Российский сектор каспийского моря. Проблемы и перспективы. Месторождения им. Ю. Корчагина, им. В. Филановского, им. Ю. Кувыкина. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Российский сектор каспийского моря. Проблемы и перспективы. Месторождения им. Ю. Корчагина, им. В. Филановского, им. Ю. Кувыкина.



Правовой статус Каспийского моря. Для полной реализации энергетического потенциала Каспийского региона, прибрежным государствам необходимо договориться о юридическом статусе Каспийского моря. До 1991, только две страны - Советский Союз и Иран граничили с Каспийским морем, а официальный статус Каспия определяли двусторонние соглашения, достигнутые в 1921 и 1940 г.г. Эти договоры предусматривают свободу судоходства по всей акватории моря, свободу рыболовства за исключением десятимильных национальных рыболовных зон и запрет на плавание в его акватории судов под флагом некаспийских государств.

После распада СССР раздел Каспийского моря долгое время был и до сих пор остаётся предметом неурегулированных разногласий, связанных с разделом ресурсов каспийского шельфа — нефти и газа, а также биологических ресурсов. В течение длительного времени шли переговоры между прикаспийскими государствами о статусе Каспийского моря — Азербайджан, Казахстан и Туркменистан настаивали на разделе Каспия по срединной линии, Иран — на разделе Каспия по одной пятой части между прикаспийскими государствами. Переговоры о правовом статусе Каспия в настоящее время продолжаются.

На этой диаграмме показано распределение уже не ресурсов, а запасов нефти и газа по акваториям морей.

В Баренцевом море соотношение запасов нефти и газа, в переводе на Условное топливо, примерно равное.

В Карском море в основном открыты месторождения газа, а в Охотском и Каспийском морях преимущественно нефть.

И если нефтяные запасы практически распределены, то газовые в объеме около 3 трлн. м. куб в нераспределенном фонде и основными причинами меньшей привлекательности газа это проблемы с транспортом газа и его сбытом.

 

Каспий представляет собой закрытый внутриконтинентальный водоем, не имеющий соединения с Мировым океаном. Соответственно, к Каспийскому морю не должны автоматически применяться нормы и понятия международного морского права, в частности, положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, т.е. неправомерно применять такие понятия, как «территориальное море», «исключительная экономическая зона», «континентальный шельф» и т. д.

Между РФ и Казахстаном заключены соглашения о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование (от 6 июля 1998 г. и Протокол к нему от 13 мая 2002 года), соглашение с Азербайджаном о разграничении сопредельных участков дна северной части Каспийского моря (от 23 сентября 2002 года), а также трехстороннее российско-азербайджано-казахстанское соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря (от 14 мая 2003 года), которыми установлены географические координаты разделительных линий, ограничивающих участки дна, в пределах которых стороны осуществляют свои суверенные права в сфере разведки и добычи минеральных ресурсов.

Потенциальные ресурсы нефти в Каспийской провинции оцениваются в 26 млрд. т (данная цифра практически совпадает с исследованиями ОПЕК и Мирового энергетического агентства, оценивающих потенциальные запасы нефти в 23 млрд. т).

По данным Минприроды РФ, потенциальные ресурсы нефти и газа по странам региона составляют в России — 2,1, Казахстане – 8, в Туркменистане — 2,2, в Азербайджане — 3,7 и в Иране — 1 млрд т у.т.

Месторождение Азери-Чираг-Гюнешли

Нефтяные месторождения "Азери", "Чираг" и "Гюнешли" были открыты еще в советское время в 1979-87 годах. После продолжительных переговоров в 1994 году в Баку был заключен первый контракт с иностранными нефтяными компаниями, названный "Контрактом века". Действие контракта распространяется до 2024 года.

Блок месторождений "Азери-Чираг-Гюнешли" представляет собой гигантскую структуру размером 5х50 километров, глубиной 1,4 километр. Его запасы составляют 5,4 млрд. баррелей нефти, что составляет 0,5% мировых запасов.

Добыча на месторождении «Чираг» начата в 1997 году, на «Центральном Азери» - в 2005 году, на «Западном Азери» и «Восточном Азери» - в 2006 году. В 2008 году начата добыча на глубоководной части месторождения «Гюнешли».

С начала добычи нефти (в 1997 году) на блоке Азери-Чираг-Гюнешли до настоящего времени добыто около 300 млн тонн нефти.

Согласно прогнозам, в 2014 году в Азербайджане будет добыто 41,2 миллиона тонн нефти и 28,8 миллиарда кубометров газа.

В 1997 году первая азербайджанская нефть с месторождения "Чираг" была отправлена на мировые рынки через Новороссийск. Затем был введен в действие и трубопровод Баку-Супса. Дальнейшая разработка месторождения проходит в 3 фазы: Фаза 1 - центральный "Азери", Фаза 2 - западный и восточный "Азери", Фаза 3 - глубоководная часть "Гюнешли" и извлечение потенциальных остаточных запасов на площади "Чираг", которые невозможно добыть с платформы "Чираг". Проект предполагает строительство нескольких морских платформ на Бакинском заводе глубоководных оснований, расширение терминала Сангачал близ Баку (одного из крупнейших в мире), укладку более 1000 километров подводных трубопроводов. Для вывоза нефти на мировые рынки был построен основной экспортный трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан.

Первая нефть на центральном "Азери" получена в 2005 году, на западном "Азери" - в декабре 2005 года, восточном "Азери" - в феврале 2007 года, а в рамках Фазы 3 - в июле 2008 года.

Азери-Чираг-Гюнешли - группа шельфовых нефтегазовых месторождений в южной акватории Каспийского моря, в 90 км к востоку от Баку.

Глубина моря в районе месторождения колеблется от 110 до 180 метров. Гюнешли было открыто в 1981 году, а Чираг - в 1985 году и Азери - в 1987 году.

Запасы

Общие запасы месторождения оцениваются в 930 млн тонн нефти и 0,6 трлн м³ природного газа.

Мощным толчком к разведке месторождений на Каспийском море стало получение нефти у бухты Ильича (сейчас - Баил лиманы), построенной в 1924 г. на деревянных сваях.

В 1949 году была пробурена первая скважина, которая дала нефть. Это был мировой триумф: скважина имела глубину около 1000 м, а ее суточный дебит составлял 100 тонн. В честь этого события «Черные Камни» были переименованы в «Нефтяные Камни».

После этого открытия в 1949 году в Каспийском море в 42 километрах к востоку от Апшеронского полуострова было начато строительство посёлка нефтяников Нефтяные Камни.

Помимо производственной инфраструктуры были построены многочисленные общежития, столовые, больница, баня. К 1960 году было построено здание Бакинского нефтяного техникума. К середине 70-х здесь уже был хлебозавод, лимонадный цех, был разбит парк с деревьями. По эстакадам осуществляется автомобильное движение.

В настоящее время Нефтяные Камни - это более 200 стационарных платформ, а протяженность эстакад этого города в море достигает 350 км. За прошедшие годы на этом месторождении было добыто более 160 млн тонн нефти и 13 млрд. куб. м попутного газа. Здесь около 380 скважин, каждая из которых дает в среднем 5 тонн нефти в сутки.

На Нефтяных Камнях впервые в СССР был апробирован метод бурения наклонно-направленных скважин. В дальнейшем этот метод кустового бурения широко использовали на других нефтяных месторождениях СССР. А эстакадный метод разработки месторождения Нефтяные Камни до сих пор считается первым в мире и не имеет аналогов

На этом снимке показан общий вид опорных блоков буровой платформы ЛСП-1 месторождения Филановского, соединенных транспортно-монтажной рамой, в период завершения их строительства на судостроительном заводе «Лотос». Май 2013 года.

Длина каждого блока – 28 метров, ширина – 24, а высота более 16 метров.

Вес опорных блоков около 5 тыс. тонн.

Это снимок опорных блоков ЛСП-1 месторождения Филановского, установленные на тележки. Отчетливо видны вваренные в корпус свайные направляющие.

После вывода опорных блоков на заданную точку постановки в море, через эти направляющие в дно моря забиваются сваи, которые гидравлически разжимаются в свайных направляющих и тем самым обеспечивают надежное фиксацию опорных блоков на дне моря.

Опорные блоки всех 4-х платформ первой очереди обустройства установлены и закреплены сваями (2013 год).

После месторождений Корчагина и Филановского будет начато обустройство месторождения им. Ю.С.Кувыкина. Это многопластовое газоконденсатно-нефтяное месторождение, которое на 70 км южнее месторождения Филановского.

Ледовые условия в этой зоне значительно проще, а глубина моря вдвое больше чем на месторождении Филановского (15-17 метров), что облегчает проведение морских операций и исключает повреждение стамухами подводных трубопроводов уложенных на дне.

Вместе с тем, в природном газе этого месторождения присутствует небольшое количество сероводорода и на морской платформе необходимо будет обеспечить очистку газа до требований Газпрома (не более 0,007%).

В настоящее время ведется проработка проектных решений по обустройству месторождения Кувыкина и решается вопрос выбора метода очистки газа.

Основной проблемой является низкая экономическая эффективность освоения месторождения и причиной тому является невысокая стоимость газа, которая предлагается нашим монополистом Газпромом.

 

На этом слайде показана схема обустройства месторождения Кувыкина, предложенная институтом ВолгоградНИПИморнефть. Состав сооружений включает:

- ЛСП, буровая платформа с энергетическим модулем;

- ЦТП, центральная технологическая платформа;

- ПЖМ, платформа жилого модуля;

- Платформа компрессорного модуля (через 10 лет).

Газ будет транспортироваться через РБ на Ставролен, а стабильный конденсат на МПК Корчагина.

Проблемой для этого месторождения является низкая внутренняя норма рентабельности (IRR). В лучшем варианте IRR 7%, а в Компании принят уровень 15%.

Несмотря на такой низкий IRR, институт в процессе проектирования не предложил решений обеспечивающих снижение капитальных затрат и повышение эффективности проекта. Вот некоторые пути снижения капитальных затрат:

- убрать мосты между ЛСП и ЦТП, а также между ЦТП и ПКМ;

- рассмотреть вариант с использованием для бурения СПБУ;

- изменить конструкцию опорных оснований;

- вынос факельной стрелы на отдельно стоящую опору;

- подача топливного газа с РБ Филановского на ЛСП и др.

Обустройство морских месторождений требует очень больших капитальных затрат.

Инвестиционные расходы в освоение только трех первоочередных месторождений Северного Каспия - Корчагина, Филановского и Кувыкина, в ценах 2012 года превысят 466 млрд. руб., а с учетом затрат на строительство и модернизацию объектов «Ставролена» и строительство газопроводов на суше составят около – 536 млрд.руб.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 803; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.47 (0.013 с.)