Номинальные и реальный ввп (внп). Индексы цен. Дефлятор ввп 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Номинальные и реальный ввп (внп). Индексы цен. Дефлятор ввп



ВВП (ВНП) равно как и ряд других показателей можно выражать в текущих (изменяющихся) и неизменных ценах. В первом случае мы получаем номинальные величины, а во втором – реальные.

Номинальный ВВП – это объем выпуска всех конечных товаров и услуг, выраженный в фактически сложившихся ценах текущего года; исчисляется по формуле (1.2).

 

, 1.2

где Q – объем выпуска отдельных товаров и услуг в течение года;

Р – цена на соответствующие товары и услуги в данном году.

 

Показатель номинального ВВП зависит и от количества производимых в стране конечных товаров и услуг, и от уровня цен на них. Номинальный ВВП не может служить для оценки роста или сокращения реального объема производства.

Реальный ВВП – это объем выпуска всех конечных товаров и услуг, выраженный в неизменных ценах, т.е. в ценах которые сложились в каком-либо базовом году; исчисляется по формуле (1.3).

 

, 1.3

где Р 0 – неизменные цена на соответствующие товары и услуги.

 

Показатель реального ВВП не зависит от изменения цен и отражает уровень и динамику производимых в стране конечных товаров и услуг. Отличительные черты реального и номинального ВНП представлены в таблице 1.4.

Таблица 1.4 – Основные различия между номинальным и реальным ВВП

  Номинальный ВВП Реальный ВВП
Рассчитывается В текущих ценах данного года В неизменных ценах базисного года
Отражает изменения Как физического объёма ВВП, так и уровня цен Только физического объёма ВВП
Пример: За год цены возросли на 13% 120 д.е. 120/1,13

 

Изменение цен описывается индексом цен.

Индекс цен – показатель динамики, увеличения или уменьшения цен, характеризующий относительное изменение цен за определенный промежуток времени; различают индивидуальный и сводный индексы цен.

На практике различают два вида индексов цен: индекс потребительских цен (потребительские товары и услуги) и индекс цен производителей промышленной продукции (средств производства).

Общий (агрегированный) индекс цен на все конечные товары и услуги называется индексом-дефлятором ВВП.

Индекс-дефлятор ВВП – коэффициент, используемый для пересчета экономических показателей, исчисленных в денежном выражении, с целью приведения их к уровню цен предыдущего периода; исчисляется путем деления величены номинального ВВП на величину реального ВВП (формула (1.4)).

 

1.4

 

Аналогично рассчитываются индексы ВНП, ЧНП и других показателей СНС, а также индексы цен по отдельным структурным элементам ВВП – потребительским расходам населения, инвестициям и т.д.

Номинальные и реальные показатели ВВП в РФ в 1995-2000 гг. представлены в таблице 1.1.

 

Таблица 1.3 – Величины номинального и реального ВВП и индекса-дефлятора в РФ в 1995-2000 гг.

Годы                  
Индекс цен, к предыдущему периоду потребительских товаров производителей в промышленности в строительстве грузовых перевозок   9,4 10,0 - -   3,2 3,4 4,7 3,5   2,3 2,8 2,5 2,7   1,2 1,3 1,8 1,2   1,1 1,1 1,2 1,0   1,8 1,2 1,1 1,2   1,4 1,7 1,4 1,2   1,2 1,3 1,4 1,5   1,2 1,1 1,2 1,4
Индекс-дефлятор, к предыдущему периоду   9,9   4,1   2,8   1,4   1,1   1,2   1,6   1,4   1,2

 

 


7. Централизованно устанавливаемые цены на отдельных рынках и их последствия.

 

Принципы и методы формирования цен в условиях централизован­ной экономики строятся на том, что они определяются на предприя­тии, т.е. в производстве, и нередко до начала выпуска продукции. Такой подход неизбежно приводит к тому, что за базу цен принимаются затраты на производство. Отсюда – господство затратного метода ценообразования, который подвергался критике еще в условиях пла­новой экономики. При таком подходе к построению цен рынок ока­зывает очень слабое воздействие на уровень и динамику цен. В луч­шем случае он фиксирует степень спроса на товар при уже установ­ленной цене.

Коренное отличие рыночного ценообразования от централизован­ного установления цен состоит в том, что реальный процесс форми­рования цен здесь происходит не в сфере производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, т.е. на рынке, под воздей­ствием спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке.

Основное принципиальное отличие рыночного ценообразования от планового установления цен состоит также в том, что первоначаль­ные цены на товары определяются (устанавливаются) их собственни­ками, субъектами хозяйствования. Только в этом случае преодолева­ется отчуждение товаропроизводителей от результатов их труда.

Механизм ценообразования в условиях рыночных отношений про­является через цены, их динамику. Динамика цен формируется под воздействием двух важнейших факторов – стратегического и тактического.

Стратегический фактор выражается в том, что цены образуются на основе стоимости товаров. Постоянно происходят колебания цен вокруг стоимости. Процесс этот весьма сложный.

Тактический фактор проявляется в том, что цены на конкретные товары формируются под влиянием конъюнктуры рынка.

Первый фактор – фактор долговременного перспективного дей­ствия. Второй может часто меняться (в течение дней, часов), так как динамика конъюнктурных изменений очень высока;

Первый из названных факторов ставит в наиболее благоприятные условия те фирмы, которые имеют современную технику, передовую технологию, пользуются совершенными методами организации тру­да и производства и т.д. В результате наибольший выигрыш получа­ют та фирма и то предприятие, у которых издержки производства ниже. Второй фактор ставит в наиболее благоприятные условия те предприятия и фирмы, которые в совершенстве, быстро и гибко уме­ют воспользоваться конъюнктурой рынка. И в этом случае требуют­ся гибкость, тщательная подготовка производства и производствен­ной инфраструктуры, а также высокопрофессиональные исполните­ли (кадры). Наибольшую уверенность в успехе и выигрыш получают на рынке те фирмы и предприятия, которые имеют возможность уме­ло использовать оба фактора.

Рыночный механизм ценообразования должен быть таким, чтобы он создавал условия для конкуренции и ликвидации монополизма в промышленности и торговле и через это способствовал оптимизации их структуры, а также структуры потребления.

Органическим элементам планового хозяйства является система директивного назначения цен, которая слабо учитывает экономичес­кие интересы изготовителей продукции и ее потребителей. Для обес­печения экономического развития народного хозяйства необходимо отслеживать реальное удорожание и удешевление элементов произ­водственных затрат и поддерживать соответствие между спросом и предложением товаров. Однако директивно назначаемые цены не могут служить для этих целей.

Эффективность метода ценообразования прежде всего определя­ется тем, насколько полно учитывается в нем спрос, который опреде­ляет текущую рыночную конъюнктуру и формирует структуру инве­стиций и самой экономики. Директивные цены почти не сигнализи­руют об изменении в спросе. Это обусловливает постоянный дефицит товаров и порождает диспропорции производства и потребления.

Отсутствие рыночного механизма ценообразования не предотвра­щает инфляцию в плановой экономике. Присущая ей скрытая инфля­ция сопровождается нехваткой товаров и услуг. При переходе скры­той инфляции в открытую происходит резкий рост цен.

Таким образом, директивное ценообразование вызывает в эконо­мике целый ряд дестабилизирующих противоречий, приводящих к нарушению пропорций воспроизводства, искажению интересов производителей и потребителей продукции, отрыву экономики от конеч­ного потребителя.

Система директивного ценообразования не может служить инст­рументом согласования экономических интересов и объективно яв­ляется тормозом экономического развития. Это обусловливает неиз­бежность перехода от системы директивных цен к ценам, установле­ние которых основано на взаимном соглашении потребителя продукции с ее изготовителем.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.13 (0.008 с.)