. процесса в маг-не, орг-ией труда торг. раб-ков, с соблюдением ими правил продажи тов-в и требований к-ры торговли. Поэтому следует систематически изучать мнение пок-лей об исп-мых в маг-не методах продажи тов-в, асс-те реализуемых тов-в, доп. услугах, оказываемых пок-лям, и т. д. На основе этого принимают доп. меры по улучшению торг. обслуживания населения.

Орг-ия труда в маг-не д. б. направ-на на осущ-ие комплекса орг.-технич., экономич. и сан.-гигиенич. мероприятий, позволяющих рационализ-ть торгово-технологич. процесс, эффективнее исп-ть торгово- технолог. процесс, эффективнее исп-ть торг. и др. площади, оборудов-ие и персонал маг-на, создать благоприят. условия труда и на этой основе обеспечить высокий уровень торгового обслуживания населения. Различ-т индивид. и бригад. формы орг-ии труда. При индив. – раб-к исп-ся на опред. участке торгово-технолог. процесса, на него возлагается личная отв-ть за сохранность тов.-матер. ценностей, обслуживание пок-лей и т. д. Бригад. – предполаг-т объед-ие раб-ков в бригады в пределах отдела, секции и т. д. Они несут общую отв-ть за рез-ты работы. Числ-ть раб-ков и структура штата магазина зависят от типа предпр-ия и размера его торг. площади, объема, условий и режима работы, методов продажи тов-в, кол-ва раб. мест и других пок-лей, влияющих на трудоемкость выполняемых работ. В связи с этим важное знач. имеет рационал. разделение труда раб-ков маг-на. Оно предусм-т наиб. целесообраз. расстановку раб-ков для вып-ия торгово-технолог. операций, четкое опред-ие функц. Обяз-тей каждого раб-ка. Основ. формами разделения труда в маг-не явл-ся: функц., товарно-отраслевое и квалификац. Функц. -предполагает обособление отдельных ф-ий и выделение раб-ков для их вып-ия. С учетом этого признака весь персонал рознич. Торг. предпр-ия подразд-ся на 3 категории: управленч., основной или торгово-оператив., и вспомогат. Управленч. состоит из раб-ков, обеспечивающих управ-ие торгово-технолог. и трудовым процессом. Сюда входят руководящие, инженерно-технич. работники и служащие дир-р (заведующий), зам-ль дир-ра (заведующего), админ-р, товароведы, заведующие секциями, старший бух., бух-ры, кассир и т. д. Общее руков-во маг-ном осущ-т дир-р (заведующий), он же руководит планово-экономич. работой, занимается подбором кадров и организует повыш-ие их квалиф-ии, обеспеч-т охрану труда, технику безоп-ти и пожар. Безоп-ть. Ему же подчинены службы, занимающиеся вопросами труда и зар. платы, б/у и финансов. Зам-ль дир-ра (заведующего) магазином руководит коммерч. деят-тью, в его ведении нах-ся вопросы орг-ии технолог. операций и хоз. обслуживания. Бухгалтер. аппарат принимает от материально ответственных лиц товарно-денеж. отчеты, проверяет и обраб-т их, учитывает ден. Ср-ва и кредиты банков, а также вып-т др. бухгалтер. операции. Админ-р следит за состоянием выкладки тов-в и реклам.оформления торг. зала, за соблюдением правил торговли, принимает решения по претензиям пок-лей
и т. д. Товароведы вып-т основ. ф-ии в обл-ти коммерч. работы и орг-ии торговли. В них входят изучение спроса насел. на товары, заключение договоров с поставщиками и контроль за их вып-ем, подготовка претензионных мат-лов, контроль за состоянием товар. запасов, проверка кач-ва тов-в и соблюдение условий их хранения. Они же организ-т доставку тов-в в маг-н, внедряют соврем. методы продажи тов-в и т. д. Заведующие товар. отделами (секциями) орг-т работу своих отделов (секций), следят за поддержанием тов. запасов на опред. уровне, состав-т заявки на завоз тов-в, принимают товары по кол-ву и кач-ву, обеспеч-т сохранность тов.-матер. ценностей, вып-т др. ф-ии, связанные с работой отделов (секций). Основной (торгово-оператив.) персонал это продавцы, контролеры-кассиры, контролеры, кассиры, т. е. работники, занятые обслуживанием пок-лей в торг. зале. В обяз-ти продавцов входит подготовка и уборка раб. места (получение упаковоч. Мат-ла, проверка работосп-ти торг. оборудования и инвентаря, пополнение рабочих тов. запасов, уборка тары, поддержание надлежащего сан. состояния), подготовка тов-в к продаже, обслуживание пок-лей, учет неудовлетвор. спроса и т. д. Контролер-кассир готовит раб. место к вып-ию расчет. операций (проверяет исправ-ть ККМ, записывает показания счетчиков, получает разменную монету и т. д.), вып-т расчет. операции с пок-лями, осущ-т сдачу выручки и т. д. Вспомогат. персонал обеспеч-т обслуживание основ. персонала, а также поддер-т маг-н в надлежащем сан.-гигиенич. состоянии. В эту категорию входят рабочие, младший обслуживающий персонал (уборщицы), фасовщики, электромонтеры, техники и т. д. Товарно-отраслевое разд-ие позволяет раб-кам маг-на специализ-ся на продаже отдельных или неск-ких тов. гр. Это способ-т более глубокому изучению асс-та тов-в, более квалифицир. и производительному обслуживанию пок-лей. Разделение труда по квалиф. признаку основ-ся на распред-ии обяз-тей раб-ков маг-на в соотв-ии с их квалиф-ей. Соотношение кол-ва продавцов различ. Квалиф-ии в рознич. Торг. предпр-ии зависит от асс-та реализуемых тов-в. Одним из важных условий разделения труда явл-ся его кооперация, к-рая выраж-ся в совмещении раб-ками магазина профессий, спец-тей и ф-ий. Это позволяет более полно и равномерно загрузить персонал магазина в течение раб. дня, ускорить процесс обслуживания пок-лей. В рез-те кооперации труда повыш-ся профес. уровень раб-ков магазина, они приобретают доп. навыки и знания. Уровень кооперации труда в каждом конкрет. Маг-не устан-ся с учетом режима работы магазина, форм орг-ии труда и материал. Отв-ти на основе изучения степени загрузки раб-ков и выявления свобод. временим в течение раб. дня.

Основ. направ-ями орг-ии труда явл-ся: соверш-ие форм разделения и кооперации труда; улучшение организации и обслуживания рабочих мест (правил. оснащение раб. Места, создание нормал. Условий труда);совершенствование нормирования труда.

Самостоятельным направ-ем орг-ии труда является его нормир-ие. Под нормир-ем труда понимается устан-ие меры затрат труда в виде норм труда на вып-ие опред. операций (изготов-ие ед. прод-ии) или вып-ие опред. объема работ в наиб. рационал. орг—технич. условиях. Нормы труда: нормы времени, нормы выработки, нормы обслуживания.

Нормы времени – кол-во раб. времени, необх. для изгот-ия ед. прод-ии или вып-ия объема работ. Норма выработки – устан. объем работ, крый рабки или гр. рабков (звено, бригада) соотв. квалифии должны выпть в ед. раб. времени (час, смену и т.д.). Норма обслуживания - это колво производств. объектов (ед. оборудования, раб. мест, производств. площадей и т.д.), к-рые раб-к или гр. Раб-ков соотв. Квалиф-ии должны обслужить в ед. времени.

84. Оптовая торговля. кл-ция оптовых посредников. Целями развития опт. торговли явл-ся: создание развитой структуры каналов товародвиж-ия; поддержание необх. Интенсив-ти товаропотоков; формир-ие резерв. источников финанс. Обеспеч-ия процесса товародвиж-ия.

Основ. задачами опт. Тор. предприятия явл-ся: поиск доставщиков тов-в для рознич. Предпр. и др. пок-лей; закупка тов-в у произв-лей и их доставка, хранение;Формир-ие торг. асс-та в соотв-ии с требов-ями рознич. Предпр-ий; обеспечение предприятиям-произв-лям сбыта их тов-в; Маркетинг. Исслед-ия для произв-лей т-в и рознич. Торг. предприятий; информац. обслуживание.

Опт. Предпр-ия обеспеч-т значит. экономию издержек обращения, т. к. рознич. Предпр-ия освобожд-ся от закупок т-в у множ-ва произв-лей и сниж-ся матер. затраты, связанные с хранением, формир-ем асс-та т-в и их доставкой. Хранение т-в обх-ся значит. дешевле, чем их размещение в рознич. сети. Особенно большое знач. имеет хранение опт. предприятиями т-в, пр-во и спрос на к-рые носят сезон. Хар-р. Опт. Торг. предприятия призваны стать центром сосредоточения и передачи инф-ии по вопросам исслед-ия рынка, т.е. призваны вып-ть инф.ф-ию. -

Экономич. Целесообраз-ть посреднич-ва обуслов-ся возникновением и развитием целостных хоз-ных систем, в к-рых м/у процессом пр-в прод-ов и их потреблением возникает целый ряд объективно необх. Материал. процессов: затаривание, маркировка, погрузка, трансп-ка, перевалка; складир-ие.

Клас-ия опт. Посредников. Основные типы оптовых посредников - это дистрибьюторы, сбыт. агенты, комиссионеры, товар. брокеры и маклеры, консигнаторы, поверенные, дилеры, сбытовые организации промышленных компаний, независ. оптовики-купцы и др.

Посреднические орг-ии предприятия м. б. клас-ны по основ. признакам. В завис-ти от ф-ий и набора предоставляемых услуг посредники м. б. разделены на неск-ко видов. Универсал. (дистрибьюторы, оптовики-купцы) – осущ-т весь комплекс ф-ий организац.-коммерч. деят-ти: покупку т-в за свой счет, их трансп-ку и хранение, преобразование производств. Асс-та в торг., кредитование потреб-лей и авансирование поставщиков, рекламир-ие, консультативно-информац. обслуживание и пр. Специализированные посредники концентр-т свою деят-ть на отдельных ф-ях и, в свою очередь, подразд-ся на инф.-контактных, инф-ных, поисковых, поверенных посредников, осущ-щих сбыт по почте, занимающиеся развозной торговлей и лизингом. Инф.-контактные посредники сод-т устан-ию хоз. связей м/у поставщиками и потреб-лями. Так, комиссионеры подыскивают партнеров и подписывают контракты от своего имени" но исп-т их за счет продавца или пок-ля. Инф-ные, иди чистые, посредники не имеют в своем распоряжении - товара и вып-т условия реализации, продиктованные произв-лем. В кач-ве таких посредников на рынке выступают брокеры - специализируясь на узком асс-те т-в, они обладают инф-ей о конъюнктуре рынка, возмож-тях закупки и сбыта т-в, благодаря чему подд-т высокую норму прибыли в своей деят-ти.

По признаку подчин-ти (поставщикам или пок-лям) Независимые по отнош. к произв-лю выступают как пок-ли, т.е. приобретают товары; на основе договора купли-продажи. Они стан-ся собств-ками товара и могут реализ-ть его по своему усмотрению на любом рынке и по любой цене. Отношения м/у такими посредниками и произв-ями прекращ-ся после вып-ия сторонами договора поставки. Торг. посред-ков, осуществляющих такого рода операции в разных странах, наз-т по-разному - дистрибьюторы, оптовики-купцы, опт. Предпр-ия, торговцы по договору. Дилеры — физ. или юр. лицо, к-рые покупают тов. у пром-ных предпр-ий и продают их пок-лям, принимая на себя сервис. Обяз-ти (мелкий ремонт, поставку запчастей). Дистрибьюторы — физ. или юр. лицо, обслуживающие разные отрасли пром-ти, имеющие склады и ТС и осущ-ющие коммерч. деят-ть от своего имени и за свой счет. Чаще всего занимаются сбытом прод-ии пром. назначения или реализ-т импортир. Т. на территории страны. Джобберы — дилеры, которые на свой страх и риск самост-но покупают и продают товары.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.034 с.)