Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организационно-групповая и массовая коммуникации в российском обществе, формы их проявления
О коммуникации в организациях и группах как относительно самостоятельной дисциплине стали говорить с 1950 г., когда в Международной ассоциации коммуникации была создана соответствующая секция. Примерно в то же время социальные исследователи и менеджеры стали уделять особое внимание коммуникации как важному фактору успешной деятельности организаций. Организационная коммуникация – коммуникация как внутри организации (процесс распространения информации через общедоминирующий центр и межгрупповые связи – коммуникации), так и внеорганизационная коммуникация (коммуникация с внешней средой). В некоторых случаях можно говорить о локальной (в микрогруппах типа организаций, трудовых коллективов) и об ограниченной (в макрогруппах типа ассоциаций, холдингов) организационной коммуникации. Но еще задолго до того, как организационная коммуникация оформилась в самостоятельную область исследований, она обозначилась и получила развитие в рамках западных теорий организации. На заре XX в. определенное внимание ей уделили классики научного управления Ф. Тейлор и А. Файоль (школа «научного управления»). По Тейлору, цель коммуникации на предприятии состоит в том, чтобы наладить работу, повысить производительность и эффективность труда. Он представлял коммуникацию весьма узко, как односторонний вертикальный (сверху вниз) процесс, непосредственно связанный с рабочим заданием. Особенно тщательно Тейлор разрабатывал нормативы сообщений-инструкций, которые ежедневно должны спускаться от управляющего каждому отдельному рабочему и информировать его о целях, орудиях труда, норме выработки и т.п. Файоль подошел к коммуникации с других позиций. Он рассмотрел препятствия, возникающие на пути движения информации, в иерархической организационной структуре. Для организации он обосновывал возможность и необходимость в экстремальных случаях отказываться от принципа передачи информации по иерархической колее и использовать прямые каналы связи. Этот коммуникационный канал получил название «мостика Файоля». Школа «человеческих отношений» в противоположность школе «научного управления» поставила в центр внимания индивида, а не формальную организацию. Участники Хотторнских экспериментов Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер, В. Диксон представляли коммуникацию как неформальный и межличностный процесс. В частности, слухи в организации привлекли серьезное внимание ученых. Как показало специальное исследование, слухи часто распространяются помимо официальных каналов и сводят на нет действие формальных вертикальных линий коммуникации. Открыв богатство межличностной коммуникации и ее влияние на мотивацию рабочих, представители этой школы в то же время преувеличивали ее значение в ущерб формальной структуре.
Крайности школы «человеческих отношений» в интерпретации организационной коммуникации были преодолены в трудах Ч. Барнарда. Он пересмотрел традиционное определение организации как совокупности людей и поставил во главу угла не членство в ней, не структурные подразделения, а систему коммуникаций, связывающих всех субъектов организации в единое целое и координирующих их деятельность. Формальные и неформальные, вертикальные и горизонтальные коммуникации в организации Барнард рассматривает в органическом единстве и взаимной обусловленности: из неформальных коммуникаций возникают формальные организации, а создание формальных организаций порождает как формальные, так и неформальные связи внутри нее. Администрацию предприятия Барнард называл «коммуникационным центром», так как считал главной функцией создание и поддержание системы коммуникаций в организации. Он вплотную подошел к школе «социальных систем», с деятельностью которой связан переворот в представлениях об организационной коммуникации. Школа «социальных систем» объединяет много направлений современного организационного анализа, имеющих одну общетеоретическую базу и использующих познавательные принципы системного подхода. Согласно этому подходу организация представляет собой целостную систему, состоящую из множества подсистем, т.е. является сложной структурой. Сложность структуры выдвигает на первый план необходимость изучения взаимосвязи и взаимодействия подсистем. Коммуникация реализуется как обмен информации между частями системы, побуждающей к действию, служащей средством координации и контроля. Свойства системы, все подсистемы которой взаимодействуют между собой благодаря обмену информацией, отнюдь не сводятся к сумме свойств составляющих ее элементов, т.е. целое больше суммы составляющих его элементов. Дополнительный прирост качеств системы дают связи (коммуникации) подсистем.
В отличие от первых двух направлений (школы «научного управления» и школы «человеческих отношений»), изучавших коммуникацию только на промышленном предприятии, школа «социальных систем» стремится установить «организационные универсалии», т.е. исследовать процессы взаимосвязи, характеризующие любую организацию. Информационное взаимодействие, как правило, рассматривается в двух аспектах: коммуникация внутри организационной системы; коммуникация организации с ее внешней средой. Первый аспект предполагает анализ коммуникации в больших интегрированных сетях в рамках организации. Термин «сеть» является коммуникационным аналогом понятия «группа». Сеть представляет собой совокупность индивидов, устойчиво связанных между собой упорядоченными потоками сообщений. Сети характеризуют прежде всего неформальную коммуникацию в организациях, возникающую спонтанно в результате повседневного общения индивидов. Формальные коммуникации накладываются на неформальные, встраиваются в них, становятся фрагментами сетей и в совокупности образуют единую систему коммуникации в организации. Различают: сеть полной системы – все устойчивые коммуникации всех индивидов в организации; сеть группы – устойчивые коммуникации внутри малой группы как подсистемы полной сети; личностную сеть – устойчивую схему коммуникации данного индивида. Коммуникационные сети изучались вначале экспериментально (Бевелас, 1950; Ливитт,1951). Информационное взаимодействие рассматривалось исследователями в рамках таких структур коммуникации, как «круг», «штурвал», «цепь» и сильно связанных групп («паутина»). В дальнейшем от лабораторных экспериментов перешли к изучению действующих организаций и реальных сотен коммуникаций на основе социометрических данных. Общий подход к анализу организации, обычно, содержит несколько этапов. 1. О каждом члене организации или ее подразделении собирают социометрические данные относительно информационных обменов, связанных с производственной деятельностью. Эти данные могут быть получены как с помощью вопросников, интервьюирования, так и путем наблюдения. 2. Выявляют группы, связанные устойчивыми схемами коммуникации. Для этого вычерчивают коммуникограммы и выделяют индивидов, взаимодействующих друг с другом наиболее часто. 3. Выявленные группы сравнивают со структурой организации для определения степени их соответствия и последующего согласования. Члены организации реализуют различные функции в коммуникационной сети. Применение социометрического метода предполагает выявление индивидов, выполняющих такие коммуникационные роли, как «сторож», «связной», «мостик», «лидер мнения», «космополит». Коммуникация внутри организации предполагает анализ коммуникации в больших интегрированных группах в рамках организации. Групповая (внутригрупповая) коммуникация – ситуации, когда люди вступают в общение в малых группах. Количество членов группы может быть от 2–3 до 20–30 человек. К числу таких групп относят семью, профессиональный коллектив, компанию друзей и т.п. Оптимальный объем группы – 10–15 человек.
В групповой коммуникации продолжают действовать все закономерности, присущие межличностной коммуникации, однако, появляются и специфические для данного типа коммуникации феномены, к которым относятся лидерство и руководство в группе, процесс принятия группового решения и структура коммуникации в группе. Наблюдения за речевой деятельностью в малых группах – формальных и неформальных* показали, что межличностная коммуникация характеризуется рядом особенностей. Наиболее показательным является фактор однородности/неоднородности речи. Речевая однородность предполагает социальную однородность группы, члены которой находятся в близких отношениях. Эта близость определяется фактором сплоченности, длительностью и регулярностью контактов. В таких группах коммуниканты используют слова, речевые образные штампы, часто в шутливом или ироничном тоне, который понятен лишь «посвященным». * См.: Крысин Л.П. О речевом поведении человека в малых социальных общностях (постановка вопроса) // Язык и личность. – М., 1989.
Поскольку каждый индивид входит в различные, малые группы, постольку как коммуникативная личность он является «полиглоссным» – владеет несколькими коммуникативными кодами и умеет правильно пользоваться ими в соответствии с социоречевыми нормами данной группы. Наблюдения за речевым поведением индивидуумов в семье показывают, что целый ряд слов и выражений здесь имеет необычную смысловую интерпретацию. «Семейный язык» – своеобразный коммуникативный код, обусловленный семейными обычаями и традицией. Организация – открытая система, постоянно обменивающаяся с внешней средой энергией, материей и информацией и за счет этого находящаяся в состоянии подвижного равновесия с ней. Поэтому важным аспектом коммуникации организации выступает ее информационное взаимодействие с релевантной (т.е. влияющей на принятие решений в организации) внешней средой. На ранних стадиях развития организационной теории и менеджмента изучались преимущественно внутренние факторы и условия деятельности предприятия, а само оно было замкнутым и самодостаточным. Современные исследователи и менеджеры придают первостепенное значение коммуникации с внешней средой, которая в значительной степени определяет не только стратегию и тактику организации, но и ее внутреннюю структуру.
Организации взаимодействуют с внешней средой, чтобы справиться с неопределенностью, т.е. с отсутствием точного знания того, что может произойти в будущем. Они постоянно прилагают усилия, для того чтобы получить из среды информацию о вероятности наступления некоторого события. Способы коммуникации организации с внешней средой вызывают повышенный интерес специалистов. В настоящее время они превратились в развитые стратегии, социальные технологии, которые широко используются в условиях рыночных отношений для выживания в конкурентной борьбе, обеспечения стабильного развития организации и общества в целом. Массовая коммуникация представляет собой взаимодействие социальных субъектов, осуществляемое посредством обмена массовой информацией с помощью специальных средств (печать, радио, телевидение), в результате чего сообщение поступает сразу к большим группам людей. Наиболее активно массовая информация начала производиться, распространяться и потребляться только в XX в., когда возникли и стали неотъемлемой частью современного общества такие технические средства, как радио, телевидение, телефон, телекс, кабельные и компьютерные сети. Сегодня все более тесной становится взаимосвязь большинства человечества с глобальными цифровыми многофункциональными сетями, получившими общее название масс-медиа. Массовую коммуникацию, таким образом, можно рассматривать как один из наиболее важных и сложных феноменов нашего времени. Впрочем, постоянно возрастающая роль массовой коммуникации в современном обществе обусловлена не только бурным развитием техники и технологии, но и возрастанием роли масс в социальном процессе, а также роли самой информации, без обмена которой невозможно развитие все более усложняющегося мира. Глобализация массовой коммуникации на основе бурного развития коммуникационных технологий постепенно приводит к интеграции теорий массовой коммуникации, однако несовпадение темпов технологического и социального развития современного мира заставляет ученых уделять все большее внимание особенностям массовой коммуникации в различных социальных системах. Так, в 90-х годах XX в. в самостоятельную теорию стали складываться концепции массовой коммуникации о переходном обществе. Исследования массовой коммуникации становятся междисциплинарными и международными по своему характеру. Важную роль в этих процессах играет Международная ассоциация изучения массовой коммуникации. Уже сами названия исследовательских секций ассоциации говорят о многообразии подходов к изучению массовой коммуникации, а именно секции: истории коммуникации, международных коммуникаций, политической коммуникации, коммуникации права, социологии и социальной психологии, методологии исследований, документации и информационных систем коммуникационной технологической политики и др.
В России изучение массовой коммуникации стало развиваться с середины 60-х годов прошлого века. Наиболее известными школами, внесшими серьезный вклад в формирование теории и методологии исследований массовой коммуникации, являются московская (Б.А. Грушин, 1980; ТА. Дридзе, 1984), ленинградская (Б.М. Фирсов, 1977; И.В. Лысакова, 1986), новосибирская (А.Н. Алексеев, 1970; В.З. Коган, 1980). Особенности коммуникативного взаимодействия социальных структур общества, Коммуникативной деятельности его представителей проявляются через законы коммуникативного воздействия. Первая группа законов – между обществом и его организацией: зависимость социальной структуры организации от социальной структуры общества; зависимость качества социальной жизнедеятельности и коммуникации от экономической и социальной политики государства; зависимость социального престижа статусов от системы социальных ценностей и норм общества. Вторая группа – между структурными элементами организации общества: зависимость эффективности коммуникативного функционирования организации от качества и количества ее элементов; зависимость коммуникативной целостности общественной организации от оптимального соотношения видов и типов связей и элементов. Особенности организации общества как коммуникативной системы проявляются через общность субъектов общественной деятельности, наличие особой системы ценностей и норм, регулирующих поведение и деятельность каждой личности, четкое определение функции внутри страны и за ее пределами, субординацию, иерархию и функциональную дифференциацию, жесткую регламентацию деятельности, моделей коммуникации, специфику функционирования, предопределяемую конкретным типом общества, подвижность социального статуса и его престижа, высокую духовную и физическую напряженность, риск для жизни. Вопросы для самоконтроля
1. Что понимают под взаимодействием в социальной Коммуникации? 2. Как мотивационные теории объясняют сущность и функции межличностной коммуникации? 3. Назовите особенности межличностной коммуникации в малых груп-группах. 4. Что такое убеждение как метод воздействия? 5. Приведите этапы процесса убеждения. 6. В чем состоит роль и место личности в процессе коммуникативного взаимодействия социальных структур российского общества?
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 845; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.023 с.) |