Предмет и задачи психологии развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи психологии развития.



Предмет и задачи психологии развития.

Возрастная психология — это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.

Объект возрастной психологии —развивающийся и изменяющийся в онтогенезе здоровый нормальный человек.

Предмет возрастной психологии: закономерности психического развития, сами возрастные периоды с их особенностями, общие закономерности и тендении, причины и механизмы перехода с одного возратного периода к другому, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

Задачи возрастной психологии.

1) изучение движущих сил источника и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека.

2) Периодизация психического развития в онтогенезе.

3) изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов (восприятия, памяти, внимания и тд).

4) установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоение знаний.

5) исследование возрастного развития личности, в том числе, в конкретных исторических условиях.

6) определение возрастных норм психических функций, выявление психических ресурсов и творческого потенциала человека.

7) создание службы систематического контроля за ходом психического развития, психического здоровья детей.

8) возрастная и клиническая диагностика

 

Возраст и возрастные категории.

Важнейшее понятие психологии развития — психологический возраст. Он определяется как стадия развития индивида в онтогенезе — объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная. В зависимости от метода периодизации, от избранного основания (единицы периодизации) в разных психологических школах выделяют отличающиеся психологические возрасты.

Разделы возрастной психологии.

1) новорожденность и младенчество (0-1 год).

2) ранний возраст (1 год — 3 года).

3) дошкольный возраст (3 — 6,7 лет).

4) младший школьный возраст (6,7 — 10-11).

5) подростковый возраст (10,11 — 14,16).

6) юность (14,16 — 20,23(25)).

7) акмеология (психология взрослости).

8) старости (геронто психология) + долгожительство.

 

Основные закономерности психического развития человека (в т.ч. по Л.С. Выготскому).

1) Цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Дети интенсивно развиваются до 3 лет.

2) неравномерность развития. Разные стороны личности в том числе психические функции развиваются неравномерно, непропорционально. У младших шк — главное мышление, у дошкольников — память и тд

3) «метаморфозы». Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь качественных изменений, превращения одной форму в другую.

4) Сочетание процессов эволюции и инволюции. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции.

 

4. Методы психологии развития.

Методы возрастной психологии:

- эмпирические (наблюдение, самонаблюдение, тесты, беседы, анализ продуктов деятельности (рисунков, аппликации, конструирования, музыкального, литературного творчества), эксперимент, моделирование)

- организационные (сравнительный, лонгитюдный, комплексный).

Обработка данных: количественная, качественная.

Сравнительный: сравниваются возрастные периоды, личностные особенности, поведенческие характеристики.

Лонгитюдный: нас интересует один фактор, длительное изучение явлений психики.

Комплексный: прослеживаются сразу несколько факторов вместе, объединяются специалисты для решения одной проблемы.

Наблюдение: планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни. Предметом наблюдения может быть поведение, изменение основных видов деятельности, взаимоотношения.

Эксперимент: активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Влияние чего либо на уровень самооценки подростков, формирование гендерного взаимодействия.

 

Основные научные школы зарубежной психологии развития: биогенетические и социогенетические концепции развития.

Биологизаторское направление. Условием развития человека является наследственность. Изначально все заложено в самом человек. Человек в своем развитии повторяется все стадии филогенетического развития. Человек внутриутробно повторяет стадии развития животного. Только к последним стадиям приобретает человеческие свойства.

Человек рассматривается как биологическое существо, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, особенностями поведения. Наследственность определяет весь ход его развития и его темп, и его предел. В рамках этого направления возникла теория рекапитуляции. Основной идеей которой является прохождение эмбрионом пути от простейшего 2 клеточного организма до человека. Внутри этого направления был сформулирован биогенетический закон, который позволил представить развитие психики как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно исторического развития человечества.

Природная позиция — нативизм — связывается с именем французского философа Ж.Ж. Руссо (1712—1778), который считал, что существуют естественные законы развития, и дети нуждаются лишь в минимальном влиянии со стороны взрослых

Социологизаторское направление. Представителем является Джон Лок. Ребенок не отягощен наследственностью. Под воздействием социальной среды человек приобретает опыт. Дж. Локк (1632 —1704) утверждал, что новорожденный ребенок подобен tabula rasa (чистой доске) и поэтому обучение и жизненный опыт, а отнюдь не врожденные факторы имеют самое важное значение в его развитии.

 

Периодизация Л.С. Выготского.

Л.С. Выготский различал два типа возрастных периодов, сменяющих друг друга: стабильные и критические. В стабильных возрастах развитие совершается внутри характерной социальной ситуации развития, медленно, эволюционно, такими небольшими шажками, что эффект развития становится вполне очевиден только в виде скачкообразно появляющегося новообразования. В другие, критические периоды, напротив, развитие совершается бурно, стремительно. Характерно резкое обострение кризиса в середине — кульминационная точка, или апогей, по которой и удобно датировать кризис. Кризисы, по мнению Выготского, имеют не только негативное, но и собственное позитивное значение. Отказ от старой социальной ситуации развития и образование новой составляет основное содержание кризисного периода. Кризисы, сочетающие себе разрушительные и созидательные тенденции, — это норма онтогенеза.

Каждая стадия психического развития заканчивается кризисом.

- Кризис новорожденности.

- Стабильный период младенчества 0т 2 мес до 1 года.

- Кризис 1 года

- Раннее детство (1-3).

- Кризис 3 лет

- Дошкольный возраст (3-7).

- Кризис 7 лет

- Школьный возраст (8-12)

- Кризис 13 лет *специфический

- Пубертатный возраст (14-17)

- Кризис 17 лет.

 

Основные понятия теории интеллектуального развития Ж.Пиаже: гомеостаз, адаптация, ассимиляция, аккомодация. Эгоцентризм и проблема децентрации.

Гомеостаз - подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим это равновесие внешним и внутренним факторам. Представление о том, что каждая система стремится к сохранению своей стабильности, было перенесено на взаимодействие организма с окружением. Такой перенос характерен, в частности, для концепции Ж. Пиаже, признающей, что умственное развитие происходит в процессе уравновешивания организма со средой.

Адаптация - равновесие со средой, поддержание гармоничных взаимоотношений с окружающей средой.

Процесс познавательной адаптации складывается из двух разно направленных процессов — ассимиляции и аккомодации. Ассимиляция и аккомодация — противоположно направленные, но неразрывно связанные и взаимодополняющие тенденции в поведении.

Ассимиляция сравнима с перевариванием пищи: решение проблемной ситуации происходит с помощью имеющихся схем действия или когнитивных схем. При чтении происходит ассимиляция информации. Используя общую ≪схему хватания≫, ребенок может брать самые различные объекты. Ассимиляция обеспечивает сохранность, стабильность познавательных структур. Некоторой трансформации подвергается сама проблемная ситуация или новый объект.

Аккомодация — это изменение схем применительно к новой си-туации, к новой задаче; она обеспечивает вариабельность, развитие, выработку новых схем. Ребенок научается по-разному подготавливать руки, пальцы, в зависимости от того, протягивают ли ему листок бумаги или мячик (схема хватания подверглась аккомодации).

Эгоцентризм - это основная особенность мышления, скрытая умственная позиция ребенка. Своеобразие детской логики, детской речи, детских представлений о мире, по Пиаже, - лишь следствие этой эгоцентрической умственной позиции.

В ранних работах Пиаже сформулировал основной закон детского развития - закон перехода от общей эгоцентричности к интеллектуальной децентрации, более объективной умственной позиции.

В результате исследования детских представлений о мире Пиаже обнаружил, что ребенок на определенной ступени развития в большинстве случаев рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственное целостное восприятие, то есть он не видит вещи в их внутренних отношениях, не выделяет их отдельные свойства.

Значение экспериментальных фактов, полученных в исследованиях Пиаже, состоит в том, что благодаря им открывается остававшееся долгое время малоизвестным важнейшее психологическое явление - умственная позиция ребенка, определяющая его отношение к действительности.

Децентрация - механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными от собственной. Источником Д. выступает непосредственное или интериоризованное общение с другими людьми (внутренний диалог), в ходе к-рого происходит столкновение противоречивых точек зрения, побуждающее субъекта к преобразованию смысла образов, понятий и представлений в собственной познавательной позиции.

Формирование навыков Д. лежит в основе способности субъекта к принятию роли другого человека, оно связано с уровнями развития когнитивной эмпатии, определяет эффективность коммуникативного взаимодействия. Способность субъекта к Д. может существенно изменяться на различных возрастных стадиях, повышаясь от детского к зрелому возрасту и несколько снижаясь к старости; она также варьирует в различных сферахдеятельности субъекта: так, в профессиональном взаимодействии Д. обычно осуществляется успешнее, чем в семейно-бытовых отношениях.

Познавательное развитие.

1 Речь. Это сензитивный период для развития речи. Совершенствуется понимание речи взрослых, значительно легче становится общаться с ребенком, формируется собственная активная речь. Речь становится основным средством общения. формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется требованиям взрослого. появляется ситуативная речь понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены участники.

2 мышление. основная форма мышления - наглядно-действенная. Начинают формироваться к концу периода элементы наглядно-образного мышления (элементы задумчивости над действием).

3 восприятие. доминирующий процесс на этом этапе. все познавательные процессы зависят от восприятия. Формируется предметное восприятие. Различение формы, цвета, размеров. Должен освоить основные свойства предметов.

4 память. проявляется в активном восприятии - узнавании. преобладает двигательное, эмоциональное, частично-образное. возрастает объем и прочность сохранения материала. Доминирует непроизвольная память. Способность к воспроизведению.

5 внимание. непроизвольное. привлекают внимание яркие, интересные объекты. слабо концентрировано, неустойчиво, трудности переключения и распределения. мал объем внимания.

Самосознание. ребенок начинает отделять себя от своих действий, развивается подлинная самостоятельность, проявляющаяся в целеполагании и целеустремленности ребенка. начинает формироваться ситуативно-деловое общение со взрослыми, к концу периода внеситуативно познавательное. Ребенок сравнивает себя со взрослыми и хочет быть похожим на них. В результате меняется отношение ребенка к взрослому, что выражается, прежде всего, в стремлении к автономии и противопоставлении своих желаний желаниям и требованиям взрослых. "Я сам" - центрально личностное новообразование - осознание самого себя. Выделение собственного "я" приводит к кризису 3 лет.

Кризис 3 лет.

Симптомы кризиса 3 лет описал Выготский.

1 негативизм. Отрицание любых указаний, действий взрослого.

2 упрямство. ребенок не хочет выполнять действия не потому что он не хочет, а потому что потребовали.

3 строптивость. оппозиционное поведение относительно ранее установленных норм - одеться, раздеться, поесть и тд.

4 своеволие, своенравие. я сам, я есть, проявляет самостоятельность там где не нужно, везде.

5 деспотизм. жестко проявляет свою власть над другими, требует выполнения то что он сказал.

Новообразования: наглядно-действенное мышление, развитие памяти на более высоком уровне, понимания, восприятия, активное развитие речи.

 

Предмет и задачи психологии развития.

Возрастная психология — это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.

Объект возрастной психологии —развивающийся и изменяющийся в онтогенезе здоровый нормальный человек.

Предмет возрастной психологии: закономерности психического развития, сами возрастные периоды с их особенностями, общие закономерности и тендении, причины и механизмы перехода с одного возратного периода к другому, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

Задачи возрастной психологии.

1) изучение движущих сил источника и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека.

2) Периодизация психического развития в онтогенезе.

3) изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов (восприятия, памяти, внимания и тд).

4) установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоение знаний.

5) исследование возрастного развития личности, в том числе, в конкретных исторических условиях.

6) определение возрастных норм психических функций, выявление психических ресурсов и творческого потенциала человека.

7) создание службы систематического контроля за ходом психического развития, психического здоровья детей.

8) возрастная и клиническая диагностика

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.039 с.)