Технологии социальной работы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологии социальной работы.



Технология социальной работы как процесс включает: - подготовительный этап, - целеполагание, - сбор и анализ информации, - формулирование программы действий, - практические действия по реализации программы. При этом в данном процессе, который носит замкнутый характер, циклы могут повторяться до тех пор, пока не будет решена проблема. Основополагающей среди всех процедур является процедура целеполагания.

Цель выражает идеальное представление результата деятельности. При этом цель должна быть обоснованной, ясной и достижимой. Целеполагание в технологии социальной работы можно представить как процесс селекции, отделения возможного от невозможного, желательного от нежелательного в интересах получения определенного результата. Целеполагание, таким образом, выступает как аналитическая деятельность.

В технологии социальной работы цель выполняет ряд функций: - ограничивает объем информации, поиск которой осуществляет социальный работник, - обеспечивает конкретизацию проблемы, - помогает определить способы действий.

Технологию социальной работы можно рассматривать в двух аспектах.

Во-первых, в широком плане — как систему теоретических знаний и практику, которая представляет собой организацию, алгоритм, совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные объекты социальной работы. Такой подход характерен прежде всего для управленческих органов и организаторов реализации социальной политики на федеральном и региональном уровнях.

Во-вторых, технологию социальной работы можно рассматривать как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом социальной работы. Этот подход к проблемам технологии социальной работы присущ прежде всего непосредственным организаторам социальной работы с клиентами социальных учреждений, с различными категориями населения по месту жительства или работы.

Выработка технологии решения социальных проблем — процесс сложный, требующий как научных обоснований, так и практической апробации теоретических выводов и рекомендаций.

Технология социальной диагностики. Суть социальной диагностики — точное определение причинно-следственных связей, порожденных условиями жизни клиентов социального обслуживания. Социальный диагноз предполагает сбор информации о клиентах и условиях их жизнедеятельности, а также ее анализ для разработки программы социальной помощи.

С социальной диагностики состояния клиента должны начинаться и ею же заканчиваться действия социального работника. В социально-диагностической карте клиента заполняются три раздела: - медико-биологический, - психолого-педагогический, - социально-экономический (статус, материальное положение ит.д.). На основе этого делается вывод — какая основная причина привела к возникновению проблемы, чтобы именно на нее воздействовать.

Технология социальной адаптации. Эта технология позволяет управлять процессом адаптации личности. Например, большие проблемы возникают у лиц, отбывших тюремное наказание. Особенно остро встают семейно-бытовые проблемы, проблемы взаимоотношений в трудовых коллективах.

Социальная терапия. Терапия — в переводе с греческого означает “забота, уход, лечение”. Это лечение социальных проблем клиента на основе использования психотерапевтического воздействия (т.е. воздействия на психику клиента). Клинический подход в лечении заболеваний клиента не всегда учитывает социально-экономические, духовно-нравственные условия его жизнедеятельности, т.е. широкий социальный контекст. Поэтому лечение подчас не может принести заметных реальных результатов.

Технология консультирования и посредничества. По своей технологии и форме консультация представляет собой взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого консультант передает специальные знания и соответствующую информацию консультируемому лицу с целью помочь ему в решении назревших проблем. Информация консультанта может реализовать различные функции консультирования: - быть катализатором, ускоряющим и облегчающим работу, - выступить средством мобилизации ресурсов личности, - выступить средством, формирующим мотивацию действий. Консультация в социальной работе обычно подразумевает формулирование рекомендаций, советов по содержанию, приемам и формам поведения и жизнедеятельности.

Социальные инновации — целенаправленное, сознательно организуемое нововведение или новое явление в практике социальной работы, возникающее на определенном этапе развития общества в связи с изменением социальных условий, имеющее целью обеспечить позитивные изменения в жизнедеятельности людей. Например, создание негосударственной системы пенсионного обеспечения, клубов-контактов для детей с ограниченными возможностями здоровья и т.д.

Социальная экспертиза — проверка деятельности социальных служб в соответствии с нормами.

Можно выделить 3 основных этапа разработки технологии социальной работы: теоретический, методический и процедурный.

Теоретический этап связан с формулированием цели, определением предмета технологизации, выявлением причинно-следственных связей и отношений, в которые включен клиент социальной работы.

Методический этап — выбор источников, путей и способов получения информации о состоянии клиента социальной работы, определение приемов и средств обработки и анализа этой информации, определение принципов выработки конкретных рекомендаций для преобразующей деятельности.

Процедурный этап — организация практической деятельности по апробации и устранению недостатков рекомендаций, составление алгоритма действий.

Характеристики технологии социальной работы: - динамичность — постоянная смена содержания и форм работы специалиста с клиентом и эвристический характер деятельности, - непрерывность — обусловлена необходимостью постоянно поддерживать непосредственную или опосредованную связь с клиентом и оказывать на него влияние, - цикличность — стереотипное, устойчивое повторение этапов, стадий и процедур при работе с клиентами, - дискретность — неравномерность воздействия на клиентов с момента определения цели до исполнения решения.

 

ШПОРА!!

№18. Понятие соц техн/гии.

Соц техн/и в нач 20в. Тех/гия –сис/ма знаний о сп/бах и ср/вах обработки и качест/го преобразования объекта. Первоначально определение техн/гии было ориентировано преимущественно на деятельность в производ. сфере, когда объектом тех/гии явл. прир. материалы.В соврем языке содержание понятия “тех/гия” обогатилось за счет того, что в объект технологий были включены соц процессы,но в 70-е подвергалась сомнению сама возможность технолог/ции соц сферы.

Массив част техн/гий обазует следущ. технол/кие процедуры: соц работа в сфере занят/ти населения с безработ. гр/ми; с лицами девиант поведения; с семьями;
с лицами, страдающ психич расстройствами и склон к суициду; с инвалидами, гр/ми пожил воз/та;соц работа с д/ми и подростками; с молодежью; с малообеспеч.; в решении соц-этнических проблем; с бездомными и беспризор; с мигрантами, беженцами и вынужден переселенцами; част тех/гии соц работы в армии и пенитенциар. учр/ниях; соц работа на произв/ве, по м/ж и др.

И.Г.Зайнышев-соц. тех/гии-с/ма знаний об оптимал/х сп/бах преобразования и регулирования соц отнош/ний и процессов жизнед/сти людей, а также сама практика алгоритмич/кого применения оптимальных сп/бов преобразования и регулирования соц/х отношений и процессов.

Техн/гия соц р/ты- одна из отраслей соц/х тех/гий, ориентир/ных на соц обслуж/ние, помощь и поддержку гр/н, наход/хся в трудн ж/ной ситуации.

Гл. назначение соц тех/гий — регулирование соц процессов в различ общностях с помощью специфич/х ср/в. Для кажд вида соц деят/сти создается особая тех/гия. Соц тех/гии для различ обл соц сферы-медиц/й,пенсион/й,соц. страхования, с/мы обр/ния и соц обсл/ния –обла/ют своей спецификой.

Соц техн/гия, явл ответом на некоторую назревшую соц потреб/ть, поэтому создание новых соц тех/гий выступает как объективный и закономерный процесс. Соц воздей/вие на один и тот же объект в различ усл/ях в зависимости от его состояния и поставленной цели объективно требует разработки и применения новых тех/гий. Н/мер:3 семьи, имеющих д-инвалидов, в кажд из них будут свои особые условия: заболев/сть р/нка, воз/ст, обесп/ность жильем, матер уровень, полнота семьи, психолог климат, помощь др родст/ков и т.д.У всех таких семей проблема общ. инвалид/сть р/ка. Но условия у всех разные и процесс работы с семьями не м.б. одинаков. В одном случае нужна психотерапия, в др-медико-соц реаб/ция, в др.-матер. помощь.

Многообразие соц тех/гий обусловлено:- обширностью соц от/шений,- разнообразием ср/тв, м/дов, форм, испол/х в процессе соц дей/вия,- различ уровнем профес/зма исполнителей соц тех/гий (уровень квалиф/ции, опыт работы, личн. кач/ва).

В науч лит/ре выделяют различ виды или типы соц тех/гий. Д/р соц.наук, проф/р Дятченко- подразделяет соц тех/гии на 3 гр/пы: макротехнологии, вкл. региональные подсистемы общ/ва, кл/сы, партии, больш соц гр/пы; мезотехнологии- города, населен пункт, крупн труд кол/тив; микротехнологии-небол объединение людей, общест процессы на микроуровне, вкл технологич процедуры самоорганизации,рацион/ное использование личност потенциала.

Холостова(рос/кий ученый в обл соц политики)выдел/ет осн хар/ки соц техн/гий: - универсальность- возмож/сть применения соц техн/гии на различ по числен/сти и специфике объектах для решения частных однородных з/ч,- конструктивность -решение конкрет/х проблем проверенными сп/бами,- результативность- ориентация на конечный, проверяемый рез/т,- оперативность - реализовать тех/гию в оптим сроки,- относительная простота- содержать промежут этапы, доступн для спец/ста - гибкость -способ/ть к адаптации в измен/хся услов/ях,- экономическая целесообразность -технология м.б. эффективной, но неэкономичной.

Классиф/ция соц/х техн/гий.

Ряд ученых классиф/ют соц тех/гии по ст/ни их практич включен/сти в организац/ный проц/с техн/кой разработки и соц воздействия. Так, А.И.Пригожий(рос. социолог) среди соц/х тех/гий выделяет: - кабинетные, получен на основе информационно-логического анализа; - лабораторные, образ/х в эксперим/ных, искусств/но создан/х усл/ях;- полевые, т.е. получен в реальной общест среде. Техн/гии соц работы- это тех/гии обесп/ния соц/го функц/ния общ/ва.

С/ма общ техн/гий вкл в себя диагн/ку, профил/ку, адаптацию, реаб/цию, коррекцию, соц терапию, соц экспертизу, прогнозир/ние, проектир/ние, посред/тво, консульт/ние, соц обесп/ние, соц страх/ние, опеку и попечит/тво. Частн техн/гии соц работы в своей основе составляют определен технологич процедуры оказания помощи конкретным категориям и соц слоям, нужд/мся в поддержке.

Классиф/ция м.б. осуществ/на по различ основаниям.

Основой для классиф/ции соц тех/гий м.б. след признаки:

1. Масштаб объекта, кот подвергается воздействиям: - технологии глобальн х/ра,- соц тех/гии применит/но к общ/ву в целом,-применительно к различ сферам общест жизни, соц структуре, соц институтам, процессам, явлениям.

2. Сфера применения, сфера соц/ции и жизнед/сти людей: соц техн/гии по решению проблем производ/ной, полит/кой, соц/ной или духовн сферы.

З. Степень зрелости соц объектов.

4. Сп/бы, средства воздействия, исп. для решения поставлен з/ч.

5. Обл общест. ж/ни-экономика, обр/ние,зд/хранение, науч деят/сть.

6. Уровень разработки соци тех/гий (теоретич, конкретно-прикладной).

7. Цель, реализуемая в рез/те применения дан тех/гии.

Холостова дает х/ку наиболее важн соц тех/гиям.

Глобальные-решением общечеловеч пробм.(вопросы сохранения земли, мира, природы, обеспечения населения земли продовольствием, энергией и т.д.) Региональные закономер/ти территориал социал жизни и планомер/е ее изм/ния. Инновационные такие м/ды, приемы инновацион деят/сти,направл/ные на создание нововведений в общ/ве, приводящих к качествен измен/ям в разн сферах соц жизни, рацион использованию матер/х и др ресурсов общ/ва.Информационные-оптимизации информац проц/са, его воспроиз/ва и функц/ния.Интеллектуальные напр/ны на развитие и стимулирование мыслит деятельности людей, развитие их творч способ/тей.Демографические изучение и выработка сп/бов мех/зма воспроиз/тва населения, изменения его числен/сти, размещения и т.д.

Технологии социальной работы.

Тех/гия соц работы как процесс вкл: - подготовит этап, - целеполагание, - сбор и анализ информации, - формулир/ние программы действий,-практич действия по реал/ции прог/мы. циклы могут повторяться, пока не будет решена проблема. Основополаг/щей явл процедура целеполагания.

Цель выражает идеальное представление рез/та деят/сти.

Тех/гию соц работы можно рассматр/ть в 2-х аспектах.

1- в широк. плане- как с/му теоретич/х знаний и практику, кот представляет собой орг/цию, алгоритм, совокупность ср/в, сп/бов и приемов воздействия на различн объекты соц работы. Такой подход характерен прежде всего для управл/х органов и организ/торов реализации соц политики на федерал/м и регион уровнях.

2- технологию соц работы можно рассматривать как совокупность частн техн/гий, специфика кот обусловлена конкрет/м субъектом и объектом соц работы. Этот подход к проблемам техн/гии соц работы присущ прежде всего непосредственным организаторам соц работы с клиентами соц учр/ний, с различн категориями населения по м/ж или работы.

Выработка технологии решения соц проблем-процесс сложный, требующий как научных обоснований, так и практиче апробации теоретич/х выводов и рекомендаций.

ТЕХНОЛОГИИ: Т. Соц. диагностики. Суть-точное определение причинно-следственных связей, порожденных условиями жизни клиентов соц обслуживания. Для разработки прог/мы соц помощи.

С соц диагностики состояния клиента должны начинаться и ею же заканчиваться действия соц работника.На основе этого делается вывод-какая осн причина привела к возник/нию проблемы, чтобы именно на нее воздействовать.

Т. Соц. адаптации. позволяет управлять процессом адаптации личности. Нап/р, больш проблемы возникают у лиц, отбывших тюремное наказание. Особенно остро встают сем-бытовые проблемы, проблемы в/тношений в труд кол/вах.

Т.Соц терапия-лечение соц проблем клиента на основе использования психотерапевтич воздействия. Клинический подход в лечении заболеваний клиента не всегда учитывает соц-эконом/кие, духовно-нравст/ные условия его жизнедеят/сти, т.е. широк. соц/й контекст. Поэтому лечение подчас не может принести заметных реальных рез/тов.

Т. консультирования и посредничества- в/действие м/у двумя или неск людьми, в ходе кот консультант передает спец знания и соответст информацию консультируемому лицу с целью помочь ему в решении назревших проблем. Консул/ция в соц работе обычно подразумевает формулир/ние рекомендаций, советов по содержанию, приемам и формам поведения и жизнед/сти.

Т.Соц инновации- новое явление в практике соц работы, возникающее на определенном этапе развития общ/ва в связи с изменением соц. условий, имеющее целью обеспечить позитивные изменения в жизнед/ности людей. Нап/р, создание негосударств. с/мы пенсион. обеспечения, клубов-контактов для детей с ОВЗ и т.д.

Т.Соц экспертизы — проверка деятельности социальных служб в соответствии с нормами.

3 осн этапа разработки технологии социальной работы: теоретический, методический и процедурный.Теоретический- связан с формулиров цели, определением предмета технологизации, выявл/ем причинно-следств/х связей и отношений, в кот включен клиент соц работы.Методический-выбор источников, путей и сп/бов получения информации о состоянии клиента соц работы, определение приемов и средств обработки и анализа этой инф/ции, определение пр/ципов выработки конкретных рекомендаций для преобразующей деят/сти.Процедурный-орг/ция практич деят/сти по апробации и устранению недостатков рекомендаций, составление алгоритма действий. Хар/ки Т. соц работы - динамичность -постоян смена форм работы спец/та с клиентом - непрерывность - постоянно поддерживать непосредствен связь с клиентом и оказывать на него влияние, - цикличность -стереотипное, устойчивое повторение этапов, процедур при работе с клиентами, - дискретность -неравномерность воздействия на клиентов с момента определения цели до исполнения решения.

 

19 Создание здоровьесберегающей поликультурной образовательной среды: международный и российский опыт. Компоненты здоровьесберегающей образовательной среды образовательного учреждения.

Охрану здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Еще Платон первый заговорил о необходимости введения гимнастического и мусического образования.

Основные задачи здоровьесберегающей среды:

1. Ребенок должен знать свой организм

2. Ребенок уметь содержать свой организм в порядке

3. Закладывание основ ЗОЖ

4. формирование в общественном осознании престижности сохранения здоровья.

В проекте наша новая школа выделено 5 основных направлений, один из них - Здоровье школьников. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги.

При установлении требований к условиям реализации образовательных программ большее внимание необходимо уделить качественной организации сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников. Своевременная диспансеризация, реализация профилактических программ, организация внеурочных спортивных мероприятий, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни в значительной степени влияют на улучшение здоровья школьников. Однако еще более важен переход от одинаковых для всех требований к состоянию здоровья и, соответственно, одинаковых для всех обязательных занятий к индивидуальному мониторингу и программам развития здоровья школьников.

Это, в свою очередь, предполагает создание таких образовательных программ, которые адекватно возрасту учащихся вызывают заинтересованное отношение к учебе. Практика индивидуального обучения, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий – все это также позитивно сказывается на здоровье школьников. Вопрос заботы о здоровье учащихся требует не только решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни.

В рамках межведомственного взаимодействия в ближайшее время также предстоит обновить действующие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, относящиеся к системе общего образования; механизмы и регламенты отслеживания и поддержки здоровья школьников; требования по обеспечению безопасности образовательных учреждений; строительные нормы и правила; типовые проекты школьных зданий, адекватные современным требованиям к организации образовательной среды; практики организации обслуживания школьного хозяйства, организации подвоза школьников к месту учебы; механизмы взаимодействия учреждений образования, культуры и спорта.

В последние годы получают важное значение – здоровьесберегающие технологии – этопрограммы, которые напрвалены на воспитание у учащихя культуры здоровья, формирование представления о здоровье, как о ценности, формирование мотивов к ЗОЖ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 3649; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.202.45 (0.03 с.)