Возникновение государственности в Европе. Общие закономерности и особенности генезиса государственности в Древней Греции и у германских народов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение государственности в Европе. Общие закономерности и особенности генезиса государственности в Древней Греции и у германских народов.



Формирование государства это длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.

Афины - это самая чистая, классическая форма возникновения государства, оно возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. Возникновение этого государства не было отягощено какими то внешними факторами. Развитие торговли, ремесла, мореплавания привели к тому, что в одном округе стали проживать представители разных племен. Органы родовой организации были уже не в состоянии управлять общественными делами.

По реформе Тесея, в Афинах было утверждено центральное управление (Совет). Народ был разделен на благородных, земледельцев и ремесленников. Только благородные могли занимать общественные должности. Солон разделил граждан уже на 4 класса по имущественному признаку (размеру землевладения). Высшие должности могли занимать только представители первого класса. Клесфен поделил граждан по территориям. В каждой территории избирался Демарка, казначея, судей. От территориальных племен был выбран совет пятисот. Последней инстанцией было народное собрание. Из рабов была сформирована полицейская служба.

Так, постепенно родовая организация рушилась и создавались новые органы, по территориальному признаку.

Древний Рим - возникновение государство было ускорено борьбой патрициев (члены римских родов) и плебеев (пришлое население).

К римскому народу, проживавшему на территории древнего Рима, относились только члены римских родов. Десять родов объединялись в курию, 10 курий составляли племя. 3 племени составляли римский род. Во главе рода стоял старейшина, избираемый из одной и той же семьи. Старейшины трехсот родов составляли сенат, который решал многие дела. Сохранялось собрание курии. Собрание избирало царя, принимало законы, других должностных лиц.

В Риме так же проживали плебеи, которые были свободны, имели собственность, но не могли занимать должности. Плебеи вели борьбу, хотели уровнять себя в правах с патрициями.

По реформе царя Тулия было сформировано новое народное собрание в которое входили и плебеи. Народ был разделен на 6 классов по степени богатства. Голосование на собрании проходило так, что первый класс (богатые) имели большинство голосов. Таким образом, на месте племенного собрания возникло новое собрание, не основанное на родовой организации. Власть стала принадлежать первым богатым классам, т.е меньшинству. Согласно реформе Тулия, плебеи были уравнены в правах с патрициями, допущены к участию в управлении государством.

Древние Германцы - Особенностью возникновения государства в германских племенах – у франков – является то, что на государствообразовательный процесс в значительной степени повлияло здесь завоевание германскими племенами обширных чужих территорий – западной части Римской империи. Германские племена, имевшие к тому времени еще родовое устройство, не могли с помощью своих органов управлять римскими провинциями, поскольку для господства над ними родовая организация была не приспособлена. Понадобился специальный аппарат принуждения и насилия, органы родового строя были преобразованы в государственные органы. Особенностью возникновения древнегерманского государства является то, что оно не знало рабовладельческой стадии, образовавшись сразу в виде протофеодального (в отличие от чисто феодального государства, в древнегерманском государстве знать еще не имела крупной частной собственности, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).

7. Патриархальная, теологическая, договорная теория происхождения государства их содержание и оценка с позиций современного состояния науки.

Патриархальная (Аристотель, Конфуций, Михайловский).

Государство наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха – естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.

Оценка: Аналогия государства с семьей возможна, т.к. государство развивалось из простейших форм которые могли быть сравнимы с первобытной семьей. Однако эта теория очень упрощает процесс возникновения государства.Формирует авторитетное отношение к власти (государство как семья).

Основные положения теории современной наукой опровергнуты, поскольку установлено, что патриархальная семья появляется в процессе разложения первобытнообщинного строя, вместе с государством, а не до него. Соответственно, государство из патриархальной семьи произойти не могло.

Теологическая (Фома Аквинский, Аврелий Августин).

Теория была распространена при феодализме, в настоящее время является официальной доктриной Ватикана. Государство является результатом проявления божественной воли, фактическим воплощением власти Бога на земле. Любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной власти, как продолжению воли Бога.

Оценка: Теория не доказуема, т.к. основана на вере. Теория умаляет влияние таких факторов, как социально- экономические отношения и другие материальные факторы, на возникновение государства.

Договорная (Спиноза, Локк, Руссо, Гольбах, Радищев).

Государство возникло в результате общественного договора о правилах общественного проживания. Что когда не было государства, не было власти которая бы защищала человека, его права. Тогда люди между собой объединились и заключили договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека. Если договор нарушается, то народ приобретает право на революцию.

Оценка: Эта теория положительна тем, что порывает с религиозными представлениями в происхождении государства и власти. Обосновывает естественное право народа на свержение государственной власти. Минусы в том, что преувеличены способности первобытнообщинного общества, которое на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между правителем и народом.

8. Теория насилия и происхождение государства. Представители теории и ее содержание. Оценка роли насилия в происхождении государства с позиции современных научных знаний.

Представители: китайский философ Ян Шан, а также Дюринг, Каутский, Гумплович.

Суть теории: Возникновение государства является результатом внутреннего или внешнего насилия. Внутреннее насилие – подавление воли меньшинства волей большинства (Дюринг). Внешнее насилие - завоевание (Гумплович)

В борьбе племен происходило возникновение классов и сословий. Из этих племен произошло государство. Теория проповедовала культ насилия, порабощения, завоеваний. Государство необходимо слабым племенам для защиты от посягательств других племен. Теория была воспринята нацистской Германией.

Теория исторически подтверждается такими примерами, как образование государства у франков, венгров и др.

Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.

С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности нельзя полностью отвергать. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, древнегерманского, древневен-герского). С другой — важно помнить, что степень использования насилия в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве лишь одной из причин возникновения государства наряду с другими. К тому же военно-политические факторы во многих регионах играли в основном вторичную роль, уступая первенство социально-экономическим.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 665; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.239 (0.007 с.)