ЦБ РФ как субъект финансовых правоотношений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЦБ РФ как субъект финансовых правоотношений.



 

ФЗ от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

 

Подотчетен Гос. Думе (назначает и освобождает Председателя по представлению Президента, членов Совета директоров по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации; принимает по решение по основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики; рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение; проверка Счетной палатой финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений; проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей; заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики)).

 

Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

 

Цели деятельности:

- защита и обеспечение устойчивости рубля

- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации

- обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы

- развитие финансового рынка Российской Федерации

- обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации

 

Функции:

 

- во взаимодействии с Правительством разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику

 

- во взаимодействии с Правительством разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации

 

- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение

 

- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования

 

- устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации

- осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе

 

- устанавливает правила проведения банковских операций

 

- осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов

 

- управление золотовалютными резервами Банка России

 

- принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их, негосударственных пенсионных фондов

 

- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее - банковский надзор)

 

- осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами

 

- осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России

 

- организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации

 

- принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации

 

- осуществляет официальный статистический учет прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж в соответствии с законодательством Российской Федерации

 

- является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом

 

- осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению

 

Издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

 

 

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора как субъект финансового контроля.

 

Росфиннадзор.

 

Деятельность строится на основе Положения «О федеральной службе ф – бюдж. надзора» 2013, эти измен были обусловлены новым пакетом законов о федеральной контрактной системе.

 

Принципиальные изменения в области финансового контроля связаны с контролем в сфере гос. закупок.

 

Функции:

 

- занимается контролем в финанс – бюдж. сфере

 

- осуществляет валютный контроль

 

- осуществляет внешний контроль качества работы аудиторских организаций

 

- занимается администрированием доходов

 

- контролирует размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг

 

Выделяют:

- органы гос. валютного контроля (ЦБ, Росфиннадзор)

- агенты валютного контроля (уполномоченные банки, ФНС, федеральная таможенная служба, территориальные органы федеральной службы финанс – бюдж. надзора)

 

 

В России с 1992 развивается система аудиторского контроля на основе ФЗ «Об аудиторской деятельности».

 

Аудиторская деятельность - вид предпринимательской деятельности, которая осуществляется в публичном интересе.

 

 

Требования: образовательный ценз (раньше только высшее юр. или эк. образование, сейчас любое высшее образование), получение аттестата аудитора

 

СРО - саморегулирующиеся органы аудита

 

Даже в европейской практике контроль за аудиторами - новое дело (во Франции с 2006).

 

 

Типичные правонарушения в этой сфере:

 

- плохо отлаженная система

 

- выдача аттестатов

 

- неудовлетворительное качество ведения реестров аудиторскими органами

 

- плохая сохранность документации

 

 

Росфинмониторинг.

Росфинмониторинг.

 

Создана для противодействия легализации отмывания доходов, получения преступным путем и финансового терроризма.

 

В 2004 служба подчинялась Минфину, потом Правительству, в настоящее время Президенту.

 

В последние годы Росфинмониторинг усилил финансовый контроль в части контроля за экспортно - импортными операциями, предотвращением вывоза капитала за границу, деовширизацией рос. экономики, за использованием денежных средств в жилищно - коммунальном хоз., компании, которые работают на рынке недвижимости.

 

Росфинмониторинг сотрудничает с банками

 

В плане взаимодействия с правоохранительными органами

 

 

Функции:

 

- осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом

 

- получает, в том числе по запросам, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации информацию по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности

 

- ведет учет организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы

 

- координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти

 

- взаимодействует с ЦБ РФ

 

- направляет информацию в правоохранительные органы

 

- размещает в установленном порядке заказы и заключает государственные контракты на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд

 

- осуществляет функции главного распорядителя и получателя бюджетных ассигнований

 

Особенная часть

 

1. Понятие, содержание, функции бюджета.

Бюджет (мешок - англ)

 

Бюджет имеет эк., мат. и прав. характеристику.

 

С эк т.з.: бюджет - совокупность доходов и расходов гос-ва.

 

С т. з. экономики бюджет стремится к профициту

 

Мат. содержание: целевой характер использования гос. денежных средств и денежных средств публичных образований.

 

Ст. 6 БК: бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

 

Бюджет - это расчетная и ограничительная смета.

 

Бюджет как прав категория это централизованный фонд и всегда гос. финансовый план (в РФ 3 года система бюджетного планирования, чтобы гос-во видело ориентир, перспективы своего развит).

 

Золотое правило бюджета: доходы с расходами сообразуются

 

Функции:

 

- перераспределение ВВП

 

- гос. регулирование эк. страны и стимулирование эк. деятельности

 

- осуществление соц. политики гос-ва и финансового обеспечения бюджетной сферы в целом

 

- контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств

 

Бюджетное право. Бюджетные правоотношения.

 

Бюджетное право – совокупность ф-пр. норм, которые устанавливают структуру бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, регулируют бюджетный процесс; формирование и использование гос. внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения соц-эк. развития страны и др. потребностей общества.

 

Нормы БП:

 

По характеру отношений:

 

- материальные

- процессуальные

 

Структура норм классическая.

 

 

Бюдж. правоотношения – урегулированные нормами БП общественные отношения, участники которых выступают носителями юр. прав и обязанностей, реализующими содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию централизованных гос. и муниципальных денежных фондов.

 

 

Субъекты: РФ, субъекты РФ, органы

 

 

Источники:

 

- Конституция

 

- БК РФ

 

- Фз

 

- указы Президента, постановления Правительства

 

- акты ФОИВ

 

- Акты регламентирующие прав положение гос органов

 

- Нпа органов МСУ

 

- Нпа органов гос власти субъектов РФ

 

- Нпа фед органов исп власти

 

- Межд обязательства России в бюдж сфере, межд прав договоры

 

Бюджетное законодательство.

 

БК и принятые в соответствии с ним ФЗ о федеральном бюджете, о бюджетах гос. внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, о бюджетах территориальных гос. внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных законов.

 

Внесение изменений в БК, приостановление, отмена и признание утратившими силу положений осуществляются отдельными ФЗ и не могут быть включены в тексты ФЗ, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

 

 

Президент - указы

 

Правительство - нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения

 

ФОИВ - акты, регулирующие бюджетные правоотношения

 

Органы государственной власти субъектов - нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции

 

МСУ - муниципальные правовые акты

 

Международные нормы выше, применяются непосредственно, если не указано, что нужны внутригосударственные акты.

 

 

Во времени:

- закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года

 

- подлежит официальному опубликованию не позднее 5 дней после его подписания

 

- решение о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней после его подписания

 

Бюджетная система РФ.

 

Бюджетная система - совокупность бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов.

 

Отражает гос. устройство РФ

 

Три уровня:

- фед бюджет (фз раз в год)

 

- бюджет субъекта РФ - закон субъекта РФ

 

- местный бюджет - решение представит органа МСУ

 

Консолидированный бюджет - свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

 

 

146 муниципальных образований в Москве

 

 

Принципы 5 глава БК РФ:

 

- единство бюджетной системы - на всей территории

 

- разграничение доходов расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами в РФ (закрепление доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы)

 

- самостоятельности бюджетов (самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджетов, осуществлять бюджетный процесс, определять формы и направления расходования средств бюджетов, недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года бюджетного законодательства)

 

- равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований (единые принципы и требования)

 

- полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов (в полном объеме отражаются в бюджетах)

 

- сбалансированности бюджета (доходы и расходы уравновешены)

 

- эффективность использования бюджетных средств (необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств)

 

- общее (совокупное) покрытие расходов бюджета (покрывается разными источниками)

 

- прозрачность (опубликование в СМИ бюджетов и отчетов об их исполнении, обеспечение доступа к информации)

 

- достоверность бюджета (надежность показателей прогноза социально-экономического развития, реалистичность расчета доходов и расходов бюджета)

 

- адресность и целевой характер бюджетных средств (доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования)

 

- подведомственность расходов бюджетов (получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся)

 

- единство кассы (зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета)

 

 

Финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

 

Бюджетное устройство РФ.

 

Бюджетное устройство определяет организацию бюджетной системы, взаимоотношения ее звеньев, правовые основы функционирования бюджетов, их состав и структуру, процедурные вопросы формирования и использования бюджетных средств.

 

В соответствии с разделом I БК РФ к элементам бюджетного устройства Российской Федерации относятся:

 

- бюджетная система Российской Федерации

 

- бюджетная классификация Российской Федерации

 

- принципы бюджетной системы Российской Федерации

 

Трехуровневая система.

 

К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

 

- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов

 

- местные бюджеты: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

бюджеты городских и сельских поселений

 

 

Бюджетная классификация Российской Федерации - группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

 

 

Состоит из:

 

- классификация доходов бюджетов (налоговые, неналоговые, безвозмездные)

 

- классификация расходов бюджетов (межбюджетные трансферты (дотации, субвенции))

 

- классификация источников финансирования дефицитов бюджетов (средства для покрытия: внутренние, внешние)

 

- классификация операций публично-правовых образований (доходы публично-правовых образований, расходы, финансовые и иные активы, обязательства публично-правовых образований)

 

 

Принципы:

 

- единства бюджетной системы Российской Федерации

 

- разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации

 

- самостоятельности бюджетов

 

- равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований

 

- полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов

 

- сбалансированности бюджета

 

- эффективности использования бюджетных средств

 

- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов

 

- прозрачности (открытости)

 

- достоверности бюджета

 

- адресности и целевого характера бюджетных средств

 

- подведомственности расходов бюджетов

 

- единства кассы

 

6. Бюджетные права (бюджетная компетенция гос. органов) РФ.

7. Бюджетные права (бюджетная компетенция гос. органов) субъектов РФ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.205.232 (0.134 с.)