Орфоэпические нормы русского литературного языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Орфоэпические нормы русского литературного языка



Орфоэпические нормы русского литературного языка

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение "языковой нормы". Почему языковая норма считается центральным понятием речевой культуры?

2. Кто создает языковые нормы? Перечислите источники формирования языковых норм.

3. Дайте развернутую характеристику орфоэпической норме современного русского литературного языка. В чем трудность русского ударения?

 

Литература для конспектирования (по выбору):

1. Введенская Л. А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2001., С. 71- 89.

2. Даренская Н.А., Буянкина Н.Н. Культура речи: Учебное пособие. - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2002., С. 5 - 11.

3. Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М.: Русский язык, 1990., С. 25 – 31.

4. Данцев А.А. Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2001., С. 112-118.

5. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебник для вузов по спец. «Рус. яз и лит». – 2-е изд., испр.- М.: Высш.шк., 1988., С. 41-83.

6. Русский язык и культура речи: Учебник \ Под ред. проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2000. – С. 275-283.

Практикум

 

Задание 1. Прочитайте диалог. Выпишите выделенные слова, расставьте ударение, обратите внимание на правильное произношение.

 

- Добрый день, Ольга Ильин ич на, Вы в библиотеку?

- Да, хочу поработать с каталогом. А Вы, Тамара Никит ич на?

- Я тоже занята: у меня много дел в компью те рном классе. Но, может быть, мы зайдем на минутку в кулинарию? Там сегодня продают кету, языковую колбасу, творог, соси с ки и грейпфр ут ы.

- Давайте зайдем, правда, я вчера была в пиццерии и купила пиццу, но если в кулинарии есть фарш, свекла и яйца, я приготовлю на ужин тефтели и салат, а на завтрак - яичницу.

- Смотрите, буфет еще работает! Нам повезло! Выпьем кофе с бу те рбродами. А можно и торты купить. Какой большой выбор тортов!

- Действительно! Куплю этот, с какао и кремом.

- Возьмите другой, он вкуснее и красивее.

- Пожалуй, вы правы.

Задание 2. Поставьте ударение в следующих словах и словосочетаниях. Проверьте правильность выполнения по словарю.

 

Агент, базироваться, баллотироваться, валовой (продукт), верба, газированный, газопровод, диалог, еретик, забронировать (закрепить), завидно, желчь, изобретение, индустрия, каталог, квартал, корысть, памятуя, плато, подбодрить, приданое, симметрия, сноровистый, филистер, ходатайствовать, экзальтированный, нет гриба, огонь в ночи, гнала овец, дожил до седин, комната прибрана, много должностей, купил гуся, анализ крови, нет прибылей, лечь на спину, всходы густы, допил чай, сгруппированные, начатые работы, прокляли войну, содрана на коленях кожа.

Задание 3.

Обратите внимание на зависимость места ударения от значения слова.

 

1. Расставьте ударение в следующих словах. Составьте с ними предложения.

Видение (способность видеть) – видение (мираж, призрак), хаос (стихия) – хаос (беспорядок, неразбериха), характерный (упрямый, своенравный, выразительный)- характерный (типичный, особенный).

2. Определите значения следующих пар слов. Составьте с ними предложения.

А тлас – атл а с, бр о ня – брон я, зап а сник – запасн и к, кр у гом – круг о м, подв и жный – подвижн о й, з а нятый – занят о й, без о бразный – безобр а зный, кирка – кирк а.

 

Задание 4. Расставьте ударения в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарям.

1. Аргумент, аристократия, астроном, атлас (собрание географических карт), атлас (ткань), валовой, волк (волка), гравер, гренадер, гусь (гуся), диагноз, дозвониться (дозвонюсь, дозвонишься), дремота, завидно, заговор, задолго, заиндеветь, занятой (человек), занятый (кем-нибудь или чем-нибудь), звонить (звоню, звонишь), злоба.

2. Иероглиф, издавна, импорт, кедровый, кета (рыба), коклюш, комбайнер, компас, красивее, ломоть, лоскут, мастерски, набело, наголо, надолго, намерение, облегчить, озлобленный, отчасти, пахота, постамент, похороны (на похоронах), премировать, приданое, призыв, призывной (пункт, возраст), призывный (зовущий), принудить, принцип, прирост, прозорливый, псевдоним, ржаветь, русло.

3. Сантиметр, свекла, симметрия, сирота (сироты), созыв, сосредоточение, средство (мн. ч. средства), статуя, стенография, столяр, усугубить, феномен, щавель.

 

Задание 5.

Какой звук – Е [Э] или Ë [О] произносится в нижеприведенных словах? При работе используйте орфоэпический словарь.

Желоб, желчь, жернов, маневр, опека, острие, платежеспособный, афера, брюки клеш, скабрезный анекдот, тонкошерстная порода, шлем, щелочь, гравер, житие, одновременный, бытие, никчемный, ерничать, платежеспособный, забеленный, зев, иноплеменный, оседлый, околесица, завороженный, блеклый, бытие, блестка, вмененный, вычерпывать, вышеприведенный, внаем, гренадер, грубошерстный, двоеженец, дебелый, дареный, двоеженство, ерничать, запеченный, завороженный, зев, заем, иноплеменный, издевка, изведенный, одновременный, новорожденный, киоскер, обыденщина, острие, отсеченный, отключенный, осведомленный, преемник, побасенка, поименный, приглушенный, прирученный, свекла, убеленный, белесый.

 

 

Задание 6. Распределите приведенные слова по группам в зависимости от особенностей произношения согласного звука перед Е. При работе пользуйтесь орфоэпическим словарем.

Образец:

Мягкое произношение Вариантное произношение Твердое произношение
[Д’]емагог [д’]епо - [дэ]по [дэ]нди
     

 

Адекватный; альтернатива; анемия; антенна; антисептика; атеист; ателье; берет; бутерброд; бизнес; гипотеза; гантели; дебют; дебет; девальвация; декан; декада; декларация; депрессия; диспансер; интеграция; индекс; кодекс; интервью; кредо; компресс; компьютер; лотерея; менеджер; патент; портмоне; проект; пресса; протеже; темп; тенденция; термин; тезис; термос; тент; террор; фанера; фланель; экспресс; энергия.

 

Лексические, грамматические, синтаксические нормы литературного языка

Контрольные вопросы:

1. Виды норм русского литературного языка.

2. Характеристика лексических, грамматических, синтаксических норм.

Литература для конспектирования (по выбору):

 

1. Даренская Н.А., Буянкина Н.Н. Культура речи: Учебное пособие. - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2002., С.11-28.

2. Данцев А.А. Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2001., С. 118-125.

3. Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М.: Русский язык, 1990., С. 31 – 44.

4. Русский язык и культура речи: Учебник \ Под ред. проф. В.И.Максимова.- М.: Гардарики, 2000. – С. 324 – 339.

Практикум

1. Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости. Прокомментируйте свой ответ. Например: Наступила война. Исправляем: Началась война (смысловая ошибка, так как наступает то, что неизбежно, закономерно)

1) Я счел нужным изъявить сомнение. 2) Не время уповать на лаврах. 3) И вновь команда университета одержала первенство. 4) Правительство предпринимает усилия по стабилизации обстановки. 5) Эти вопросы постоянно находятся в поле внимания ученых. 6) В планах сельчан возведение свинарника. 7) Львиная часть премии досталась руководителям. 8) Пока суть да дело, устаревшие курсы из года в год включаются в учебные планы. 9) От подобных сцен мороз по коже продирает. 10) Моя автобиография не представляет интереса для читателя. 11) Смешанное чувство досады и недоумения вызывают действия нашей администрации. 12) Дифирамбы сыплются на ректора как из рога изобилия. 13) Продолжительность процесса длится несколько минут. 14) Разрешите поднять тост. 15) Данная тема имеет для нас несомненный интерес. 16) В монографии красной линией проходит мысль о сращении данных процессов. 17) Гуманитарные университеты - рассадники просвещения.

2. Перепишите предложения, числительные запишите словами, а не цифрами.

1) Государственная казна пополнилась еще 678000 (рубль). 2) Забастовки произошли еще в 281 (город). 3) Стипендии были выплачены 1552 (студент). 4) Наши охотники за один сезон уничтожили 54 (волк).5) Учитель проэкзаменовал 22 (ученик). 6) Письмо датировано 1831 (год). 7) Мне пришлось пожертвовать еще 16 (доллар). 8) К 2567 (наименование) в список добавили еще 1033 (наименование). 9) В трех зрительных залах – по 70 (место). 10) Потери составили более 843 (килограмм).

Подберите антонимы к приведенным словам.

Вежливый, вечность, возникать, гигант, движение, естественный, забывать, завязывать, знание, искренность, истина, красивый, мирить, надевать, находить, оптимизм, победа, приближать, свет, свобода, создавать, трагический, утверждать, храбрый, цивилизация, частый.

Функциональные стили речи

Контрольные вопросы:

1. Стили современного русского языка: сфера функционирования, языковая характеристика.

2. Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления.

3. Ошибки, связанные с нарушением стилистических норм.

 

Литература для конспектирования (по выбору):

 

1. Введенская Л. А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2001., С. 59 -68.

2. Даренская Н.А., Буянкина Н.Н. Культура речи: Учебное пособие. - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2002., С. 32-44.

3. Данцев А.А. Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2001., С. 198 – 225.

4. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2000., С. 73-93.

Практикум

Задание 1. Заполните таблицу:

Стили Цель, задачи Сфера применения Жанры и подстили Языковые особенности
1. Научный        
2. Официально-деловой        
3. Публицистический        
4. Разговорный        
5. Художественный        
           

Задание 2. Определите, к какому стилю относится текст. Сделайте стилистический разбор.

Язык относится к тем общественным явлениям, которые действуют на протяжении всего существования человеческого общества. При помощи языка люди обмениваются мыслями, выражают свои чувства. Язык неразрывно связан с мышлением, сознанием людей, служит средством формирования и выражения их мыслей. В словах, словосочетаниях, предложениях закрепляются результаты познавательной деятельности человека, отражается его разносторонний опыт.

Задание 3. Устраните лексические и стилистические недочёты.

1. Вследствие неблагоприятных погодных условий и понесённого в связи с этим ущерба урожайность в этом году уменьшилась. 2. Утверждая документацию, директор совхоза ставит на ней свою роспись. 3. Третий товарный сортяблок охватывает всю пригодную для использования (в основном для переработки) продукцию, но не подлежащую перевозке на длительные расстояния. 4. Институт получает вещества, определяющие игривость шампанского. 5. Петр Васильевич высказал, что обувь комбината пользуется большим спросом. 6. Комиссия установила, что вследствие конструктивных и производственных дефектов плит перекрытия нередки случаи промерзания стен и потолков.

Задание 4. Какие из приведенных ниже словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме?

Информационное сообщение, вечерняя серенада, травматическое повреждение, хронометраж времени, патриот своей родины, экспонаты выставки, народный фольклор, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, автобиография жизни, монументальный памятник, мизерные мелочи, коллега по профессии, габаритные размеры, ведущий лидер, внутренний интерьер, март месяц, необычный феномен, период времени.

Задание 5. Укажите речевые ошибки, возникшие при употреблении архаизмов. Сделайте лексические замены.

1. Мария долго искала мужа в карьере, ещё не ведая, что он был доставлен в больницу. 2. Спорт в наш век стал важным движителем прогресса, спутником мира и дружбы. 3.Тот факт, что в “Динамо” плохо пестуют смену, ещё раз красноречиво доказал проходивший в январе на Медео чемпионат. 4. Молодые артисты объехали с гастролями города и веси, всюду встречая радушный приём. 5. После двух туров впереди шествует российский шахматист. 6. Остаются втуне вопросы применения комплекса удобрений на мелиорируемых землях. 7.Установлено, что все склады забиты ходовым товаром, каковым являются мотоциклы и коляски к ним.

Логичность речи

1. Что следует понимать под логической ошибкой?

2. Перечислите виды логических ошибок, которые вы знаете.

3. Назовите условия речевой логичности на лексическом и синтаксическом уровне.

4. Какие законы логики вы знаете? Какова их роль в речи?

5. Какие виды логических операции с понятиями вы знаете? Где применяются подобные логические навыки?

6. Перечислите логические правила определения понятий.

7. Назовите и поясните логические правила деления понятий.

 

Литература для конспектирования:

1. Бочаров В. А. Введение в логику: университетский курс: учебник для вузов, изучающих философские дисциплины/ В. А. Бочаров, В. И. Маркин. - М.: Форум: Инфра-М, 2010.

2. Голуб И. Б.Культура письменной и устной речи: учебное пособие / И. Б. Голуб. - М.: КНОРУС, 2010.

3. Голуб. И.Б. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. – М.: Логос, 2010.

 

Задание 1. Проанализируйте фрагмент текста, взятого из газетной статьи. Какой из логических законов в нем нарушен?

«В конце мероприятия ребятам была дана возможность высказать свое мнение об акции. Многие из них понимают, что есть множество способов весело и полезно провести время, исключив употребление алкоголя и сигарет. И часто вредные привычки возникают «от нечего делать», «за компанию». Но существуют различные спортивные клубы, кружки, общественные молодежные объединения, где можно найти друзей, для которых совершенно не нужно, чтобы их друг употреблял спиртное или курил. К сожалению, современная молодежь этого не понимает. По этой причине важно, чтобы волонтерское движение развивалось и приобретало массовый характер».

Задание 2. Проанализируйте фрагмент текста, взятого из газетной статьи. Какой из логических законов в нем нарушен?

В горах Памира продолжаются подземные толчки. Сегодня в 2 часа 25 минут по московскому времени жителей разбудило новое землетрясение. Памир – горная страна в Средней Азии. Высшая точка Памира 7495 м.

 

Задание 3. Дайте правильное явное определение понятиям: Океан, нос, жена, Россия, корова.

Пример: Франция – страна (род), столицей которой является город Париж (видовое отличие).

 

Задание 4. Найдите ошибки, допущенные при делении понятия: Спортсмен: российский, высокооплачиваемый, лыжник, иностранный, шахматист. Перед выполнением задания повторите правила деления понятий.

Пример:

Космонавт: родившийся на Алтае, летавший в двадцать первом веке, Г. Титов, американец.

1) Первое правило делений нарушено, так как, например, космонавт Ю.А. Гагарин не вошел ни в одну из составляющих деления.

2) Второе правило делений нарушено, так как в данном делении задействованы четыре различных основания (место рождения, время полетов, личность космонавта, гражданство).

3) Третье правило делений нарушено, так как понятия «космонавт, летавший в 20-м веке» и «космонавт-американец» вступают в отношение пересечения, следовательно, не исключают друг друга.

4) Четвертое правило делений нарушено, так как понятие «космонавт Г. Титов» и «космонавт, родившийся на Алтае» вступают в отношение подчинения, следовательно, деление не является непрерывным.

 

Задание 5. Найдите ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения (последовательность расположения, однородность понятий), исправьте:

Я люблю тенистые парки летом и сугробы зимой, летние грозы и июльский тополиный пух.

 

Задание 6. Найдите логическую ошибку, вызванную подменой понятия. Отредактируйте:

Белки злаков по биологической ценности уступают как продуктам животноводства, так и зернобобовым культурам.

 

Задание 7. Устраните логическую ошибку, связанную с использованием местоимений или союзных слов.

Назначены ответственные по работе с детьми из неблагополучных семей, в обязанности которых входит обеспечение их занятости.

 

Задание 8. Найдите логическую ошибку, вызванную подменой понятия. Отредактируйте:

На одном из концертов я дирижировал программой из произведений С.Прокофьева – исполнялась Классическая симфония и оратория «Иван Грозный».

 

Практикум

Задание 1.Объясните этикетные нормы использования обращений «господин», «госпожа». Приведите примеры.

Задание 2. Укажите существующие этикетные формулы выражения благодарности.

Задание 3. Сформулируйте правила очередности приветствия: первыми приветствуют….

Задание 4. Подберите обращения с учетом аудитории:

А) пятиклассники на экскурсии; б) студенты фиолософского факультета на собрании; в) претенденты на должность перед собеседованием для поступления на работу; г) студенты и преподаватели на студенческой конференции; д) жильцы дома на собрании товарищества собственников жилья (ТСЖ); е) директоры школ на совещании; ж) Люди, различающиеся по возрасту, гендерной характеристике, образованию и профессиональной принадлежности, собравшиеся для изучения иностранного языка (курсы).

Задание 5. Прочтите следующий диалог между руководителем предприятия и молодым специалистом, пришедшим устраиваться на работу.

 

РУКОВОДИТЕЛЬ. Почему Вы хотите работать на нашем предприятии?

МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ. Я уже обращался в 50 мест, в трех из них получил отказ, в остальных моё обращение осталось без ответа. Я готов работать на любом предприятии.

 

Задание 7. Подготовьте убеждающую речь по предлагаемой ситуации.

В офисе фирмы «С» вышла из строя сигнализация. В помещении офиса находится большое количество материальных ценностей (оргтехника, выставочные экземпляры товара и т. д.). На ремонт сигнализации потребуется неделя. Свободных средств для того, чтобы нанять вооруженную охрану, на счету фирмы нет. Нужно организовать ночное дежурство силами работников фирмы.

Вы как директор фирмы проводите собрание трудового коллектива (студенты вашей группы), информируете сотрудников о создавшейся ситуации и предлагаете свой вариант выхода из нее. Ваша цель – убедить сотрудников в необходимости организовать ночное дежурство, провести это дежурство по предлагаемой им схеме. Помните, что в силу сложившейся финансовой ситуации Вы не можете обещать работникам денежное вознаграждение, поэтому продумайте доводы морального убеждения.

 

Задание 8. Подготовьте убеждающую речь по предлагаемой ситуации.

Вы директор недавно образованной фирмы, хотите взять беспроцентный кредит в банке. Для того чтобы получить кредит, вам нужно победить в конкурсе коммерческих проектов, убедив директора банка, что именно ваша фирма достойна кредитования. В речь необходимо включить следующее: название фирмы, вид деятельности, имидж; состояние дел на сегодняшний момент, достижения, планы, перспективы; источники финансирования. Продумайте зачин своей речи (обращение к кредитору) и ее завершение (например, выразите надежду на взаимовыгодное сотрудничество и т.п.).

 

Задание 9. Подготовьте убеждающую речь по предлагаемой ситуации.

Вы – представитель благотворительной организации, выступаете перед аудиторией (бизнесмены, студенты, госслужащие – по вашему выбору), убеждая пожертвовать деньги на какой-либо проект. Продумайте систему доводов (эмоциональных, логических), которыми вы будете пользоваться для убеждения аудитории. Заверьте аудиторию, что собранные средства будут использованы по назначению. Обратите внимание на композиционное построение своей речи – ее начало (обращение к аудитории, собственное представление), а также ее завершение.

Задание 10. Вы – работник администрации, Вам необходимо по телефону попросить:

– ветерана Великой отечественной войны принять участие в празднике;

– ученого из университета выступить на научно-практической конференции;

– преподавателя вуза выступить с лекцией перед работниками администрации;

– руководителя администрации оказать помощь в проведении городского мероприятия.

Составьте план беседы, обращая внимание на ее начало (представление) и заключительную часть (прощание).

 

Задание 1. Укажите способ изложения материала в тексте (исторический, дедуктивный, индуктивный, концентрический, метод аналогии, ступенчатый)

Многие природные процессы, происходящие в Мировом океане, – движение, температурный режим вод, – являются неистощимыми энергетическими ресурсами. Например, суммарная мощность приливной энергии Мирового океана оценивается от 1 до 6 млрд. кВт.ч. Главное богатство Мирового океана – его биологические ресурсы (рыба, зоо- и фитопланктон и др.). Биомасса океана насчитывает 150 тыс. животных и 10 тыс. водорослей, а её общий объём оценивается в 35 млрд. т., чего вполне может хватить, чтобы прокормить 30 млрд. (!) человек. Живой мир океана – это огромные пищевые ресурсы, которые могут быть неистощимы при правильном и бережном их использовании.

Задание 2. Поясните суть дедуктивного метода изложения (преподнесения) материала.

 

Задание 3. Закончите фразу: «К жанрам социально-политического красноречия относятся……»

Задание 4. Выберите правильный(ые) вариант(ы). К жанру академического красноречия НЕ относится...

1) лекция вузовская, школьная; 2) научный доклад;

3) приветственное слово; 4) агитаторское выступление;

Задание 5. Заполните таблицу «Приемы привлечения внимания» (Цели использования приемов: задать новую тему; расслабить слушателей; привлечь внимание; вызвать слушателей на диалог. Типы аудитории: уставшая; недоверчивая; невнимательная; сосредоточенная; дружелюбная. Место в композиции: начало, середина, конец)

 

Приемы Цель использования Тип аудитории Место в композиции речи Ожидаемая реакция слушателей
Повтор обращения        
Провокационный вопрос        
Апелляция к текущему моменту        
Анекдот        
Риторический вопрос        

 

Практикум

Выполните тестовые задания.

I. Выберите правильное определение.

А. Троп — это образное выражение, содержащее пре­увеличение.

Б. Троп — это оборот речи, в котором слово или вы­ражение употреблено в переносном значении.

В. Троп — это образное выражение, содержащее пре­уменьшение.

II. Определите, в каком столбике перечислены только тропы:

а) метонимия; б) метафора; в) метафора;
гипербола; анафора; эпитет;

эпифора; сравнение; гипербола;
перифраза; ирония; аллегория.

 

III. Укажите, в каком столбике перечислены только фигуры речи:

а) эпифора; б) антитеза; в) анафора;

полисиндетон; градация; асиндетон;

эпитет; параллелизм; олицетворение;

риторическое инверсия; риторический

обращение; умолчание; вопрос;
синекдоха; оксюморон.

 

IV. Определите фигуры речи.

 

1. Зачем, когда придёт пора,

Мы гоним детство со двора?

Зачем стараемся скорей

Перешагнуть ступени дней?

 

А. Антитеза. В. Анафора.

Б. Эпифора. Г. Риторическое восклицание.

 

3. С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам.

 

А. Антитеза. В. Синекдоха.

Б. Инверсия. Г. Анафора.

 

4. И скучно, и грустно,

И некому руку подать.

 

А. Градация. В. Умолчание.

А. Антитеза. В. Умолчание.

Б. Градация. Г. Эпифора.

 

6. Уж вечер… облаков померкнули края,

Последний луч зари на башнях умирает;

Последняя в реке блестящая струя

С потухшим небом угасает.

 

А. Эпифора. В. Эллипсис.

Б. Антитеза. Г. Анафора.

 

 

7. Ах, кабы на цветы не морозы,

И зимой бы цветы расцвели;

Ох, как бы на меня не кручина,

Ни о чем-то бы я не тужила.

 

А. Эпифора. В. Инверсия.

Б. Анафора. Г. Параллелизм.

 

 

V. Назовите тропы.

 

1. Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами. (А Фет)


А. Метонимия. В. Эпитет.

Б. Гипербола. Г. Эпитет.

 

3. Редкая птица долетит до середины Днепра. (Н. Гоголь)


А. Литота. В. Гипербола.

Б. Перифраза. Т. Метонимия.

 

4. Невольник чести.

(М. Лермонтов)


А. Олицетворение. В. Аллегория.

Б.Перифраза. Г. Эпитет.

 

5. Орлу подобно он летает,
И, не спросясь ни у кого,

Как Дездемона, избирает

Кумир для сердца своего. (А. Пушкин)


А. Антитеза. В. Литота.

Б. Метонимия. Г. Сравнение.

 

6. Синий туман. Снеговое раздолье,

Тонкий лимонный лунный свет. (С. Есенин)


А. Олицетворение. В. Аллегория.

Б. Метонимия. Г. Эпитет.

 

7. Мальчик- с - пальчик.

 

А. Гипербола. В. Сравнение.

Практикум

Задание 1. Составьте начальные фразы служебных писем: гарантийного, сопроводительного, письма-приглашения, инициативного письма.

 

Задание 2. Определите текстовые функции данных языковых конструкций. Закончите фразы деловых писем:

1. На основании торгового соглашения…

2. В ответ на Ваш запрос…

3. Напоминаем, что…

4. Ставим Вас в известность, что…

5. Ваше предложение отклонено…

6. Мы можем рекомендовать Вам …

7. Просим принять участие в…

8. Надеемся, что наша просьба …

 

Задание 3. Прочитайте данное письмо. Определите характер этого письма. Найдите клишированные языковые конструкции, помогающие оформить деловое письмо

Уважаемые господа!

Благодарим за ваше письмо от ….. 19…. г. и сообщаем, что мы принимаем все условия Вашего предложения, кроме сроков исполнения. В этой связи мы хотели бы пригласить Вашего представителя, уполномоченного вести переговоры, чтобы обсудить с ним вопрос о сроках непосредственно при встрече. В случае Вашего согласия просим сообщить обратной почтой о возможности приезда к нам Вашего представителя.

С уважением (подпись)

 

 

Задание 4. Составьте коммерческое письмо, в котором сообщите, что Вы уже получили образцы товаров, поблагодарите за своевременный ответ на Ваше письмо, попросите выслать Вам новый прейскурант. В конце письма выразите надежду на скорый ответ.

 

Задание 5. Составьте письмо, ответом на которое могло бы быть данное:

Уважаемый Сергей Петрович!

С благодарностью подтверждаем получение Вашего письма с приложенными каталогами и сообщаем, что этот информационный материал мы направили на рассмотрение нашим заказчикам.

В случае проявления ими интереса к изделиям Вашей фирмы, мы Вам сообщим об этом дополнительно.

С уважением (подпись)

Задание 6. Определите вид приведенных ниже коммерческих писем (запрос/ответ на запрос; предложение (оферта)/ответ на предложение; рекламация/ ответ на рекламацию). Напишите ответ на эти письма.

1. Ссылаясь на переговоры с Вашим представителем в апреле 2009 г., высылаем Вам коммерческое предложение на оптовые партии чугунных ванн с указанием минимального количества поставки по всем предлагаемым типам.

 

 

2. Благодарим за каталог, который Вы прислали, и сообщаем, что мы заинтересованы в импорте термостатов с интегрированным датчиком температуры «Schroff». Просим сделать нам предложение на 100 термостатов с приложением всех необходимых чертежей и указанием рода упаковки. Ввиду того что термостаты нам нужны срочно, просим указать в предложении кратчайший срок, в течение которого Вы смогли бы отгрузить хотя бы половину указанного количества.

 

 

3. Уважаемый___________________________________

Крайние обстоятельства заставляют нас обратиться непосредственно к Вам.

23 сентября 2007 года мы оплатили два счета завода за 60 пакетов радиаторов на общую сумму 117745,8 рублей.

Наши предприятия долгие годы связывают добрые партнерские отношения, поэтому мы с пониманием воспринимаем проблемы завода и переносы сроков отгрузки оплаченных нами радиаторов.

Вместе с тем, прошло уже почти два месяца с момента нашей предоплаты. Мы имеем серьезные проблемы как в связи с отсутствием радиаторов, так и в связи с отсутствием оборотных средств, находящихся у Вас.

В сложившейся ситуации убедительно просим Вас найти возможность отпустить нашей фирме не менее 80 % оплаченных нами радиаторов.

 

Орфоэпические нормы русского литературного языка

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение "языковой нормы". Почему языковая норма считается центральным понятием речевой культуры?

2. Кто создает языковые нормы? Перечислите источники формирования языковых норм.

3. Дайте развернутую характеристику орфоэпической норме современного русского литературного языка. В чем трудность русского ударения?

 

Литература для конспектирования (по выбору):

1. Введенская Л. А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2001., С. 71- 89.

2. Даренская Н.А., Буянкина Н.Н. Культура речи: Учебное пособие. - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2002., С. 5 - 11.

3. Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М.: Русский язык, 1990., С. 25 – 31.

4. Данцев А.А. Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2001., С. 112-118.

5. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебник для вузов по спец. «Рус. яз и лит». – 2-е изд., испр.- М.: Высш.шк., 1988., С. 41-83.

6. Русский язык и культура речи: Учебник \ Под ред. проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2000. – С. 275-283.

Практикум

 

Задание 1. Прочитайте диалог. Выпишите выделенные слова, расставьте ударение, обратите внимание на правильное произношение.

 

- Добрый день, Ольга Ильин ич на, Вы в библиотеку?

- Да, хочу поработать с каталогом. А Вы, Тамара Никит ич на?

- Я тоже занята: у меня много дел в компью те рном классе. Но, может быть, мы зайдем на минутку в кулинарию? Там сегодня продают кету, языковую колбасу, творог, соси с ки и грейпфр ут ы.

- Давайте зайдем, правда, я вчера была в пиццерии и купила пиццу, но если в кулинарии есть фарш, свекла и яйца, я приготовлю на ужин тефтели и салат, а на завтрак - яичницу.

- Смотрите, буфет еще работает! Нам повезло! Выпьем кофе с бу те рбродами. А можно и торты купить. Какой большой выбор тортов!

- Действительно! Куплю этот, с какао и кремом.

- Возьмите другой, он вкуснее и красивее.

- Пожалуй, вы правы.

Задание 2. Поставьте ударение в следующих словах и словосочетаниях. Проверьте правильность выполнения по словарю.

 

Агент, базироваться, баллотироваться, валовой (продукт), верба, газированный, газопровод, диалог, еретик, забронировать (закрепить), завидно, желчь, изобретение, индустрия, каталог, квартал, корысть, памятуя, плато, подбодрить, приданое, симметрия, сноровистый, филистер, ходатайствовать, экзальтированный, нет гриба, огонь в ночи, гнала овец, дожил до седин, комната прибрана, много должностей, купил гуся, анализ крови, нет прибылей, лечь на спину, всходы густы, допил чай, сгруппированные, начатые работы, прокляли войну, содрана на коленях кожа.

Задание 3.

Обратите внимание на зависимость места ударения от значения слова.

 

1. Расставьте ударение в следующих словах. Составьте с ними предложения.

Видение (способность видеть) – видение (мираж, призрак), хаос (стихия) – хаос (беспорядок, неразбериха), характерный (упрямый, своенравный, выразительный)- характерный (типичный, особенный).

2. Определите значения следующих пар слов. Составьте с ними предложения.

А тлас – атл а с, бр о ня – брон я, зап а сник – запасн и к, кр у гом – круг о м, подв и жный – подвижн о й, з а нятый – занят о й, без о бразный – безобр а зный, кирка – кирк а.

 

Задание 4. Расставьте ударения в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарям.

1. Аргумент, аристократия, астроном, атлас (собрание географических карт), атлас (ткань), валовой, волк (волка), гравер, гренадер, гусь (гуся), диагноз, дозвониться (дозвонюсь, дозвонишься), дремота, завидно, заговор, задолго, заиндеветь, занятой (человек), занятый (кем-нибудь или чем-нибудь), звонить (звоню, звонишь), злоба.

2. Иероглиф, издавна, импорт, кедровый, кета (рыба), коклюш, комбайнер, компас, красивее, ломоть, лоскут, мастерски, набело, наголо, надолго, намерение, облегчить, озлобленный, отчасти, пахота, постамент, похороны (на похоронах), премировать, приданое, призыв, призывной (пункт, возраст), призывный (зовущий), принудить, принцип, прирост, прозорливый, псевдоним, ржаветь, русло.

3. Сантиметр, свекла, симметрия, сирота (сироты), созыв, сосредоточение, средство (мн. ч. средства), статуя, стенография, столяр, усугубить, феномен, щавель.

 

Задание 5.

Какой звук – Е [Э] или Ë [О] произносится в нижеприведенных словах? При работе используйте орфоэпический словарь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 678; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.239 (0.212 с.)