Начало формирования российского абсолютизма. Специфические черты жизни общества времён Алексея Михайловича. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Начало формирования российского абсолютизма. Специфические черты жизни общества времён Алексея Михайловича.



В исторической науке утвердилась характеристика XVII века как века переходного. В России своеобразие конкретно-исторических условий предопределило специфику российского абсолютизма. Главную роль сыграли внутренние и внешние факторы. Углубляется хозяйственная специализация районов; постепенно формируются устойчивые хозяйственные связи в отдельных регионах, к-е образуют устойчивую систему товарно-денежных отношений. Именно эта система получила название всероссийского рынка; развивается ярмарочная торговля, возникают имеющие всероссийское значение ярмарки — Макарьевская (близ Нижнего Новгорода), Ирбитская (на Урале), Свенская (неподалеку от Брянска), Архангельская, приобретают известность специализированные на торговле определенными товарами центры (зерно — Вологда, лен — Новгород, Псков и др.); появляются мануфактуры-относительно крупные предприятия, где существует разделение труда, хотя труд остается ручным. Крупнейшие мануфактуры ориентированы на военные нужды и нужды двора; государство принимает меры по защите российского производства от иностранных конкурентов (политика протекционизма). Особенностью российского абсолютизма является то, что в России проходило дальнейшее усиление крепостного права. Соборное уложение 1649 г. запретило переход крестьян, ввело бессрочный сыск беглых. Крепостное право получило юридическое оформление во всероссийском масштабе. На мануфактурах применялся труд приписанных к предприятиям крепостных. В этом обстоятельстве состоит важная особенность начавшегося в 17 в. перехода России к новому времени. Много нового появилось в политической области. Смысл изменений заключался в постепенном формировании абсолютизма, переходе от сословно-представительной монархии к абсолютной. Первыми признаками абсолютизма в России были изменение роли Боярской Думы и сокращение Земского Собора. Неограниченный, самодержавный характер власти монарха. В новом титуле царя подчёркивалось божественное происхождение его власти. Идеологически закрепляется понимание царя-самодержца как воплощения государственного суверенитета, снижается значение Земских соборов, которые после 1653 г. вообще перестают собираться; изменяется состав и роль Боярской думы. Подавляющее большинство указов царя принимается теперь без «приговора» бояр, чьё место занимают беспородные дворяне и дьяки; расцветают приказы — органы центральной исполнительной власти, в которых складывается особый слой людей, выполняющих управленческие функции, - прообраз будущей бюрократии; учреждается Тайный приказ, находящийся под личным контролем царя и стоящий над всеми приказами, Боярской думой и другими органами власти. Особенностью российского абсолютизма было также отсутствие регулярной армии и финансовой системы. Армия состояла из дворянского ополчения, которое собиралось для каждой военной кампании и стрельцов, которые в мирное время занимались промыслом и торговлей. Финансы России не являли собой единую систему, сбор налогов находился в ведении разных приказов, как и их распределение. Становление абсолютизма происходит в основном в период царствования Алексея Михайловича, который был очень набожным человеком. Современники называют его "тишайшим", а век, в который он правил - "бунташным". Это во многом было связано с формированием абсолютизма, т.е. изменением как политической, так и социальной жизни страны. Социальные потрясения XVII в. вызваны были формированием нового класса. Соборное Уложение 1649г. завершило процесс формирования крепостной системы в стране. Крепостная система - это прикрепление к государству всех социальных структур российского общества. Бояре и дворяне были прикреплены обязательством государственной службы и землёй, реальным собственником которой продолжало оставаться государство. Первые социальные потрясения вызваны конкретной экономической политикой правительства Морозова. Оно вошло в историю под названием соляного бунта. Правительство ввело новые налоги на соль. Недовольные этим потребители и торговцы высказали свои пожелания правительству. Налоги отменили. Чтобы компенсировать потери, правительство урезало жалование служилым людям по прибору - стрельцам и пушкарям. В 1648г. начался Соляной бунт. Толпа предъявила царю ряд требований. Начались погромы боярских усадеб, царю удалось отстоять свояка Морозова (фактически руководил всей работой государственного аппарата), но Плещеева (глава Земского приказа) и Траханиотова толпа разорвала на части. В это время начались восстания в других городах. Самые крупные из них были восстания в Пскове и Новгороде, вызванные поставками хлеба в Швецию. Они были очень быстро подавлены правительством. Чтобы компенсировать потери от войн со Швецией и Польшей, правительство ввело медные деньги. Налоги нужно было платить серебром, а торговать - медью. Крестьяне просто перестали везти продовольствие в города. Медные деньги стали резко обесцениваться, недовольство народа вылилось в восстание. Выступление против медных денег в 1662г. было названо Медным бунтом. К царю в Коломенское пришла толпа с требованиями выдать неугодных народу бояр. Восстание жестоко подавили прибывшие стрельцы. Медные деньги пришлось изъять из-за полного расстройства финансовой системы. В 1666г. начались события, которые собственно и дали название XVII в. как "бунташному". В 1667г. начались события, которые получили название крестьянской войны под предводительством казака Степана Разина. Русское правительство не желало в условиях войны с Речью Посполитой воевать и с Крымом, запретило казакам это делать. Это самое благодатное направление грабежа было закрыто для казаков, те устремились к Каспию и Закавказью. Разин, собрав 1тыс. казаков, захватил Астрахань, дошёл до Персии, захватил Дербент, Баку. Это был просто грабительский поход. Далее его походы можно назвать крестьянской войной. В 1670г. Степан Разин решил выступить против бояр-изменников. Он стал рассылать в различные районы страны т.н. "прелестные письма", в которых говорил, что выступает за царя против бояр-угнетателей. В 1670г. он решил идти в новый поход по Волге, вверх по течению - на север. Его отряд в 7тыс. человек подошёл к Царицыну. Жители города добровольно впустили Разина с отрядом, он в свою очередь ввёл казачье устройство в Царицыне (всех жителей распределили по десяткам и сотням, вместо воеводы назначил городового атамана). Из Астрахани против Степана Разина был направлен отряд стрельцов, однако они присоединился к Степану Разину. Так он беспрепятственно подошёл к Астрахани, жители сами отдали город в распоряжение казакам. На его сторону добровольно перешли Саратов и Самара. На подавление восстания было направлено гораздо больше человек, Разин потерпел поражение. Его выдали царским войскам свои казаки. Разина и многих участников походов казнили. Советские историки называли это крестьянской войной, но, так как крестьянство в этом почти не участвовало и антифеодальные лозунги появились лишь как вынужденная мера, сейчас это всё чаще называют восстанием. Войной можно назвать в том смысле, что в целом оно было направлено против существующей системы, а главным угнетаемым классом было крестьянство. Казачество попыталось свергнуть государственный порядок и утвердить своё правление.

Самым главным социальным движением 17 в. был т.н. церковный раскол - крупнейшее событие не только в церковной, но и в политической жизни России. 17 в. в Европе - век модернизации феодального общества. Эти перемены воздействовали и на русское общество. После Смуты в русской православной церкви накопилось много проблем. После падения Византии как государства, в Москву бежало много греческих монахов, которые естественно привезли с собой церковную литературу. С Украины пришло много священников, появились разночтения в христианской литературе. Большое влияние оказывал Запад. В 40е гг. в Москве сложился кружок ревнителей древнего благочестия. Выступили в том числе против проникновения светских начал в духовную жизнь. Выступили с программой исправления церковных книг и унификации церковных обрядов. Главную роль играли Новгородские митрополит Никон и протопоп Аввакум. Став патриархом, Никон взял за образец греческие книги. Собранный в 1652г. Церковный Собор одобрил нововведение. Члены кружка, выступившие против, были сосланы. Никона поддержал и царь. Сначала между царём и патриархом установились дружеские отношения. В отсутствие царя Никон фактически управлял. Но вскоре между ними произошёл раскол. Никон выступил с программой независимости и даже превосходстве духовной власти над светской. Скоро Церковный Собор низложил Никона и отправил в монастырь.В результате церковного раскола возникло новое социальное движение – старообрядчество. Старообрядцы выступали за чистоту древнерусской веры, сохранение книг и обрядов. Среди старообрядцев были представители практически всех социальных групп: бояре (Морозова), дворяне, стрельцы, крестьяне, посадники. Причиной такого глубокого раскола была сильная религиозность российского общества и быстрота проводимых Никоном реформ. Церковный Собор объявил проклятие всем старообрядцам, Начались казни еретиков. Старообрядцы целыми деревнями уходили на север или в Сибирь. Старообрядческое движение было своеобразной формой протеста и против абсолютной монархии, и против крепостнических порядков. Т. к. реформы Никона проходили вместе с закрепощением общества и установлением абсолютизма. Для составления нового уложения царь велел собрать в Москве представителей всех социальных групп. Уложение определяло все стороны общественной жизни: в политике – отношение к власти и царю, церковные отношения, земельные (операции с недвижимостью вотчин и поместий), семейные отношения, уголовное право. Предусматривалась особая охрана главы государства. Особую защиту получила церковь. Урегулирован порядок владения поместьями и несения поместной службы дворянами. Установлен бессрочный сыск беглых крестьян, торговля становилась привилегией лишь посадского населения. Главные события середины XVII в. были связаны с русско-польскими отношениями, проблемой присоединения (воссоединения) Украины и России. Итоги внешней политики XVII в.: в результате войн с Польшей значительная часть земель с православным населением вошла в состав России; освоение Сибири и Дальнего Востока способствовало укреплению государственного аппарата и крепостного права. Уже в XVII в. Россия вела войны за земли, никогда не входившие в состав древнерусского государства. Следовательно, на практике стала воплощаться идея о Московском государстве, как единственном защитнике православных славянских народов (предпосылки имперской внешней политики). Формирование абсолютизма в России опиралось не на успехи новых социальных слоев — буржуазии, а на специфические для России факторы: самодержавно-деспотические традиции, к-е восходят к временам монголо-татарского ига и эпохе борьбы за единство русских земель; необходимость держать в повиновении огромную территорию; соперничество боярской аристократии с дворянством и др.

32. Модернизация, её необходимость и суть. Петровские реформы как выражение модернизации. Значение петровских преобразований.

В 17 в. был преодолён соц-экономич. и политич. кризис, вызванный смутным временем. Тенденция европеизации России, появились предпосылки будущих реформ Петра. Возник всероссийский рынок, разви-лась внешная торговля, дипломатия, были мануфактуры и т.д. Но страна всё равно в целом отставала от Запада. Нужна сильная личность, понимавшая необходимость перемен и талантливая, чтобы сделать их. Им стал Пётр I. Предпосылки реформ: промышленность крепостническая, государственный аппарат из бояр тормозил развитие, много неграмотных. Реформы были исторически необходимы. Его государственную деятельность можно поделить на 2 периода: в 1м Пётр решает задачи внутреннего переустройства, к-е вызваны нуждами ведения Северной войны, многие реформы поспешны, во 2м война уже велась на территории противника, реформы более продуманны. Основные - военная, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податная, церковная, а также в области культуры и быта. Они были подчинены интересам государства в целом, его процветанию, приобщению к Западу. В основном имели насильственный характер, иногда были незапланированы, проводились под воздействием обстоятельств. Некоторые историки связывают их начало с поездкой Петра в Западную Европу, после к-й были созданы новые органы, введено новое летоисчисление (от Р.Х,), обязательное ношение европейского платья. Но начинать изучение его реформ нужно с военной, т.к. некоторые считают, война была их движущей силой. Петр 1 продолжил военную политику Ивана Грозного – России был нужен выход к европейским морям. Главное- армия и флот. Созданы регулярная армия (основа – пехотные и кавалерийские полки), 1ый военно-морской флот, военные учебные заведения, военное законодательство, органы управления армией и флотом. Особое внимание вооружению, военному искусству, содержанию армии (в т.ч. за счёт населения). Экономические реформы определялись учением меркантилизма: направлены на развитие промышленности, накопление средств за счёт преобладания вывоза товаров за границу над ввозом их. Политика протекционизма – оградить национальную экономику от иностранной конкуренции через высокие пошлины на импортные товары. Особо развивались отрасли, к-е обеспечивали потребности армии и флота. Разработка руды, строились оружейные заводы, прокладывались каналы и новые стратегические дороги, сооружались корабельные верфи, с ними возникали новые города. Перестроены центральные и местные органы власти и управления. Сложилась централизованная бюрократическая система управления. Вся власть в руках царя, с 1721 г. императора. Вместо Боярской думы Сенат - высший орган исполнительной и судебной власти, его членов назначал царь. Также также 12 коллегий, издававших указы по тем или иным вопросам. Прокуроры контролировали деятельность гос. учреждений. По областной реформе страна поделена на 8 губерний, они на 50 провинций, а те на уезды. Осуществлялась перепись населения, введена подушная подать – в результате сумма налога стала больше, крепостное право распространилось на ранее свободное население, стали навечно крепостными. Введена паспортная система. Разделение горожан на регулярных (купечество, предприниматели) и нерегулярных (подлых – остальные), это дало первым привилегия. Цель – создание промышленно-торговых сословий как двигателя экономики. Закреплялось активное участие дворян в управлении на местах. Цель - создание мощного дворянского государства. Для них пожизненная военная или гражданская служба и обучение. При назначении на должность выдвигались не родовитые, а наиболее одарённые и деятельные. Важно введение Табели о рангах – давало возможность, благодаря личным качествам и способностям, занять хорошее положение. Церковная реформа сыграла важную роль в утверждении абсолютизма. Поставила точку в борьбе между светской и духовной властью. Было ликвидировано патриаршество, создан Синод, или Духовная Коллегия. Церковь лишена самостоятельной политической роли. Стала государственным механизмом, использовалась для проведения полицейской политики. Итоги реформ очень противоречивы. Блестящие воинские победы, быстрое развитие экономики, развитие светской национальной культуры, европейские нравы, школы, новые учебники, правила хорошего тона, развитие торговли, сельского хозяйства, науки. Покончено с политической и экономической изоляцией, укрепился международный престиж России, получили выход к Балтийскому морю. С другой стороны, было создано бюрократическое государство, основанное на слежке и шпионаже, авторитарное правление. Дворянство стало привилегированным сословием, среди него презрение к русскому языку и культуре. Военные принципы внедрены в гражданскую сферу, законодательство. Военно-демократическая система, в основе к-й чёткая иерархичность. Сложился особый русский путь – реформы сверху требуют усиления власти, усиление деспотизма. Копируя европейские образцы, Пётр перенимал внешнее, игнорируя дух законной свободы и гражданственности. Во многом из-за необходимости госуд. безопасности, политич. стабильности. При этом главное отличие его реформ в том, что они охватывали все стороны жизни народа, в то время как предыдущие модернизировали отдельные сферы. Его называли или «антихристом», или «человеком, подобным Богу». Кто-то из историков считает, его главная цель – именно европеизировать России, другие – что европеизация была не целью, а лишь средством.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 872; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.009 с.)