Расстановка и противостояние политич.сил в стране после октября1917.Формирование политической системы Советской власти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расстановка и противостояние политич.сил в стране после октября1917.Формирование политической системы Советской власти.



Большевики в феврал.и окт. Револ. расколи партии меньшевиков и эсеров, перетянув на свою сторону часть их сторонников, и постепенно овладли Советами. На протяжении нескольких месяцев (до октября 1917 г.) в зависимости от политической обстановки большевики то выдвигали лозунг "Вся власть Советам!", то снимали его. Вновь с этим лозунгом большевики выступили когда начался процесс большевизации Петроградского и Московского Советов. Петросовет возглавил Л.Д.Троцкий, являвшийся сторонником вооруженного восстания. После июльских событий В.И.Ленин и некоторые другие большевистские лидеры вынуждены были уйти в подполье, но организационная структура партии сохранилась, и уже с конца августа 1917 г. политическое влияние большевиков стало нарастать. Оценивая политическую обстановку в стране осенью 1917 г., В.И.Ленин отмечал, что нет иного выхода, кроме диктатуры корниловцев или диктатуры пролетариата. Выбор любой из предложенных альтернатив был возможен лишь в ходе вооруженного восстания. на съезде большевиков 25 октября был принят Декрет о мире, Декрет о Земле; съезд решил вопрос о передаче власти Совету Народных комиссаров. Председателем СНК был избран Ленин. Съезд избрал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), председателем был избран Свердлов. Политическая победа большевиков была обусловлена широкой поддержкой народных масс, они вытесняют с политической арены России почти все партии и в 20-е годы остаются. единственной партией. (в партии1200чел) Врастание партии в экономику и гос. сферу стало отличит. особенностью всего советского периода.контроль по промышленности,сельск.хоз-ву,культуре.власть-администр-командной системы упр.в декабре 1932 г- введена паспортная система. Все сельское население страны за исключением тех, кто проживал в приграничной 10-ти километровой зоне, было лишено паспортов и учитывалось по спискам сельсоветов.поэтому люди не могли сами выбирать место прожив.центральн.комитет разочар.в Сталине,предлож.место главе правительства-Кирову.его Убили. Сталин стал мстить всем недоверчив,семьям,детям с 12 лет. Суды по 10 дней,без слушателей.

общество, которое провозгласило своей целью достижение высших идеалов социальной справедливости, по сути дела выродилось в общества высшей социальной несправедливости, террора и беззакония - сталинскую модель социализма.

 

25Социальная и экономическая политика «Военного коммунизма». политика и практика «военного коммунизма»1918-21

ВК- внутр.экономическая политика Советского государства в период Гражданской войны и военной интервенции 1918—20. Гражданская война нарушила начавшуюся работу диктатуры пролетариата. Всё народное хозяйство перестраивали на военный лад. Сов.страна находилась в тяжёлом положении. она была в кольце фронтов, лишена важнейших источников сырья и продовольствия и т.д. Руководящей и организующей силой на фронте и в тылу была Коммунистическая партия. «В. к.» был направлен на мобилизацию всех сил народа и ресурсов государства на дело обороны. «В. к.» характеризовался натурализацией хозяйства, свёртыванием товарооборота, уменьшением роли и значения денег, кредита, финансов. Политика «В. к.» изображалась врагами социализма.

В 1918 центр Сов. России был отрезан от важнейших сел.-ых. районов страны. Запасы хлеба иссякали, население голодало. Для удовлетворения потребностей Сов. правительство вынуждено ввести учёт продовольственных излишков, в основном у зажиточной части деревни, стремившейся сохранить свободу торговли. В тех условиях была единственно возможной формой заготовки хлеба- продовольственная развёрстка, система заготовок с.-х. продуктов. Заключалась в обязательной сдаче крестьянами государству по твёрдым ценам всех излишков.(от 11 января 1919 П. была введена на всей территории Советской России) Сбор продуктов осуществляли органы Наркомпрода. П. явилась выражением продовольственной диктатуры рабочего класса и беднейшего крестьянства. запрещена свободная продажа хлеба, зерна, П. наложила отпечаток на все стороны хозяйственные взаимоотношений между городом и деревней, став одним из важнейших элементов системы «военного коммунизма».

 

26Гражданская война и иностранная интервенция в России. гражданская война в России 1917—22вооружённая борьба между соц. группами во главе с большевиками, пришедшими к власти в октябре 1917, и их противниками. После выхода России из 1 мировой войны германские и австро-венгерские войска в феврале 1918 оккупировали часть Украины, Белоруссии, Прибалтики и Юга России, что привело к заключению в марте 1918 Брестского мира. К лету 1918 на 3/4 территории страны образовались группировки и правительства, выступавшие против власти большевиков. Сов. правительство приступило к созданию Красной Армии и перешло к политике “военного коммунизма”. Во 2 пол.1918 Красная Армия одержала первые победы на Восточном фронте, заняв Поволжье, часть Урала. После Ноябрьской революции в Германии Советское правительство аннулировало Брестский мир, освобождены Украина и Белоруссия.ширилось партизанское движение. В марте — мае 1919 Красная Армия успешно отразила наступление белогвардейских сил с востока (адмирал А.В. Колчак), в мае — июле заняты Урал,Сибирь. Осенью 1919 окончательно разгромлена под Петроградом армия Юденича. В начале 1920 заняты Север и побережье Каспийского моря. Страны Антанты полностью вывели свои войска и сняли блокаду советской страны. Г.в. принесла огромные бедствия. От голода, болезней, террора и в боях погибло (по различным данным) от 8 до 13 миллионов человек, в том числе около 1 миллиона бойцов Красной Армии. До 2 миллионов человек эмигрировало из России. сельскохозяйственное производство сократилось почти вдвое.


 

27Новая экономическая политика. переход страны к НЭПу. сущность,противоречия,трудности его осущ.сов.гос-во 1920гг

НЭП-политика проводящ.в Сов.России с 21г.сменив политику военного коммунизма.позволили быстро восстановить народное хоз-во.от бывшей России отошли территории Польши,Финляндии,Латвии,Эстонии,Литвы,Зап.Беларусии.было все разрушено,встали заводы,рабочие вынуждены были покидать города, уезжать в Деревни.оборудование давно не менялось.металлургия производила столько металла,сколько его выплавляли при П1.объем сельск.хоз-ва сократился на 40%.т.к обесцен.деньги и дефицит пром.товара.общемтво деградировало,интеллигенция покинула страну,либо была уничтожена. Главная задача-восстановл.нар.хоз-вапостроение культурн.социализма.крестьяне поднялись на вооруж.борьбу,т.к отказались сдавать хлеб.восстания охватили Дон.Кубань,Тамбовщину,Поволжье,Сибирь.моряки красноармейцы потребовалиосвобождение из заключения всех представ.соц.партий,приведение перевыборов советов,исключения коммунистов. Свободу слова,собраний,свободной торговли,распоряж.своим хоз-вом.большевики теряли поддержку в обществе. Но Ленин с 20-21 строил планы отказа от денежной системы.к 21 стало понятно что это может привести к свержению власти-ленин пошел на уступки.

 

28Образование СССР. Конституция СССР 1924 года. образование в СССР, политич. и социал.эк. значениеСистема нар.образ. в СССР включает: дошк.воспитание, общее ср.образ., проф.-техн.образ., ср.спец.и высшее образ., еще внешкольное воспитание.Основные направления и принципы разработаны в трудах Ленина, документах Коммунистической партии и Советского правительства, в частности в «Положении о единой трудовой школе» и в «Основных принципах единой трудовой школы». В наст.вр., они законодательно закреплены в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании (1973 г.). Принципы -1.Равенство всех граждан СССР в получении образов.(независимо от расы,пола)2. Обязательность образ.для всех детей и подростков. (8лет-обязательно).,после этого все имели возможность идти в училища,колледжи,институты. XXIV съезд КПСС - постановление о завершении к 1975 г. перехода на всеобщее ср. образ. 3.Гос. и общественный характер всех учебно-воспитательных учреждений. (закрыли частные) рациональное размещение уч.завед.по стране, а главное — осуществление коммунистического воспитания и образования.4. Свобода выбора языка обучения и выбор любого языка для изучения

5. Бесплатность всех видов образования,детям малообеспеч. родителей гос-во оказывает мат. Помощь, стипендии, общежития, лагеря, недорогие столовые. 6 Все звенья системы учебно-воспитательных учреждений, от детского сада до высших учебных заведений, образуют преемственную связь и создают возможность беспрепятственного перехода из низшей ступени в высшую благодаря согласованности их учебных планов и программ.

Приобщение детей и молодежи к борьбе советского народа за коммунистическое преобразование жизни обеспечивает воспитание у них общественной активности, формирование психологической и практической готовности включиться в общественную жизнь.Научный характер образования, его совершенствование на основе новейших достижений науки, техники, культуры. безусловное отделение учебных заведений от церкви.Принципы, на которых основана система народного образования в СССР, являются самыми демократичными в мире.На них ориентируются и страны, освободившиеся от колониального гнета, вставшие на путь демократического развития.

29Формирование тоталитарного режима в СССР. Политические репрессии 20-30-х годов.В годы НЭПа наметился определенный отход от административных методов управления в пользу экономических. Происходит централизация управления экономикой, переход от территориальной системы управления к отраслевой. Постепенно в качестве единственной утверждалась государственная собственность на средства производства. В 1928 г. была запрещена сдача в аренду государственных предприятий частными лицам. К концу первой пятилетки были национализированы последние частные предприятия. Административные методы управления утверждались и в аграрном секторе. Уже с 1930 г. колхозам стали спускаться государственные планы. Таким образом, к середине 1930-х гг. в СССР сформировалась особая система управления экономикой, позволявшая мобилизовать все имевшиеся в наличии ресурсы на нужды индустрии. Ее характерные черты: жесткий централизм, широкое применение административных методов. Были сильно ограничены товарно-денежные отношения. Административно-бюрократическая система управления, отсутствие материальной заинтересованности, отчуждение практически всего населения страны от собственности, принудительный характер труда — все это требовало усиления государственного контроля над всеми сторонами жизни. С середины 1930-х гг. в СССР складывается тоталитарное государство - политическая система, установившая полный (тотальный) контроль над жизнью общества в целом и каждого человека в отдельности.

Для такого государства характерны:

-тотальная идеология, являющаяся обязательной для всего общества; всякое инакомыслие рассматривается как зло, подлежащее уничтожению;

-монополизация власти; власть в руках одной партии, а сама партия — под властью одного лидера; сращивание правящей партии с госаппаратом, полная ликвидация гражданского общества (всех организаций, не контролируемых правящей партией);

-монопольный контроль государства над экономикой;

-монополия на информацию, строгий контроль за её содержанием.

Все эти признаки имели место в советском государстве 1930-1950-х гг. Государство постепенно устанавливало тотальный контроль за каждым гражданином страны. В 1932 г. была введена паспортная система. Колхозники паспортов не имели и не могли уехать из колхоза. Они, по существу, находились в положении крепостных. В стране установилась единая идеология - марксизм. Важнейшим элементом этой системы стала коммунистическая партия. Она превращалась в централизованную, строго дисциплинированную организацию, ориентированную на беспрекословное исполнение директив центра. Дисциплина в партии поддерживалась регулярными чистками. С начала 1930-х гг. начинает складываться личная диктатура И.В. Сталина. С конца 1920-х гг. начал формироваться культ личности И. В. Сталина. Выходят книги К. Ворошилова, Л. Берии, Е. Ярославского и других авторов, в которых Сталину приписывается исключительная роль в Октябрьской революции, создании Красной Армии, подъеме экономики страны и т. д. В 1938 г. был издан "Краткий курс истории ВКП(б)", написанный под личным руководством Сталина, где роль Сталина раздувается до гигантских размеров. Проводится теория "двух вождей" — Ленина и его наследника Сталина, остальные руководители партии объявляются "бандой шпионов и убийц", боровшихся против ленинско-сталинского курса. Тоталитарное государство не есть исключительно советское явление. В 1930-е гг. аналогичные системы сложились в большинстве европейских стран: Италии, Германии, Испании, Венгрии, Румынии, Польше, Латвии и др. Для тоталитарных государств характерно применение террора как средства внутренней политики, крайняя милитаризация общества, создание в стране обстановки "военного лагеря", постоянные поиски внешнего и внутреннего врага. С конца 1934 г. начинается новая волна репрессий. Они захлестнули большевистскую партию. Сигналом стало убийство С. М. Кирова в Смольном в Ленинграде 1 декабря 1934 г. Сталин использовал убийство Кирова для раскручивания волны политических репрессий. Если раньше репрессии развертывались главным образом под флатом борьбы с классово-враждебными элементами - кулаками, нэпманами, буржуазными специалистами, то теперь карательные органы повели борьбу со всеми противниками Сталина, причем как действительными, так и мнимыми, как вне, так и внутри партии. С 1937 г. репрессии приобрели особый размах, охватывая уже те слои партийного и государственного аппарата, которые являлись надежной опорой Сталина. В декабре 1936 г. была принята новая Конституция СССР. Она во многом противоречила практике сталинщины и публично делала ее противозаконной. Конституция отменяла ограничения прав граждан по классовому признаку. Выборы стали всеобщими, прямыми, при тайном голосовании. Однако выборы оставались безальтернативными: в избирательный бюллетень вносилась лишь одна кандидатура. Юридическому обоснованию репрессий было посвящено почти все законодательство 1930-х гг. Уже в феврале 1927г. была принята знаменитая статья 58 Уголовного кодекса РСФСР "Государственные преступления". В марте 1935 г. был принят закон о наказании членов семей изменников Родины, по которому все ближайшие родственники высылались в отдаленные районы страны. В конце 1930-х гг. было официально провозглашено о по строении в СССР основ социализма. Основанием для этого вывода послужила ликвидация в стране эксплуататорских классов и частной собственности на средства производства. В то же время было бы абсолютно неверным утверждать, что сталинский режим держался лишь на репрессиях. Он имел довольно широкую социальную базу. Во-первых, это партийно-государственная бюрократия, для которой была создана система льгот и привилегий. Во-вторых, это маргинальные слои рабочего класса — малограмотные и малоквалифицированные люди. Они получили гарантированный минимум материальных благ (гарантированную зарплату, бесплатное лечение, образование, дешевое жилье), обрели статус класса — гегемона. В-третьих, деревенская беднота, выигравшая от проведения коллективизации и передела собственности зажиточных крестьян. Эти слои одобряли сталинскую политику, психологически воспринимали ее как выражение своих интересов, не понимая, что в конечном итоге находятся в таком же бесправном положении, как и все остальные слои населения.

30Экономическое и социальное развитие СССР в 20-30-е годы. пол.и эк.разв СССР 1930 индуст.коллект.и культурная революцияВ 1927 г. 15 съезд партии - решение о проведении коллективизации. Из за трудности с хлебом в 1928 г. Введение колхозов упростило принудительный сбор зерна с крестьян. «Сплошная» коллективизация началась в 1929 г. К вступлению в колхоз крестьян призывали рабочие. Крестьянам обещали трактора для обработки земли, но дали их лишь в 1931 г. Кулаков и тех, кто их поддерживал («подкулачников»), раскулачивали.Общее хоз-во. Бухарин, Рыков, Томский, возраж.против чрезмерного давления на крестьян, были обвинены в «правом уклоне» и выведены из Политбюро. В январе 1930 г. коллективизацию решили провести быстрее, в 1-2 года. Но сопротивление крестьян побудило И. В. Сталина сбавить темпы. Для помощи колхозам создавались машинно-тракторные станции (МТС). Многие колхозы распались. В 1933 г. страну поразил голод. Были введены паспорта для крестьян.За кражу колхозного имущества карали.В 1935 г. II Всесоюзный съезд колхозников принял Примерный Устав сельскохозяйственной артели. Формально колхозы считались общественными организациями. колхозникам не полагалась пенсия.Политика эксплуатации и незаинтересованность крестьян в труде привели к упадку с/х.

индустриализация в 1925 г. на XIV съезде партии. задача — сделать СССР независимой в промышл. отношении страной и позволить ему на равных противостоять западным капиталистическим державам. Средства для развития промышленности дала коллективизация, упростившая изъятие хлеба у крестьян. они бежали в города и готовы работать за нищенскую плату.использовался даровой труд заключенных. За гроши распродавались за границу (в основном в США) шедевры искусства. Западных инвестиций не было из-за отказа СССР платить царские долги.В 1929-1932 гг. состоялась 1 пятилетка, в 1933-1937 гг.— 2ая Были реконструированы старые предприятия и построены новые. Важные стройки — Магнитогорский металлург. Комбинат. Днепровская ГЭС.Беломоро-Балтийский канал. Челябинский, Сталинградский, Харьковский тракторные заводы,. Планы завышены, сроки сжаты,предприятия вводились в строй недоработанными,- застои. Качество продукции низкое.Большую роль - энтузиазм масс, воодуш. идеями социалистич.строит. В 1935 г. началось стахановское движение (зачинатель — шахтёр А. Г. Стаханов) за перевыполнение планов. Правительство, требуя, чтобы все равнялись на стахановцев, вдвое подняло нормы выработки. Качество продукции снизилось. в ходе первых 5леток создана мощная индустрия, позволившая выдержать будущую войну. Уровень жизни по сравнению с эпохой нэпа упал.

Культурная революция - «перевоспитание» масс - на «коммунизацию» и «советизацию» массового сознания, на разрыв с традициями исторического культурного наследия. ликвидация неграмотности среди рабочих и крестьян.удалены гуманит.предметы. расцвет науки и искусства, с 1960-х - рассвет советской космонавтики, высшие спортивные достижения, процветание сельской промышленности.

 

 

32 начало ВОВ,оборона Ленинграда,битва за Москву.

Начало ВОВ для СССР было катострофичным:22июня 1941г нападение,много погибло,пал Минск,оборона брестской крепости(не удалось германии захватить)враг захватил Латвию,Литву,укр,Молдавию,и почти всю беларуссию.усилился натиск в московском направлениивраг наступает на Смоленск,чтобы открыть себе путь на Москву.мы нанесли врагу значительный урон,более 2х месяцев обороняли Одессу и Севастополь.враг не смог взять Ленинград(началась 8сентября1941-блокада900дней),наступление на Москву(жуков)-план «тайфун»30сентября начался оборонительный период,только в конце октября,ценой огромных усилий и потерь,войсками запад.фр.удалось остановить наступленеи.сорвались Гитлеровские планы молниеносной войны.с целью закрепить победу Сталин развернул ряд наступительных операций(Харьков-крым)это привело к тяжелым поражениям.неудачей закончилось наступл.войск ленинградского,волховского юго-западного фронтов(этот период самый тяжелый для страны)2летом1942г немецкие войска овладели стратегической инициативой.англия и США выступили за СССР.к осени 1941г на переговорах дипломатических сторон решали об лткрытии второго фронтав Европе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.112.82 (0.023 с.)