Финансы как экономическая категория, их сущность и функции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансы как экономическая категория, их сущность и функции.



Финансы как экономическая категория, их сущность и функции.

Наука о финансах-учение о специфич.произв-ыхотнош-ях, вызванных развитием тов.-денеж. отношений и существ-ем гос-ва. Финансы обусл-ны2-мя принципами: 1)наличие гос-ва2)развитие тов.-ден.отнош-й. Эк.отнош-я возникают на всех стадиях воспроизв-го процесса, на всех ур-яххоз-ния и во всех сферах обществ.деят-ти. Исходноеусл-е возникновения фин-ов– товарное пр-во, опосредованное ден. отношениями. Ден.хар-р фин. отношений – признак финансов. Деньги –обязат. усл-е существ-я финансов.

Появление фин. отношений даёт о себе знать реальным движением денеж. ср-в. На 1 стадии ден средства переходят в матер.форму – здесь фин. отношения отсутствуют. Реальное движение денеж. средств происх. на 2 и 3 стадиях воспроизв-го процесса. На 2 стадии движение ст-ти в денеж. форме осущ-ся обособленно от движенияТ и хар-ся её отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других). На 3 стадии распред-е стоимости обменивается на товарную форму и происх. купля-продажа, т.е. получается двухстороннее движение ст-тей, одна из кот.нах-ся в денеж. форме, а другая – в товарной. На 3 стадии произв. процесса постоянно совершаемые обменные операции обслуживаются двумя категориями: 1) деньгами, как всеобщим эквивалентом, выступающим посредником обмена (Т-Д и Д-Т), в результате кот.общ. продукт распред-ся м/у субъектами общ.воспр-ва; 2) ценой, на основе кот.происх.колич-е соизмерение обменивающихся стоимостей, наход-ся в разных формах - товарной и денежной.

Началом возникновения фин. отношений явл. процессы первич.распред-я стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие элементы (С, V, m, где С - фонд возмещения израсх. средств в пр-во; V – фонд з/п, т.е. цена раб. силы, исп-ой в произв-ом процессе; m –прибыль). Т. о., вычленение в составе выручки от реализ.прод-и прибыли, аморт. отчислений, отчислений в налоги и т.д. осущ-ся с помощью финансов, и отражает процесс распред-я стоимости в соотв. с целевым назначением каждой её части. Дальнейшее распред-е стоимости м/у субъектами хоз-ния (изъятие части прибыли в уплату налогов и т. д.) и направление прибыли на кап.вложения, фонды накопления и др. происходит на основе финансов.

Распред-е и перераспр-е стоимости с помощью фин-ов сопровождается движением денеж. средств, принимающих специфич. форму фин.рес-ов. Они формир-сяу субъектов хоз-я и гос-ва за счёт различ. видов ден. доходов, отчислений, а исп-ся на расшир. воспр-во, матер.стимулир-е работающих, удовлетворение соц. и др. потребностей общества. Т.о., фин. ресурсы выступают матер.носителями фин. отношений. Исп-е фин. ресурсов осущ-ся ч/з денеж. фонды спец. целевого назначения. Специфич. признаком фин-овявл. то, что фин. отношения связаны с формир-ем денеж. доходов и накоплений, приним-их форму фин.рес-в.

Финансы -денеж. отношения, возник-е в процессе распред-я и перераспр-я стоимости валового общественного продукта и части НБ в связи с формир-ем денеж. доходов и накоплений у субъектов хоз-я и гос-ва, и исп-ем их на расшир.воспр-во, матер.стимулир-е работающих, удовл-е соц. и др. потребностей общества.

Функции финансов 1)Распред-ая —распр-ся и перераспр-ся ВВД, благодаря чему денеж. средства поступают в распоряжение гос-ва, созд-ся резервы на ур-е хоз. субъекта;2)Контрольная —способность отслеживать ход распред-го процесса, расходование по целев назнач-ю денеж. ср-в, поступ-их из бюджета;3)Регулирующая — вмешательство гос-ва в процесс воспр-ва ч/з финансы (налоги, гос. кредиты и т. д.). Гос-во воздействует на воспр-ый процесс ч/з фин-е отдельн.п/п, проведение нал. политики;4)Стабилиз-ая — обеспечение граждан эк и соц условиями.

Финансы как эк категория – система распределит-ыхден. отнош-ий, возник-их в процессе формир-я и исп-я фондов ден. ср-в.

Признаки финансов: 1) фин-сы не явл эквивалентом денег, они предст. собой ден. отношения 2) к фин-ам относ-ся не все ден. отношения, а только те, по ср-м кот. осущ-сядвиж-е стоимости, неопосред-е движ-ем Т. 3)фин. отнош-я имеют перераспр. хар-р,т.е. связаны не с созд-ем, а с распр-ем и перераспр-ем уже созданной ст-ти 4)в рез-те финотнош-ийсозд-ся фонды ден. ср-в

Понятие и источники формирования фин ресурсов на макро- и микроуровне, обеспечивающие воспроизводственный процесс и общегосударственные потребности

Гл усл-е роста фин рес-ов — увел-е НД. Фин рес-сы– совок-ть денеж ср-в, наход-ся в распоряж-ии субъектов фин отнош-й. Распред-е и перераспр-е стоимости с помощью фин-в сопровождается движением денеж средств, принимающих специфич форму фин ресурсов.

Они формир-ся у субъектов хоз-я и гос-ва за счет различ. видов денеж доходов, отчисл-й и поступл-й, а исп-ся на расширенное воспр-во, матер стимулир-е работающих, удовлетворение соц-х и др потребностей общества.

Фин ресурсы – матер носители фин отношений, что позвол-т выделить финансы из общей совок-ти категорий, участвующих в стоимостном распр-ии. Это происх-т независимо от общественно-эк-ой формации, хотя формы и методы, с помощью кот. образ-ся и исп-ся фин ресурсы, менялись в зависимости от изменения соц природы общества. Субъектами, которые ими располагают, явл гос-во, органы местн самоупр-я, предприятия, домохоз-ва.

Виды фин. ресурсов:1) собственные средства;2) мобилизационные средства;3) средства, поступающие в порядке перераспределения.Отдельные виды субъектов, располагающие финансовыми ресурсами, имеют свой особый состав финансовых ресурсов.

1)Собств. ср-ва: на уровне гос-ва и органов местного самоупр-я - доходы гос-ых и муниципальных п/п и доходы от внешнеэк. деятельности. На уровне хоз-их субъектов – прибыль. На уровне населения –з/п, премии, надбавки к з/п, выплаты соц характера, доходы от предпринимат. деят-ти, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, пенсии, пособия, стипендии. 2)Мобилизац. ср-ва: на уровне гос-ва – гос-ый кредит, эмиссия денежных средств, доходы от эмиссии ценных бумаг. На муницип-ом уровне – муницип.кредит и др. На уровне хоз-их субъектов - банковский кредит и др. 3)Средства, поступающие в порядке перераспр-ия: на уровне гос-ва и муницип-ых образований - обязательными платежами. На уровне хоз-их субъектов и домохоз-в - процентами, дивидендами по цб. На уровне насел-я - поступлениями ср-в от кредитно-фин-ых операций.

Как самост. понятие существует «фин рес-сы страны», к ним относят часть ВВП, представл-ую: вал. прибылью эк-ки; отчисл-ми в гос. внебюдж. соц. фонды; нал-ми на пр-во и импорт; нал-ми с физ. лиц; сбережениями д/х и кредитами, полученными из заруб.х стран.

Виды фин. ресурсов – матер-ое выражение конкр. форм фин отношений:1. Налоги2. Ненал. доходы3. Др. платежи, уплачиваемые ЮЛ и ФЛ в общегос-ые фонды денеж. ср-в4. аморт. отчисл. 5. Прибыль хоз-их субъектов6. страх. взносы по соц. страх-ию имущественному, личному и другим.7. гос займы: внутр. и внеш.8. доходы от приватизации гос собств-ти

Формир-е и исп-е фин. ресурсов м-т осущ-ся как в фондовой так и в нефонд. форме.

Фондовая форма характерна для движения фин ресурсов на макроуровне.

Характерные черты финансовых фондов: 1) являются обособившейся частью в общем объеме денежных средств субъекта2) имеют относительную самостоятельность движения 3) всегда имеют целевое назначение, причем цели могут быть широкие или узкие

На микро уровне финансовые ресурсы могут проявляться как фондовые так и вне фондовой форме. В отличие от макро уровня, реализация фондовой формы движения финансовых ресурсов менее регламентирована.

Предприятия могут формировать фонды накопления, потребления, резервные фондов, если это предусмотрено их учредительными документами. В тоже время есть обязательные фонды: 1) Фонд з/п 1) аморт. фонд

Не фондовой форме предприятия используют финансовые ресурсы в первую очередь на выполнение финансовых обязательств перед государством, учреждениями банковской системы, страховыми организациями.

Все финансовые ресурсы государства, в зависимости от того в чьей собственности они находятся, делятся на 2 группы: 1)централизованные (общегосударственные) 2) децентрализованные (финансовые ресурсы предприятий и организаций)

 

 

Планир-иеформир-я ист-ков прибыли до ее налогообложения.Расчет налога на прибыль, чистой и совокупной прибыли

Существует три основных метода планирования прибыли: метод прямого счета, аналитический метод,метод совмещенного расчета.

Метод прямого счета применяетсяпри небольшом ассортименте выпускаемой продукции; прибыль при этом исчисляется как разница между выручкой от реализации товарной продукции в соответствующих ценах (за вычетом НДС и акцизов) и полной ее себестоимостью:

П = (О Ч Ц) ― (О Ч С), где П – плановая прибыль, О – объем выпуска товарной продукции,Ц – цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов),С – полная себестоимость единицы продукции.

Прибыль от реализуемой продукции (Прп) рассчитывается по формуле

Прп = Врп – Срп, где Врп – планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок), Срп – полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции

Объем реализуемой продукции предстоящего планового периода в натуральном выражении определяется как сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода (пн) и объема выпуска товарной продукции в течение планируемого периода (Птп) без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце периода (Пк). Прп = Пн + Птп – Пк

Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции и заключается в определении влияния отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно.

Метод совмещенного расчета включает элементы первого и второго способов.

Налог на прибыль = Налогооблагаемая прибыль * Налоговая ставка

Налогооблагаемая прибыль = Налогооблагаемые доходы – Вычитаемые расходы – Убытки прошлых лет

Валовая прибыль = выручка - себестоимость реализованной продукции или услуги

Прибыль / убыток от продаж (реализации) = валовая прибыль - издержки

*издержки в данном случае - коммерческие расходы и расходы на управление

Прибыль / убыток до налогообложения = прибыль от продаж ± операционные доходы и расходы ± внереализационные доходы и расходы.

Чистая прибыль / убыток = выручка - себестоимость товара - расходы (управленческие и коммерческие) - прочие расходы - налоги

Операционная прибыль = валовая прибыль - Операционные затраты

 

Планирование выручки от реал-циипродукции.Внутренние и внешние факторы, влияющие на размер выручки

Выручка от реализации продукции представляет собой сумму денежных средств, поступивших на счет предприятия за реализованную продукцию и оказанные услуги. Косвенные налоги не входят в состав выручки от реализации продукции и учитываются отдельно.

«Выручка от реализации продукции означает завершение производственного цикла предприятий, определенную стадию кругооборота денежных средств, возврат авансированных на производство средств предприятия в денежную форму и начало нового витка оборотных средств. Она характеризует воспроизводственный процесс предприятия в количественном и качественном отношении. С количественной стороны дается представление об объемах производства в натуральном и денежном выражении. Качественная сторона проявляется в потребительских свойствах продукции и услуг, так как они находят своих потребителей.»

Размер выручки от реализации продукции зависит от количества, ассортимента, качества реализуемой продукции, цены и расчетно-платежной дисциплины. Количество реализованной продукции зависит от объема производства (товарной продукции) и переходящих остатков нереализованной продукции на начало и конец периода реализации (месяца, квартала, года).

ВРпл = Ог.п.н. + ГП – Ог.п.к., где Ог.п.н.,Ог.п.к.– остатки готовой продукции на начало и конец периода;

ГП– выпуск готовой продукции, предназначенной к реализации.

Факторами,зависящими от предприятия являются:объем, ассортимент, качество и конкурентоспособность производимой продукции,уровень цен.

Выпуск продукции в основном определяет объем реализации продукции: с увеличением ее выпуска растет объем реализации, и наоборот.

Кроме того, сумма выручки зависит от:ритмичности работы предприятия, комплектности продукции, характера отгрузки, спроса на данную продукцию,форм расчета за продукцию.

Работа по графику содействует равномерной отгрузке продукции и своевременному поступлению выручки. Выпуск продукции пользующейся спросом, обеспечивает ее полную реализацию. Применение наиболее прогрессивных форм расчетов за продукцию, своевременность выписки платежных документов и передача их в банк- важный фактор в планировании выручки. Ассортимент продукции существенно влияет на размер выручки, поскольку продукция реализуется не по одинаковым ценам. Выполнение планирования по ассортименту- непременное условие выполнения планирования по выручке от реализации продукции. Величина выручки предприятия от реализации продукции зависит также от уровня цен: если оптовые цены на продукцию снижаются, то выручка от ее реализации уменьшается, и наоборот. К факторам, не зависящим от предприятия, относятся:перебои в работе транспорта, несвоевременная оплата продукции вследствие неплатежеспособности покупателей, задержки банковских расчетов и т.д.

 

Планирование доходов(Д) и расходов(Р) по инвестиционной, финансовой деятельности, иных Д и Р.

Инвестиционное планиров-е - процесс разработки системы планов, плановых заданий и показателей, обеспечивающих развитие предприятия с использованием необходимых инвестиционных ресурсов и способствующих повышению эффективности его инвестиционной деятельности. План Д и Р по инвестиционной деятельности отражает все затраты, связанные с реальными инвестициями и приростом объема долгосрочных финансовых вложений. Этот план определяет V потребностей в финн.ресурсах для реализации намеченных инвестиционных проектов и программ, а также возможных поступлений этих ресурсов в процессе осуществления инвестиционной деятельности. План поступления и расходования ден. ср-в в процессе осуществления инвестиционной деятельности характеризует результаты прогнозирования денежных потоков от инвестиционной деятельности и обеспечивает четкую взаимосвязь показателей поступления денежных средств, их расходования в плановом периоде и суммы чистого денежного потока по инвестиционной деятельности на конец периода. Цель-обеспечение финн.устойчивости и платежеспособности предпр-я на всем протяжении планового периода.

Финансовое планирование - это планирование всех его доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Цель - определить соответствие Д-ов организации на прогнозируемый период Р-ам за этот же период. Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой – с уменьшением числа неиспользованных возможностей. Основными задачами финансового планирования на предприятии являются:

· обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

· определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального их использования;

· выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

· установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;

План Д и Р по операционной деятельности. Цель - определение суммы чистой прибыли от производственно-коммерческой (операционной) деятельности предприятия. В процессе разработки этого плана должна быть обеспечена четкая взаимосвязь планируемых показателей доходов от реализации продукции (валового и чистого), издержек, налоговых платежей, балансовой и чистой прибыли предприятия.

Внереализационные Д-ы – Д-ды, не относящиеся к доходам от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, т.е. доходам от реализации. Д-ы от внереализационной дея-сти обычно планируются общими суммами, опираясь либо на уже имеющиеся договора на планируемый год, либо исходя из фактических данных прошлых лет при наличии очевидных сложившихся тенденций. Внереализационных Р-ды -не связанны с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. Внереализационные Р-ды, также как и Д-ды, планируются общими суммами, исходя из фактических данных прошлых лет или экспертным путем на основе ожидаемых событий.

 

13. Заемный капитал и формы его образования.

Заемный капитал – объем денежных средств и мат. Ценностей, кот.приобретает хоз. субъект на опр. время. Эти фин. обяз-ваподразд-ся на долгоср. и краткоср. К долгоср. относ.все формы заемного капитала со сроком использования больше года. Это долгоср. кредиты банков, зад-ть по налог.кредиту, по фин. помощи, срок погашения кот-х еще не наступил или непогашен в предшеств. сроки.

К краткоср. относ.все формы привле-го ЗК со сроком исп-я до 1г. К ним относ. кредиты банков, различные формы кред. зад-типредпр-я по Т,Р,У, по выданным векселям, по оплате труда и т.д.

Источники и формы привлечения разнообразны:

По источникам привлечения: - заемные ср-ва из внешних ист-в; - внутр. заемные ср-ва (кредит.зад-ть)

По периоду привлечения: -долгоср.; - краткоср.

По форме привлечения: - в денеж. форме (фин. кредит); - в форме оборудования (лизинг); - в товарной форме (товарный или коммерческий кредит)

Наиболее распространенным видом заемных ср-в является банковский кредит. Целесообразность привлечения кредитных ресурсов обуславливает его цена, кот-явыражаетс годовой % ставкой. Её ур-нь влияет на размер затрат предприятия и, соотв-но, на фин. рез-т. При выборе банк.кредита необходимо учитывать следующее: - обоснование потребности в банк. кредите; - стоимость банк. услуг, реальную оценку задолженности и возм-ти её погашения; - постоянный контроль за использованием заемных. ср-в.

Ком.кредит – это кредитная сделка м/у продавцом и покупателем на отпуск ценностей, услуг и кредитов. В большинстве случаев ком.кредит реализуется с помощью векселя, который гарантирует погашение зад-ти. На практике цена ком.кредита выше чем банковский.

Лизинг – это особый метод кредитования предприятия посредством предоставления ему за опр-ю плату в аренду основных фондов. Лизинг м.б. финансовым и операционным. Фин. лизинг хар-ся сроком контракта не более года в возмещении лизингодателю стоимости объема в размере 75% его первонач. ст-ти. Операц. лизинг – это лизинг, при кот-м лизинговые платежи в течение договора возмещается ст-ть объекта, а по истечении договора объект возвращается лизингодателю.

Факторинг – форма посредничества в осуществлении расчетов. В соотв-и с договором факторинг.обслуживания, заключ-го м/у банком и поставщиком, поставщик уступает банку право денеж. треб-я по своим поставкам в адрес, оговоренный покупателем, а банк обязуется оплатить сумму денж. обяз-ва покупателя с дисконтом. Под дисконтом понимается разница м/усуммойденеж. обяз-ва должника и суммой выплаченных факторов поставщиком. Дисконт может исчисляться виде %, начисленных на сумму денеж. обяз-ва. Гл. целью факторинга для предпр-я поставщика явл-ся обеспеченность непрерывности денж. потоков.

Разновидностью факторинга явл-ся форфейтинг. Он применяется при международных расчетах, связанных с импортом или экспортом. Форфейтинг – это когда банк приобретает у предприятия, заключая экспортный контракт, задолженность покупателя сразу обеспечивая экспортеру поступление полной суммы сделки. В результате для предприятия экспорт с отсрочкой платежа превращается в экспорт с отсрочкой по факту поставки. Следующей специфической формой является франчайзинг. Это форма предоставления платных услуг крупным фирмам другими предпр-ми виде новых технологий, прогрессивных методов орг-и пр-ва и сбыта прод-и.


План-ние ден.потоков в орг-ции

План-ниеден. потоков помогает фин менеджеру определить источники ден средств и оценить их исп-ние, а также выявить ожидаемые ден. потоки, а значит, перспективы роста организации и ее будущие финансовые потребности.

Главная задача составления плана движения ден. Ср-в — проверить реальность источников поступления средств, обоснованность расходов, определить возможную потребность в заемных средствах. План движения ден средств м.б. составлен прямым либо косвенным способом. Помимо годового плана движения ден средств необходимо разрабатывать краткоср план на короткие промежутки времени (месяц, декаду) в форме платежного календаря.

Платежный календарь — это план орга-циипроизв-финдея-ти, в котором календарно взаимосвязаны все источники ден поступлений и Р за опред отрезок времени. Он полностью охватывает ден оборот орг-ции; дает возможность увязать поступления ден средств и платежи в наличной и безналичной форме; позволяет обеспечить постоянную плат-сть и ликвидность.

Платежный календарь составляется фин службой предприятия, при этом план показатели бюджета движения ден средств разбиваются по месяцам и более мелким периодам. Сроки определяются исходя из периодичности основных платежей организации.

В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи:

- орг-ция учета врем стыковки ден поступлений и предстоящих Р ор-ции; - форм-ниеинформ базы о движении ден притоков и оттоков; - ежедневный учет изменений в информ базе; - анализ неплатежей и орг-ция мероприятий по устранению их причин; - расчет потребности в краткосрочном фин-нии; - расчет врем свобден средств орг-ции; - анализ фин рынка с позиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств.

Платежный календарь составляется на основе реальной информ базы о ден потоках орг-ции, в состав которой входят: договоры с контрагентами; акты сверки расчетов с контрагентами; счета на оплату продукции; счета-фактуры; банковские документы о поступлении средств на счета; платежные поручения; графики отгрузки продукции; графики выплаты з/пл; состояние расчетов с дебиторами и кредиторами; законодательно установленные сроки платежей по фин обязательствам перед бюджетом и внебюдж. фондами; внутр. приказы.

Для эффективного составления плат. календаря фин менеджеру необходимо контр-вать инф-цию об остатках ден средств на банковских счетах, израсх-ных ср-вах, ср остатках за день, состоянии рынц.б. орг-ции, планируемых поступлениях и выплатах на предстоящий период.

На закл. этапе упр-нияден потоками их оптимизируют путем балансировки по объему и во времени, синхронизации их форм-ния во времени и оптимизации остатка ден ср-в на р/с.

Как дефицит, так и избыток ден потока оказывают отриц влияние на дея-ть предприятия. Отриц. последствия дефицитного ден потока прояв-ся в снижении ликвидности и уровня плат-сти предприятия, росте просроч кредит задолженности поставщикам сырья и материалов, повышении доли просрочзадолженности по полученным фин кредитам, задержках выплаты з/пл, росте продолжительности финансового цикла, а в конечном счете — в снижении рентабельности использования собственного капитала и активов предприятия.

Отрицательные последствия избыточного денежного потока проявляются в потере реальной стоимости временно неиспользуемых денежных средств от инфляции, потере потенциального дохода от неиспользуемой части денежных активов в сфере краткосрочного их инвестирования, что в конечном итоге также отрицательно сказывается на уровне рентабельности активов и собственного капитала предприятия.

Объем дефицитного денежного потока должен балансироваться за счет:

1)привлечения дополнительного собственного или долгосрочного заемного капитала;2)совершенствования работы с оборотными активами;3)избавления от непрофильных внеоборотных активов;4) сокращения инвестиционной программы предприятия;5) снижения затрат.

Объем избыточного денежного потока должен балансироваться за счет:

1)увеличения инвестиционной активности предприятия;2)расширения или диверсификации деятельности;3) досрочного погашения долгосрочных кредитов.

Организация финансов организаций по внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Формирование и использование валютных фондов организацией.

Формы ВЭго сотрудничества:

1 Совместное предприятие с участием иностранных инвесторов. 2 Организационная.

Финансы ВЭД представляют экон-кую категорию и используется для осущ-ния интеграции РБ в мир.эк-ку, финансы ВЭД оказывают влияние на экспор. иимпор. П.

1 Стимулирует выпуск конкур.способной П пользующейся спросом на мировом рынке.

2 Воздействие на развитие межгос-ных отношений в мобилизации рес-овиност. инвестиций. 3 С помощью финансов происходит развитие эк-ки в РБ и создаются условия ее интеграции в мировую экономику.

Оборотом финансов ВЭД являются эк-кие отношения возникающие в процессе формирования фондов в нац. и инвалюте. Субъекты: зарубежные партнеры в лице иност. гос-ва или иност. юр. лица. Финансы ВЭД - это совокупность ВЭих отношений возникающих в ходе форм-ния и испол-ние прибыли и фондов ден. средств при распределении и перерасп-нии части общественного продукта и нац. дохода полученного в инвалюте. Финансы ВЭД включают: общегос-ные финансы; финансы предприятий, орг-ций независимо от форм собственности; финансы малых предприятий и физ. лиц.

Валютный резерв НБ формируется за счет приобретения инвалюты на межбанковские валютные биржи и напрямую у предприятия и КБ. Все предприятия несут ответственность за своевременную продажу валютных средств.

Формирование и использование валютных фондов предприятия. ВЭД предприятий осущ-ся на основе валютной самоокупаемости. Для финан-нияВЭих операций на предприятии создается валютный фонд.

Валютный стандарт формируется за счет валютной разницы остающаяся в распоряжении предприятия. После обязательной продажи валют.выручки на валют. рынке и уплата налогов.

Источники образования валютных фондов: валют.выручка, объединение и распределение ср-в валют. фондов между предприятиями в объединениях, валютные отчисления в фонд оказания услуг, валюта приобретения на валют. аукционах.

Организация расчетов по ВЭД предприятия. Для расчетов с иност-ми фирмами по экспортно-импорным операциям предприятия открывают в уставном порядке в банках свои счета: расчетный, валютный, транзитный, ссудный счет.

Все эти счета ведутся в нац-денежных единицах и инвалюте. Валютная выручка поступающая в пользу предприятия на территории РБ зачисляется на их транзитный валютный счет или на валютный счет в зарубежных банках.

Для расчетов по экспортно-импортным операциям с предприятием банк открывает отдельный ссудный счет. Расчет конкретной валютной цены включает в себя:с/с товара;

стоимость его транспортировку до порта или до нац. границы с применением дифференциального валютного коэффициента.

Накладные и расходы по экспортным операциям оплачивают поступившими на счет собственных ср-тв или валют.ссуды банка. Накладные в инвалюте включают: расходы по транс-вке по РБ; по погрузке и выгрузке Т; хранению; оплате за тару; банк.расходы.

Расходы за импорт: предприятие получает кредит по ссудному валют.счету для экспортно-импортных операций и перечисляет опред-ую сумму в банк, для перевода фирме поставщику по расчетно-контрактным ценам включая в себя: стоимость товара, транс. расходы до границы; процент комиссионным агентам; процент по кредиту.


 

Финансы строительства. Планирование затрат на строительно-монтажные работы (СМР), стоимости и накоплений.

Строит. комплекс состоит из 2 взаимосвяз. секторов: 1.строит-во2.промышленность строит. материалов и конструкций. Материальной базой строит-го комплекса явл. промышл-сть строит. материалов и конструкций. Осн. ведущей орг-ей строит-ваявл. подрядная орг-я или строит.произ-во - процесс произв-го потребления средств, предметов труда, живого труда.

Потребность этих матер. фондов ведет к образованию затрат или издержек произ-ва, формирующих себ-стьпродукции.В строит. орг-ях в качестве типовой применяется след. группировка затрат на произ-во: 1). материалы 2) фонды на оплату труда рабочих 3) расходы на содержание и эксплуатацию строительных машин 4) накладные расходы…Себ-сть строит. продукции явл. важнейшим кач-ным показателем произв.-хоз. деят-сти строит.-монтажных пред-й.Сметнаясеб-сть СМР - это размер ден. срв, получаемых строит.-монтажной орг-ей для покрытия издержек строит. произв-ва.План. себ-сть СМР – плановые затраты на выполнение заданного объема строит. работ. План. себ-сть< сметной на величину планируемого снижения себ-сти..Планирование себ-сти СМР возможно лишь в том случае, если утверждены сметы по заключенным договорам.

Плановые затраты на строит. произ-во м.б. определены 2 методами:1.суммированием затрат по статьям калькуляции 2.исключением из сметной стоимости работ суммы экономии, который определяется в плане технического развития. Прибыль подрядных организаций. Доходы строит. организаций складываются из доходов от основных видов деятельности, операционных и внереализационных доходов. Доходом от основных видов деятельности являются:1. выручка от сданных заказчику объектов или их очередей2.поступления, связанные с выполнением СМР, оказанием услуг и реализацией строительных материалов, деталей, конструкцийРазличают прибыль от сдачи объектов, прибыль от внереализационных операций, прибыль отчетного периода и др.

Прибыль от сдачи заказчикам объектов СМР рассчитывается:

П = В-НДС-Орф-Омф-Ссмр

где В – выручка Орф, Омф - отчисления в республиканский и местные фонды Ссмр - себестоимость СМР Прибыль от сдачи заказчикам готовых проектов и этапов работ складывается из нормативного размера прибыли, предусмотренного в сметах, и экономии от снижения себестоимости СМР.

Сумма планируемой прибыли подрядной организации определяется:

П = С*(Н + Зс),

где С - объем СМР, подлежащий сдачи заказчику в плановом году по сметной стоимости

Н - нормативный размер прибыли

Зс – Задание по снижению себестоимости СМР

Общая прибыль определяется в том же порядке, как и прибыль промышленных предприятий. Из выручки уплачиваются налоги.

 

 

Финансы торговли. Планирование издержек обращения, валового дохода и прибыли.

Торговля – это отрасль национальной экономики, назначением которой является продвижение товаров из сферы производства в сферу обращения и доведение их до конечного потребителя.

Торговые организации производят транспортировку, хранение, расфасовку, упаковку, сортировку товаров и другие производственные действия, затраты на проведение другие производственные действия, затраты на проведение которых увеличивают их денежную и потребительскую стоимость (качество) и называется дополнительными издержками обращения.

Торговые организации несут расходы, связанные с осуществлением непосредственно процесса продаж (заработная плата продавцов, расходы по аренде помещений, реклама и др.) называемые чистыми издержками которые не изменяют потребительскую стоимость товаров, но увеличивают их продажную цену.

Расходы торговых организаций по доведению товаров допотребительской называются издержками обращения.

При формировании затрат торгового предприятия целесообразно обеспечить выполнение следующих условий:

· прирост общей суммы затрат не должен превышать прирост доходов;

· снижение затрат не должно приводить к ухудшению качества торгового обслуживания и, как следствие, к снижению спроса и товарооборота;

· размер затрат должен быть увязан с обеспеченностью ресурсами.

Валовой доход в торговле представляет собой часть цены товара, предназначенную для покрытия издержек обращения и формирования прибыли торговых организаций.

Различают снабженческо-сбытовую (оптовую) надбавку и торговую надбавку.

В снабженческо-сбытовых надбавках учитываются расходы по закупке, хранению, комплектации и др., а также прибыль, необходимая для обеспечения нормальной деятельности. Оптовая надбавка устанавливается в процентах к покупной цене товара.

Торговая надбавка устанавливается торговыми предприятиями при реализации товаров населению.

В Республике Беларусь установлена предельная величина торговой надбавки с учетом оптовой (независимо от количества участвующих посредников) в размере 30 %. Из них 20 % составляет оптовая и 10 % - торговая надбавка.

По ряду социально-значимых товаров торговые надбавки устанавливаются в минимальных размерах.

В торговле при формировании валового дохода используется также система скидок и зачетов. Наиболее часто применяется скидки, предоставляемые поставщиками за большое количество закупаемого товара, сезонные скидки и скидки производителей товаров за выполнение торговлей функций по хранению и доработке товаров.

Под зачетом понимают виды скидок, предоставляемые стимулирования покупателя к приобретению нового товара взамен устаревшей модели. Цена новой модели уменьшается на определенный процент.

Источником валового дохода является также величина дополнительных доходов прибавляются к общей сумме валовых доходов.

Прибыль от реализации товаров (Пр) представляет собой разницу между валовым доходом, отчислениями в республиканские и местные целевые бюджетные фонды, отчислениями в фонд пополнения собственных оборотных средств и издержками обращения, приходящимися на реализованные товары.

В процессе разработки прогнозов прибыли могут быть использованы следующие методы: прямого счета, расчетно-аналитической и др.


28. Финансы автотранспортных организаций. Особенности планирования затрат и прибыли.

Транспорт обеспечивает развитие национального хозяйства, соединение производства и потребления, объединение областей, отраслей экономике в единый народнохозяйственный комплекс.

Внимание к транспорту связано с его высокой ресурсоемкостью. Здесь сосредоточено около 65 % общей численности фондов, занятых в народном хозяйстве, и 13 % основных фондов. Транспорт является крупнейшим потребителем топливно-энергетических ресурсов: ежегодный расход бензина составляет около 84 %, дизельного топлива – 52 % от общего объема их использования. На его развитие вложений в республике.

Наибольшая часть грузо- и пассажиропотоков в РБ приходится на автотранспорт. В автотранспортном производстве не требуется сырье, велики затраты живого и овеществленного труда на выполнение перевозок, ремонт и управление.

Отраслевые особенности формирования затрат на транспортных предприятиях определяют специфику механизма их планирования и регулирования. Издержки АТП включают расходы: на услуги по перевозке грузов и пассажиров; услуги по погрузке – разгрузке грузов; услуги по экспедированию грузов; прочие виды деятельности.

По действующей методике на автотранспорте при определении себестоимости перевозок учитываются только расходы, связанные с перемещением грузов и пассажиров. Затраты на погрузочно-разгрузочные работы, а также расходы на содержание и ремонт автомобильных дорог, организацию и обеспечение безопасности движения на них в себестоимости автомобильных перевозок не отражаются.

Целью планирования себестоимости перевозок является экономически обоснованное определение величины затрат, необходимых для выполнения заплан



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.105 с.)