Структура тренингового занятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура тренингового занятия.



Тренинговые занятия, как и любая другая форма психологической работы, требует привыкания, адаптации участников к новым процедурам, способам работы, организации пространства и т.д. Поэтому желательно с самого первого их применения вводить определенные нормы и обязательные процедуры и придерживаться их на всем протяжении психологического обучения. Нужно понимать, что введение каждой новой формы работы на некоторое время отвлекает участников от содержания и переключает их силы на адаптацию к новой ситуации деятельности и общения.

Очень хорошо, если с самого начала предлагается определенная структура занятия, к которой участники постепенно привыкают, начиная понимать ее внутреннее значение.

«Базовая» структура тренингового занятия может выглядеть следующим образом:

1. Ритуал приветствия

2. Разминка.

3. Рефлексия прошлого занятия.

4. Введение в тему сегодняшнего занятия (в основное содержание).

5. Упражнения и процедуры, позволяющие освоить основное содержание занятия.

6. Рефлексия прошедшего занятия.

7. Домашнее задание или «мостик» в следующую встречу.

8. Ритуал прощания.

Ритуалы приветствия-прощания – это психологическая «рамка» занятия, граница, отделяющая его от предыдущего и последующего «кусочков» жизни участников. Второе не менее важно: с занятия участник должен уйти обогащенным новым содержанием, но вместе с тем готовым переключиться на другую деятельность, других людей в качестве ведущих. Кроме того, ритуалы – это способ создания и поддержания общности участников, их «МЫ чувства». Ритуалы по возможности должны быть выработаны самой группой (в начальной школе это не всегда возможно; тогда их предлагает группе ведущий). И с ними не стоит обращаться вольно: они должны быть достаточно устойчивыми и обязательными к исполнению на каждом занятии. На то они и ритуалы.

Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние участников.

Рефлексия занятия предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).

Введение в тему текущего занятия может быть осуществлено еще раньше, на этапе тематической разминки. Либо это может быть самостоятельный и очень важный этап встречи. Его функция состоит не только в том, чтобы донести до сведения участников тему и основную задачу встречи, но и замотивировать их на серьезную, глубокую работу.

Упражнения и процедуры, направленные на освоение основного содержания – это ролевые игры, психотехнические упражнения, дискуссии, сопровождающиеся краткими монологами ведущего, подведением итогов.

 

ГРУППОВЫЕ НОРМЫ И ТРЕБОВАНИЯ.

Каждый, кто пишет о тренинге, не может обойти эту тему, так как в данном случае мы имеем дело с организованной группой. У каждого автора может быть свой «свод» правил и принципов, но их конкретный состав и количество не могут быть универ­сальны, так как в каждом случае стоят разные цели, и групповой тренинг используется в определенном контексте, т. е. решает ка­кие-то конкретные задачи. Если постараться выделить то, что отмечает большинство пишущих на эту тему, то список может выглядеть следующим образом:

· добровольность;

· активность;

· сосредоточенность на настоящем («здесь и теперь»);

· открытость;

· персонификация и конкретность высказываний (избегание обобщений);

· центрация на себе, т. е. здесь отражение (отсчет, оценка и т. п.) окружающего мира начинается с себя;

· конфиденциальность.

В то же время, есть множество примеров, показывающих своеоб­разие «свода» правил для тех или иных случаев.

В частности, Г. И. Марасанов так видит «свод законов» груп­пового тренинга:

· точность начал и финала процедуры;

· конфиденциальность;

· активность;

· право говорить «нет»;

· не обманывать;

· право на поддержку;

· обязанность слушать — не перебивать;

· участвовать во всем;

· право на личное мнение;

· ко всем обращаться на «ты»;

· работать «от» и «до»;

· говорить от себя лично о происходящем сейчас (Мараса­нов Г. Я., 2001).

Битянова М. Р. разделяет нормы и правила в работе группы на две категории: основные и текущие.

Основные:

Закон «ноль-ноль», предусматривающий своевременное на­чало тренинга, его окончание и столь же своевременное возвра­щение в аудиторию после перерыва.

Обращение друг к другу на «ты» (для работы с детьми эта норма может быть несколько изменена, но обращение к ведуще­му по имени, без отчества, весьма желательно).

Работа «от и до»: человек, принявший решение об участии в тренинге, изыскивает возможность присутствовать на всех заня­тиях с начала до самого конца.

Конфиденциальность информации, обсуждаемой в группе, ее закрытость для обсуждения за пределами тренинговой ситуации.

«Здесь и сейчас». Работа группы разворачивается только в про­странстве актуальных переживаний и потребностей участников. Предметом обсуждения могут стать прошлые события и прошлые отношения между участниками, но только в контексте их сегод­няшнего отношения к тем ситуациям и отношениям. Наибольшую ценность имеют состояния, опыт переживаний и отношений, ко­торые рождаются непосредственно в групповом взаимодействии. Прошлого не изменить, но можно глубоко и ярко прожить насто­ящее, взяв лучшее в будущее.

Текущие:

Нормы и правила, касающиеся непосредственно поведения, взаимодействия, нужно вводить постепенно в течение первых часов работы, опираясь на тот опыт, который участники приоб­ретают в упражнениях. Назовем эти правила.

Все высказывания должны идти от своего имени: «я считаю...», «я думаю...», а не «все сейчас думают...», «большинство из нас...» и т. д.

При обращении к другому участнику или в рассказе о нем не­обходимо обращаться непосредственно к нему: «ты сказал», а не «Маша сейчас говорила». (Это правило вызывает много за­труднений. Ведущий должен быть настойчив и постоянно поправ­лять участников, пока функцию поправляющего не возьмет на себя кто-нибудь из членов группы. Нередко можно ощутить аг­рессию тех, кому никак не удается избавиться от привычки говорить о присутствующих «он» или «она». Относитесь к этому спо­койно и будьте последовательны в своих требованиях.)

Безоценочность высказываний в отношении других участни­ков группы. Допускается и поощряется обратная связь в виде описания поведения, выражения собственных чувств по поводу этого поведения, но не оценка личности.

Активное участие в работе: если есть желание сказать, это нужно сделать, даже если неловко, страшновато, не хочется затя­гивать обсуждение. Но одновременно у участников есть право помолчать, не принимать участия в упражнении, если это про­диктовано внутренним состоянием.

Право говорить и обязанность слушать. Никто не имеет пра­ва монополизировать дискуссию, лишать других возможности принять в ней участие. Каждый может высказаться и должен дать возможность другим быть услышанными и понятыми.

 

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ В ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЕ.

 

Работа тренинговой группы отличается рядом специфических принципов:

Принцип активности

В тренинге люди вовлекаются в специально разработанные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме. Активность возрастает в том случае, если участникам дается установка на готовность включиться в совершаемые действия в любой момент.
Особенно эффективными в достижении целей тренинга через осознание, апробирование и тренировку приемов, способов поведения, идей, предложенных тренером, являются те ситуации и упражнения, которые позволяют активно участвовать в них всем членам группы одновременно. Принцип активности, в частности, опирается на известную из области экспериментальной психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что слышит, пятьдесят процентов того, что видит, семьдесят процентов того, что проговаривает, и девяносто того, что делает сам.

Если человек из любопытства приходит просто посмотреть, что будут делать окружающие, это не принесет никакого результата, да и наблюдателей на тренингах не бывает.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 2353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.008 с.)