Тема занятия методы анализа основной тенденции в рядах динамики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема занятия методы анализа основной тенденции в рядах динамики



Тип занятия урок совершенствования знаний

Вид занятия урок-практическая работа № 7 (8)

Дидактические цели

Образовательные

умеют анализировать динамику изучаемых явлений

Развивающие

научились классифицировать методы анализа рядов динамики

Воспитывающие

Формирование мировозренческих понятий и профессиональной культуры

Межпредметные связи:

Обеспечивающие дисциплины: математика

Обеспечиваемые дисциплины: АФХД

Методы обучения: практического обучения (выполнение упражнений)

Методическое обеспечение занятия: раздаточный материал

Литература:

1 Н.В. Толстик Статистика

2 Е.М. Ефимова Статистика

1 Организационный момент _________

Проверка готовности группы к уроку, работа с журналом, рапортичкой

2 Проверка домашнего задания ________

1 Понятие ряда динамики

2 Уровни ряда

3 Основная тенденция

4 Охарактеризуйте основные методы анализа рядов динамики

Изучение нового материала

 

При построении рядов динамики, а также их сравнении необходимым условием является следующие: уровни рядов динамики должны быть сопоставимы.

1) Метод смыкания рядов динамики – получение одного ряда (сомкнутого) из двух (и более) рядов динамики, построенных в хронологическом порядке относительно друг друга.

2) Метод сравнения рядов динамики предполагает приведение сравниваемых рядов динамики к сопоставимому виду и затем получение сравнительной оценки динамики этих рядов.

Задача, возникающая при анализе рядов динамики – это установление закономерности изменений уровней изучаемого показателя во времени. Выявление основной тенденции развития называется в статистике выравниванием временного ряда, а методы выявления основной компоненты – методами выравнивания. Наглядно представить процесс выравнивания во времени позволяет построение линейных диаграмм.

Составляющие колеблемости временного ряда: тренд, случайности и сезонность.

Для того, чтобы представить количественную модель, выражающую обую тенденцию изменений уровня динамического ряда используют метод аналитического выравнивания – . При аналитическом выравнивании ряда динамики по прямой используется уравнение вида: , где t – порядковый номер периода.

При нечетном числе уровней ряда динамики уровень, находящийся в середине ряда, принимается за условное начало отсчета времени (этому периоду или моменту времени придается нулевое значение). Даты времени, стоящие выше этого уровня, обозначается натуральными числами со знаком минус (-1,-2,-3), а ниже – натуральными числами со знаком плюс (+1,+2,+3)

Если число уровней динамического ряда четное, периоды времени верхней половины ряда (до середины) нумеруются -1,-3, -2, а нижней - +1,+3,+5.

Задача №1

Рассмотрим аналитическое вырывание ряда динамики строительства жилья жилищно-строительными кооперативами в РФ

Годы Построено ЖСК, yi ti yiti ti2 Выравненные уровни ряда динамики
    3-2          
  2,9 -2 -5,8   2,76 0,14 0,0196
  2,4 -1 -2,4   2,49 -0,09 0,0081
  2,1       2,22 -0,12 0,0144
  1,9 +1 1,9   1,95 -0,05 0,0025
  1,8 +2 3,6   1,68 0,12 0,0144
Итого 11,1   -2,7   11,1 0,00 0,0590

Решение:

Используя итоги граф 2,4,5 определим параметры уравнения прямой:

По рассчитанным параметрам строится уравнение прямой ряда динамики, характеризующее строительство жилья ЖСК:

Используя приведенное уравнение рассчитаем для каждого года теоретические значения:

Проверить правильность вычисленного ряда можно следующим образом: сумма значений начального ряда должна совпадать со значениями рассчитанного ряда (графа 2 и 6)

 

При нечетном числе уровней ряда динамики уровень, находящийся в середине ряда, принимается за условное начало отсчета времени (этому периоду или моменту времени придается нулевое значение). Даты времени, стоящие выше этого уровня, обозначается натуральными числами со знаком минус (-1,-2,-3), а ниже – натуральными числами со знаком плюс (+1,+2,+3)

Если число уровней динамического ряда четное, периоды времени верхней половины ряда (до середины) нумеруются -1,-3, -2, а нижней - +1,+3,+5.

Задача №2

Необходимо определить основную тенденцию ряда динамики числа проданных квартир в Туле за 2000-2004 гг.

Таблица 20 – Ряд динамики

Годы Число проданных квартир t t2 yt
А          
    -2   -216 107.2
    -1   -107 108.4
          109.6
    +1   +110 110.8
    +2   +224 112.0
Итого       +12 548.0

 

Решение:

Первые две графы – это ряд динамики, который подвергается выравниванию, дополняется графой 2, в которой показана система отсчета времени t. Причем, эта система выбирается таким образом, чтобы Уt=0. в качестве функции выравнивания выбирается функция прямой линии

Параметры данного уравнения мы находим по следующим формулам:

Затем в графах 3 и 4 проводим необходимые расчеты. И находим Уу=548, Ууt=12, Yt2=10. Отсюда

Уравнение прямой имеет вид:

На основе этого уравнения находятся выровненные годовые уровни путем подстановки в него соответствующих значений.

Полученное уравнение показывает, что численность проданных квартир в среднем растет на 1,2 тысяч единиц в год.

С целью выявления основной тенденции развития явления на этапе исследования используют методы сглаживания рядов динамики:

1) Метод укрупнения интервалов: первоначальный ряд заменяется другим рядом динамики, содержащим абсолютные или средние показатели уже по укрупненным интервалам, например, ряд, содержащий данные о выпуске продукции по месяцам, может быть преобразован в ряд квартальных данных.

2) Метод скользящей средней – метод, при котором формируют укрупненные интервалы, состоящие из одинакового числа уровней, соблюдая правило: каждый последующий интервал получают, постепенно сдвигаясь от начального уровня на один уровень. По каждому из интервалов определяется скользящая сумма, на основании которой рассчитывается скользящая средняя.

Закрепление знаний

1 Имеются следующие данные о ежедневном (кроме выходных) объеме работ строительной бригады за сентябрь: 22, 26, 24, 28, 26, 28, 26, 30, 32, 34, 30, 29, 32, 35, 33, 34, 32, 36, 38, 34, 32, 40, 39, 38, 40, 42 м3.

Произведите укрупнение интервалов.

Решение:

Из этого динамического ряда не видно последовательного роста объема работ строительной бригады: он то растет, то падает, если же произвести укрупнение интервалов ряда в пятидневки и суммировать ежедневные данные по каждой их пятидневок, то новый ряд динамики будет выглядеть следующим образом: 126, 150, 159,174, 189 м3. Теперь виден непрерывный рост объема работ строительной бригады.

2 На основе ряда динамики, полученного в предыдущей задаче исчислите среднедневные уровни ряда динамики.

Решение:

В задаче можно уровни объема работ каменщиков в целом по пятидневкам можно заменить среднедневными уровнями объема работ в каждой пятидневке, а именно 126/5 дней=25,2, 150/5=30, 159/5=31,8 м3 и т. д.

В результате получается следующий ряд динамики: 25,2, 30, 31,8, 34,8, 37,8 м3.

5 Выдача домашнего задания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.009 с.)