Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Идеалистическое и материалистическое понимание психикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте С точки зрения идеалистов душа - первичное явление в мироздании. Как содержание сна человека является лишь плодом его воображения, так и вся физика реального мира является лишь чьей-то волей, чьей-то фантазией (индивидуальной или коллективной). С точки зрения материалистов психика — вторичное, производное от материи явление. Реальный физический мир может существовать и в отсутствии чьей-то души, психики. Человек вышел из животного мира. Неразвитость научной картины мира не давала возможность человеку решить психофизическую проблему (долгое время такой вопрос даже и не ставился): как может быть такое, что из физического, материального появляется психическое, которое - так получается - тоже материальное. Материалистические представления о психике Второй этап развития психики как науки. Психология как наука о сознании (17-20 в) Представители:Рене Де Карт,Джонн Локк. Вселенную начали представлять как гигантскую машину. В этот период складывается понимание. Все можно изучить, все можно измерить и человека тоже. Предметом изучения психологии стало сознание. Де Карт - «мыслю,значит существую». Человек, взрослея, чтобы познать истину, должен все подвергать сомнению, и мыслить сам,только потом он узнает всю истину. Джон Локк Д.Локк. считал,что душевная жизнь проходит на 2х уровнях. 1. связан с восприятием окружающего мира: - ощущения,- желания,- мысли. 2.чел может наблюдать свои ощущения,желания,мысли.(мысли,чувства,переживания- рефлексия) наблюдает за деятельностью своего ума. Деятельность души 1 уровня у всех, даже у детей. 2- зрелость человека. У детей рефлексии почти нет, но и у взрослого может не развиться, если нет склонности к самонаблюдению. Вывод: рефлексия развивается сама по себе; психолог может и должен проводить исследования над собой. основной метод наблюдения сознания- интроспекция. 1879-конец 19в. Психика изучается в подсознании. Вильгельм Вундт Создал 1ю экспериментальную псих лабораторию в Липецке. Считается началом второго периода психология как наука. Один из методов – интроспекции. Искал элементы сознания. Метод интроспекции: 1)Испытуемые люди упражнялись в интроспекции долгое время. Самонаблюдение: обычные люди. 2)Ищутся элементы сознания. Самонаблюдение: ощущения описываются своими словами 3)Испытуемый сам делал заключение о элементах сознания. Самонаблюдение: полученый испытуемый материалы анализирует экспериментатор. Особенности интроспекции: 1)завершенный метод (сам сделал вывод) 2)для интроспекции нужны подготовленные люди 3)интроспекция осуществляется как вторая деятельность (наблюдение за своим разумом)
Интроспекция - как 2я деятельность (ум работает, а мы наблюдаем)
Вундт выделил простые элементы сознания. Объективные:ощущения -слуховые,- зрительные,- обонятельные. Из ощущения складываются наши мысли.- объективные элементы сознания. Субъективные элементы сознания: -чувства человека - напряжение/разрядка - (не) удовольствие, успокоение, возбуждение, разрядка, напряжении. Радость= удовольствие+возбуждение. Достижения Было описано огромное разнообразие психических явлений Описание фокус (в настоящий момент привлекает сознание) и периферия (потом может стать фокусом) сознания. Сознание в непрерывном движении «поток сознания» Одни процессы сознания текут сами собой- не произвольные. Другие- организуются- произвольные. Вундт пытался измерить сознание. Определить объём.
Предпосылки возникновения этапа: -Заложены предпосылки (методологические) научного понимания психики и сознания: -Век механицизма (появление машин, часов) -Вселенную начали представлять как гигантскую машину -Складывается понимание: все можно изучить, всё можно измерить и человека тоже -Заложены предпосылки научного понимания Достижения: - Психология стала наукой -Стали изучать сознание -Открытие лаборатории Вундта -Описаны многие процессы, которые происходят в сознании Недостатки: - Изучали только сознание -Была ложная идея разложения сознания на простейшие элементы -Основной метод интроспекции, который субъективен (не мог дать достоверный факт)
Вопрос 5 Этапы развития психологии как науки. Особенности третьего периода развития психологии как науки (психология как наука о поведении): предпосылки, достижения, недостатки. Особенности современного периода развития психологии. Третий период - Конец 19 – начало 20в. Джон Уотсон. 1913г – статья «психология с точки зрения бихевиориста» - сознание субъективно, его объективное изучение невозможно, поэтому такой категории как сознание для науки существовать не должно. Предметом изучения психологии должно стать поведение, так как оно доступно внешнему наблюдению. - психология должна опираться только на объективные методы, должна стать естественной научной дисциплиной, должна изучаться на измерении. Это направление получило название бихевиоризм. Предпосылки возникновения бихевиоризма: 1) Изучение сознания с помощью интроспекции не имело никаких практических результатов, было интересно только самим психологам. Продолжать это не имело никакого смысла. 2) Начало 20в – начало промышленного производства, требуется развитие методов, позволяющих контролировать поведение человека. 3) Бурный рост городов.
Нужно изучать стимулы, реакции, и по каким стимулам мы можем предсказывать поведение человека, меняя стимулы можно формировать поведение человека. Уотсон выделял врожденные и приобретенные реакции. Врожденные – с ними человек рождается, это безусловные рефлексы. Приобретенные – образуются на основе врожденных (основание на работах Павлова) Классическое научение. Меняется стимул – меняется реакция. Фредерик Скиннер. Описывает оперантное обусловливание. Если какое –то действие поощрять, то в последующем оно с большей вероятностью будет воспроизведено.
S V R Ввел переменную V – цели, намерения, желания. Между стимулом и реакцией возникает внутренние процессы. Заслуги бихевиоризма: 1) Объективность – психология стала исходить из реальных фактов 2) Стали использоваться объективные методы – эксперимент. 3) Расширяется спектр исследуемых объектов: поведение животных и исследование людей разного возраста. 4) Получили развитие раздела психологии, касающегося научения получения навыков. Недостатки: 1) Игнорировалось сознание и все внутренние процессы не изучались 2) Сближение психики человека и животного: данные, которые были получены на животных, переносились на человека. 3) Этический компонент. Особенности 4 периода: 1) Исследуются сознательные, неосознаваемые процессы, социальные связи. 2) Рассматривается с точки зрения информационного подхода. 3) Методологичекий кризис и разделение психологии на отдельные школы. +: - Появление первых концепций личности, теорий сознания, теории научения, творческого мышления. - Появление первых экспериментальных исследований личности - совершенствуются методы экспериментального исследования психики, появляются разнообразные диагностические исследования. Недостаток: большая разрозненность каждой отрасли психологии. Психоанализ. Конец 19в. З. Фрейд. Все поступки, мысли человека определяются бессознательными процессами. Методы по Фрейду: Анализ сноведений, анализ оговорок, явление остроумия. Гештальт- психология. Человек воспринимает мир целостно, завершает процессы. 1885г – Бехтерев создает первую психологическую школу в России. 1908 – Бехтеревым открывается психо-неврологический институт. Бехтерев развивает экспериментальное направление психологии. Челпанов основал в России первый психологический институт.(1912)
Вопрос 6 Основные направления развития отечественной психологии: мозг и психика (понятие о трех функциональных блоках головного мозга по А.Р. Лурия), единство сознания и деятельности (подход А.Н. Леонтьева), культурно-историческая теория развития сознания Л.С. Выготского.
Характеристика общественной психологии. 1885 В.М. Бехтерев. Создают 1-ю псих лабораторию в России в Казани, затем в Петербурге. Чулпанов- один из создателей психологического института. 1) Психика- функция нервной системы. 2) Высшее проявление психики – сознание 3)Свойство высоко организованной материи. Павлов- описал механизмы условных рефлексов.
А.Р.Лурья: 1)Основоположник отечественной нейропсихологии (изучает локализацию высших психических функций в головном мозге) 2) Принципы единства сознания и деятельности (психика проявляется и развивается в деятельности) А.Н.Леонтьев – автор деятельностной психологии. Рубинштейн- продолжил труды Леонтьева. Д.Б.Эльконин- описал периодизацию детского возраста с точки зрения теории деятельности.
А. Н. Леонтьев (1903–1979). Сперва он следовал линии, намеченной Л. С. Выготским. Затем, оценив идеи Басова о "морфологии" деятельности, предложил свою схему её организации и преобразования на различных уровнях: в эволюции животного мира, истории человеческого общества, в индивидуальном развитии человека. Основной труд на эту тему: "Проблемы развития психики" (1959). Мозг и психика 1. Теория психофизиологического параллелизма. Мозг и психика независимы друг от друга.(паралельны) Декард - тело,душа,параллельны друг другу. 2.Психофизиологическая идентичность. 3.Подход Лурия Выгодского.
Психические процессы являются надсистемными свойствами головного мозга. Т.е возникает в результате совместной работы различных зон головного мозга. Лурия описал 3 блока головного мозга каждый из которых связан с определённым психическим процессом. 1. Ствол головного мозга. Отвечает за тонус головного мозга. Блок активации нервной системы (ствол головного мозга ретик. формация) 2. Связан с восприятием,обработки, переработки информации(за центральной бороздой) 3. Регулирование (цели, полагания) лобная часть- контроль.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 2954; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.011 с.) |