Бюдж. Механизм регул-я воспроизв-х процессов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюдж. Механизм регул-я воспроизв-х процессов



В условиях разнообразия применяемых бюджетных методов регулирования целесообразно провести их классификацию для создания возможности выбора оптимального их сочетания с целью усиления роли бюджета и повышения его действенности.

Для этого выделим следующие уровни бюджетного регулирования:

· общегос-й (устанавливает макроэк-е пропорции в развитии общегос-го воспроизводства в рамках гос-ва);

· межтерриториальный (регулирует уровень развития территорий);

· межбюдж-й (обеспечивает распределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы);

· межгос-й (регулирует степень участия республики в межгос-х программах и мероприятиях, финансируемых за счет средств бюджета).

Каждому уровню соответствуют комбинация форм и методов, которые необходимы как при составлении бюджета, так и при организации его исполнения. Для разработки многовариантных решений и достижения максим-го эффекта необходимо обеспечить их оптимальное сочетание.

Классификация формы и методовбюдж.регулир-я в зависимости от:

1) формы и методы бюдж.регулир-я, действующие в сфере бюдж. отношений, связанных с формир-м доходов бюджета;

· изъятие части доходов, полученных в результате первичного распред-я нац. продукта (налоги)

· предоставление налоговых привилегий (льготы, скидки)

· перераспред-е общегос-х доходов и налогов между уровнями бюджетов

· резервирование части бюдж. ресурсов достигается созданием резервных фондов в составе бюджетов всех уровней

· регулир-е привлечения гос-х кредитов осущ-ся посредством внутреннего гос-го кредита и международного гос. кредита.

2) формы и методы бюдж.регулир-я, действующие в сфере бюдж. отношений, обслуживающих выполнение расходной части бюджета.

· финансир-е расходов на отрасли экономики, соц-культ сферу, управление и оборону (прямое финансирование; предоставление трансфертов в виде дотаций, субсидий, субвенций)

· выравнивание расходов на отрасли непроизводственной сферы в региональном разрезе

· перераспределение расходов между уровнями бюджетной системы

· регулирование погашения гос. долга

· участие в формировании доходов международных организаций, бюджета Союзного гос-ва Беларуси и России (уплата взносов в соответствии с международными договорами).

 

БЮДЖ. ОТНОШЕНИЯ

Бюджетные отношения — отношения между участниками бюджетного процесса, возникающие при составлении, рассмотрении, утверждении, исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Специфика бюджетных отношений:

- бюдж. отношения имеют ден. суть и носят вторичный перераспр-й хар-р

- сфера действия бюдж. отношений ограничивается рамками бюдж. процесса, т.к. отношения возникают лишь при формир-и, распред-и и использ-и бюдж. средств

- участниками выступают: гос-во и предприятия, организации и учреждения, население

- бюдж. отношения формируют центральное звено фин. отношений

- бюдж. отношения строго регламентир-сябюдж. и налоговым законод-м

Бюджет можно определять как систему специфич. фин. отношений, связанных с формир-м, распред-м и использ-м бюдж. фонда гос-ва.

 

ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА, НЕОБХ-ТЬ И УСЛОВИЯ ВОЗНИКН-Я

Бюджет как особая система общ-х отношений исторически возникает и действует там, где сущ-т гос-во с развитыми товарно-денежными отношениями.

На начальных ступенях развития человеческого общества гос-во имело возможность значительную часть своих затрат на строительство дорог, каналов, общественных зданий покрывать за счет поступлений от гос-х хозяйств, имущества, использования рабского труда. Немалую роль в пополнении казны играли войны.

При феодализме потребности правителей вначале удовлетворялись за счет доходов от собственных имений, но по мере роста расходов устанавливались обязательные подати.

С ростом производительных сил, разделением общественного труда, возникновением городов, центров ремесел, начали развиваться товарно-денежные отношения. В этих условиях появляется возможность все возрастающие расходы покрывать денежными налогами. Общегос-е расходы направляются не только на содержание двора, армии, полиции, но и на поддержку отдельных слоев населения, а также на развитие транспорта, промышленности, торговли.

Постепенно, исходя из объективной необходимости, отдельные сметы затрат и поступлений пытаются объединить в общую смету доходов и расходов, которая получает название «бюджет».

БЮДЖЕТ КАК ИСТОРИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Чтобы обосновать потребность в ресурсах, их конкретное направление, пояснить возможности финансового обеспечения гос-х расходов, начинают составлять отдельные сметы затрат и доходов.

Чем больше усложняется процесс изъятия государством части обществ-го продукта и его перераспред-я, тем труднее становится управление им.

В конце 17 века в Англии делается попытка составить единую общую смету доходов и расходов, кот. получает название бюджет (с англ.- сумка).

В России первые сведения об общей смете расходов и доходов государства относятся к 1654 году. Однако разработка такого важного документа, как общая смета доходов и расходов государства, осуществляется нерегулярно. Лишь при Петре I была создана коллегия для руководства финансовыми делами. Однако ежегодно бюджет России начал разрабатываться только с 1812 года, после образования Минфина.

В конце 18 - начале 19 века почти все гос-ва Европы имели свои бюджеты, в кот. отражались доходы и расходы на текущий год. По размерам бюджета, его структуре и сбалансированности судили об эк-м потенциале гос-ва, состоянии его фин. ресурсов, платежеспособности.

Во многих странах (Россия, Англия, Франция и др.) первые бюджеты были строго засекречены. Защищая интересы господствующего класса, буржуазия пытается скрыть некоторые расходы, поэтому допускается фальсификация отдельных статей, сокрытие непопулярных затрат, широко используются средства дополнительно создаваемых резервов, целевых фондов.

Таким образом бюджет – историческая категория, появившаяся с возникновением гос-ва и развитием тов-ден отношений для обеспечения и выполнения общегос. функций. Чем выше уровень развития производительных сил, эк. и научного потенциала, тем заметнее становится значение бюджета.

ОБЩАЯ ХАР-КА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЕ.

Система управления образования в РБ имеет гос-обществ хар-р. В сфере законодат-ва она осущ-ся Нац. собранием, непосредствен. управление – кабинет министра и Минобраз., местные органы упраления. В соотв-и с сущ-м законод-м, нац. система образования должна обеспеч-ся гос. финансир-м не менее 10% нац. дохода.

Нац. система образования включает:

- дошкольные учебные заведения

- общее среднее образование

- среднеспециальное образование

- высшее

- подготовка научных и научно-педагогич. кадров

- повышение квалификации (переподготовка)

- дистанционное образование

Сущ-т 2 способа финансир-я образования:

* индивидуальное финансир-е

* институциональное финансир-е

В зависимости от данного источника финансир-е делится на:

- общегос-е

- частный доход

Расширение источников финансир-я осущ-ся дополнит. оказанными услугами – внебюдж. ресурсы. Осн. источник этих ресурсов – ограниченные услуги в платной форме, доходное использ-е от распоряжения собств. матер-х и фин. ресурсов.

Разновидность оказания платных образоват. услуг:

- переподготовка

- 2-е высшее

- повышение квалификации

- платное консультирование

- платные допуски

Осн. источник финансир-я гос. учреждений – средства гос. бюджета. Материальная база учебным заведениям редост-ся на опред. льготах. Важное место в финансир-и учебных заведений занимают их собств. доходы.

 

РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛИ И ПОРЯДОК ПЛАНИРОВАНИЯ БЮДЖ СР-В НА СОДЕРЖ-Е ОРГ-ЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Расходы на образование делятся на 3 группы:

* текущие

* на образование

* капит. вложения

Кол-во классов устан-ся по группам: 1-4, 5-8, 9-11. С 1 по 9 – до 30 чел., с 10 по 11 – до 25 чел.

Сумма расходов на з/п сост-т плановый фонд з/п. Доп-но для поощрений созд-ся фонд в размере 10% от планового.

В школах с группой продленного дня предусмотрено 2-разовое питание, в основном за счет радит. денег. Местные исполкомы возмещают 100% питания 10% малообеспеченным и 50% питания 15% малообеспеченным.

Затраты на приобретение оборудования и инвентаря для вновь строящихся школ вкл-ся в расходы на кап. строит-во. Действующим школам выд-ся ассигнования на такие же цели, но по заявкам. В сметах школ с продленным днем предусмотрены расходы на приобретение мягкого инвентаря и оборуд-я. Их планир-е осущ-ся на основе перечня приобрет. инвентаря с учетом его фактич-го наичия и степени износа, но в пределах выделяемых ассигнований. Планир-е учебных расходов, связ-х с приобретением книг, письм. принадлежностей осущ-ся по нормам, кот. установлены на 1 класс по группам классов.

Все данные расходы планир-ся по денежным нормам на среднегодовое кол-во классов в школе. В общеобразоват. школах созд-ся фонд всеобщего обучения, средства кот. предназначены для оказания матер. помощи учащимся в виде: питания, одежды, лечения и т.д. В области образования утверждены гос. соц. стандарты, утвержденные в ден. выражении:

* норматив ден. средств на содержание 1 реб. (дошкольн.)

* на обучение 1 учащегося в общеобразоват. школе

* на 1 учащегося в среднеспец.

* на 1 внешкольного воспитания и обучения

* на 1 учащегося проф-технич образования

РАСХОДЫ Б-ТА НА СОДЕРЖАНИЕ УЧРЕЖД ДОШКОЛ И ОБЩЕГО ОБР-НИЯ

Осн. задачи дошкольного образования:

- формир-е умений и навыков, необх. для ориентации и адекватных действий ребенка

- выявление индивид. способностей

- охрана и укрепление здоровья

ФИН-НИЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Анализ динамики расходов на образование показывает достаточно высокий и стабильный ур. его фин. обеспечения из бюджета.

55 учреждений высшего образования (45 гос. и 10 частных). За последние 5 лет кол-во студентов увелич. на 46000. Это соотв-т показателям европейских стран.

Расхода на з/п исчисл-ся со взносами на гос. соц. страхование.

Группа до 30, подгруппа – 9-17.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.3.111 (0.021 с.)