Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предметной (цикловой) комиссией в соответствии с Государственными
общеобразовательных дисциплин требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по Социально-экономическому профилю. Председатель Заместитель директора по УР _____________Лашкина М.А. ________________Кулеша М.В. Протокол №_1__ «_27_» августа 2010 г. «_27 _» августа 2010 г. Автор: Лашкина М.А. - преподаватель Технологического колледжа №43 Гришина С.Н. - преподаватель Технологического колледжа №43 Рецензенты: Дворядкина Л.А. – методист ГОУ СПО ТК № 43 Борулько В.Г. – к.т.н., доцент ФГО ВПО РГАУ Московская сельскохозяйственная академия Им. К.А.Тимирязева ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа учебной дисциплины «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» предназначена для изучения ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке специалистов среднего звена социально – экономического профиля обучения. Рабочая учебная программа по данной дисциплине составлена на основании нормативных документов: 1. Федерального компонента государственного стандарта полного (среднего) образования. 2. Приказа Министерства образования РФ от 03.06.1999 г. № 56 «Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования. 3. Приказа Министерства образования РФ от 09.02.1998 г. № 322 «Об утверждении Базисного учебного плана образовательных учреждений РФ» (согласно письма Минобразования и науки РФ от 29 мая 2007). 4. Примерной программы учебной дисциплины «Естествознание» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, рекомендованной Министерством образования РФ, 2008 г. 5. Выписки из рабочего учебного плана колледжа в части количества часов, отводимых на изучение данной дисциплины.
Естествознание изучается на 1 курсе как базовая учебная дисциплина при освоении специальностей СПО социально-экономического профиля – в объеме 117 часов. Максимальная нагрузка обучающегося составляет 154 часа (аудиторные занятия – 117 часов (в том числе лабораторные работы - 28 часов), самостоятельная работа студентов – 37 часов).
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
l освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах освоения естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий; l овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественнонаучного и специального (профессионально значимого) содержания, в том числе получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы; l развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественнонаучной информации; l воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни; l применение естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, грамотного и целесообразного использования современных технологий, охраны здоровья, окружающей среды, как на бытовом уровне, так и в профессиональной деятельности специалистов по оказанию туристских услуг и менеджменту в туристско-гостиничном комплексе.
Курс естествознания предполагает: - установление межпредметных связей между физикой, математикой, химией, биологией, астрономией, историей, обществознанием; - осуществление связи с дисциплинами профессиональной и специальной направленности, получаемой специальностью через выполнение самостоятельных работ; - осуществление регионального компонента базового учебного плана через экономические, политические, социально-культурные аспекты города Москвы и Московского региона; - осуществление отбора содержания, освещающего естественнонаучную картину мира, атомно-молекулярное строение вещества, превращение энергии, где человек рассматривается как биологический организм, в том числе и с точки зрения его химического состава, как биологической единицы всего живого.
Программа разработана для учреждений СПО, обеспечивающих подготовку квалифицированных специалистов среднего звена по специальностям социально-экономического профиля, включает в себя три основных раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью: «Физика», «Химия с основами экологии», «Биология с основами экологии». Такое построение содержания программы не нарушает привычную логику естественнонаучного образования и позволяет специалистам-предметникам использовать различные методики комплексного преподавания естествознания. В программе представлены дидактические единицы содержания дисциплины, при изучении которых акцентируется внимание на жизненно важных объектах природы и организме человека. Это вода и атмосфера, которые рассматриваются с точки зрения химического состава и свойств, акцентируется внимание на их значение для жизнедеятельности людей («Химия с элементами экологии»). В содержание включены разделы, посвященные человеческому организму: важнейшие химические соединения в организме человека («Химия с элементами экологии»), включено обобщение знаний о системах органов человека, их функциях, уделено внимание охране здоровья человека, профилактике заболеваний и вредных привычек («Биология с элементами экологии»). Большое внимание уделяется более глубокому изучению темы «Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности», вопросам экологического содержания.
Рабочая программа предусматривает разнообразные формы организации и проведения учебных занятий: комбинированный урок, лекция, практическое занятие, лабораторная работа, урок с использованием ИКТ (мультмедиа и интерактивная доска), самостоятельная работа студентов, дискуссия, семинар, конференция и т.д.
В процессе преподавания естествознания особая роль отводится демонстрациям и лабораторным работам, на которых студенты получают навыки работы с приборами и лабораторным оборудованием, а так же производят математическую или аналитическую обработку результатов эксперимента. Для текущего контроля знаний и закрепления пройденного материала используются различные формы контроля знаний. В тематическом плане раскрыта последовательность изучения разделов и тем и указано количество часов на их изучение.
Программа предусматривает 1 обязательную контрольную работу в качестве рубежного контроля знаний в конце первого семестра. Итоговым контролем по дисциплине, в соответствии с учебным планом является дифференцированный зачет по окончании второго семестра.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание» Социально-экономический профиль (учреждения среднего профессионального образования)
Введение (1 час) Основные науки о природе (физика, химия, биология), их сходство и отличия. Естественно-научный метод познания и его составляющие: наблюдение, измерение, эксперимент, гипотеза, теория.
Раздел I. ФИЗИКА
Тема 1.1. Механика (14 часов) Механическое движение, его относительность. Законы динамики Ньютона. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Невесомость. Импульс. Закон сохранения импульса и реактивное движение. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность. Механические колебания. Период и частота колебаний. Механические волны. Свойства волн. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине. Демонстрации Относительность движения. Инертность тела. Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело. Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия. Зависимость силы упругости от удлинения пружины. Невесомость. Реактивное движение, модель ракеты. Изменение энергии при совершении работы. Свободные и вынужденные колебания. Образование и распространение волн. Колеблющееся тело как источник звука.
В результате изучения темы студент должен: знать/понимать: - механическое движение и его относительность; - уравнения прямолинейного равноускоренного движения; - понятие траектории, пути, перемещения, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью; - центростремительное ускорение; - основную задачу динамики. Принцип суперпозиции сил, законы динамики; - инерциальные системы отсчета. Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения; - Силы в механике: тяжести, упругости, трения. Закон всемирного тяготения. Вес и невесомость. Момент силы. Условия равновесия твердого тела, импульса тела, работы, мощности, механической энергии; - Законы сохранения импульса и механической энергии. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Полная энергия. Энергия покоя. Релятивистский импульс. Связь полной энергии с импульсом и массой тела. Механические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Уравнение гармонических колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания. Механические волны. Длина волны. Уравнение гармонической волны. Распространение колебаний в упругой среде. Волны, их виды и характеристики. Уметь: - формулировать понятия: механическое движение, скорость, ускорение, системы отсчёта, изображать графически виды движений, решать количественные и качественные задачи на данные темы; - решать задачи с использованием формул для равномерного и равноускоренного движения различать понятия веса и силы тяжести, инерции и инертности, решать задачи с применением законов Ньютона, закона всемирного тяготения объяснять суть реактивного движения, решать задачи на применение законов сохранения; - решать задачи на применение закона сохранения импульса и механической энергии формулировать понятия, изображать графически гармонические колебания; - решать задачи на нахождение параметров колебательного движения, свободные и вынужденные, затухающие колебания. Механический резонанс и его использование в технике. Уравнение гармонических колебаний, превращение энергии при колебательном движении.
Внеаудиторная самостоятельная работа №1 (составление презентаций или докладов «Механическое движение» в моей будущей профессии) - 2ч.
Все самостоятельные работы проверяются преподавателем, и отметка выставляется в журнал.
Лабораторная работа №1. «Исследование зависимости силы трения от веса тела» - 2ч.
Лабораторная работа №2 «Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити» - 2ч.
Тема 1.2. Тепловые явления История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Температура как мера средней кинетической энергии частиц.
Объяснение агрегатных состояний вещества и фазовых переходов между ними на основе атомно-молекулярных представлений. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимый характер тепловых процессов. Тепловые машины, их применение. Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблема энергосбережения.
В результате изучения темы студенты должны:
знать/понимать: - атомистическая гипотеза строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Модель идеального газа. Абсолютная температура. Температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц. Связь между давлением идеального газа и средней кинетической энергией теплового движения его молекул. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. Границы применимости модели идеального газа Физическую сущность понятий: внутренняя энергия, изолированная система, работа, количество теплоты, необратимость тепловых процессов; - первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики и его статистическое истолкование. Принципы действия тепловых машин. КПД тепловой машины. Проблемы энергетики и охрана окружающей среды, физическую сущность понятий: фаза вещества, критическое состояние вещества; газообразное, жидкое и твердое состояние вещества; явление поверхностного натяжения жидкости, смачивания и капиллярности, типы связей в кристаллах и виды кристаллических структур; - отличие кристаллических тел от аморфных, природу теплового расширения тел.
Уметь: - объяснять связь средней кинетической энергии молекул с температурой по шкале Кельвина; - строить и читать графики изопроцессов; - решать количественные и качественные задачи на данные темы, применять Первый закон термодинамики для изопроцессов, определять КПД тепловых двигателей, объяснять физический смысл универсальной газовой постоянной; - применять первое начало термодинамики к изопроцессам в идеальном газе, решать задачи с использованием первого начала термодинамики на расчёт работы газа при изобарном процессе, на определение КПД тепловых двигателей; - наблюдение и описание броуновского движения, поверхностного натяжения жидкости, изменения агрегатного состояния вещества, способов изменения внутренней энергии тела и объяснение этих явлений на основе представлений об атомно-молекулярном строении вещества и законов термодинамики; - проведение измерений давления газа, влажности воздуха, удельной теплоемкости вещества, удельной теплоты плавления льда; выполнение экспериментальных исследований изопроцессов в газах, превращений вещества из одного агрегатного состояния в другое; - практическое применение физических знаний в повседневной жизни: при оценке теплопроводности и теплоемкости различных веществ; для использования явления охлаждения жидкости при ее испарении, зависимости температуры кипения воды от давления; - объяснение устройства и принципа действия паровой и газовой турбин, двигателя внутреннего сгорания, холодильника.
Демонстрации Движение броуновских частиц. Диффузия. Модель хаотического движения молекул. Объемные (или компьютерные) модели газа, жидкости и твердого тела. Испарение различных жидкостей. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Изменение внутренней энергии тел при совершении работы. Устройство паровой турбины.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.062 с.) |