Конституция и гражданские права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституция и гражданские права



Конституционное право - ведущая отрасль права Российской Федерации, представляющая собой совокупность норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя России, основы взаимоотношений государства и личности, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления.

Конституция - основной закон государства. Конституция - (лат. - «constituo» - учреждаю, устанавливаю) - основной закон, основа всей правовой системы государства. Конституцию от других правовых актов отличает: особый субъект, который устанавливает Конституцию; учредительный характер установлений; всеохватывающий характер конституционной регламентации; особые юридические свойства.

Особенности Конституции как основного закона: верховенство, высшая юридическая сила, ведущая роль в правовом регулировании, прямое действие, непосредственное применение, стабильность, преемственность, особый порядок принятия, пересмотра и принятия поправок.

Виды конституций:

- По характеру оформления: писаные (принимаются в порядке более сложном, нежели обычные законе; состоят из одного, двух или нескольких документов (Дания, Финляндия); неписаные (принимаются в том же порядке, что и обычные законы (Великобритания и Новая Зеландия).

- По порядку принятия: октроированные (от фр. - «жаловать», «даровать») монархом (Бельгия), либо исполнительной властью (Фиджи); неоктроированные (получившие одобрение высшего законодательного представительного органа страны (Испания), либо граждан государства на референдуме (Украина), либо специально избранного представительного органа (Италия).

- По порядку изменения: гибкие, которые могут быть изменены путем принятия обычного закона; жесткие - характеризуются усложненной процедурой изменения (США).

Общая характеристика Конституции РФ. Конституция Российской Федерации принята на референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция РФ состоит из преамбулы и двух разделов; первый раздел содержит 9 глав (137 статей), второй - включает 9 пунктов.

В преамбуле устанавливаются базовые ценности, на которых основана Конституция: общность судьбы народа на своей земле, равноправие и самоопределение народов, утверждение прав и свобод, гражданский мир и согласие, государственное единство, патриотизм, преемственность поколений, ответственность за страну перед потомками, благополучие и процветание России.

Раздел 1 составляет содержание Конституции. В нем нашли закрепление основы конституционного строя, система прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в РФ, государственное устройство, организация государственной власти и местного самоуправления, а также механизм изменения Конституции.

Раздел 2 называется «Заключительные и переходные положения». Нормы этого раздела ориентированы на ограниченный срок, так как касаются порядка вступления Конституции в силу, особенностей функционирования органов государственной власти в определенный период.

Конституция РФ о правах и свободах человека и гражданина. Особенностью Конституции РФ стало то, что она была принята в период, когда система прав и свобод человека и гражданина уже сформировалась и нашла свое отражение в международных актах, которые явились важнейшим источником содержания Конституции РФ в части прав и свобод. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Система прав и свобод нашла отражение в главе 2 Конституции РФ.

Система прав и свобод основана на общих принципах:

- Основные права и свободы человека: 1) неотчуждаемы; 2) принадлежат каждому от рождения; 3) являются непосредственно действующими; 4) определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления; 5) обеспечиваются правосудием.

- Осуществление прав и свобод человека и гражданина: 1) строится на основе равноправия; 2) не должно нарушать права и свободы других лиц; 3) в полном объеме самостоятельно возможно с 18 лет.

- Государственная защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется; каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Виды прав и свобод человека и гражданина:

Личные (гражданские) права и свободы не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству, не вытекают из него, принадлежат каждому от рождения и связаны с частной жизнью человека: право на жизнь (ст.20); право на охрану достоинства (ст.21); право на свободу и личную неприкосновенность (ст.22); право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст.23); право на неприкосновенность жилища (ст.25); право определять и указывать национальную принадлежность (ч.1 ст.26); право на пользование родным языком, на выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч.2 ст.26); право на свободу передвижения и выбор место пребывания и жительства (ч.1 ст.27); право свободного выезда и въезда в Российскую Федерацию (ч.2 ст.27); свобода совести и вероисповедания (ст.28); свобода мысли и слова (ст.29).

Политические права и свободы связаны с принадлежностью к гражданству, реализуют участие в управлении страной, взаимодействие с государственной властью: право на объединение (ст.30); право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации (ст.31); право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч.1 ст.32); право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления (ч. 2 ст.32); права участвовать в референдуме (ч.2 ст.32); право равного доступа к государственной службе (ч.4 ст.32); право участвовать в отправлении правосудия (ч.5 ст.32); право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33).

Экономические права и свободы охватывают сферы владения, пользования и распоряжения собственностью и другими имущественными правами; инициируют экономическую активность людей как основу формирования рыночной экономики: право частной собственности (ч.ч.1,2 ст.35; ст.36); право наследования (ч.4 ст.36).

Социальные права и свободы определяют положение человека и гражданина в области наемного труда, а также в сферах образования, здравоохранения, социального обеспечения: право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч.1 ст.37); право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены (ч.2 ст.37), право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч.3 ст.37); право на защиту от безработицы (ч.3 ст.37); право на индивидуальные и коллективные трудовые споры (с.4 ст.37); право на забастовку (ч.4 ст.37); право на отдых (ч.5 ст.37); право заботиться о детях и их воспитывать (ст.38); право на социальное обеспечение (ст.38); право на жилище (ст.40); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41); право на образование (ст.43).

Экологические права вызваны к жизни противоречиями между практической пользой и вредными последствиями научно-технических достижений: право на благоприятную окружающую среду, право на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды, право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.42).

Культурные права отражают доступ к духовным ценностям общества, к достижениям науки и искусства: свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ч.12 ст.44); право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, (ч.2 ст.44); право на доступ к культурным ценностям (ч.2 ст.44).

Конституция и государство

Конституция РФ о федеративном устройстве страны. Россия является федеративным государством. Федеративное устройство страны основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерацию. Во взаимоотношениях с органами государственной власти все субъекты России равноправны (см. ст.15).

С 1 марта 2008 г. в Российской Федерации существует 83 субъекта: республики – 21; края – 9; области – 46; города федерального значения – 2; автономные округа – 4; автономная область – 1.

Конституция устанавливает возможность расширения Федерации за счет принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта России в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Субъекты Федерации не обладают правом сецессии - т.е. правом выхода из состава Федерации.

Конституционно-правовой статус России как федеративного государства характеризуется следующими чертами: суверенитет; единое гражданство; территориальное единство; государственный язык; столица; государственные символы - флаг, герб и гимн; собственность; право внешних сношений с иностранными государствами; единые для всей федерации системы: а) органов государственной власти, б) права, в) денежная, г) кредитная система, д) Вооруженные Силы.

Конституционно-правовой статус РФ находит свое конкретное юридическое выражение в закрепленных Конституцией предметах ведения Российской Федерации. Выделяются предметы ведения, принадлежащие исключительно Российской Федерации (ст.71), и предметы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст.72).

Конституционно-правовой статус субъектов РФ обобщенно характеризуется множеством признаков, присущих всем субъектам, в частности:равное представительство всех субъектов в парламенте страны,наличие предметов исключительного ведения субъектов,право устанавливать и изменять наименование,собственность,символика,право осуществлять международные и внешнеэкономические связи,собственные для каждого субъекта системы: органов государственной власти.

Однако конституционно-правовой статус субъектов имеет и особенности. Различия могут быть обусловлены тем, что республики в составе РФ объявлены государствами (высшим по юридической силе актом в системе законодательства республики является Конституция, а в остальных субъектах - Устав; республики, в отличие от иных субъектов, вправе устанавливать государственный язык; республики имеют столицу, иные субъекты - административные центры).

Определенными особенностями характеризуется статус такого субъекта как Москва в связи с тем, что этот город федерального значения выполняет функции столицы государства. Конституция РФ не регулирует административно-территориальное устройство субъектов РФ.

Система органов государственной власти в Российской Федерации. Государство осуществляет свою деятельность через органы государственной власти, которые состоят из выборных депутатов или назначенных государственных служащих, облеченных законом конкретными властными полномочиями. Согласно ст.10 Конституции государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы каждой из ветвей власти самостоятельны. По уровню деятельности государственные органы делятся на федеральные органы и органы государственной власти субъектов РФ.

Федеральные органы включают Президента РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, а также органы исполнительной власти (федеральные министерства и ведомства) и суды Российской Федерации.

Государственную власть в субъектах осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации (см. ст.77 Конституции) устанавливается субъектами самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. В пределах своего ведения и полномочий органы государственной власти субъектов Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

В Российской Федерации существуют органы, которые не входят ни в одну из трех властей - законодательную, исполнительную, судебную. В то же время эти органы создаются и действуют в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством. К их числу относятся: Прокуратура, которая составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации; Центральный Банк Российской Федерации; Центральная избирательная комиссия; Органы парламентского контроля - Счетная Палата и Уполномоченный по правам человека.

В Конституции РФ отсутствует деление на «высшие» и «местные» органы, поскольку построение органов государства основано на началах федерализма и местного самоуправления. Органы местного самоуправления находятся вне системы государственной власти. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Однако Конституция РФ (ч.2 ст.132) допускает возможность наделения этих органов отдельными государственными полномочиями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.015 с.)