Генезис теории цивилизаций. Исторические представления мыслителей древности, средневековья и эпохи Просвещения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Генезис теории цивилизаций. Исторические представления мыслителей древности, средневековья и эпохи Просвещения.



Создателем первой целостной теории цивилизаций исследовали склонны считать шотландского просветителя Фергюсона, написавшего в 1767 году «Очерк истории гражданского обществ». Он показал генезис и становление цивилизации как закономерный процесс, связанный с развитием промышленности и торговли, накоплением богатств и появлением у людей досуга, который позволил обратить взор на науки, заняться совершенствованием нравов. Цивилизация по Фергюсону – это способ обеспечения имущественных и личных прав людей в государстве в условиях высокого развития промышленности, торговли, литературы и искусства. Он же обратил внимание на существование цивилизаций в античном мире, на китайскую цивилизацию, на исламскую (времён средневековья). Тем самым в рассуждениях просветителей соединялись принципы разума и человеческой природы. Термин Ц. как центральное понятие, отражающее смысл истории, впервые ввёл французский философ Мирабо-старший в своём трактате «Друг людей». В это время существует пристальный интерес к общественной жизни, её истокам и смыслу. Французские просветители называли цивилизованным идеальное общество, основанное на началах Разума и Справедливости. Правда, Вольтер выделил великие эпохи цивилизаций, вспомнив римского императора Августа и др. знаменитых исторических деятелей, но не объяснил, каковы истоки этих эпох. Развитие цивилизации философы тогда связывали с развитием культуры. Важнейшим свойством цивилизации многие из них называли прогресс («движение вперёд, от несовершенного к совершенному»). Историк и экономист Тюрго выделил три этапа в развитии общества: миром движут сверхчеловеческие силы; религия подвергается критике; идёт разработка научных законов. Причём по мере развития общества «темп прогресса» нарастает. Просветители понимали развитие как прямолинейный процесс.

В то же время существовала иная, циклическая точка зрения. Ещё древние греки представляли историю как повторение регулярно возвращающихся событий, как правило, приводящих к исходной точке. На Востоке идеи цикличности восходят к «Книге назидательных примеров», автор её учёный из Туниса Ибн-Хальдун Абдар-Рахман (однако его работа западным исследователям была неизвестна до начала XX века). Хотя христианство утвердило линейный взгляд на исторический процесс, идея круговорота мелькала в трудах некоторых мыслителей эпохи Возрождения (у Макиавелли, когда он обосновывал необходимость смены форм правления). Однако теория цикличности берёт начало с Вико (2ая половина 17 – 18 века, который подробно развернул идею круговорота. Он представил всю историю как сменяющие друг друга эпохи: богов (детство), героев (юность) и людей (зрелость, высшая точка цивилизации). Он провозгласил единство истории и цикличность её развития, обозначив «три типа времён: религиозные, героические и гражданские». Общество в своём развитии совершает законченный круг или цикл. Выход общества в новый виток развития, согласно Вико, не означает простого повторения того, что уже когда-то происходило на предшествующем этапе развития. Новый цикл может нести и новое содржание.

Некоторые просветители идею локальных структур увязывали с признанием стадий в развитии цивилизаций. Нем. фил. Гердер нарисовал картину развития человечества от древности (Древний Восток) до XIV в., вместе с тем считая высшим принципом этого развития осуществление гуманности – разума и справедливости. Однако, уже в конце 18 в. Было намечено различие между цивилизацией и культурой. Сделал это Кант. Он критиковал Ц., как механическую и искусственную, и хвалил культуру, как начало, органически развивающееся и естественное в своих основах. С него идёт традиция противопоставления Ц. и К., которая позднее закрепится в немецкой историографии.

Проблема антропогенеза. Основные характеристики первобытного общества. Рассматривать возникновение культуры нужно с возникновением человека, т.е. чтобы решить проблему возникновения культуры, нужно рассмотреть проблему возникновения человечества. Выделяются шесть аспектов: вопрос о непосредственных предках человека, о времени появления первых людей, о прародине человечества, основные стадии и движущие силы антропогенеза. Антропогенез – выделение человека из животного мира, появление человека разумного. В советской науке было предложено делить весь процесс, приведший к возникновению современных людей и их общества, на три стадии: 1) Полное слияние человечества с природой. Стадия австралопитеков; Первый скачок: "обезьяна-обезьяночеловек" 2) Выделение человечества из природы посредством применения орудий труда. Стадия обезьянолюдей; Второй скачок: "обезьяночеловек-человек". З) Развитая трудовая деятельность, переход к цивилизации. Стадия людей разумных. В его основе лежит все та же логически порочная идея линейного "прогресса", ступенями которого служат качественные скачки. Гораздо более обоснованным представляется другой подход, в котором имеет место единственное качественное преобразование системы. Оно совпадает с переходом от животных к людям, то есть со стадией австралопитеков. Наши австралопитековые предки начали отрыв от мира животных, хотя и не достигли мира людей. Эстафету подхватили люди умелые и люди прямоходящие. При этом осуществился переход вида как системы с биологического уровня на общественный. Происходили многочисленные мутационные изменения как элементов разного уровня (человеческих особей и стад), так и структурных связей (взаимоотношения между особями). Пока что биологические начала довлели над зарождающимися общественными. Инертность была огромной, движущие начала - слабыми. Этим и объясняется длительность начального периода очеловечивания. Все последующие изменения - не что иное как количественные совершенствования: переход от биосоциальной структурной организации (шелль, ашель) к социобиологической (мустье и последующие времена). У людей остались те же основные потребности, что и у животных: пища, сон, тепло, безопасность. Человечество в целом, как и любая система, должно потреблять, усваивать и перерабатывать вещество, информацию и энергию. Но способы удовлетворения потребностей человечества резко изменились. Пищу добывали при помощи орудий труда, также обеспечивали себя одеждой и жильем. Использовали огонь. В мустьерскую эпоху биологические и общественные начала в структуре человечества-системы уравновесились. Эффективность потребления и переработки информации-энергии-вещества стала несравненно выше. Биосфера начала сменяться ноосферой. Конечно, отбор по-прежнему действовал со слепой силой. Но главным принципом отбора стало выделение не особей, приспосабливающихся к среде, а групп, стремящихся, насколько возможно, приспособить среду к себе. Усовершенствовался звуковой способ обмена информацией, появились зачатки абстрактного мышления. Не случайно многие исследователи даже предлагали называть сообщества людей разумных неандертальских не стадами, а ордами или праобщинами.

Подсчитано, что по продолжительности существования доцивилизационный период составлял львиную долю времени всей истории человечества. Основные тенденции первобытного состояния общества: большое значение биологического фактора в жизни человека, единые стереотипы поведения (обычаи, обряды, табу), синкретическое (связывающее все элементы бытия) сознание, практическое отношение человека к действительности, родовая община, основанная на авторитете (старейшина, вождь). Мощным толчком к переходу от первобытности к цивилизации стали изменения в эпоху неолита (Сельское хозяйство, приручение животных. Топор, мотыга, ручные мельницы. Украшения. Гончарное производство, прядение, ткачество. Тростниковые и глиняные хижины, деревянные дома). До этого была эпоха палеолита. Это время первобытного общества. Основные способы добывания продуктов питания – собирательство, организованная охота, рыболовство и ловля капканами. Транспорт – каное. Каменные орудия, лук, праща. Использование огня, приготовление пищи, одежды, верёвки, снасти и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 921; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.004 с.)