Регулирование брачно - семейных отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регулирование брачно - семейных отношений



Кастовый строй по законам Ману в Древней Индии

Законы Ману” отличаются от ближневосточных древних законов, это дхармашастра. На санскрите: шастра - наука, научное произведение, дхарма - правила поведения благочестивого индийца в соответствии с нормами брахманизма. Каждая варна имела свою дхарму. Дхармы возникли из обычного права на очень ранней стадии общественного развития, их формирование было прерогативой жрецов-брахманов. Поэтому они имели характер моральных предписаний, обеспеченных авторитетом религии, а не политических институтов. При анализе текстов "Законов Ману” следует учитывать эту специфику, которая позволяет восстанавливать реальные общественные отношения только подходя к зафиксированным законами нормам методом от противного (было распространено не то, что утверждается, а то, что пытались исключить этим утверждением). Так как эти моральные нормы в течение ряда веков передавались в устной форме, то ко II в. до н.э. - I в.н.э., когда была осуществлена их запись, сформировались предписания, отражавшие разные исторические пласты в развитии индийского общества. Необходимо выделить наслоения разных эпох при характеристике положения разных общественных групп.

Вопрос о возникновении варн тесно связан с приходом в Индию индоарийских племен. Существуют разные точки зрения на эту проблему, найдите их в литературе. Профессиональный характер первоначальных дхарм подскажет Вам стадию общественного развития, на которой возникло деление общества на варны. Попробуйте определить, совпадают ли варны с делением на классы. Дайте подробную характеристику каждой варне, выясните, как в "Законах Ману” идеологически обосновывалось деление на варны. Читая о шудрах, не забывайте, что их статус, декларированный в законах, очень мало соответствует их реальному положению. Попытайтесь оценить систему варн с точки зрения экономического развития Индии. Способствовала или препятствовала она историческому прогрессу?

Характеристику рабства следует производить по обычному плану: источники рабства, положение рабов, их категории, роль рабов в производстве. Ответьте на вопрос: как наличие варн в древней Индии повлияло на развитие рабства. В отрывках из "Артхашастры” найдите материал об освобождении рабов и дополнительные сведения о долговом рабстве.

Для характеристики политического строя используйте как "Законы Ману”, так и "Артхашастру”. В них имеются сведения по вопросам: обожествление царя, царское хозяйство, налоги, военная добыча, структура государственного аппарата.

 

Индийская цивилизация сложилась более IV тысяч лет тому назад. Археологические раскопки показывают, что еще в III-ем тысячелетии до н.э. здесь существовали крупные города — центры ремесленного производства, развитое земледелие, торговля, имущественное расслоение. Наука, к сожалению, располагает весьма скудными историческими сведениями об этом периоде Древней Индии.

Полнее представлены исторические свидетельства по так называемому ведическому периоду (вторая половина II-го тысячелетия до н.э. — середина I-го тысячелетия до н.э.), когда возникает разделение общества на различные социальные группы, чему способствует продолжавшееся ряд столетий проникновение в Индию с северо-востока различных индоарийских племен. Период складывания самого крупного на Древнем Востоке государства — империи Маурьев (I-е тысячелетие до н.э. — до I в. н.э.) получил название магадхско-маурийского периода.

Общественный строй Древней Индии отличается большим своеобразием. Кроме кланов, сословий имелись варны (касты). Предполагалось, что самые одаренные и справедливые созданы служить богам: это брахманы. Далее в нисходящем порядке идут варны царей и воинов (кшатриев), торговцев, ремесленников, земледельцев (вайшьев) и простых работников (шудра), которые их всех обслуживают. Варны в свою очередь делятся на более узкие группы. Португальцы, впервые познакомившиеся со столь сложной системой социального неравенства назвали отдельные группы кастами (на португальском языке слово casta означает «род», «порода».)

Такая система исходит из принципа неравных иерархий: члены одной касты обладают общим генетическим признаком, делающим их выше или ниже представителей других каст. Как правило, это связано с особым кругом профессиональных занятий. Некоторые из них считаются «нечистыми», например, те кто занимался «грязной» работой (уборкой мусора, мытьем отхожих мест и т.д.) Такие люди относились к категории неприкасаемых, и их общение с членами других каст запрещалось законом.

Кастовая система сложилась как способ адаптации к резко выраженному социальному неравенству, обеспечивая групповую взаимопомощь на четко отделенных друг от друга ступенях иерархической лестницы. Хотя она и закрепляла господство одних слоев общества над другими, бедняки могли рассчитывать на покровительство богатых членов своей касты.

 

Образование державы франков и становление в ней феодального строя. Империя Карла Великого и ее раздел.

 

 

Возникновение классового общества у франков, наметившееся у них еще до переселения на новую родину, резко ускорилось во времена завоевания Галлии.

 

На смену рабовладельческому типу государства и права в результате закономерного исторического процесса приходит феодальный тип государства и права как составная часть феодальной общественно-экономической формации.

 

Каждый новый поход увеличивал богатства франкской военно-племенной знати. При дележе военной добычи ей доставались лучшие земли, значительное количество колонов, скота и т.д. Знать возвысилась над рядовыми франками, хотя те по-прежнему оставались лично свободными и даже не испытывали усиления экономического гнета. Вожди и старейшины, входя во вкус роскоши, превратили случайные подарки в виде зерна, мяса, живности и т.д. в регулярные обязанности, а римляне приучили их принимать золото и деньги.

 

Они (франки) расселились на новом месте сельскими общинами, так называемыми марками. Марка считалась собственником всей земли общины, включавшей леса, пустоши, луга, пахотные земли. Пахотные земли делились на наделы и довольно быстро перешли в наследственное пользование отдельных семей.

 

Галло-римляне оказались в положении зависимого населения, которое по численности превышало число франков в несколько раз. Но, несмотря на это, галло-римская аристократия сохранила свои богатства. Единство классовых интересов положило начало постепенному сближению франкской и галло-римской знати, причем первая стала доминирующей. И это особенно дало о себе знать при формировании новой власти, с помощью которой можно было бы держать в повиновении колонов и рабов. Прежняя родоплеменная организация не имела и, следственно, не давала средств и способов осуществления этих целей. И учреждения родоплеменного строя начинают уступать место новой организация с военным вождем - королем и лично ему преданной (в идеале) дружиной во главе. Король и его приближенные фактически решают важнейшие вопросы государственной жизни: вопросы, касающиеся налогов, вопросы войны и мира и т.д., хотя еще сохраняются народные собрания и некоторые другие институты прежнего строя франков. Формируются новая "публичная власть", которая уже не совпадает непосредственно с населением. Она состоит не только из вооруженных людей, не зависящих от рядовых свободных, но и принудительных учреждений всякого рода, которых не было при родоплеменном строе. Утверждение новой публичной власти связано с введением территориального разделения населения. Земли, заселенные франками, стали делиться на "паги", состоявшие из более мелких единиц - сотен. Управление населением, проживавшим в пагах и в сотнях, вручалась специальным должностным лицам. В южных районах Галлии вначале было сохранено римское административное деление. Формирование феодальных отношений у франков и галло-римлян было не одинаковым, хотя бы потому, что оно начиналось с различных исходных рубежей: фраки вступали в эпоху феодализма в период разложения первобытнообщинного строя, а галло-римляне - в ходе распада рабовладельческого общества.

 

Переход к феодализму в условиях сравнительно низкого уровня развития производительных сил и преобладания сельскохозяйственного производства был связан с развитием феодальной собственности на земли. Именно поземельные отношения определяли в это время само общество, характер его социального и политического строя, классовую сущность государства.

 

Исторически феодализм возникает двумя основными путями: в результате разложения рабовладельческого строя и зарождение в его недрах феодальных отношений, постепенно превращающихся в господствующие производственные отношения (как это имело место в рабовладельческих государствах) в результате разложения первобытнообщинного строя, возникновение в его недрах рабовладельческого и/или феодального укладов и победы феодальных отношений, превращающихся в господствующие производственные отношения (например, у восточных и западных славян). Народы Европы перешли к феодализму, минуя рабовладельческий строй.

 

При всем многообразии путей возникновения феодализма содержание этого процесса всюду заключалась в одном и том же.

 

Во-первых, происходит разложение сельской общины, и общинная собственность, а также выделившаяся в руки феодализирующейся светской духовной знати. Образуется крупное землевладение и возникает класс феодалов.

 

Во-вторых, свободные крестьяне-общинники и несвободные землевладельцы, оставшиеся от предыдущей формации, превращаются в класс феодально-зависимых крестьян, лишенных права собственности на землю и обрабатывающих землю, принадлежащую феодалам. С этим связан процесс превращения свободной крестьянской сельской общины там где она сохранятся, в зависимости либо от крупных землевладельцев, либо от государства.

 

Основными классами феодального общества являлись феодалы и феодально-зависимое крестьянство. Феодальной эксплуатации подвергались не только крестьяне, но и ремесленники, проживающие в городах, расположенных землях феодалов.

 

Особенность классового феодального общества заключалась в его сословном характере. Различие классов фиксировалось и в составном делении населения, сопровождалось установлением особого юридического места в государстве для каждого класса.

 

Еще одна особенность являлось то, что феодальная собственность на землю носила иерархический характер, при котором высшим собственником земли считался монарх, а от него получали землю крупные феодалы подчиненные непосредственно ему. Последние предавали землю в держание феодалам меньшего ранга и так далее, в результате чего устанавливались отношения сюзеренитета-вассалитета: вышестоящий феодал был сюзереном нижестоящего, являвшегося по отношению к сеньору вассалом.

 

Типичной формой феодального государства является монархия. В странах Европы вообще, и во Франции в частности быстрое развитие феодализма влекло за собой существенные изменения во всей социально-политической организации общества, которые в свою очередь обуславливали последовательную смену ряда специфических форм феодальной монархии. В большинстве стран Европы в период становления феодальной собственности формирующийся феодальный класс группируется вокруг политически укрепившейся королевской власти, и впервые, относительно крупные феодальные государства складываются в виде раннефеодальной монархии (V-IX Века). Рассвет феодального способа производства и господства натурального хозяйства повлекли за собой феодальную раздробленность, сопровождавшуюся переходом власти от короля к отдельным крупным феодалам, к организации государственной власти на основе вассальных отношений. В этих условиях феодальные государства в Европе практически повсеместно выступают как сеньориальная монархия (X-XIII века). Развитие товарно-денежных отношений, рост городов повлекли за собой глубокие изменения в феодальном обществе, обусловили консолидацию сословий, способствовали централизации государства и возникновению королевской власти. Для этого периода характерно возникновение сословно-представительных монархий (XIV-XV века). Наконец, в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений, упадка некогда могущественной феодальной олигархии, постепенного складывания класса буржуазии королевская власть предпринимает попытку предельно централизовать и тем самым укрепить феодальное государства, которое принимает форму абсолютной монархии (XVI-XVII века).

 

Формы и методы осуществления политической власти (политические режимы) в феодальных государствах отличались большим разнообразием и спецификой. Однако демократические методы управления не имели под собой при феодализме социальной почвы и получили крайне незначительное распространение. Они сохранились лишь в раннефеодальных монархиях как пережитки военной демократии, а также на уровне общинного и городского самоуправления. Но даже городским республикам в период феодализма свойственны не демократические, а преимущественно автократические и олигархические формы политической жизни.

 

Исключительное место в феодальном обществе занимала церковь. Ее политическая власть проистекала не только из того, что она была крупнейшим земельным собственником, но и из ее решающего влияния на духовную жизнь общества. Церковь, как правило, не ограничивала свою деятельность в религиозной сфере, а стремилась овладеть монопольными позициями в политической жизни общества, сосредоточила в своих руках ряд важных властных прерогатив и юридических привилегий, оказывала непосредственное воздействие на государственное управление и правовую жизнь феодального общества.

 

Несмотря на характерную, особенно для определенных периодов феодализма, рассредоточенность политической власти, главным институтом в политической системе феодального общества было государство.

 

Карл Великий — самый выдающиймя представитель династии Каролингов. От его имени произошло название этой династии. Он стал королем рано, и его царствование растянулось на 46 лет (768-814 гг.). Это был крупный государственный деятель, выдающийся полководец. Есть люди, которые не мыслят себе жизни без завоеваний, и Карл Великий из их числа. За 46 лет своего правления этот государь участвовал в 50-ти военных походах.

В результате многочисленных военных побед Карл Великий оказался во главе громадного государства, подобного которому не было в Западной Европе со времени падения Римской империи (476 г.).

В 70-х гг. VIII в. Карл возобновил войну с лангобардами, которую вели еще его предшественники, и захватив столицу лангобардов Павию, низложил лангобардского короля Дезидерия. Лангобардия была присоединена к Франкскому королевству и с этих пор управлялась уже франкскими графами. Вице-королем Лангобардии становится сын Карла I Пипин.

Вскоре Карл I начинает войну с арабами, которые к тому времени завоевали вестготское королевство на Пиренейском полуострове. В 778 г. войско Карла I переходит Пиренеи и пытается взять г. Сарагосу, один из важных арабских стратегических пунктов. Этот поход был неудачен, и Сарагосу взять не удалось. На обратном пути, в Ронсевальском ущелье, на франкский арьергард нападают баски. В битве франки потерпели поражение. Это сражение описывается в знаменитом французском эпосе «Песнь о Роланде», который был записан в XI в. В это же время была записан и другой эпос, испанский — «Песнь о Сиде». «Песнь о Роланде» записывал француз, арабы представлены там завоевателями, разрушителями, язычниками. Автором «Песни о Сиде» был коренной житель Пиренейского полуострова. Оценка событий дается изнутри арабо-мусульманского мира, и отношение к арабам в «Песне о Сиде» лояльно, это отношение их приятия.

В конце VIII в. — в самом начале IX в. франки предпринимают еще несколько экспедиций за Пиренеи, в связи с тем, что арабская конкиста не прекращается. Эти походы были уже более удачны, чем поход 778 г. Карлу Великому удалось завоевать область на территории современной Испании, лежащую между Пиренеями и рекой Эбро. На этой территории Карл I создает Испанскую марку, которая служит пограничным форпостом для защиты Франкской империи от арабских вторжений. На территории марки позднее оформится Барселонское графство. Один из сыновей Карла I становится королем Аквитании.

Большую часть своих завоеваний Карл I проводит на востоке, в Центральной Европе. Особенно долго и упорно он воюет с саксами (772-804). Присоединение Саксонии имело для Карла I большое значение — приобретение новых земель, крепостных крестьян (саксы в это время в своей массе были свободными крестьянами), выход на Балтийское море и балтийскую торговлю. Впервые Карл I покорил саксов в 70-х годах VIII в. На съезде в Падерборне в 777 г. вожди саксонских племен приносят присягу на верность королю франков. На этом съезде Карл ставит саксонским вождям условие: отныне они и все их племена должны отказаться от язычества и принять христианскую веру. В Саксонию прибывает франкское духовенство. По всей Саксонии строятся церкви, создаются монастыри. С этого времени саксы облагаются новым налогом — церковной десятиной. Свободное саксонское крестьянство закрепощается.

С конца 70-х гг. VIII в. в Саксонии начинаются восстания против франков. Карл Великий жестоко подавлял восстания саксов. Тысячи восставших были казнены, но даже после этого свободолюбивые саксы не утратили стремления к независимости. Волнения продолжались. Тогда Карл I идет по другому пути: он щедро подкупает саксонскую знать. В 785 г. один из главных вождей восставших, саксонский герцог Видукинд, изменяет восставшим и переходит на сторону Карла I. В XX в. фашистская историография возведет Видукинда в ранг национального героя Германии.

Последнее восстание саксов произошло в нач. IX в. Основными его силами были рядовые саксы. Восстание закончилось неудачей.

В тот же период Карл I воюет с полабскими славянами (славянами, жившими по реке Лабе, на территории современной Польши). Несколько славянских племен (лютичей, лужичан) Карл I обложил данью.

Карл I поставил в зависимость от франков сильное Аварское царство на среднем Дунае.

При Карле I окончательно было завоевано Баварское королевство на Верхнем Дунае, которое ранее платило франкам дань, и то нерегулярно.

Карл Великий присоединил к империи Каринтию и хорватские земли на северо-востоке Балканского полуострова.

В результате завоеваний Карла Великого и его паладинов границы Франкского государства стали необозримы. На западе владения Карла I начинались от Пиренеев, Атлантического океана, а на востоке заканчивались Дунаем и Адриатическим морем. Северная граница проходила по побережьям Немецкого, Северного и Балтийского морей, на юге империя простиралась до Южной Италии.

Папство при Карле Великом находилось от него в вассальной зависимости.

Обширность и значимость созданной империи приводила Карла I и его советников к мысли о перемене королевского титула на императорский.

В 800 г., во время пребывания в Риме, 25 декабря на Рождество в соборе св. Петра, во время торжественного молебна Карл I был коронован папой Львом III как «император римлян» — именно в такой форме был зафиксирован документально его новый титул. Коронование Карла I как «императора римлян» после того, как ни Римской империи, ни римлян уже не существовало, свидетельствует о том, как сильна была в IX в. идея Римской государственности, римской традиции.

После некоторого сопротивления титул императора, или басилевса, признает за Карлом Великим и Византия.

Создав в Западной Европе огромное государство, по территории превосходящее Римскую империю, Карл I дипломатическими путями расширяет свое влияние на Востоке. Он заставляет признать себя императором не только Византию, но и мусульманский мир, в лице могущественного и легендарного властителя Востока — Гаруна-аль-Рашида. Между этими двумя государями устанавливаются дипломатические отношения, происходит обмен посольствами.

Созданная империя потребовала полностью реорганизовать административный аппарат управления. Карл I стремился создать сильное централизованное государство, управляемое разветвленным аппаратом чиновников. Центр аппарата управления находился при Карле I в его резиденции в г. Аахене (на территории современной Германии)

 

Регулирование брачно - семейных отношений

Семья имеет чисто патриархальный строй. Брак рассматривается каак договор, обличенный в законную форму, без соблюдения которой он признается недействительным.

Брачный контракт был заключен при свидетелях, составлявших формальный акт о нем. В качестве контрагентов при заключении брачного договора в сборнике названы со стороны жениха - он сам (159), его отец (155 - 156), мать-вдова и братья (166), а со стороны невесты - отец (160) и братья (184).

В идее господствующей формой брака была моногамия, но закон допускает и отступление от этого принципа в случае бездетности (145), тяжкой болезни (148) или непристойного поведения жены.

Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать имущество после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность, определяемую в законе как прелюбодеяние, она подвергалась суровому наказанию. Будучи главой семьи, отец имел сильную власть над детьми: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей. Семейные отношения видимо играли в Вавилоне достаточно большую роль, т.к. им в Законах Хаммурапи уделяется немало внимания. Брак в Вавилоне, как и везде, считался законным при соблюдении определенных юридических формальностей: необходимо было заключить брачный контракт, причем при свидетелях, а иначе этот брак не имел законную силу (п. 128): "Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина - не жена". Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т.1./ Под. ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. - М.: Юристъ, 2005. - С. 16.

 

Неверность со стороны жены каралась смертью (п. 129). Были установлены подробные правила для рассмотрения обвинений такого рода (п. 130 - п. 136). При определенных обстоятельствах она могла быть и оправдана, например, в п. 134 говорится: "Если человек будет уведен в плен, а в его доме нет средств для пропитания, то его жена может войти в дом другого; эта женщина не виновна". Здесь Хаммурапи поступил мудро, включив в судебник такую статью, ибо в условиях частых войн того времени, пленение, видимо, случалось достаточно часто, а так как большинство семей жило, скажем так, ниже среднего уровня и мужчина был единственным кормильцем, то отсутствие подобной статьи могло бы привести просто к сильному сокращению населения и, соответственно, падению силы государства. При возвращении же война из плена, его жена возвращалась к нему, что сказано в п. 135, но это правило не распространялось на ее детей, рожденных от другого. В этом пункте прямо так и говорится: "дети следуют за их отцами". Это может свидетельствовать о том, что эта женщина могла войти в дом другого человека, уже имея собственных детей, и в случае возвращения своего мужа из плена эти дети, конечно же, уходили назад вместе с ней, но она не могла забрать с собой детей рожденных от человека, который ее содержал все это время.

 

Но, если этот человек, так сказать, дезертировал, то его жена, после его возвращения назад не должна была возвращаться к нему (п. 136). "Если человек бросит свою общину и убежит и после этого его жена войдет в дом другого, то если этот человек вернется и захочет взять свою жену, - так как он возненавидел свою общину и убежал, жена беглеца не должна возвращаться к своему мужу". Дети, в этом случае тоже, вероятно, не возвращались.

 

Если же жена в отсутствие мужа могла прокормить себя, но вошла в дом другого, то этот случай приравнивался к измене и, соответственно, карался смертью

 

3. Преступления и наказания, суд и процесс по законам* Хаммурапи

Преступление и наказание

Для рассмотрения уголовного права, мы возьмём первую группу норм (ст. 1 - 5), касающаяся убийства и все остальные, где присутствует уголовное правонарушения.

Уголовное право Законника отличается, подобно другим древневосточным кодексам, значительной суровостью.

В основе уголовно-правовых представлений авторов Законника находится идея талиона: наказание есть возмездие за вину, и потому оно должно быть "равным" преступлению. Эта доктрина обычно выражается афоризмом: "око за око, зуб за зуб".

В древнееврейском Второзаконии идея талиона выражена так: "И да не сжалится глаз твой: жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб, рука за руку".

Мы часто усматриваем в талионе одну жестокость. Между тем для древних людей это был наиболее логический способ ограничения наказания: не больше того, что сделано тебе. «Преследую самовольное кровавое проявление родовой мести и сосредотачивая права наказания в руках государственной власти сборник Хаммурапи сам не вполне еще освободился от влияния правовых норм свойственных эпохе родового быта». Волков И. М. Законы вавилонского царя Хаммурапи. - М, 1914. - С.72.

Выросшее на основе первобытных представлений о справедливости, оно питалось понятным стремлением ослабить врага настолько, насколько он ослабил тебя, твое племя, твой род. Первоначальный счет был очень простым. Одно из племен Новой Гвинеи вело свои войны до тех пор, пока число убитых не сравняется с обеих сторон. Каждая новая жертва включалась в счет, который противник должен был оплатить. То же наблюдается у некоторых североамериканских индейцев: пока число убитых не сравняется, мира нет.

Прямолинейное применение принципа "равным за равное" исключает установление субъективной стороны действия, умысла, неосторожности, случайности.

"Если, - говорится в Законнике, - строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно и дом обвалится и причинит смерть домохозяину, должно строителя убить". Статья предполагает установление халатности строителя и осуждение на основе талиона. Но вот ее окончание: "Если же он причинит смерть сыну домохозяина - должно убить сына строителя". Как видно, закон допускает применение смертной казни к лицу, которое никакого отношения к совершенному преступлению могло и не иметь. В современном праве такого рода ответственность без вины называется объективным вменением. Павлов, А. Гуго Гроций: право и государство. - Иванов: Б. И., 1988. - С. 68.

Своеобразным выражением талиона в Законнике Хаммурапи служило правило, согласно которому всякий ложный обвинитель (клеветник) должен был нести ответственность в той мере, которая грозила обвиненному: кто неосновательно обвинил другого в убийстве, должен умереть сам. Когда по характеру преступления применение принципа "равным за равное" в точном значении было невозможно, прибегали к фикции: непослушному рабу отрезали ухо: сыну, оскорбившему отца, отрезали язык: врачу, сделавшему неудачную операцию, отрезали пальцы и т. д. Это называют обыкновенно талионом символическим.

Субъектами права могли быть по современной терминологии, не только физические лица, но и лица юридические - храм и дворец (т. е. государство). И в этом отношении Законы Хаммурапи далеко опередили не только свою, но и дальнейшие эпохи.

Законник Хаммурапи почти не говорит о государственных преступлениях, но в одном из вавилонских литературных памятников (Диалог между господином и рабом) мы читаем: "Не поднимай восстания". Человека, поднявшего восстание, или убивают, или ослепляют, или схватывают, кидая в темницу.

Законник Хаммурапи не знает различия между исполнителем преступления и его соучастниками (укрывателями, подстрекателями). Не различаются и стадии развития умышленного преступления, то есть приготовление, покушение. Вместе с тем Законнику не чуждо представление о смягчении наказания. Штрафом, а не смертью наказывается, например, убийство в драке, если будет доказано, что убийца не имел намерения убить. Здесь зародыш столь существенного для современного уголовного права различения умышленного и неумышленного преступления. Следует, впрочем, оговориться, что шумерийские законы уже различают выкидыш от нечаянного удара и выкидыш от злостного избиения, назначая за эти преступления разные наказания. Всеобщая история государства и права: Учеб. пособие / Д.Е. Тагунов. - Мн.: Книжный дом, 2005. - С. 44.

В отличие от римлян и славян, писавших свои законы на деревянных досках, древневосточные народы использовали камень. Дерева здесь мало, камня много. Выставленный на городской площади "столб законов" должен был служить правосудию, совершавшемуся здесь же, и одновременно напоминать: никто не может отговариваться незнанием права.

Наказания по кодексу Хаммурапи были различны для каждого рода преступлений и социального статуса гражданина.

Различают несколько видов преступлений:

- государственные: против царя, измена;

- религиозные: чародейство, святотатство, колдовство;

- воинские: дезертирство, отказ от воинской повинности и присвоение имущества воина;

- должностные: взятка, изменение судебного режима;

- против личности: ложное обвинение, умышленное и неумышленное убийство, оскорбление, лжесвидетельство;

- против собственности: кража, укрывательство и кража чужого раба, снятие с раба знака его рабства, повреждение или уничтожение чужого имущества, плохое качество работы;

- против семьи: кровосмешение (браки между родственниками), неверность жены.

«Наказания за преступления в современной Хаммурапи Вавилонии в общем необычно суровы. Более чем в 30 из всего количества обсуждаемых в сборнике Хаммурапи уголовно правовых случаев карою служит смертная казнь в разных ее видах (утопление - 109, 129; сожжение - 25, 110, 157; посадка на кол или повешение - 153). Большая часть случаев ее применения падает на корыстные посягательства. Необычайная суровость наказания, назначаемая кодексом за воровство, вполне объясняется характером начала правления Хаммурапи, вступившего на престол, по его собственному признанию, среди полной анархии, когда воровство и грабежи царили всюду и могли быть искоренены не иначе как установлением жестоких наказаний.

Кроме смертной казни, наказанием служит членовредительство (ст. 192 - 195), нанесение ударов плетью (202), наложение знака бесчестия (127), изгнание из родной местности (154) или родного дома (158), пожизненная кабала (256), потеря должности навсегда (5)». Волков И. М. Законы вавилонского царя Хаммурапи. - М, 1914. - С.70.

Смертная казнь делилась на простую и квалифицированную. К простым относятся: отрубание голов; членовредительство: отсечение языка, ушей, пальцев; телесные наказания; штраф - зависел от социального положения; наложение знака: позорящий столб. Всеобщая история государства и права / Под. ред. К.И. Батыра. - М.: Изд-во «Былина», 1994. - С. 27.

3. Судебный процесс

Судебная система по реформам Хаммурапи стала более централизованной и почти независима от жречества, а главным источником судебных решений стало письменное право. Царские законы приравнивались к божественным установлениям.

«Отправление правосудия в Вавилонии эпохи Хаммурапи, находится всецело в руках государственной власти; следов родовой кровавой мести в сборнике Хаммурапи почти незаметно. Вместо прежних судей - жрецов и старейшин, теперь в качестве органов судебной власти выступают назначаемые царем особые светские судьи, роль же жрецов сводится к принятию судебной присяги, а старейшин - к присутствию в судебном заседании в качестве второстепенных ассистентов.

Обязанность судей, назначаемых непосредственно самим царем, были очень многообразны: в круг их дел входили не только разбор судебных дел в строгом смысле слова, а так же регистрация торговых договоров.

Закон зорко следил за неподкупностью судей и строго наказывает за нарушение порядка судопроизводства.

Обвинение возбуждалось частным лицом на свою ответственность, и государство не выставляет от себя прокурора. Видом доказательства в судебном процессе в сборнике Хаммурапи служит:

· Письменный акт, относящийся к спорному обстоятельству (ст. 122, 123, 128)

· Клятва (ст. 23, 281)

· Показания свидетелей (ст. 9)

· Ордалии (ст. 2, 132)

Кроме письменных актов, тяжущиеся обычно приносили с собою на суд и спорный предмет; или часть его, если предмет был не удобен для доставки.

Последней судебной инстанцией был царь, которому можно было апеллировать на решения судей и которому принадлежало право помилования в уголовных делах». Волков И. М. Законы вавилонского царя Хаммурапи. - М, 1914. - С.68-69.

Хотя о судебном процессе Законник Хаммурапи говорит мало, всё же нам удалось что-то найти, а именно: он многим похож на наш современный судебный процесс, за исключением небольших отличий.

Судебный процесс в Вавилоне был устным и состязательным. Это означает, что дела возбуждались лишь по жалобе заинтересованной стороны, а в ходе процесса каждая из сторон должна была доказывать свои утверждения. Протоколы не велись, хотя некоторые важные моменты могли фиксироваться и письменно. Решения и приговоры были устными. Основным доказательством на суде были свидетельские показания (п. 9 - 11). Например, п. 9: "Если человек, у кого пропало что-либо, схватит пропавшую вещь в руках другого человека, и тот, в чьих руках будет схвачена пропавшая вещь, скажет: " Мне, мол, продал продавец, я купил, мол, при свидетелях ", а хозяин пропавшей вещи скажет: " Я, мол, представлю свидетелей, знающих мою пропавшую вещь ", то покупатель должен привести продавца, продавшего ему вещь и свидетелей, при ком он купил; также и хозяин пропавшей вещи должен привести свидетелей, знающих его пропавшую вещь. Судьи должны рассмотреть их дело, а свидетели, при которых была произведена покупка, и свидетели, знающие пропавшую вещь, должны рассказать перед богом то, что они знают, и тогда продавец - вор, его должно убить; хозяин пропавшей вещи должен получить свою пропавшую вещь обратно; покупатель должен взять отвешенное им серебро из дома продавца". Дьяконов И.М. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства // Вестник древней истории. 3. 1952. С.225-303.

В этой статье, как нельзя лучше, представлена важность свидетельских показаний на суде, причем если свидетелей не оказывалось по близости, то, как написано в п. 13 - "Если свидетелей этого человека нет поблизости, то судьи назначают ему срок до истечения 6-ого месяца. Если на 6-ой месяц своих свидетелей он не приведёт, то он лжец, должен понести наказание, налагаемое при таком судебном деле" - суд отлагался на 6 месяцев, в течение которых человек должен был отыскать своих свидетелей, а иначе его ждала незавидная участь.

В некоторых случаях, при отсутствии иных способов установления истины прибегали к "божьему суду" (перед статуями богов Шамаша и Мардука), который мог иметь две формы:

1) Водная ордалия Подозреваемого погружали в реку и если он тонул, то считалось, что Река, т. е. бог реки, покарала виновного, если же нет - то он считался оправданным.

2) Клятва во имя богов. Клятва богами по тем представлениям неминуемо навлекала на ложно поклявшегося кару богов. Поэтому принесение такой клятвы считалось достаточным основанием для оправдания, а отказ - доказательством справедливости обвинения. Ложное обвинение, как и лжесвидетельство, каралось по принципу талиона, т. е. тем же самым наказанием, которое понес бы обвиняемый, будь его вина доказана. История Древнего Востока Ч. 1. Месопотамия./ под ред. И. М. Дьяконова. - М.: 1983. - С. 231-232.

Заключение

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.190 (0.09 с.)