Предмет и метод экономической теории. Экономические модели. Позитивный и нормативный анализ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и метод экономической теории. Экономические модели. Позитивный и нормативный анализ.



Ответы к экзамену по микроэкономике.

Предмет и метод экономической теории. Экономические модели. Позитивный и нормативный анализ.

Предмет экономической теории – наука, изучающая экономические отношения между различными субъектами (производителями, потребителями, государствами) по поводу производства, распределения (обмена) и потребления общественных благ.

Метод экономической теории – это способы, подходы и инструменты для изучения экономических явлений и процессов.

Методы:

-Общемировоззренческие – изучение процессов в единстве, взаимосвязи, развития.

-Общенаучные:

---Научной абстракции — состоит из выделения максимально существенных сторон изучаемого явления и отвлечении от случайного.

---Анализа и синтеза – сложные явления делятся на отдельные простые и детально изучаются, а полученные результаты изучения простых явлений обобщаются и устанавливаются внутренние взаимосвязи элементов в целом.

---Индукции и дедукции – сначала переход от частного к общему (обобщение фактов), а потом от общего к частному (научная гипотеза проверяется фактами).

---Системного анализа – предлагает трактовку экономического объекта как систему, и, в то же время, как элемент еще более сложной системы.

-Частные методы:

---графический

---статистический

---метод экономико-математического моделирования

---метод сравнительного анализа

---экономический эксперимент

Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

Экономические модели:

-Графическая модель – простейший вид экономико-математического моделирования, при помощи графиков. (Двухмерный график).

-Математическая модель – экономико-математическое моделирование с помощью таблиц и статистических моделей.

Экономические модели в микроэкономике:

-Оптимизационные (Маржиналистские) модели – экономическая модель, используемая при исследовании поведения отдельных экономических агентов. Основные рабочие понятия имеют здесь предельный характер: предельная полезность, предельный продукт, предельные затраты, предельная выручка и т.п.

-Равновесные модели – экономическая модель, используемая при исследовании взаимоотношений между экономическими агентами. Обычно предполагается, что система находится в равновесии, есливзаимодействующие силы сбалансированы и отсутствуют внутренние импульсы к нарушению баланса, но так же позволяют исследовать неравновесные состояния экономики.

Позитивный анализ - изучение экономической реальности, составление, на основе наблюдаемых явлений, экономических прогнозов. Отвечает на вопросы типа «Что есть?».

Нормативный анализ - оценка и выдача рекомендаций, что должно иметь место. Отвечает на вопросы типа «что должно быть?» и «что надо сделать, чтобы достичь цели?»

Основные факторы производства. Производственная функция. Техническая и экономическая эффективность.

Факторы производства – ресурсы необходимые для производства любого блага.

Основные факторы производства:

-Труд — совокупность физических и интеллектуальных возможностей человека. Доход от использования труда называется заработной платой.

-Капитал — аккумулированная (совокупная) сумма товаров, имущества, активов, используемых для получения прибыли и богатства.

---Производственный капитал – все средства производства, созданные человеком (здание, сооружения, оборудование).

---Финансовый капитал– денежные средства, которые привлекаются для приобретения производственного капитала.

-Земля — естественные ресурсы, которые применяются в производственным процессе. Плата за землю — рента.

-Предпринимательство — способности, которые проявляются в умении рационально управлять всеми другими факторами производства. Плата, получаемая от использования этого фактора, называется прибылью.

Производственная функция – зависимость количества продукта, которое фирма может произвести, от объема затрат ресурсов.

Производственная функция учитывает только технологически эффективные варианты. Ее значение — это количество продукта, которое может произвести предприятие при данных объемах потребления ресурсов.

Производственная функция – это функция, позволяющая определить максимально возможный объём выпуска продукции при различных сочетаниях и кол-ва ресурсов. Она может быть представлена в виде графика или прямой.

Q = f(K,L), где Q — количество производимого товара, K — затраты капитала, L — затраты труда

Наиболее часто используют производственную функцию Кобба-Дугласа:

Q = A*L α *K α -1, где А — технологический коэффициент.

Технологически эффективным называют варианты производства, которые нельзя улучшить ни увеличением производства продукта без увеличения расхода ресурсов, ни сокращением затрат какого-либо ресурса без изменения выпуска и без увеличения затрат других ресурсов.

Экономическая эффективность – разность между количеством произведенного продукта и затратами на него. Различают положительный — прибыль — (результат больше затрат) и отрицательный экономический эффект — убыток (затраты больше результата).

Понятие трансакционных и административных издержек.

Трансакционные издержки (Р. Коуз) - расходы, связанные с поиском информации, затраты на ведение переговоров, работу по измерению свойств товара (услуги), издержки по спецификации и защите прав собственности, а также траты, связанные с преодолением оппортунистического поведения контрагентов.

Административные издержки – расходы, понесенные на предприятии в целом, в отличие от расходов специального назначения - таких, как производственные или затраты на реализацию. Характер затрат, включаемых в эту категорию, различается в зависимости от видов деятельности.

Административные расходы:

-Затраты на оплату труда управленческого персонала;
-Амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств общехозяйственного назначения;
-Арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;
-Расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг;
-Другие аналогичные по назначению управленческие расходы.

Закон спроса. Факторы спроса. Резервная цена спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.

Спрос — это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.

Шкала спроса — таблица, которая показывает, какое количество товара будет куплено по различным ценам в определенный период времени.

Объем спроса — это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течении определенного периода времени.

Изменение спроса — это движение вдоль кривой спроса, происходящее при изменении цены товара или услуги при прочих равных условиях.

Закон спроса: при прочих равных условиях, как правило, чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.

Факторы, оказывающие влияние на спрос:

-доходы потребителей;

-вкусы и предпочтения потребителей;

-цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары;

-запасы товаров у потребителей (ожидание потребителей);

-информация о товаре;

-время, затраченное на потребление.

При изменении прочих факторов и постоянной цене товара произойдет изменение самого спроса. На графике при изменении спроса происходит сдвиг кривой спроса.

Резервная цена – максимальная цена, которую покупатель может заплатить за данную единицу продукции.

Индивидуальный спрос — это спрос конкретного субъекта.

Рыночный спрос — это спрос всех покупателей на данный товар.

Свобода выбора и суверенитет потребителя.

Бюджетное ограничение: влияние изменения дохода и цен. Оптимальный выбор потребителя.

Кривая бюджетного ограничения показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег.

Если I — доход потребителя, РХ — цена блага X, Р — цена блага Y, а Х и Y составляют соответственно купленные количества благ, то уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом:

Оптимальный выбор покупателя – точка (D) касания бюджетного ограничения с кривой безразличия означает, что означает положение равновесия потребителя. Увеличение денежного дохода означает смещение бюджетной прямой вправо вверх. Аналогичный результат, может быть, достигнут при снижении цен обоих продуктов, что также означает увеличение реального дохода, при уменьшении денежного дохода или росте цен бюджетная прямая сдвигается влево вниз.

Основные черты олигополии.

Олигополия – это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминируют очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно из за высоких барьеров. На олигополистических рынках господствует, как правило, от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта.

Признаки олигополистических рынков:

-Малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям; б)

-Дифференцированная или стандартизированная продукция. В теории удобнее рассмотреть однородную олигополию, однако если отрасль производит дифференцированную продукцию и имеется множество субститутов, то это множество субститутов можно анализировать как однородный агрегированный продукт;

-Наличие существенных препятствий входа на рынок, т. е. высокие барьеры входа на рынок;

-Фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль над ценами ограничен.

Ценовая война – это цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Она является одним из многих возможных последствий олигополистического соперничества.

Ценовая война будет продолжаться до тех пор, пока P=MC=AC

Виды земельной ренты.

Дифференциальная рента — доход, полученный в результате использования ресурсов более высокой производительности в ситуации ранжирования этих ресурсов. Дифференциальная рента — устойчивая добавочная прибыль, полученная как результат разной производительности одинаковых затрат труда на участках различного плодородия и местоположения. На лучших и средних землях образуется дополнительный доход, который и является дифференциальной земельной рентой. На худших землях дифференциальная рента не образуется, но ее собственники получают арендную плату за землю и использование хозяйственных и иных построек, на ней находящихся.

..Кроме двух основных форм ренты, чистой и дифференциальной, существует еще монопольная рента. Монопольная рента образуется на участках, обладающих особыми почвенно-климатическими условиями, на которых производятся продукты с исключительными потребительскими свойствами. Южная при­морская зона Краснодарского края располагает уникальными землям непригодными для возделывания субтропических культур (например, чая, особых лекарственных трав). Такие товары продаются по монопольным ценам, верхний предел которых определяется зачастую лишь уровнем платежеспособного спроса. Монопольная рента — особая рента, образующаяся при продаже определенных видов благ по монопольно высокой цене, значительно превышающей их стоимость. Разность между монопольной и рыночной ценой данного сельскохозяйственного продукта образует монопольную земельную ренту. Монопольная рента образуется также в добывающей промышленности, если речь идет об участках земли, располагающих уникальными полезными ископаемыми. Земельные участки в крупных городах или расположенные на морском побережье также способны принести монопольную ренту, если могут быть выгодно использованы для строительства жилых домов.

..Особое место занимает экологическая рента, возникающая как следствие дифференциации экологических условий. Экологическая рента образуется в регионах с относительно лучшими экологическими условиями жизнедеятельности и выражается в более высокой арендной плате за землю, расположенную в лучших природных условиях.

Теорема Коуза

Суть ее заключается в том, что если права собственности всех сторон тщательно определены, а транзакционные издержки равны нулю, конечный результат (максимизирующий ценность производства) не зависит от изменений в распределение прав собственности (если отвлечься от эффекта дохода). Эту же мысль Дж. Стиглер выразил следующими словами «…В условиях совершенной конкуренции частные и социальные издержки равны…»

Сравнение системы ценообразования, включающих ответственность за ущерб от отрицательных внешних эффектов, с системой ценообразования, когда такой ответственности нет, привело Р. Коуза к парадоксальному на первый взгляд выводу о том, что если участники могут договориться сами и издержки таких переговоров ничтожны малы, то в обоих случаях в условиях совершенной конкуренции достигается максимально возможный результат, максимизирующий ценность производства.

Ответы к экзамену по микроэкономике.

Предмет и метод экономической теории. Экономические модели. Позитивный и нормативный анализ.

Предмет экономической теории – наука, изучающая экономические отношения между различными субъектами (производителями, потребителями, государствами) по поводу производства, распределения (обмена) и потребления общественных благ.

Метод экономической теории – это способы, подходы и инструменты для изучения экономических явлений и процессов.

Методы:

-Общемировоззренческие – изучение процессов в единстве, взаимосвязи, развития.

-Общенаучные:

---Научной абстракции — состоит из выделения максимально существенных сторон изучаемого явления и отвлечении от случайного.

---Анализа и синтеза – сложные явления делятся на отдельные простые и детально изучаются, а полученные результаты изучения простых явлений обобщаются и устанавливаются внутренние взаимосвязи элементов в целом.

---Индукции и дедукции – сначала переход от частного к общему (обобщение фактов), а потом от общего к частному (научная гипотеза проверяется фактами).

---Системного анализа – предлагает трактовку экономического объекта как систему, и, в то же время, как элемент еще более сложной системы.

-Частные методы:

---графический

---статистический

---метод экономико-математического моделирования

---метод сравнительного анализа

---экономический эксперимент

Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

Экономические модели:

-Графическая модель – простейший вид экономико-математического моделирования, при помощи графиков. (Двухмерный график).

-Математическая модель – экономико-математическое моделирование с помощью таблиц и статистических моделей.

Экономические модели в микроэкономике:

-Оптимизационные (Маржиналистские) модели – экономическая модель, используемая при исследовании поведения отдельных экономических агентов. Основные рабочие понятия имеют здесь предельный характер: предельная полезность, предельный продукт, предельные затраты, предельная выручка и т.п.

-Равновесные модели – экономическая модель, используемая при исследовании взаимоотношений между экономическими агентами. Обычно предполагается, что система находится в равновесии, есливзаимодействующие силы сбалансированы и отсутствуют внутренние импульсы к нарушению баланса, но так же позволяют исследовать неравновесные состояния экономики.

Позитивный анализ - изучение экономической реальности, составление, на основе наблюдаемых явлений, экономических прогнозов. Отвечает на вопросы типа «Что есть?».

Нормативный анализ - оценка и выдача рекомендаций, что должно иметь место. Отвечает на вопросы типа «что должно быть?» и «что надо сделать, чтобы достичь цели?»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.032 с.)