Д (денежный капитал) – Т (товарный капитал) - Д’ (денежный капитал, содержащий прибыль) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Д (денежный капитал) – Т (товарный капитал) - Д’ (денежный капитал, содержащий прибыль)



Возрастание капитала возможно только при его непрерывном движении в различных функциональных формах (кругооборот капитала и прибыли).

Функциональные формы капитала:

Денежная –> производственная (средства производства) -> товарная -> денежная и тд

Появление прибавочной стоимости возможно только при обороте капитала.

 

Коммуни́зм (от лат. commūnis — «общий») — в марксизме (19 в) организация общества, при которой экономика основана на общественной собственности на средства производства.

Основоположники:

См. Утопический социализм (билет №12).

Марксизм, дальнейшая разработка идей: Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин.

После XIX века термин часто используется для обозначения спрогнозированной в теоретических работах марксистов общественно-экономической формации, основанной на общественной собственности на средства производства. Такая формация, согласно работам основоположников марксизма, предполагала:

· наличие высокоразвитых производительных сил

· отсутствие деления на социальные классы

· упразднение государства, изменение функций

· постепенное отмирание денег.

По мнению классиков марксизма, в коммунистическом обществе реализуется принцип «Каждый по способностям, каждому по потребностям!»

Основные принципы:

· Коллективизм

· Справедливость

· Равенство

· Братство

История возникновения:

Многое повторяется из утопического социализма как низшей ступени коммунизма (см билет №12).вырезать не стала, т.к. создает контекст.

Теоретическая разработка первых систематизированных представлений о коммунистическом образе жизни опирались на идеологию гуманизма XVI—XVII вв. (Т. Мор, Т. Кампанелла) и французского Просвещения XVIII в. (Морелли, Г. Мабли). Ранней коммунистической литературе была свойственна проповедь всеобщего аскетизма и уравнительности, что делало её нацеленной на противодействие прогрессу в области материального производства. Основная проблема общества виделась не в экономике, а в политике и морали.

Следующая концепция коммунизма появилась в контексте рабочего социализма — от Ш. Фурье до К. Маркса и Ф. Энгельса. Происходит осознание экономических противоречий общества. В центр проблематики общества ставится труд и его подчинение капиталу.

В первой половине XIX в. появились труды А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна и ряда других социалистов-утопистов. В соответствии с их представлениями, в справедливом общественном устройстве важную роль должны играть идеи о труде как наслаждении, расцвете способностей человека, стремлении к обеспечению всех его потребностей, централизованном планировании, распределении пропорционально труду. Роберт Оуэн не только занимался разработкой теоретической модели социалистического общества, но и на практике осуществил ряд социальных экспериментов по внедрению таких идей в жизнь

В 40-х годах XIX века классовая борьба между пролетариатом и буржуазией выступила на первый план в наиболее развитых странах Европы (восстания лионских ткачей в 1831 и 1834, подъём движения английских чартистов в середине 30—х — начале 50-х гг., восстание ткачей в Силезии в 184).

В этот период немецкие мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс весной 1847 примкнули к тайному пропагандистскому обществу «Союз коммунистов», организованному немецкими эмигрантами, с которыми Маркс познакомился в Лондоне. По поручению общества они составили знаменитый «Манифест коммунистической партии», опубликованный 21 февраля 1848 г. В нем они провозгласили неотвратимость гибели капитализма от рук пролетариата и привели краткую программу перехода от капиталистической общественной формации к коммунистической:

Сама программа содержит 10 пунктов:

В наиболее передовых странах могут быть почти повсеместно применены следующие меры:

1. Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.

2. Высокий прогрессивный налог.

3. Отмена права наследования.

4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.

5. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.

6. Централизация всего транспорта в руках государства.

7. Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.

8. Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.

9. Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней.

10. Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т. д.

Так возник марксизм. Карл Маркс, однако, жестко критиковал утопичный «грубый и непродуманный коммунизм» тех, кто просто распространял принцип частной собственности на каждого («общая частная собственность»). Грубый коммунизм, по утверждению Маркса, является порождением «всемирной зависти».

Многие из анархистов, современников Маркса, также выступали за общественную (коммунальную) собственность (Петр Крапоткин).

Коммунистическая идеология в том виде, в каком она стала господствующей в СССР в 1920-е годы, получила название «марксизм-ленинизм».

Политика и теоретическое обоснование деятельности ряда коммунистических партий Западной Европы, в 1970-х и 1980-х годах критиковавших руководство КПСС в мировом коммунистическом движении, концепцию диктатуры пролетариата и недостаток политических свобод в странах, принявших советскую модель социализма, получила название «еврокоммунизм».

Научный коммунизм - понятие, введённое в СССР в 1960-е, которым обозначалась «одна из трёх составных частей марксизма-ленинизма, раскрывающая общие закономерности, пути и формы классовой борьбы пролетариата, социалистической революции, построения социализма и коммунизма. Термин „ научный коммунизм “ („ научный социализм “) употребляют также в широком смысле для обозначения марксизма-ленинизма в целом.»

Примитивный коммунизм -наиболее древние человеческие сообщества охотников-собирателей, существовавшие до возникновения классов.

Утопический коммунизм. Классическим выражением этого вида коммунизма может служить работа Томаса Мора «Утопия» (1516), в котором рисуется идиллическая картина примитивного коммунизма, противопоставляемая феодализму.

Анархо – коммунизм -Социально-экономическое и политическое учение об установлении безгосударственного общества, основанного на принципах децентрализации, свободы, равенстве и взаимопомощи

Военный коммунизм -Официальное название экономической практики в России во время Гражданской войны на территории Советской России в 1918—1921 гг.

Журналистская проблематика:

· Достаточно широкий круг приверженцев идеологии + политические партии = внимание журналистики к коммунистической тематике:

- История и судьба Советского общества

- построение коммунизма в современном миретемы. Состоятельность экономической си (например, Китай)

- либералы, социал – демократы и коммунисты = возможно ли мирное сосуществование?

и др (там много наболтать можно =)

 

Людвиг Эрхард (нем. Ludwig Erhard, 4 февраля 1897, Фюрт мая 1977, Бонн) западногерманский экономист и государственный деятель, экономист германской неолиберальной экономической школы.

Основная идея: повышение благосостояния всех без исключения социальных слоев населения за счет привлечения каждого к производительному труду, чтобы человек чувствовал и ценил тот факт, что собственное благополучие создал он сам своим личным трудом и что более высокие доходы - результат более высокопроизводительного труда + идеи фрейгбурской экономической школы (см ниже).

Книга 1957 г. «Благосостояние для всех»

С именем Эрхарда связаны хозяйственная реформа 1948 г. в Западной Германии и то, что впоследствии получило название "германское чудо". Осуществленные тогда, в 1948 г., преобразования в экономике Германии состояли практически из двух реформ: денежной и ценовой. В той обстановке для страны важно было упразднить обесцененные деньги и создать новую, твердую валюту – стимул к накоплению богатства, труду и подъему производительности.

Л. Эрхард - человек и экономист. Людвиг Эрхард - экономист германской неолиберальной экономической школы, государственный и политический деятель Федеральной Республики Германии. В 1945-1946 гг., с учетом теоретической подготовки и большого опыта работы в экономических структурах, его выдвигают министром экономики земли Бавария, а в 1946-1949 гг. он становится директором управления экономики англо-американской зоны оккупации Германии. В 1949-1963 гг. работал министром экономики ФРГ и одновременно (с 1957 г.) совмещал эту работу с должностью вице-канцлера ФРГ, что позволяло ему иметь достаточно и нормативно-экономической, и административно-управленческой власти для лучшего регулирования хода экономических реформ в стране. В этот же период (1958-1963 гг.) его избрали членом Совета министров Европейского экономического сообщества ("Общий рынок" - нынче "Европейский Союз"). В 1963 г. победил на выборах канцлера ФРГ, проработал на этой высшей государственно-исполнительной должности до 1966 гВместе с тем он был почетным профессором Мюнхенского (с 1947 г.) и Боннского (с 1949 г.) университетов, почетным доктором Гарвардского и Колумбийского университетов США и ряда других университетов.

Л. Эрхард считается одним из основоположников германской школы неолиберализма. Концепция неолиберальной школы послужила теоретическим обоснованием разработки новой экономической и социальной политики ФРГ после второй мировой войны. На практике, в устах Л. Эрхарда - министра экономики ФРГ, новая экономическая и социальная доктрина получила название "Концепция социальной рыночной экономики".

Теоретический фундамент неолиберальной школы эклектичен, т.е. "гибридный", или "синтетический": он вбирает в себя взгляды

· классической либеральной школы Смита об экономической свободе (свободе выбора) на основе индивидуального личного интереса в условиях чистой конкуренции;

· теорию реализации Сэя, согласно которой предложение само создает себе спрос, и кризисы невозможны; отдельные положения австрийской школы маржиналистов (теории предельной полезности): Менгера, Бем-Баверка,

· отдельные положения исторической экономической школы - Шторха, Шмоллера и других экономистов.

Фрейгбурская экономическая школа, из которой выдвинулся Эрхард, принципы:

· "естественный порядок" ("пусть идет как идет - своим естественным путем"), но сам ход экономического процесса должен направляться не только "невидимой рукой" - рынком и результатом стихийного взаимодействия личных интересов отдельных индивидуумов, но и "видимой рукой" солидарных интересов, чтобы обеспечить "благосостояние для всех";

· экономическая свобода и ответственность предпринимателя;

· стимул - реализация личного экономического интереса на основе владения частной собственностью;

· совершенная конкуренция без монополии картелей и концернов;

· свободное формирование цен на основе спроса и предложения;

· стабильность денежного обращения; ограниченное ("легкое") вмешательство государства в экономику - роль "ночного сторожа" не отменяется, но к ней добавляются функции "законодателя" и "арбитра", который должен лишь следить за соблюдением правил игры экономическими партнерами.

Экономическая программа Эрхарда:

· увеличение производства товаров народного потребления, с тем чтобы "оживить конкуренцию"

· повышение уровня занятости населения

· строгий антимонопольный закон, защитивший свободную конкуренцию

Не зря Л. Эрхард говорил, что его "работа - политэкономия". Применявшийся им "административный метод" был производным от чисто "экономического метода" организации и управления экономической жизнью общества.

Закон, запрещающий ценовую монополию, Л. Эрхард назвал "хозяйственной конституцией" государства. В результате проведения такой политики в 1956 г. валовой внутренний продукт ФРГ вырос в два раза по сравнению с лучшим довоенным 1936 г., а "частное потребление" (с 1950 г) за 5 лет почти удвоилось.

Цитаты:

«Компромисс - это искусство разделить пирог так, чтобы каждый был уверен, что лучший кусок достался ему.»

«Я готов уговаривать каждого отдельного германского гражданина до тех пор, пока он не устыдится, что не поддерживает усилия, направляемые на поддержание устойчивости валюты»

 

 

Билет № 15  
Дайте определение терминам и понятиям «конкуренция», «олигархия», «менеджмент», «маркетинг», «стимулирующая роль закона стоимости».  
Физиократизм: основоположники, время возникновения, основные положения.  
Т. ВЕБЛЕН: годы жизни, основные труды, концептуальные положения, теории, высказывания, оказавшие влияние на развитие экономики.  

1.

- КОНКУРЕНЦИЯ (от лат. concurrentia — сталкиваться) — состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае — между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод.

Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике. Различают следующие виды конкуренции:

А) Чистая, идеальная, совершенная конкуренция, имеющая место на рынке со множеством продавцов и покупателей схожего, взаимозаменяемого товара. На таком рынке ни один из продавцов и покупателей не способен оказать решающего влияния на цену и масштабы продаж;

Б) Монополистическая конкуренция, имеющая место на рынке с большим количеством продавцов и покупателей при значительном разнообразии товаров, продаваемых по разным ценам;

В) Олигополистическая конкуренция, имеющая место на рынке с небольшим количеством крупных продавцов товара, способных оказывать существенное влияние на цены, по которым продается данный товар;

Г) Потенциальная конкуренция, которая может иметь место вследствие вхождения в отрасль, проникновения на рынок новых фирм;

Д) Недобросовестная конкуренция, участники которой нарушают принятые на рынке правила и нормы конкуренции, вступают в сговор против других конкурентов, стремятся их опорочить, дискредитировать, используют ложную рекламу своей продукции, устанавливают дискриминационные, иногда демпинговые цены. Недобросовестную конкуренцию в наиболее злостных формах называют хищнической;

Е) Несовершенная конкуренция — конкуренция в условиях рынка, значительно отличающихся от идеальных, не соответствующая теоретическим представлениям о чистой конкуренции;

Ж) Ценовая конкуренция — конкуренция, осуществляемая посредством снижения цен;

З) Неценовая конкуренция — конкуренция, осуществляемая посредством улучшения качества продукции и условий продажи при неизменных ценах.

- ОЛИГАРХИЯ (греческое oligarhia, от oligos - немногочисленный и arche - власть), режим, при котором власть (политическая, экономическая и др.) принадлежит узкой группе лиц (например, финансовая олигархия).

- МЕНЕДЖМЕНТ — рациональное управление современным производством, тесно связанное с улучшением организации на основе постоянного внедрения новых принципов, форм, структур и методов управления с целью повышения эффективности производства, бизнеса. Основная цель менеджмента — достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании.

- МАРКЕТИНГ — (от англ, market — рынок, сбыт) — комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей потребителей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования рынка. Маркетинг призван приспособить производство к требованиям рынка. Он включает разработку товара (определение вида и установление характеристик продаваемого товара), анализ рынка (разделение рынков, выделение предпочтительных рынков, сегментацию и позиционирование рынка), ценовую стратегию и политику. Составной частью маркетинга является реклама. Различают следующие виды маркетинга:

А) дифференцированный, рассчитанный на использование нескольких сегментов рынка;

Б) конверсионный, создающий условия для преодоления отрицательного спроса;

В) концентрированный, сосредоточивающий усилия на отдельных рынках;

Г) массовый, применяемый к товарам массового потребления;

Д) противодействующий, направленный на ограничение иррационального спроса;

Е) развивающий, ориентированный на превращение потенциального спроса в реальный;

Ж) стратегический, основанный на изучении внутренних и внешних возможностей предприятия;

З) целевой, предусматривающий ориентацию на определенный сегмент рынка;

И) ценовой, основанный на установлении цены товара.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.03 с.)