Спрос испытывает влияние ценовых и неценовых факторов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спрос испытывает влияние ценовых и неценовых факторов.



Изменение цены данного товара (P), при прочих равных условиях (неценовые факторы неизменны), влияет на величину спроса (то количество товара, которое потребитель готов приобрести в данный момент времени при данных условиях), что графически выражается в движении вдоль кривой спроса. В результате снижение цены от P1 до P2 происходит увеличение QD от Q1до Q2 (от т.1 до т.2 по кривой D)

Изменение неценовых факторов (Pn, Pm, I, M), при неизменности цены данного товара, влияет на изменение спроса (функции спроса), что графически выражается смещением кривой D (4.1). Т.е. при той же цене P1, но с возросшими доходами покупатели могут приобрести большее количество товара Q2 > Q1 (кривая D1), или меньше при снижении цены товара – заменителя Q1 < Q2 (кривая D2).

Главными факторами изменения самого спроса являются:

1) изменение предпочтений потребителей (мода, здоровье, и т. д.);

2) число покупателей (их увеличение приводит к росту самого спроса, а уменьшение — к падению);

3) изменение величины дохода покупателе

 

Такой спрос называют неэластичным (или низкоэластичным) по цене, а соответствующий ему участок кривой спроса изображен на рис.

Низкая эластичность спроса наблюдается в случае, когда покупатели нуждаются в строго определенном количестве какого-то блага. При увеличении цены этого блага они вынуждены продолжать покупать это количество, а при снижении цены не увеличивают покупку. Такая ситуация может наблюдаться на рынке некоторого лекарства, которое люди будут вынуждены покупать и при очень значительном повышении его цены, но не будут покупать больше при любом снижении его цены.

 

приводит к значительному изменению объема спроса. Такой спрос называется высокоэластичным по цене, и соответствующий ему участок кривой спроса изображен.

Обычно высокую эластичность имеет спрос на благо, которое не является необходимым для потребителя. Если у блага есть заменители, при увеличении его цены потребитель может просто перестать покупать это благо и перейти к=потреблению других. Например, при росте цен на пряники потребители могут переключиться на пирожные, торты, булочки и т. д. При падении цены на шоколадки потребители могут перестать покупать конфеты и перейти к потреблению большего количества шоколада.

Кроме этого, высокоэластичным спрос может быть на относительно дорогое благо = например, повышение цены холодильников на 20=30% существенно повлияет на покупательную способность большого числа потребителей, которые в результате откажутся от приобретения нового холодильника.

 

Закон спроса. Виды спроса. «Парадоксы спроса»

Закон спроса - гласит, что количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении. При этом нет строго одинакового соотношения между снижением цены и повышением спроса. (покупатель будет больше покупать когда цена низка, и меньше когда она высока)

Виды спроса:

РЫНОЧНЫЙ-

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ-

Парадоксы спроса.

Парадоксом Гиффена называются ситуации, при которых закон спроса прекраща­ет себя явно проявлять, а линия спроса получает положительный наклон (рис. 2.4). Парадокс Гиффена представляет собой единственное (хотя, по мнению некоторых экономистов, спорное) исключение из закона спроса.

«Парадоксы» закона спроса

Но действительно ли обратная зависимость величины спроса от уровня цены имеет характер «закона»? Разве не встречаются противоречащие этому факты? Конечно, встречаются, но парадокс состоит в том, что их объяснение также укладывается в рамки закона спроса, а это значит, что обратная зависимость величины спроса от динамики цены действительно является экономическим законом.

Объясним первую ситуацию, когда повышение цены сопровождается ростом спроса. Оказывается, что эта ситуация лишь внешне противоречит закону спроса. Дело в том, что повышение цены показывает наметившуюся тенденцию изменения цены на данный товар в обозримый период. Между тем сознание потребителей уже продлило эту тенденцию ожиданием еще большего роста цены. И покупателю нетрудно сообразить, что большие затраты сегодня, даже по возросшей цене, обернутся очевидной выгодой завтра — экономией на непокупке по еще большей цене.

Следовательно, причиной повышенных закупок является не сам по себе рост цены (с чего бы он вдруг стимулировал рост объема покупок?), а ожидание, предположение, что раз наметилась такая тенденция, то следует ожидать еще большего роста цены на данный товар. Потратить больше сегодня, чтобы многократно сэкономить завтра, — вот смысл первого «парадокса», и он полностью укладывается в механизм действия закона спроса.

Таким образом, рост величины закупок при росте цены на данный товар отражает ожидание покупателем еще большего роста цены. Понятно, что здесь покупатель рискует, ибо его ожидания могут и не оправдаться, но продавцу выгодно поддерживать эти опасения путем распространения слухов, намеков и т. п.

Отсюда мы должны сделать важный вывод: на динамику величины спроса влияет не только реальное движение цены, но и ожидаемое покупателем, т. е. не только реальная, но и ожидаемая цена. А это значит, что социально-психологическое состояние становится экономическим фактором. Более того, величина прироста спроса при росте цены количественно показывает степень «инфляционной» паники в обществе.

Если нас чему-то научил предыдущий случай, то теперь нетрудно понять, почему снижение цены может вызвать не увеличение спроса, как того, казалось бы, требует закон спроса, а напротив, — стимулировать его падение.

Вновь обозначился вектор движения цены, но на этот раз «вниз», и глупо покупать сегодня то, что завтра может быть будет стоить еще дешевле. Вновь в движение величины спроса вмешивается фактор ожидаемой цены; укладывается ли такое поведение потребителя в логику закона спроса? Конечно, чем ниже цены, тем выше величины спроса, — но завтра, коль скоро обозначилась тенденция к снижению цены.

Третий «парадокс» — это устойчивый, «нереагирующий» спрос на традиционно дорогие товары. Уж тут, казалось бы, закон спроса не при чем. На самом же деле перед нами — разновидность первого случая: эти товары именно потому и покупаются, что они устойчиво дорогие, и выгода, которую получает покупатель, состоит в надежде на беспроигрышное помещение денежных сбережений (таковы, например, покупки золота, драгоценностей, мехов, земли, домов, картин, изделий прикладного искусства). Поскольку эти товары устойчиво дорогие, т. е. их цена имеет тенденцию к возрастанию, то это — та же надежда выгадать на завтрашних ценах на эти товары. И это соответствует логике закона спроса.

 

 

19. Эластичность спроса по цене и выручка продавцов. Показатель перекрестной эластичности. Факторы эластичности спроса.

19.1. Эластичность спроса по цене показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы: Наличие товаров конкурентов или товаров заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);

  • Незаметное для покупателя изменение уровня цен;
  • Консерватизм покупателей во вкусах;
  • Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание — тем выше эластичность);
  • Удельный вес товара в расходах потребителя (чем больше доля цены товара в расходах потребителя, тем выше эластичность).
    • Совершенно неэластичный спрос Ep(D) = 0 объем спроса не меняется при изменении цены (товары первой необходимости).
    • Неэластичный спрос Ep(D) < 1 когда объем спроса изменяется на меньший процент, чем цена (товары повседневного спроса, товар не имеет замены).
    • Единичная эластичность спроса Ep(D) = 1 изменение цены вызывает абсолютно пропорциональное изменение объема спроса.
    • Эластичный спрос Ep(D) > 1 объем спроса изменяется на больший процент, чем цена (товары, не играющие важной роли для потребителя, товары, имеющие замену).
    • Совершенно эластичный спрос Ep(D) = ∞ объем спроса не ограничен при падении цены ниже определенного уровня.

Выручка продавца – это та сумма денег, которую он получает при продаже определённого количества товара на рынке. Очень часто в учебниках выручка именуется также доходом продавца. В принципе, это одно и то же понятие. Выручка R измеряется как количество проданного товара Q, умноженное на цену единицы

этого товара P: R = Q ⋅ P



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.009 с.)