Преподавание психологии в первой половине XX века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преподавание психологии в первой половине XX века.



В начале XX в. начинается интенсивное развитие экспериментальной и приклад­ной психологии, сопровождаемое ростом интереса к этой науке. Развивается и психологическое образование. После 1905 г. преподавание психологии в высших учебных заведениях претерпевает коренные изменения. Увеличивается количе­ство курсов по психологии, число отводимых на эти курсы часов. Возрастает ко­личество преподавателей, а также количество слушателей. Помимо лекций орга­низуются семинары и просеминары, практические занятия по экспериментальной психологии. Лекции по психологии начинают сопровождаться демонстрацией приборов, постановкой иллюстративных опытов. Это было значительным ново­введением в практике преподавания психологии. Психология стала преподавать­ся как эмпирическая наука.

В Московском университете эти изменения связаны с именем Г. И. Челпанова (он начал преподавать в университете в 1907 г.). Его деятельность стала целой эпохой в истории развития психологии и психологического образования. В его многочисленных курсах, семинариях и практикумах была широко представлена опытная психология. С 1907 но 1922 г. содержание основных курсов, читавшихся им в Московском университете, все время менялось, хотя их названия оставались прежними. Эти курсы, особенно по экспериментальной психологии, в России чи­тались впервые. Отсутствовал опыт проведения занятий по этим курсам; необхо­димо было осваивать методику проведения демонстрационного эксперимента. От года к году эти курсы становились все более содержательными и методически со­вершенными. Например, практические занятия по экспериментальной психоло­гии сначала сводились к тому, чтобы освоить тот или иной аппарат, научиться пользоваться им. Затем, овладев определенной областью, студенты делали сооб­щение на общем собрании участников курса.

На основе этих коллективных работ лаборатории сформировался курс по экс­периментальной психологии (1909-1910). В последующие годы содержание кур­са уточнялось. Практическое ознакомление с техникой и методикой эксперимен­тального исследования в Московском университете было особенно успешным благодаря основанному Челпановым в 1912 г. Институту психологии. Здесь была организована совершенная во многих отношениях система обучения. Ее отличал высокий уровень теоретической подготовки в сочетании с экспериментальными исследованиями. Преподавание было неразрывно связано с исследовательской деятельностью.

Преподавание психологии в Московском университете в начале XX в. велось очень последовательно, каждый к урс был связан с другими, дополняв­шими и расширявшими его. Сначала читался пропедевтический курс по психоло­гии, затем проводился просеминар по экспериментальной психологии, специаль­ный курс по психологии, семинар по общей и экспериментальной психологии и т. д. Таким образом, студент последовательно проходил все ступени обучения и приобретал хорошую подготовку к самостоятельной работе в области экспери­ментальной психологии.

В других университетах курсы по психологии также обогащались данными экспериментальной психологии. В Петербургском университете курс психологии вел А. Введенский, в Новороссийском университете (Одесса) — Н. Н. Ланге, в Харь­ковском — Лейкфельд.

Профессор Ланге был учеником Вундта и одним из первых русских психоло­гов-экспериментаторов. Курс Ланге считался одним из лучших курсов по психо­логии досоветского периода (цит. по: Рыбников, 1943, с. 47). В своем курсе Ланге критиковал традиционную психологию и делал попытку перевести эту науку на опытную базу. О содержании его лекций можно судить по его книге «Психология. Основные проблемы и принципы» (1922).

В Психоневрологическом институте в Петербурге курс психологии читал про­фессор А. Ф. Лазурский. В своем курсе он использовал результаты опытных исследо­ваний, делал попытку связать психологию с повседневной жизнью. О содержании его курса можно судить по его книге «Общая и экспериментальная психология» (1912).

Университетские курсы в то время чаще всего читались учеными, имевшимиопыт работы в лучших европейских лабораториях. Так, Ланге и Челпанов работали у Вундта, Белкин и Нечаев — у Мюллера. Переводились и издавались зарубежные учебники психологии

Большое количество курсов психологии читалось не на всех факультетах, а толь­ко на философском отделении историко-филологического факультета. Хотя выде­ления специалистов по психологии в самостоятельную группу и не произошло, но все же входившие в философскую группу студенты фактически разделялись по направлению их интересов на философов и психологов. Студенты философской группы, помимо психологических и философских предметов, изучали ряд гума­нитарных (история, литература, языки) и естествоведческих дисциплин (физио­логия, физика, химия и математика). Но такая нагрузка оказалась непосильной для студентов, и поэтому от обильного количества естествоведческих предметов пришлось отказаться. Остались только общая физиология, физиология нервной системы, а также курс психопатологии.

В Петербурге курсы психологии были созданы при Лаборатории эксперимен­тальной педагогической психологии, при Психоневрологическом институте, при Педагогической академии и др.

Кроме лекций на курсах были организованы практические занятия, носившие характер демонстраций, а отчасти — научных исследований.

Эти курсы были позднее преобразованы в Педагогическую академию, где пре­подавание психологии развернулось еще шире. Открытая в октябре 1908 г. Педа­гогическая академия имела отделение педагогики и психологии. Слушателями академии могли стать только лица, окончившие высшие учебные заведения.

В 10-20-е гг. XX в. психология изучалась также в учительских, а затем педагогических институтах.

Почти одновременно с Педагогической академией в Петербурге возник и Пси­хоневрологический институт (в 1907 г.), где также читалось большое количество курсов по психологии. В самые первые годы существования института там рабо­тала психологическая секция (факультет), где предполагалось готовить психоло­гов. Вскоре эта секция трансформировалась в педагогический факультет, но и по­сле этого психологические дисциплины занимали центральное место в учебном плане института

В начале XX в. во многих высших учебных заведениях преподавались также при -хладные отрасли психологии. Наряду с курсами общей и экспериментальной пси­хологии читались курсы по педагогической, дифференциальной психологии.

Юристам читались спецкурсы по юридической психологии в целом или по ее отдельным отраслям. Например, Э. Клапаред в Женеве с 1906 г. вел «Курс лекций по юридической психологии», Р. Соммер в Гессене читал «Международный курс судебной психологии и психиатрии», Д. А. Дриль в Психоневрологическом ин­ституте — спецкурс «Судебная психология»

В 20-30-х гг. психология развивалась в достаточно сложных социально-полити­ческих условиях.Ее развитие как учебной дисциплины после революции 1917 г. было тесно связано с общей радикальной перестройкой всей системы образования. Система университетского образования в 20-30-х гг. неоднократно перестраива­лась, что сказывалось на объеме и содержании курсов психологии. В конце 1919 г. в результате слияния юридического и историко-филологического факультетов уни­верситетов были образованы факультеты общественных наук (ФОНы). В 1925 г. университетские факультеты общественных наук были реорганизованы в этноло­гические факультеты и факультеты советского права. В 1930 г. из университетов в качестве самостоятельных институтов были выделены медицинские факультеты, факультеты советского права, химические факультеты и геологические отделения. В Москве и Ленинграде на базе выделенных из университетов гуманитарных фа­культетов были созданы институты истории, философии и литературы (ИФЛИ).

Рассмотрим изменения в преподавании психологии на примере Московско­го университета.После упразднения филологического факультета (1921) препо­давание психологии осуществлялось на факультете общественных наук, физи- ческом, медицинском и этнологическом факультетах. В 1921 г. в университете была создана кафедра медицинской психологии, которой заведовал профессор А. Н. Бернштейн.

В 1925 г. из состава университета был выведен Психологический институт. После выведения из состава университета гуманитарных факультетов (1931) преподавание психологии прекращается. В период 1931-1941-х гг. психология не преподава­лась в Московском университете; не проводилось и никаких научных исследова­ний. Прекратила функционировать сложившаяся система подготовки психоло­гических кадров.

В преподавании психологии отразились идеологические перемены послере­волюционного времени.

На преподавание психологии в педагогических институтах в 20-30-х гг. значительное влияние оказало распространение идей педологии как комплекс­ной науки, объединяющей знания о развитии ребенка, накопленные в педаго­гике, психологии, физиологии. В начале 20-х гг. педология настойчиво популя­ризировалась в печати, на съездах, конференциях. В 1924/25 учебном году она появилась в учебных планах педагогических институтов и педагогических фа­культетов университетов. Вначале ее место было весьма скромным — она препо­давалась только в рамках практикума, но постепенно эта наука упрочила свои позиции, вытеснив психологию. С 1927/28 учебного года педология занимает место универсальной интегральной дисциплины, включающей в себя сведения из общей, возрастной, педагогической психологии, школьной гигиены, анато­мии и физиологии человека. Такое положение сохранялось вплоть до 1936 г., когда педология была запрещена.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.009 с.)