Закон в системе нормативно-правовых актов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закон в системе нормативно-правовых актов



По юридической силе все нормативные акты подразделяют на законы и подзаконные акты.

Закон – нормативный акт, который издается только законодательными органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума. Закон обладает высшей юридической силой, регулирует наиболее важные, основополагающие отношения, содержит нормы права и принимается в особом процессуальном порядке.

Так, например, Закон Российской Федерации:

1) принимается только палатами Федерального Собрания и выражает волю народа Российской Федерации;

2) содержит правовые нормы и поэтому является нормативным правовым актом;

3) обязателен к исполнению всеми государственными органами, действующими на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами Российской Федерации. Ему должны соответствовать акты всех других государственных органов;

4) имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации;

5) является юридической базой деятельности всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан и обладает высшей юридической силой по сравнению с любыми актами государственных органов, кроме Конституции Российской Федерации, которой закон не может противоречить.

Особый интерес представляет деление законов в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства. По этому основанию различают законы конституционные и текущие. Конституционные законы – это законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно Конституцией.

По предметам ведения Российской Федерации Федеральным Собранием принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. К их числу, в частности, относятся:

1) чрезвычайное положение;

2) принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта;

3) изменение статуса субъекта Российской Федерации;

4) описание и порядок официального использования Государственного флага, герба и гимна Российской Федерации;

5) референдум и др.

На территории РФ применяются только те федеральные законы, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Законы разнообразны, поэтому нуждаются в классификации. Критерии этой классификации обусловлены особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта правотворчества, адресата, территории, на которой они действуют, и т. д. Конституция – акт высшей юридической силы, который составляет нормативную базу всего российского законодательства.

Обыкновенные законы – это акты текущего законодательства, которые посвящены различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции.

Нормативный договор как источник права: понятие, виды
window.___gcfg={lang:"ru"};(function(){var a=document.createElement("script");a.type="text/javascript";a.async=true;a.src="https://apis.google.com/js/plusone.js";var b=document.getElementsByTagName("script")[0];b.parentNode.insertBefore(a,b)})(); function showSpoiler(b){var a=b.parentNode.getElementsByTagName("div")[0];if(a.style.display=="none"){a.style.display=""}else{a.style.display="none"}}; Посмотреть ответы на другие вопросы к экзамену или зачету по дисциплине "Теория государства и права (ТГП)" Нормативный договор- это соглашение двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон (межгосударственные договоры, федеративный договор и др.) Он не только устанавливает права и обязанности сторон на основе уже существующих норм права, но, в отличие от простого соглашения, направлен на установление норм права, которым обязуются в будущем подчиняться их участники. Нормативный договор должен порождать права и обязанности для неопределенного круга лиц, а не только для договаривающихся сторон. Виды Среди договоров нормативного содержания выделяют внутринациональный и международный договоры. Внутринациональный договор как часть национального законодательства регулирует отношения между государством и государственными образованиями, субъектами федерации, правительствами субъектов и т. д. Предметом договоров нормативного содержания обычно являются сотрудничество, делегирование полномочий и др. Для субъектов внутригосударственного договора эти нормы являются источником права, в соответствии с которым могут издаваться нормативно-правовые акты. Международный договор является соглашением между государствами. Международныедоговоры могут приниматься в виде конвенций, деклараций, соглашений. Если внутринациональный договор имеет субординационную природу по отношению к национальному законодательству, то международный договор имеет координационную природу, определяя взаимоотношения равноправных субъектов правотворчества. Международные договоры могут быть трансформированы сторонами-участниками в их внутринациональные системы права, где имеют приоритет по отношению к национальному законодательству. Признаки 1. Сущностным признаком, отличающим договор от правового акта, является его санкционирование несколькими субъектами правотворчества. 2. Правовая база нормативных договоров находится в действующем законодательстве. Такие договоры выполняют правовосполнительную функцию, дополняя и конкретизируя действующее законодательство. 3. В нормативном договоре всегда предполагается участие государственного органа. Чем более высокое место в управленческой иерархии занимает последний, тем выше юридическая сила договора. 4. Нормативные договоры заключаются в публичных интересах, их цель - достижение общего блага, то есть общественные цели здесь преобладают. 5. Нормативные договоры содержат правила, регулирующие поведение не только (а иногда и не столько) непосредственных участников договора, но и иных субъектов. Поэтому такой договор не замыкается внутри системы договаривающихся сторон, а имеет и внешнее юридическое воздействие. 6. Многочисленность, неопределенность адресатов, то есть тех субъектов, на которых направлено юридическое действие договора. 7. Договорные нормы рассчитаны на длительное действие и многократное применение Дополнительно Существует особая, строго формальная процедура заключения нормативных договоров, а также специальный порядок рассмотрения споров и конфликтов, связанных с их исполнением (например, Конституционный Суд, специальные согласительные процедуры). Изменения или отказ от выполнения договорных условий в одностороннем порядке не допускаются. Нормы о непреодолимой силе (форс-мажор) здесь неприменимы. В отличие от индивидуальных договоров, содержание которых составляет коммерческую тайну, нормативный договор характеризует публичность, общедоступность договорных условий, иногда - официальное опубликование. В силу общеобязательности договорных условий оговорка о конфиденциальности здесь неприменима. Нормативные договоры служат правовой базой для издания административных актов, заключения индивидуальных договоров, совершения иных юридически значимых действий. Это отличает их от договоров индивидуального характера, устанавливающих (изменяющих, прекращающих) конкретные правоотношения.  
 
Страница 1 из 1  
Главная страница форума Ответы: экзамен, зачет Административное право РФ Гражданское право Информатика и математика История государства и права зарубежных стран История отечественного государства и права (России) Конституционное право зарубежных стран Конституционное право РФ Концепции современного естествознания Логика Муниципальное право РФ Политология Правоохранительные органы Психология юридическая Религиоведение Римское частное право Социология Теория государства и права Уголовное право РФ Философия Финансовое право РФ Экономика Этика Доклады, рефераты, презентации, курсовые работы Добавить материал Гражданское право История государства и права зарубежных стран История государства и права России Конституционное право Логика Политология Религиоведение Римское право Уголовное право Философия Экономика Этика Курсы лекций СЗФ РПА МЮ 1-5 курсы Административное право Гражданское право История государства и права зарубежных стран История отечественного государства и права (России) Конституционное право Концепции современного естествознания Политология Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста Религиоведение Римское право Социология Теория государства и права Философия Уголовное право Экономика Этика
   
       

 

46.«Азиатский путь» и «европейский» пути происхождения государства.

 

 

Кроме теорий происхождения государства существу­ет еще такое понятие как азиатский и европейский пути его возникновения.

Восточный (азиатский) путь возникновения государства

Научные поиски в области археологии, этнической и политической антропологии, проведенные в XXстолетии, свидетельствуют о том, что первые признаки государственности появились не в Европе, а на Азиатском континенте (нынешний Ирак, Китай и т.д.).Первые государства возникли около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Янцзы и др., т.е. в зонах поливного земледелия.

В этих климатичес­ких зонах для успешного земледелия необходимо было созда­ние больших ирригационных сооружений (каналов,дамб, во­доподъемников и т. п.) для искусственного орошения. Объем и сложность работ по созданию таких сооружений были велики и существен­но превышали возможности отдельно взятых родоплеменных образований. Последнее и предопределило необходимость их объединения под единым началом.

Вместе с тем все это обусловило сохранение сельскохозяйственных общин и соответственно общественной формы собственности на основное средство производства — землю. Поскольку, как и прежде, все произведенное обобществляется, а затем перераспределяется, и это перерасп­ределение осуществляется вождями и старейшинами (к которым позднее присоединяются служители культа), то именно в их руках оседает и скапливается общественное достояние.

Возникают родоплеменная знать и такое социальное явление, как«власть-собственность», доля родоплеменной знати при распределении общественного продукта увеличивается. Уп­равлять становится выгодным.

Вместе с зависимос­тью населения от вождей и старейшин «по должности»появляется и экономическая зависимость, а «выборность» этих лиц становится все более формальной. Это приводит к дальнейшему закреплению должностей за определен­ными лицами, а потом к появлению наследования должностей.

Постепенно родоплеменная знать превращается в обособлен­ную социальную группу (класс, сословие, касту), осуществляю­щую управление, которая все более отделяется от остальных членов общества, приобретает собственные, не совпадающие с обществом интересы. На основе отправления какой-либо обществен­ной функции, общественной должности возникает политическое гос­подство родоплеменной знати. В той мере, в какой удава­лось, общинное «чиновничество»постепенно превращалось в привилегированную замкнутую социальную прослойку —важ­нейший элемент складывающегося аппарата государственной власти.

Нередко административные функции совме­щались с культовыми(религиозными),что придавало им особый авторитет.

Следовательно, одной из главных предпосылок как государствообразования,так и образования классов «по восточному типу» было использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления, контроля над экономичес­кими,политическими и военными функциями.

На Востоке узур­пировались не сами средства производства, а управление ими. Государственный аппарат возник из аппарата управления родоплеменными объединениями. В результате возникает структура,сходная с пирамидой: на­верху (вместо вождя) — неограниченный монарх, деспот;ниже (вместо совета старейшин и вождей) — его ближайшие совет­ники, визири;далее — чиновники более низкого ранга и т.д., а в основании пирамиды —сельскохозяйственные общины, по­степенно потерявшие родовой характер.

Восточное общество было за­стойным: на протяжении веков и тыся­челетий оно практически не развивалось. Так, в Ки­тае государство возникло на несколько веков раньше, чем в Европе (в Греции и Риме). В Китае социальные потрясения(иностранные завоевания, крестьянские восстания, в том числе и победоносные и т.п.) приводили только к смене царствующих династий, само общество до начала XX в. оставалось в основном неизменным.

Восточные государства имеют много общего:

» они основаны на государственной и общественной соб­ственности на основные средства производства (землю), что определяет разделение общества по иным, чем в Европе, при­знакам: не по наличию у того или иного субъекта собственности, а по его положению в иерархической государственной системе;

» эти государства обладают сильным чиновничьим аппаратом, который является фактически собствен­ником средств производства;

» были абсолютными монархиями, деспотиями; монарх олицетворял госу­дарство и считался воплощением Бога на зем­ле или верховным жрецом;

» правовые системы государств в большинстве нераз­виты, закреплены в религиозно-нравственных догмах и часто поддерживаются обычаями, «культом предков» и т.п.;

» как восточное общество в целом, государства имеют застойный характер, очень медленно изменяются в ходе исторического развития.

Восточный путь возникновения государства представлял собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в государство.

Восточные государства в некоторых своих чертах существен­но отличались друг от друга. В одних, как в Китае, рабство носило домашний, семейный характер. В других, как в Египте, в отличие от европей­ского, античного рабства, основанного на частной собственнос­ти, рабы в подавляющем большинстве были собствен­ностью государства(фараона) или храмов.

Можно определить главные характеристики азиатского (восточного) пути:

= возникновение из родоплеменной знати (трансформа­ция знати). Вождь,старейшины становятся непосредст­венно государством, когда появляются силовые структу­ры, естественные пути возникновения;

= экономическая основа - общественная и государственная собственность;

= политическое господство основывается не на богатст­ве, а на занимаемой должности;

= чиновничий аппарат складывается до появления част­ной собственности, резервные фонды с продуктами тре­бовали следящих за ними чиновников.

Западный путь возникновения государства

В отличие от восточного пути, имевшего универсальный харак­тер, западный путь был явлением своего рода уникальным, скорее, исключением из общего правила. Именно западное общество, европейские государства в короткий истори­ческий срок обогнали значительно раньше возникшие восточные и в решающей степени определили весь ход человеческого прогресса.

Основным фактором образования государства на территории Европы было классовое разделение общества. На стадии протогосударства(чифдома), формой которого была «военная демократия» происходило интенсивное формирование частной собственности на землю, а также на другие средства производства: скот, рабов.

Для европейского пути характерно следующее:

» государство возникло до появления классов.

» насильственный путь перехода власти от родовой зна­ти к богатой аристократии;

» основой государства является частная собственность;

» классовая дифференциации по занимаемому отноше­нию к собственности;

» определение политическое господство через богатство;

» административная структура складывается после появ­ления частной собственности;

» государство отделяется от общества, возвышается над ним, возникает противоречивая политическая структура;

В европейском пути выделяют несколько форм возник­новения государства:

a) Афинская форма

В литературе Афины неред­ко называются классической формой возникновения государст­венности. В Древних Афин государство развивалось, преоб­разуя органы управления родового строя и постепенно вытесняя их государственными органами власти. Внешние (случайные) обстоятельства существенного влияния не оказывали.

Афинская форма государственности - естественный,ненасильственный путь, разде­ленный на три этапа (учреждение центрального управле­ния, приход к власти богатых,разделение на классы).

Афинское государство возникало непосредственно и вследствие раскола Афинского общества и из классовых противоречий. Постепенно формируемая частная собственность стала основой эко­номического господства имущих классов. По мере развития частной собственности растет влияние экономически сильной группы, которая стремится ослабить роль народного собрания и базилевса (выступавшего военоначальником,верховным жрецом, верховным судьей) и передать власть своим представителям.Наиболее богатые собственники начали занимать ответствен­ные государственные должности — господство родовой знати было ликвидировано. В свою очередь, это позволило овладеть институтами публичной власти и использо­вать их богатой прослойкой общества для защиты своих интересов.

В Древней Спарте возникновение государства имело свои особенности, что отличает её от Древних Афин. Спарта была аристократической республикой с весьма жесткими, даже террористическими ме­тодами управления и сохранившимися значительными пережит­ками первобытнообщинного строя.

Появление государства в Спарте обусловлено:

необхо­димость руководить завоеванными соседними территориями и держать в повиновении их население;

стремление не допустить имущественного неравенства (а, следо­вательно, и социальной напряженности) среди «коренных» спар­танцев, недопущение в этих целях частной собственности на рабов и на землю, которая, оставаясь в государственной соб­ственности,делилась на равные участки по числу полноправных жителей,

постоянная угроза восстания рабов-илотов, численность кото­рых многократно превышала численность спартанцев и другие.

b) Римская форма государства

В основном процесс государствообразования в Риме похож на Афины. Так же, как и в Греции,шло разложение родоплемен­ного строя и экономически сильная группа постепенно захватила власть, формируя выгодные ей органы. Однако в Риме в эти процессы вмешалась третья группа населения — плебеи. Представители пришлых племен, лично свободные, не связанные с римским родом, они обладали торговым и промыш­ленным богатством. Их длительная борьба против патрициев — родовой рим­ской аристократии, — развернувшаяся в связи с укреплением частной собственности и углублением имущественной диффере­нциации, наложилась на процесс классообразования в римском обществе, стимулировала разложение родоплеменного строя и образование государ­ства. В результате борьбы плебеев с патрициями рухнул римский родовой строй, и возникло государство. Римская форма возникновения государства характеризуется отделением родовой знати через насилие, делением общества на шесть классов.

Необходимость умерять столкновения различных социальных групп необъятной империи и удерживать в повиновении подвластные и зависимые эксплуатируемые народы, привела во II в. до н.э. к созданию мощного государственного аппарата управления.

c) Германская

Германские племена долгое время служили поставщиками рабов для могучего Рима.

Если само положение Греции и Рима способствовало ускоренной ломке патриархаль­ного строя,то эти же естественные условия в Германии до определенного момента создавали возможности для некоторо­го развития производительных сил в рамках родового общества, тогда как рабовладение, в том виде, как оно существовало в Средиземноморье, было экономически даже невыгодно. Ра­зорявшиеся общинники попадали в зависимость от богатых, а не в рабство, что способствовало длительному сохранению коллек­тивной формы хозяйствования. Военные потребности и полукочевое земледелие способствовали сохранению коллек­тивной формы общественно-хозяйственной организации, в кото­рой рабам просто не могло быть места. Поэтому имущест­венная дифференциация и социальное расслоение привели по­степенно к формированию протофеодального общества.

Древнегерманская форма возникновения государства явилась следствием внешнего насилия -завоевания франками Римских территорий. Германские племена, покорив римские народы, должны были держать их в повиновении, а для этого требовались органы принуждения.

Завоевание франками значительных территорий Римской им­перии, с одной стороны, со всей очевидностью показало неспо­собность родоплеменного строя обеспечить господство на этих территориях, а это подстегнуло образование государства раннефеодального типа. С другой стороны, это завоевание разрушило рабовладельческие порядки и ускорило переход к феодализму на месте некогда могущественной Римской империи. Так возникло древнегерманское государство.

Таким путем шло развитие и других государств на территории Европы (в Древней Руси, Ирландии и др.).

В качестве вывода можно сказать, что в обеих моделях государства - "азиатской" и "европейской" имеет место различное сочетание двух важнейших факторов, выражающих коренную природу человечества: власти и собственности (причем собственность имеется в виду как частная, так и коллективная). От содержания субъектов и особенностей сочетания этих двух факторов в различных условиях и зависят конкретные черты процесса образования государства.

Для "азиатской" модели характерно то, что такое сочетание выливается в феномен "власти - собственности" (т.е. власть становится собственностью того, кто ею обладает). Образно говоря по такой"формуле": "Я обладаю властью, значит, я обладаю и собственностью (коллективной, прежде всего, и частной"). В"европейской" модели формула несколько иная: "Я владею собственностью (прежде всего частной собственностью), значит, я обладаю (могу или должен обладать) властью".

Типичным был путь возникновения госу­дарства на Древнем Востоке, а появление рабовладельческих (Древние Греция и Рим) и феодальных государств (германцы и славяне) представляло собой уникальное явление.

Важнейшей закономерностью процесса возникновения го­сударства является неравномерность развития государственно­сти у различных народов. Первые государства складывались там,где существовали более благоприятные условия для срав­нительно быстрого роста общественного производства (Ближ­ний Восток, долины рек Инда и Янцзы, Мезоамерика, Перу и др.). Эти зоны были центрами классообразования, в дальней­шем распространяя свое влияние на сопредельные их терри­тории и общества. Решающее значение для времени и места появления первых государств имел географи­ческий фактор.

Афри­канские государства

Свои особенности имело формирование государств в Афри­ке. Современная африканистика отмечает несовпадение во вре­мени процессов государствогенеза и классогенеза. В ряде реги­онов в результате специфического сочетания внутренних и внешних факторов происходила монополизация общественной функ­ции и лишь затем намечалось появление классов. Этот период существенно отличался как от организации власти в племенных объединениях (вождество), так и от зрелого государства, что послужило основанием для выде­ления нового этапа становления государственности — эпохи ран­него государства.

Некоторые осо­бенности раннего государства Африки, отличающие его от госу­дарства «восточной деспотии»: верховная власть была не наслед­ственной, а выборно-наследственной, система управления стро­илась на геронтократическом принципе для нижних уровней, на аристократическом (меритократическом) — для более высоких. Правители были связаны системой ограничений: в передвижении, в контактах с населени­ем, что вытекало из представлений об их сакральности; в приня­тии важнейших решений, т.к. существовал известный проти­вовес их власти в лице совета из представителей родовой знати.

В целом же и в этом регионе земного шара процесс монопо­лизации функции общественного управления общинной верхуш­кой, т.е. зарождение государства, при отсутствии частной соб­ственности на основное средство производства и разделения общества на классы являлся типичным, определяющим в станов­лении государственности, естественный ход которого был нару­шен в результате колонизации материка.

 

47..Юридические коллизии и способы их разрешения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.042 с.)