Правовые взгляды Ч.Ч. Валиханова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые взгляды Ч.Ч. Валиханова



Ч. Валиханов (1835-1865) – выдающийся казахский просветитель и демократ, ученый востоковед, мыслитель и общественный деятель. Идеи были направлены на освобождение трудящихся масс от ига деспотизма и насилия. Всю свою жизнь Валиханов посвятил борьбе против феодального гнета, против отсталости, рутины, против религиозного дурмана и невежества. В основу просветительской деятельности Валиханов положил идею дружбы казахского и русского народов. Великий историк и этнограф казахского народа. Для правительства и всего народа обязательное спасение утопающего – работа «О мусульманстве в степи». Необходимо снять покровительство над мусульманами и над идеями ислама, и учредить в округах вместо татарских школ русские. Причина отделения татар от русских – магометанский пуританизм (от анг. чистота). Но и Сибирское Правительство совершает неправомерные меры – различные почести для киргиз принявших христианство. Одно из наиболее выдающихся произведений, посвященных политики и правовой тематике – «Записка о суд. реформе»Записка была написана в период подготовки и проведения судебной реформы 1864 года в России. Идеи Валиханова о значении суда биев, его близости народу были созвучны и мысли Байтурсынова, изложенные в газете «Казах». Он писал о таких «гуманных сторонах» казахского обычного права, отличавшего его от других национальных систем законодательства, как отсутствие телесных наказаний, обычай родовой взаимопомощи. Считал необходимым учет начал народной жизни – тяжелое время: переход коллективизации – переход к оседлости привело к гибели миллионов людей. Самыми важными для народа являются экономические и социальные реформы – т.к. касаются насущных нужд людей. Политические реформы – как средство проведения экономической реформы. Бедствие:1. насильно привитые реформы в общество;2. реформы, взятые из жизни другого народа. Организм не может принять того, до чего он не дорос, необходимо развить ум у киргизов. Киргизы – потомки батыевских татар, связаны с русскими исторически и даже кровно. Для развития народа нужно: 1. саморазвитие; 2. самозащищение;3. самоуправление; 4. самосуд. Неразвитый человек – ребенок. Идет на ощупь, принимая ложь за истину, вред за пользу. Тот закон хорош для народа, который более ему известен. закон родной, под которым человек вырос и воспитывался, как бы он не был не совершенен, но он лучше самых мудрых законодательств. Главное достоинство суда биев – отсутствие формальностей и всякой рутины.1. Мировой суд не приживается у киргизского народа; 2. Суд биев их удовлетворяет;3. У суда биев есть преимущества;4. масса народа выбрала древний суд. Суть реформы – замена суда биев на мировых судей. Отличие судов: а) по судоустройству:1. Бии неопределенное число, мировых судей – по нескольку на округ;2. Бии не избираются, важен авторитет, в большинстве своем дети биев, видя все на практике, наследовали звания, мировые судьи – по определенному порядку;3. Бии – потеря авторитета – лишение звания, мировые судьи – на 3 года;4. Бии не получают звания, только вознаграждение штрафом «бийден бийлаги», а мировые судьи – определенная сумма из земского сбора и на расходы по канцелярии.5. съезды биев не периодичны, а случайные, съезды мировых судей – определенный срок. б) по судопроизводству:1. мировым судьям подсудны уголовные дела. Бии – только жалобы, решение дел на своем языке, своими традициями.2. решения биев могут всегда быть обжалованы, а мировых – окончательны.3. дела у биев всегда публичны, у мировых только по гражданским делам. 4. у биев - присяжные, у мировых их нет.

Государственно-правовые взгляды М.М. Сперанского

В первой половине XIX в. с воцарением императора Александра I предпринимаются попытки разработки проектов либеральных реформ. Приоритетной задачей было решение вопроса о крепостном праве.

Ближайшие советники императора начали по его поручению разрабатывать проекты возможных преобразований в области крестьянского вопроса.

В обсуждение вопроса реформ в России огромный вклад внес Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839).

Он полагал, что государство должно опираться на общую волю народа и передачу им правительству известного количества сил. Из физических сил народа составляется войско, из народных богатств - деньги, из уважения -

почести.

Реальная задача государства состоит в соблюдении естественных прав личности. Общество в целом идет по пути преодоления деспотических форм государственности. Результат - конституции, ограничивающие произвол государственной и самодержавной власти. Будучи лишь законом, конституция без реального воплощения не будет иметь силы. Любая власть

стремится к тому, чтобы стать абсолютной. Предел этим притязаниям и должна положить конституция.

Поэтому задача государства - поддержка основного закона реальной силой.

Сперанский систему управления государством делит на два образа правления:

1) внешний, образующий законодательную базу;

2) внутренний, представляющий собой структуру государственной власти на всех ее уровнях.

Сперанский против бумажных конституций. Они не имеют ничего общего с социально-политическими реалиями. Он критикует современный ему экономический и политический уклад России. Сперанский находит порочность в тотальной зависимости от произвола стоящего выше.

Сперанский стоит на позициях достаточно умеренного либерализма. Он против одномоментного освобождения крестьян, считал, что это плохо отразится как на экономическом состоянии страны, так и на положении самого крестьянства. Он предлагал ликвидацию крепостного права в два этапа. Начать нужно с законодательного регулирования крестьянских

повинностей и постепенно ликвидировать личную зависимость крестьян. Следует оставить прикрепление к земле. На втором этапе Сперанский предполагал разрешить крестьянам переходить от одного землевладельца к другому.

Сперанский выступал с идеей правового (в смысле соблюдения законов) монархического государства. Он предлагал создать особое сословие, выполняющее роль посредника между монархом и народом. Он пред-

усматривал введение свободы слова и печати. Постепенное реформирование должно уравнять в правах перед лицом государства и дворянина, и крестьянина.

Постепенно Сперанский приходит к более радикальным идеям. Он встает на позиции защиты республиканского типа государственного устройства. Феодализм - следствие возникшего имущественного неравенства.

Пути развития государств ведут к развитию политических свобод. Он предостерегает правительство от сопротивления естественному ходу событий.

Гражданские права должны иметь все личносвободные россияне. Политические права должны принадлежать только собственникам.

Теория солидаризма

Идеи солидаризма получили значительное распространение в конце XIX -начале XX вв. Их теоретической основой была социологическая доктрина, взгляд Огюста Конта на общество как на единое целое. Понятие "солидарность", выдвинутое основателем социологии Огюстом Контом, получило развитие в книге французского социолога Эмиля Дюркгейма "О разделении общественного труда" (1893 г.). Те же идеи развивались в книге французского политического деятеля Л. Буржуа "Солидарность" (1897 г.). Построить на основе идей солидарности политико-правовую концепцию предпринял попытку профессор юридического факультета в Бордо Леон Дюги (1859-1928 гг.) в книге "Государство, объективное право и положительный закон" (1901 г.). Дюги является основоположником и наиболее известным представите­лем теории солидаризма.

Для политико-правовой доктрины солидаризма характерны следующие моменты:

1. идеологическое противостояние и индивидуализму, и социализму (коммунизму);

2. резко негативное отношение к учению о классовой борьбе (Леон Дюги называл его "отвратительной доктриной");

3. скептическое отношение к субъективным правам, поскольку они, по мнению солидаристов, разобщают членов общества. "Индивид не имеет никакого права, он имеет лишь социальные обязанности". Дюги предлагал заменить понятие субъективного права понятием социальной функции;

4. отрицательное отношение к идеям равенства и естественных прав человека, выдвинутых в революционную эпоху и закрепленных в Декларации прав человека и гражданина. Дюги утверждал, что люди неравны от природы, занимают соответственно этому разное положение в обществе и должны иметь разное, а не одинаковое юридическое состояние;

5. взгляд на буржуазию и пролетариат как на взаимосвязанные классы, каждый из которых выполняет социально необходимую функцию и которые должны совместно и солидарно трудиться в общественном производстве;

6. одобрительное отношение к частной собственности, которая рассматривалась не как субъективное право индивида, а как его обязанность "свободно, полно и совершенно выполнять социальную функцию собственника";

7. понимание социальной солидарности как "факта взаимной зависимости, соединяющей между собой, в силу общности потребностей и разделения труда, членов рода человеческого";

8. идея о том, что осознание факта солидарности порождает социальную норму, которая стоит выше государства и положительных (писаных) законов, а они лишь служат ее осуществлению. Дюги формулировал эту норму следующим образом: "Ничего не делать, что уменьшает солидарность по сходству и солидарность через разделение труда; делать все, что в материальных силах личности, чтобы увеличить социальную солидарность в обеих этих формах";

9. акцент на положительных обязанностях государства. По мнению Дюги, норме солидарности соответствуют законы о всеобщем образовании, здравоохранении, социальном обеспечении, охране труда и др.

Теория солидаризма оказала значительное и долговременное влияние на политико-правовую идеологию и практику.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.118.95 (0.011 с.)