Особенности личности подростка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности личности подростка.



 

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, каждый возраст имеет свои особенности и сложности. Не исключением является и подростковый возраст.

  Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений.
  В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение.

 

Подростковый возраст считается трудным в воспитательном отношении.
Наибольшее количество детей с, так называемой, "школьной дезадаптацией", т.е. не умеющих приспособиться к школе (низкая успеваемость, плохая дисциплина, расстройство взаимоотношений со сверстниками, проявление негативных черт в личности и поведении, отрицательных субьективных переживаний и т.д.) приходится на средние классы.

Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений.

В подростковом возрасте могут впервые возникать и, обостряться разного рода патологические реакции, связанные с развитием психических заболеваний или значительными затруднениями процесса формирования личности.
Риск начала шизофрении, в подростковом возрасте, в 3-4 раза выше, чем на протяжении всей остальной жизни.
В результате в этом возрасте мы встречаемся с самым большим количеством, так называемых "трудных детей". Но даже совершенно здоровых подростков характеризует предельная неустойчивость настроения поведения, постоянные колебания самоооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость, неадекватность реакций.
Этот возраст настолько богат конфликтами и осложнениями, что -некоторые исследователи склонны рассматривать его как один сплошной, затянувшийся конфликт, как "нормальную патологию".
Все это требует от взрослых, окружающих подростка, пристального внимания к каждому подростку, предельной тонкости, деликатности, вдумчивости и осторожности при работе с ним.
Личностное развитие подростка характеризуется двумя основными потребностями: с одной стороны потребностью в самоутверждении, с другой — потребностью в общении со стороны сверстников, ибо ведущая деятельность в данном возрасте — интимно-личностная. Эти потребности и образуют основные черты психического развития подростка.

Одной из главных черт психического развития можно считать личностную нестабильность подростка.

Недаром Стенли Холл назвал подростковый период — периодом «Бури и натиска». Ибо в этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. Сегодня дочь скромно сидит со своими родственниками и рассуждает о добродетели. А уже завтра, изобразив на лице боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что «в жизни надо испытать все».

А ведь ничего особенного (с точки зрения ребенка) не произошло: она просто изменила мнение.

То же касается хобби и увлечений. Месяц позанимавшись фехтованием, Ваш сын вдруг заявит, что он пацифист. Убивать кого бы то ни было — страшный грех. И по сему увлечется с тем же азартом филателией.

Но более всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками.

Любой подросток мечтает о закадычном друге. При чем о таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Практически, Друг является аналогом психотерапевта. Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам).
Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А в купе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны – потребность в единственно-преданном друге, с другой – частая смена друзей

Любовь в этом возрасте менее устойчива, чем юношеская.

Референтная группа - это значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по кружку, и соседские ребята по этажу. Вот когда надо родителям быть особенно внимательными. Ведь такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, чем сами родители, и именно к сможет влиять на его поведение и отношения с другими. И к мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться. Именно в ней будет пытаться утвердиться.

 

 

СТАРОСТЬ - заключительный период жизни, условное начало которого связано с отходом от непосредственного участия в производительной жизни общества.

Хронологическое определение границы, отделяющей старость от зрелости, не всегда оправданно из-за огромных различий индивидуальных в появлении признаков старения. Эти признаки выражаются в постепенном снижении функциональных возможностей человеческого организма. Кроме прогрессирующего ослабления здоровья, упадка физических сил старость характерна собственно психологическими изменениями - например, интеллектуальным и эмоциональным "уходом" во внутренний мир, в переживания, связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни.

 

Постепенное ослабление по мере старения процессов восприятия и затруднение двигательной активности сочетаются с весьма неоднозначной картиной изменений в области интеллекта, памяти и других функций психических. Известны факты высокой творческой активности и продуктивности ученых, представителей искусства и прочих профессий не только в пожилом, но и в старческом возрасте.

Поэтому неправомерно связывать с периодом старости лишь регрессивные явления - ее можно рассматривать и как период развития. С этой позиции старость - в случае позитивного прохождения предшествующих возрастных стадий-достижение мудрости и чувства удовлетворенности., полноты жизни, исполненного долга, высший уровень интеграции личностной. Но если главнейшие задачи предшествующих возрастных этапов не реализовались, она сопровождается разочарованием и ощущением бесполезности прожитой жизни, отчаянием.

Психология ставит проблему создания условий для активной, полноценной жизни в пожилом и преклонном возрасте, необходимости подготовки человека к наступлению старости

 

Психология взрослости.

Возрастная периодизация Д. Б. Бромлей (1966) относит зрелость к четвертому циклу и делит их на четыре стадии: 1) ранняя взрослость 21-25 лет; 2) средняя взрослость 25—40 лет; 3) поздняя взрослость 40—55 лет; 4) предпенсионный возраст 55—65 лет.

Стадии развития личности по Э. Эриксону включают в себя: раннюю взрослость (от 20 до 40—45 лет), среднюю взрослость (от 40—45 до 60 лет) и позднюю взрослость (свыше 60 лет).

Не существует жёстких границ на­чала и завершения каждой стадии развития индивида.

Психологические и социальные особенности психического личностного развития взрослого человека.

Взрослая (активная социальная, фактически право- и дееспособная) жизнь человека начинается с периода практического преодоления кризиса ранней юности, юношеской самоидентичности, - с молодого возраста, примерно с 20 лет (с 21 года). Завершение развития в период юности и молодости и переход человека в эпоху взрослости и зрелости, связано с переживанием (с успешным, в социально-психологической норме, разрешением) кризиса взрослости как противоречия между мотивацией самореализации личности и объективным отсутствием адекватных условий экономической, профессиональной и семейной независимости жизнедеятельности.

Итак, под взрослой жизнью понимается больший период сознательной, взрослой (собственно взрослость, взрослый возраст выделяется в 29/30-40/42), зрелой (40/42-53/55), и, большей частью, пожилой (пожилой возраст или поздняя зрелость или, как еще говорят, предстарость - 53/55-63/65) социально и профессионально активной жизни человека. Данный онтологический этап жизненного пути человека характеризуется завершением формирования самосознания в виде Я-концепции как развернутой системы личностного, социального и профессионального самоопределения. Завершается формирование основных параметров характера человека, что проявляется в стабилизации динамической системы черт характера. Формируется индивидуальный образ жизнедеятельности и индивидуальный стиль деятельности.

Период жизни взрослого человека характеризуется особенностями самореализации осознанного самим собой потенциала личности и реализацией "личной перспективы" развития, что выражается в более или менее сформированном (сформулированном) плане жизненного пути.

Данный период может характеризоваться (и, как правило, характеризуется) так называемым кризисом среднего (взрослого) возраста. Кризис среднего (у некоторых индивидуумов, большей частью, зрелого) возраста - это противоречие между уже реализованным личностным потенциалом и дихотомичным переживанием неудовлетворенности сформированных и осуществленных в юности, молодости и в начале периода взрослости ценностных установок. Это кризис переоценки ценностей. Он (в положительном варианте) разрешается в позитивном смысле (в реализованных целях) подтверждением принятого и реализованного жизненного пути. В отрицательном значении этот кризис переживается как личная драма и разрешается в существенной смене ценностей, в поведенчески-деятельностном изменении взглядов на жизнь, что выражается в смене профессии, в разводах, в новых браках, в кризисе вероисповедания. Убывание физических сил и привлекательности - одна из главных проблем, с которыми сталкивается человек в годы кризиса среднего возраста.

Все периоды взрослости характеризуются переходом к организации самоконтроля, переходом к организации самообразования (в самом широком смысле слова) и процессом увеличения его доли в личностных тенденциях, в социально-психологических закономерностях организованного (прежде всего самим субъектом, но, отчасти, и обществом) обеспечения развития человека.

Еще особенности..

У взрослого человека при различных формах твор­ческой активности интеллектуальная деятельность дос­тигает наиболее высокого уровня. Экспериментальные исследования отечественных и зарубежных психологов показали, что кульминационные моменты научного твор­чества относятся к 35—40 и 40—45 годам жизни. Развитие высших психических процессов, или интеллектуальных характеристик, продолжается на протяжении всего периода ранней взрослости.

Развитие когнитивной сферы человека в значительной степени имеет индивидуально обусловленный характер: взрослый человек в состоянии самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального развития и добиваться высот мастерства и творче­ства. На этот процесс оказывают влияние многие факторы, в частности уровень ода­рённости человека, уровень его образованности и род деятельности.

Профессиональный цикл начинается с приобретения жизненного опыта, ведущего к выбору профессии, продолжается всё то время, в течение которого человек занима­ется выбранным делом. Средний возраст является периодом профессиональной преемственности и изменения. Многие люди в середине жизни переоценивают свою профессиональную карьеру, чтобы увидеть, чего им удалось достичь, и следует ли им изменить свои цели. Часто такая переоценка приводит к изменениям в карьере. Потеря работы может сопровождаться реакцией горя, пока работник не сможет принять эту потерю и у него не появится надежда вновь найти работу.

Большинство людей среднего возраста поддерживают постоянную связь со своими стареющими родителями. Между взрослыми детьми и их родителями постоянно происходят социальные, эмоциональные и материальные обмены.

По мере старения родителей между людьми среднего возра­ста и старшим поколением постепенно происходит перемена ролей. Уход за родителями является предзнаменованием будущего положения, когда придётся столкнуться с собственной зависимостью от своих детей.

По Эриксону одно из главных достижений ранней взрослости - развитие близости, неотъемлемой части устойчивой, приносящей удовлетворение эмоциональной связи, является основой любви. Любовь развивается на основе биологических предпосылок, поднимаясь до духовных вершин, когда она одухотворяет поведение человека, изменяет его, усиливает его способности, способствует творческим достижениям. Развитие любви зависит от состояния и опыта и сопровождается активной работой ума и воображения. Для того чтобы находиться в истинно интимных отношениях с другим человеком, необходимо, чтобы к этому времени у индивидуума было определённое сознание того, что он собой представляет.

№ 22. Психология старости.

Период геронтогенеза (старости), начинается с 60 лет у мужчин и с 55 у женщин. Он имеет три градации – пожилой, старческий, долгожители. Основная проблема геронтологии – изучение процесса старения организма с целью профилактики его преждевременного старческого увядания. Задача не только в том, чтобы человек долго жил, но и в том, чтобы ему хотелось жить. А для этого о должен как минимум хорошо себя чувствовать.

Основные психологические факторы старения: отсутствие четкого жизненного ритма, сужение сферы общения; уход от активной трудовой деятельности; погружение в себя; ощущение дискомфорта от замкнутого пространства и др.

Типы старения.

В типологии В. Гизе выделяются три этапа стариков:

- старик-негативист J, отрицающий какие-либо признаки своей старости;

- старик экстравертированный, признающий наступление своей старости через внешние влияния (выросла молодежь, изменилось положение в семье);

- старик интровертированный, для которого характерны острое переживание процесса старения, погружение в воспоминания, стремление к покою.

И. С. Кон выделяет следующие социально-психологические типы активной старости – активность направлена на:

- других (участие в общественной жизни, воспитание молодежи);

- себя (самообразование, отдых, развлечения);

- членов семьи;

- собственное здоровье.

Кроме того Кон выделяет сугубо отрицательные типы старения:

- агрессивные старые ворчуны J, недовольные состоянием окружающего мира: критикующие всех, кроме себя. Поучающие и терроризирующие окружающих претензиями.

- Разочарованные в себе и собственной жизни, одинокие и грустные. Постоянно обвиняющие себя за упущенные возможности.

Согласно классификации Д. Б. Бромлея, существует пять типов приспособления личности к старости:

- конструктивное отношение к старости (уравновешенность, удовлетворенность эмоциональными контактами, критическое отношение к себе, терпимость к другим);

- отношение зависимости (зависимость от супруг или от детей, отсутствие слишком высоких жизненных претензий, ощущение безопасности в семейной среде);

- оборонительное отношение (преувеличенная эмоциональная сдержанность, прямолинейность, неохотное принятие помощи от других людей);

- отношение враждебности к окружающим (агрессивность, взрывчатость, подозрительность, стремление переложить вину за неудачи на других людей);

- отношение враждебности к самому себе (пассивность, чувство одиночества и ненужности);

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.157.45 (0.023 с.)