Правовое обеспечение охраны земель, 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое обеспечение охраны земель,



Рационального использования земельных

(почвенных) ресурсов

  1. Правовые основы охраны земель (почв).
  2. Основные направления охраны земель (почв) по действующему

Законодательству.

  1. Правовое обеспечение мелиорации земель.

Задача 1

На общем собрании садоводческого товарищества «Чиполлино» рассматривался вопрос о возможности привлечения к ответственности члена товарищества Д., который не использовал свой участок, в результате чего он зарос сорняками, распространившимися на соседние участки. Д. заявил, что он использует земельный участок для отдыха, так как, являясь собственником участка, вправе использовать его по своему усмотрению.

 

Каковы обязанности землепользователей по охране земель, в том числе по борьбе с сорными растениями?

Какая предусмотрена ответственность за неприятие мер по борьбе с сорными растениями и другие нарушения законодательства в области охраны земель?

Какие меры может принять садоводческое товарищество в подобных случаях?

Решите дело.

Задача 2

На разъезде Мыслец Шумерлинского района Чувашской Республики потерпел аварию поезд № 2651 со сходом с рельсов 24 вагонов. Из поврежденных вагонов произошел разлив фенола и дизельного топлива на рельеф местности и в реки Пушкурт, Мыслец, Сура. В результате крушения поезда, растекания ядовитых химических веществ, возникновения пожара окружающей природной среде причинен вред. Попадание указанных веществ на рельеф местности привело к интенсивному загрязнению почвы, грунтовых и поверхностных вод, вызвало массовое отравление рыбы, гибель водорослей и животных в открытых водоемах. Сумма ущерба составила 40 134 071,06 руб.

Волжский природоохранный прокурор обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с иском в интересах Министерства экологии и природных ресурсов Чувашской Республики и защиту государственных интересов к Управлению Горьковской железной дороги о взыскании 40 134 071,06 руб.

В ходе рассмотрения дела Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Чувашской Республики (истец) и Управление Горьковской железной дороги заключили мировое соглашение, предусматривавшее проведение железной дорогой мероприятий по восстановлению нарушенного состояния окружающей природной среды

 

Какие меры ответственности предусмотрены законодательством за загрязнение земель?

Каким образом определяется размер возмещения ущерба, причиненного загрязнением земель?

Какие органы осуществляют государственный контроль за охраной земель? Решите дело.

Задача 3

 

Заместитель прокурора Оренбургской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим Закона Оренбургской области от 22 декабря 2005 г. № 2867/507-Ш-ОЗ «О Программе "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Оренбургской области на 2006—2010 годы"», ссылаясь на то, что согласно ст. 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» обязательной государственной экологической экспертизе объектов регионального уровня, проводимой федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подлежат: проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду; материалы, предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производственных сил на территории субъектов Российской Федерации, в том числе проекты комплексных и целевых социально-экономических, научно-технических и иных программ субъектов Российской Федерации, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду.

Статьей 1 оспариваемого Закона Оренбургской области утверждена Программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Оренбургской области на 2006—2010 годы».

Из раздела паспорта Программы «Основные задачи» следует, что она предусматривает мероприятия хозяйственной деятельности, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду, а именно: увеличение площади насаждений, включая закладку лесов при организации контурно-национального использования земельных (почвенных) ресурсов

ландшафтного земледелия на 1,8 тыс. га, мелиорация земель на

площади 1,6 тыс. га.

В п. 5 Приложения № 1 к данной программе, в числе мероприятий по мелиорации земель указаны мероприятия, направленные на качественное улучшение имеющегося мелиоративного фонда за счет проведения строительства гидротехнических сооружений, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду.

В соответствии с разделом 2 «Цель и задачи Программы» ее целью является увеличение площади насаждений, включая закладку лесов при организации контурно-ландшафтного земледелия на 1,1 тыс. га; залуживание малопродуктивной пашни на площади 101,4 тыс. га; проведение комплексного агрохимического обследования почв на площади 2673,0 тыс. га, мелиорация земель — на1,8 тыс. га.

Таким образом, по мнению прокурора, реализация Программы фактически приведет к воздействию на плодородие почв земель сельскохозяйственного назначения, поскольку она содержит нормы, определяющие конкретные объемы и размеры хозяйственной деятельности по сохранению и восстановлению плодородия почв. Однако законопроект «О Программе "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Оренбургской области на 2006-2010 годы"» экологическую экспертизу не прошел, что является нарушением федерального законодательства и основанием для признания этого Закона недействующим.

 

Подлежал ли государственной экологической экспертизе проект Закона Оренбургской области «О Программе "Сохранение и восстановление плодородия почв, земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Оренбургской области на 2006—2010 годы "»? Подлежит ли удовлетворению заявление прокурора?

Тема VII

Организационный механизм (управление)

В сфере использования и охраны земель

И других природных ресурсов

Понятие, цели и задачи управления в сфере использования и охраны

Земель и других природных ресурсов.

Виды управления в сфере использования и охраны земель и других

Природных ресурсов.

Методы управления в сфере использования и охраны земель и других

Природных ресурсов.

Органы исполнительной власти, осуществляющие функции использования и охраны земель и других природных ресурсов.

Функции органов государственного управления в сфере использования и охраны земель и других природных ресурсов.

Задача 1

 

При обсуждении Заключения Государственной экологической экспертизы (далее -госэкоэкспертиза) проекта оценочного бурения скважины на континентальном шельфе Российской Федерации выяснились различия по вопросу о возможности сброса отработанного бурового раствора.

Эксперты госэкоэкспертизы утверждали, что сброс предполагается производить в водный объект высшей рыбохозяйственной категории. В силу действующего законодательства такой сброс запрещен. В обоснование этой позиции они ссылались на письмо Госкомрыболовства России, согласно которому акватория, в пределах которой предполагается осуществлять оценочное бурение, «может быть отнесена» к водным объектам высшей рыбохозяйственной категории.

Правовые консультанты нефтяной компании-заказчика экспертизы возражали, ссылаясь на то, что в материалах госэкоэкспертизы нет ни одного правового акта, из которого следовало бы, что акватория, где предполагается сброс, уже отнесена к водному объекту указанной категории.

 

Какова структура федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции в сфере охраны земли и других природных ресурсов?

Какие из них вправе определять категории водных объектов рыбохозяйственного значения?

Дайте письменное заключение по существу спора.

Задача 2

В 1993 г. на землях двух районов Сочи был организован государственный природный заказник биологического профиля. В 2003 г. Правительство Российской Федерации приняло постановление об изъятии земельных участков общей площадью более 30 тыс. га у государственного учреждения «Сочинский национальный парк» и о предоставлении их заказнику в постоянное (бессрочное) пользование, а также о предоставлении заказнику земельного участка из состава земель лесного фонда в Лооском опытном лесхозе.

В целях предотвращения возможной приватизации земель национального парка общественная экологическая организация обратилась в суд с заявлением о признании постановления недействующим, ссылаясь на противоречие его положений земельному законодательству.

Каковы полномочия Правительства Российской Федерации в сфере управления землями особо охраняемых природных территорий?

Изменяется ли целевое назначение земель национального парка и существует ли законодательный запрет на подобную передачу земель?

Допустимо ли включение земель лесного фонда в территорию заказника?

Возможно ли таким способом приватизировать земли национального парка и лесного фонда?

Задача 3

 

ООО «Загородный клуб «Раздолье» обратилось с заявлением в Администрацию Пушкинского муниципального района Московской области с заявлением о приобретении земельного участка в собственность, указав, что земельный участок в 2003 г. был предоставлен обществу на праве аренды сроком на 49 лет, общество является собственником двух объектов, незавершенных строительством, расположенных на земельном участке.

Администрация Пушкинского муниципального района Московской области ответ в адрес заявителя не направила, в связи с чем общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском о понуждении заключить договор купли-продажи

земельного участка.

В судебном заседании представитель ответчика просил в иске отказать, поскольку договор аренды земельного участка не расторгнут и продолжает действовать, земельный участок предоставлен обществу под размещение гольф-клуба, строительство которого не завершено. Кроме того, по мнению представителя ответчика, факт заключения договора аренды земельного участка Министерством имущественных отношений Московской области свидетельствует о том, что право государственной собственности на спорный земельный участок разграничено, следовательно, Администрация Пушкинского муниципального района не имеет полномочий по распоряжению им.

 

Какие органы наделены полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной, муниципальной собственности, право собственности на которые не разграничено?

В каком порядке собственник объекта недвижимости может реализовать свое право приобретения земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, в собственность?

Являются ли доводы представителя ответчика основанием для отказа в удовлетворении исковых требований общества?

Задача 4

 

Сельскохозяйственный производственный кооператив (СПК) «Племзавод-колхоз "Завет Ильича"», находящийся в Красногорском районе Московской области, обратился в Администрацию Московской области с просьбой дать разъяснения по следующим вопросам.

 

Влечет ли включение в границу г. Красногорска земельных участков, предоставленных работникам СПК для личного подсобного хозяйства, прекращение прав на землю?

Могут ли быть и по какому основанию изъяты земельные участки СПК, если они включены в границу г. Красногорска?

Изменится ли правовой режим указанных земельных участков при их включении в границу г. Красногорска, в частности размер земельного налога?

Дайте письменные разъяснения на поставленные вопросы

Задача 5

Предприниматель без образования юридического лица Н., руководствуясь ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, предложил администрации г. Благовещенска заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 1990 кв. м, на котором находится объект недвижимости — склад-модуль, принадлежащий предпринимателю на праве собственности согласно свидетельству о государственной регистрации права от 3 января 2002 г. Склад-модуль был приобретен у товарищества с ограниченной ответственностью «Акцепт», арендовавшего земельный участок, на котором расположен склад, сроком на 10 лет по договору, заключенному с Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Благовещенска в 1996 г. На момент продажи склада-модуля срок действия договора аренды земельного участка не истек.

Отказываясь заключить предложенный договор, администрация города сослалась на то, что генеральным планом развития г. Благовещенска указанный земельный участок предполагается использовать для реконструкции центральной части города и,

использования и охраны земель и других природных ресурсов

кроме того, часть спорного участка находится на землях общего пользования.

Предприниматель обратился в Арбитражный суд Амурской области с иском к администрации г. Благовещенска о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка. Решением суда первой инстанции было признано, что у истца имеется право на выкуп земельного участка, а у ответчика нет оснований отказать ему в заключении договора купли-продажи спорного участка, и понудил администрацию заключить с предпринимателем договор купли-продажи земельного участка. Администрация обжаловала решение суда.

 

В каких случаях собственнику недвижимого имущества может быть отказано в приобретении занимаемого этим объектом земельного участка в собственность?

Какое решение должен был принять суд?

Какое значение могут иметь документы территориального планирования при решении вопроса о предоставлении земельного участка в аренду?

Задача 6

 

Правительство Москвы в апреле 2007 г. приняло правовой акт о резервировании земельных участков, принадлежащих на праве собственности ЗАО «Московский электромашиностроительный завод «Памяти революции 1905 года».

В основание принятия указанного акта положено то, что согласно Генеральному плану развития г. Москвы на период до 2020 г. по территории ЗАО должен быть проложен участок трассы четвертого транспортного кольца. На территорию, где расположены земельные участки ЗАО, также разработан проект планировки территории, в котором предусмотрено частичное изъятие территории ЗАО.

Закрытое акционерное общество оспорило такой правовой акт в суде, основывая исковые требования на следующем:

1) согласно федеральному законодательству проект Генерального

плана развития города Москвы подлежит согласованию

с Правительством Российской Федерации в части осуществления

г. Москвой функций столицы Российской Федерации. Как известно

такого согласования на протяжении семи лет осуществлено не

было, поэтому Генеральный план развития г. Москвы не может

считаться легитимным;

2) такой правовой акт, как проект планировки территории,

не может являться основанием для изъятия земельных участков,

а соответственно и предшествующего такому изъятию резервирования

земельных участков.

Кроме того, ЗАО указало в иске, что резервирование для целей изъятия земельных участков с 2007 г. вообще недопустимо, поскольку п. 3 ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации, ранее устанавливающий возможность изъятия земельных участков в целях застройки в соответствии с генеральными планами, признан утратившим силу.

 

Каково правовое значение резервирования земель и земельных

участков?

Какие действия в рамках земельных правоотношений должны осуществляться на основании генеральных планов – документов территориального планирования муниципальных образований? Какое решение должен принять суд?

Задача 7

 

Гражданин П., проживающий в индивидуальном жилом доме в городе Краснодаре, обратился в городской Департамент градостроительства и архитектурной деятельности с заявлением о выдаче ему разрешения на строительство для проведения реконструкции дома с надстройкой третьего — мансардного — этажа.

Департамент направил заявителю ответ, из которого следовал отказ в выдаче разрешения на строительство. Отказ был мотивирован тем, что дом, в котором проживает заявитель, согласно карте градостроительного зонирования города находится в территориальной зоне «ОД.1. Центральная общественно-деловая зона», определенной статьей 29 Правил землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар. В указанной территориальной зоне наличие индивидуальных жилых домов не входит в перечень основных видов разрешенного использования.

Гражданин П. не согласился с отказом и обжаловал его в суде. В исковом заявлении он указал, что живет в этом доме 30 лет; и дом, и земельный участок, на котором он расположен, находятся у него на праве частной собственности; необходимость реконструкции вызвана не его личным желанием, а неудовлетворительным техническим состоянием дома; и что он уже понес расходы на подготовку проектной документации на реконструкцию.

 

Какой правовой режим земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости, не соответствующих установленному градостроительному регламенту? Подлежит ли иск удовлетворению?

Какие существуют способы защиты прав и законных интересов жителей и правообладателей недвижимости при градостроительном зонировании?

VIII



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 784; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.90.131 (0.005 с.)