Предметной (цикловой) комиссией в соответствии с Государственными 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предметной (цикловой) комиссией в соответствии с Государственными



общеобразовательных дисциплин требованиями к минимуму содержания

и уровню подготовки выпускников по

Социально-экономическому профилю.

Председатель Заместитель директора по УР

_____________Лашкина М.А. ________________Кулеша М.В.

Протокол №_1__ «_27_» августа 2010 г.

«_27 _» августа 2010 г.

Автор: Лашкина М.А. - преподаватель

Технологического колледжа №43

Гришина С.Н. - преподаватель

Технологического колледжа №43

Рецензенты: Дворядкина Л.А. – методист

ГОУ СПО ТК № 43

Борулько В.Г. – к.т.н., доцент

ФГО ВПО РГАУ Московская

сельскохозяйственная академия

Им. К.А.Тимирязева

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебной дисциплины «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» предназначена для изучения ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке специалистов среднего звена социально – экономического профиля обучения.

Рабочая учебная программа по данной дисциплине составлена на основании нормативных документов:

1. Федерального компонента государственного стандарта полного (среднего) образования.

2. Приказа Министерства образования РФ от 03.06.1999 г. № 56 «Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования.

3. Приказа Министерства образования РФ от 09.02.1998 г. № 322 «Об утверждении Базисного учебного плана образовательных учреждений РФ» (согласно письма Минобразования и науки РФ от 29 мая 2007).

4. Примерной программы учебной дисциплины «Естествознание» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, рекомендованной Министерством образования РФ, 2008 г.

5. Выписки из рабочего учебного плана колледжа в части количества часов, отводимых на изучение данной дисциплины.

 

Естествознание изучается на 1 курсе как базовая учебная дисциплина при освоении специальностей СПО социально-экономического профиля – в объеме 117 часов. Максимальная нагрузка обучающегося составляет 154 часа (аудиторные занятия – 117 часов (в том числе лабораторные работы - 28 часов), самостоятельная работа студентов – 37 часов).

 

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

l освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах освоения естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;

l овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественнонаучного и специального (профессионально значимого) содержания, в том числе получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;

l развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественнонаучной информации;

l воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;

l применение естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, грамотного и целесообразного использования современных технологий, охраны здоровья, окружающей среды, как на бытовом уровне, так и в профессиональной деятельности специалистов по оказанию туристских услуг и менеджменту в туристско-гостиничном комплексе.

 

Курс естествознания предполагает:

- установление межпредметных связей между физикой, математикой, химией, биологией, астрономией, историей, обществознанием;

- осуществление связи с дисциплинами профессиональной и специальной направленности, получаемой специальностью через выполнение самостоятельных работ;

- осуществление регионального компонента базового учебного плана через экономические, политические, социально-культурные аспекты города Москвы и Московского региона;

- осуществление отбора содержания, освещающего естественнонаучную картину мира, атомно-молекулярное строение вещества, превращение энергии, где человек рассматривается как биологический организм, в том числе и с точки зрения его химического состава, как биологической единицы всего живого.

 

Программа разработана для учреждений СПО, обеспечивающих подготовку квалифицированных специалистов среднего звена по специальностям социально-экономического профиля, включает в себя три основных раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью: «Физика», «Химия с основами экологии», «Биология с основами экологии». Такое построение содержания программы не нарушает привычную логику естественнонаучного образования и позволяет специалистам-предметникам использовать различные методики комплексного преподавания естествознания.

В программе представлены дидактические единицы содержания дисциплины, при изучении которых акцентируется внимание на жизненно важных объектах природы и организме человека. Это вода и атмосфера, которые рассматриваются с точки зрения химического состава и свойств, акцентируется внимание на их значение для жизнедеятельности людей («Химия с элементами экологии»). В содержание включены разделы, посвященные человеческому организму: важнейшие химические соединения в организме человека («Химия с элементами экологии»), включено обобщение знаний о системах органов человека, их функциях, уделено внимание охране здоровья человека, профилактике заболеваний и вредных привычек («Биология с элементами экологии»). Большое внимание уделяется более глубокому изучению темы «Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности», вопросам экологического содержания.

 

Рабочая программа предусматривает разнообразные формы организации и проведения учебных занятий: комбинированный урок, лекция, практическое занятие, лабораторная работа, урок с использованием ИКТ (мультмедиа и интерактивная доска), самостоятельная работа студентов, дискуссия, семинар, конференция и т.д.

 

В процессе преподавания естествознания особая роль отводится демонстрациям и лабораторным работам, на которых студенты получают навыки работы с приборами и лабораторным оборудованием, а так же производят математическую или аналитическую обработку результатов эксперимента. Для текущего контроля знаний и закрепления пройденного материала используются различные формы контроля знаний. В тематическом плане раскрыта последовательность изучения разделов и тем и указано количество часов на их изучение.

 

Программа предусматривает 1 обязательную контрольную работу в качестве рубежного контроля знаний в конце первого семестра.

Итоговым контролем по дисциплине, в соответствии с учебным планом является дифференцированный зачет по окончании второго семестра.

 

 

    Тематический план дисциплины «Естествознание»    
               
               
Наименование разделов и тем Максималь ная Количество аудиторных часов Самосто
      учебная при очной форме обучения     ятельная
      нагрузка ВСЕГО В том числе работа
      студента   Лаборато Практиче студента
          рные ские  
          работы занятия  
Введение              
    Раздел 1. Физика      
Тема 1.1. Механика          
Тема 1.2. Тепловые явления            
Тема 1.3. Электромагнитные явления          
Тема 1.4. Строение атома и квантовая физика          
             
Итого по разделу 1          
    Раздел 2. Химия с элементами экологии    
Тема 2.1. Вода. Растворы.            
Тема 2.2. Химические процессы в атмосфере            
Тема 2.3. Химия и организм человека          
               
Итого по разделу 2          
    Раздел 3. Биология с элементами экологии  
Тема 3.1. Наиболее общие представления о жизни            
Тема 3.2. Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности            
Тема 3.3. Человек и окружающая среда          
               
Итого по разделу 3          
Контрольная работа          
Дифференцированный зачет          
ВСЕГО          

 

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Естествознание»

Социально-экономический профиль

(учреждения среднего профессионального образования)

 

 

Введение (1 час)

Основные науки о природе (физика, химия, биология), их сходство и отличия. Естественно-научный метод познания и его составляющие: наблюдение, измерение, эксперимент, гипотеза, теория.

 

Раздел I. ФИЗИКА

 

Тема 1.1. Механика (14 часов)

Механическое движение, его относительность. Законы динамики Ньютона. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Невесомость.

Импульс. Закон сохранения импульса и реактивное движение. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность.

Механические колебания. Период и частота колебаний. Механические волны. Свойства волн. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.

Демонстрации

Относительность движения.

Инертность тела.

Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело. Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия.

Зависимость силы упругости от удлинения пружины. Невесомость.

Реактивное движение, модель ракеты. Изменение энергии при совершении работы. Свободные и вынужденные колебания. Образование и распространение волн. Колеблющееся тело как источник звука.

 

В результате изучения темы студент должен:

знать/понимать:

- механическое движение и его относительность;

- уравнения прямо­линейного равноускоренного движения;

- понятие траектории, пути, перемещения, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью;

- центростремительное ускорение;

- основную задачу динамики. Принцип суперпозиции сил, законы динамики; - инерциальные системы отсчета. Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения;

- Силы в механике: тяжести, упругости, трения. Закон всемирного тяготения. Вес и невесомость. Момент силы. Условия равновесия твердого тела, импульса тела, работы, мощности, механической энергии;

- Законы сохранения импульса и механической энергии. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Полная энергия. Энергия покоя. Релятивистский импульс. Связь полной энергии с импульсом и массой тела. Механические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Уравнение гармонических колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания. Механические волны. Длина волны. Уравнение гармонической волны. Распространение колебаний в упругой среде. Волны, их виды и характеристики.

Уметь:

- формулировать понятия: механическое движение, скорость, ускорение, системы отсчёта, изображать графически виды движений, решать количественные и качественные задачи на данные темы;

- решать задачи с использованием формул для равномерного и равноускоренного движения различать понятия веса и силы тяжести, инерции и инертности, решать задачи с применением законов Ньютона, закона всемирного тяготения объяснять суть реактивного движения, решать задачи на применение законов сохранения;

- решать задачи на применение закона сохранения импульса и механической энергии формулировать понятия, изображать графически гармонические колебания;

- решать задачи на нахождение параметров колебательного движения, свободные и вынужденные, затухающие колебания. Механический резонанс и его использование в технике. Уравнение гармонических колебаний, превращение энергии при колебательном движении.

 

Внеаудиторная самостоятельная работа №1 (составление презентаций или докладов «Механическое движение» в моей будущей профессии) - 2ч.

 

Все самостоятельные работы проверяются преподавателем, и отметка выставляется в журнал.

 

Лабораторная работа №1. «Исследование зависимости силы трения от веса тела» - 2ч.

 

Лабораторная работа №2 «Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити» - 2ч.

 

Тема 1.2. Тепловые явления

История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Температура как мера средней кинетической энергии частиц.

Объяснение агрегатных состояний вещества и фазовых переходов между ними на основе атомно-молекулярных представлений.

Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимый характер тепловых процессов. Тепловые машины, их применение. Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблема энергосбережения.

 

В результате изучения темы студенты должны:

 

знать/понимать:

- атомистическая гипотеза строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Модель идеального газа. Абсолютная температура. Температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц. Связь между давлением идеального газа и средней кинетической энергией теплового движения его молекул. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. Границы применимости модели идеального газа Физическую сущность понятий: внутренняя энергия, изолированная система, работа, количество теплоты, необратимость тепловых процессов;

- первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики и его статистическое истолкование. Принципы действия тепловых машин. КПД тепловой машины. Проблемы энергетики и охрана окружающей среды, физическую сущность понятий: фаза вещества, критическое состояние вещества; газообразное, жидкое и твердое состояние вещества; явление поверхностного натяжения жидкости, смачивания и капиллярности, типы связей в кристаллах и виды кристаллических структур;

- отличие кристаллических тел от аморфных, природу теплового расширения тел.

 

Уметь:

- объяснять связь средней кинетической энергии молекул с температурой по шкале Кельвина;

- строить и читать графики изопроцессов;

- решать количественные и качественные задачи на данные темы, применять Первый закон термодинамики для изопроцессов, определять КПД тепловых двигателей, объяснять физический смысл универсальной газовой постоянной;

- применять первое начало термодинамики к изопроцессам в идеальном газе, решать задачи с использованием первого начала термодинамики на расчёт работы газа при изобарном процессе, на определение КПД тепловых двигателей;

- наблюдение и описание броуновского движения, поверхностного натяжения жидкости, изменения агрегатного состояния вещества, способов изменения внутренней энергии тела и объяснение этих явле­ний на основе представлений об атомно-молекулярном строении ве­щества и законов термодинамики;

- проведение измерений давления газа, влажности воздуха, удельной теплоемкости вещества, удельной теплоты плавления льда; выполне­ние экспериментальных исследований изопроцессов в газах, превраще­ний вещества из одного агрегатного состояния в другое;

- практическое применение физических знаний в повседневной жиз­ни: при оценке теплопроводности и теплоемкости различных ве­ществ; для использования явления охлаждения жидкости при ее испа­рении, зависимости температуры кипения воды от давления;

- объяснение устройства и принципа действия паровой и газовой турбин, двигателя внутреннего сгорания, холодильника.

 

Демонстрации

Движение броуновских частиц. Диффузия.

Модель хаотического движения молекул.

Объемные (или компьютерные) модели газа, жидкости и твердого тела.

Испарение различных жидкостей.

Плавление и отвердевание кристаллических тел.

Изменение внутренней энергии тел при совершении работы.

Устройство паровой турбины.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.062 с.)