Тема 19. Преступления против военной службы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 19. Преступления против военной службы



Контрольные вопросы к теме

1. Понятие и общая характеристика преступлений про­тив военной службы.

2. Преступления, нарушающие установленные правила взаимоотношений военнослужащих (ст.ст. 332, 333, 334, 335, 336 УК РФ).

3. Преступления против военной службы, сопряженные с уклонением от исполнения обязанностей военной службы (ст.ст. 337,338,339 УК РФ).

4. Преступления, нарушающие правила несения специальных видов военной службы (ст.ст. 340, 341, 342, 343, 344 УК РФ).

5. Преступления, нарушающие правила пользования военным имуществом (ст.ст. 345, 346, 347, 348, 349, 350, 351, 352 УК РФ).

Методические указания по изучению темы

При рассмотрении этой темы необходимо уяснить понятие преступлений против военной службы. При этом особое внимание необходимо уделить объекту (в особенности родовому и видовому) и признакам субъекта этих преступлений. Следует также уметь разграничивать преступления против военной службы от преступлений, предусмотренных другими разделами Особенной части УК, которые совершаются военнослужащими, но не посягают на порядок несения и прохождения военной службы, ответственность за которые наступает по статьям соответствующих глав на общих основаниях.

Изучая данную тему, следует уяснить такие понятия, как «военная служба», «приказ», «начальник по служебному положению», «начальник по воинскому званию», «оружие, вверенное по службе» и другие. Особое внимание следует уделить изучению таких категорий, как «существенный вред интересам службы», «причинение вреда интересам безопасности государства», «вред правам и законным интересам граждан» и «тяжкие последствия».

При характеристике оскорбления военнослужащего следует провести отграничение этого преступления от унижения чести и достоинства военнослужащего, образующего нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. Рассматривая такие составы преступлений, как самовольное оставление части или места службы и дезертирство, следует обратить внимание на их различия, а также на основания освобождения от уголовной ответственности, предусмотренные в примечаниях к ст.ст. 337 и 338 УК РФ.

Нормативные акты

Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.

Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ.

О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ.

О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 9.

О статусе военнослужащих: Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ.

Об обороне: Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ.

О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 № 3.

Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации (вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации"): Указ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495.

Об утверждении Устава службы на судах Военно-Морского Флота: Приказ Министра обороны РФ от 22.07.2010 № 999.

Литература

Военно-уголовное право: Учебник / Под ред. Х.М. Ахметшина, О.К. Зателепина. М., 2008. Вып. 93 // КонсультантПлюс: справ. правовая система.

Зателепин О.К. Квалификация преступлений против военной безопасности государства. М., 2009 // КонсультантПлюс: справ. правовая система.

Нарушения специальных видов военной службы: вопросы уголовной ответственности: нарушения правил несения боевого дежурства (боевой службы), нарушения правил несения пограничной службы, нарушения уставных правил караульной (вахтенной) служб, нарушения правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, нарушения уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне. М., 2007.

Преступления против военной службы: Учебник для вузов / Под ред. Н. А. Петухова. М., 2002.

Задачи

Задача 1. Старший лейтенант Стожко, недовольный тем, что на­чальник штаба майор Лопухов назначил его дежурным по части на выходной день, ворвался к Лопухову в кабинет и потребовал изменить решение, пригрозив в противном слу­чае "переломать Лопухову все ребра".

Содержатся ли в действиях Сторожко состав преступления?

 

Задача 2. Рядовой Ластов, желая отомстить командиру отделе­ния сержанту Носову за то, что тот не отпускал его в город, вечером в городском клубе во время танцев вызвал Носова на улицу, внезапно несколько раз ударил его кулаком по голове и в грудь, после чего скрылся.

Дайте юридическую оценку действиям Ластова.

 

Задача 3. Дежурный по роте млад­ший сержант Авдеев подошел к рядовому Тихонову и не разрешил лечь в обмунди­ровании на кровать. Обозлившись, Тихонов стал оскорблять Авдеева нецензурными словами, уда­рил его по лицу, облил водой из стоявшего рядом ведра и ушел из подразделения.

Квалифицируйте действия Тихонова.

 

Задача 4. Рядовому Лепехину во время обеда не досталась пайка масла. Увидев у Толстова двойную порцию, он назвал его "жирной, вечно голодной свиньей", подкрепив "комплимент" нецензурной бранью, и пнул в живот.

Квалифицируйте действия Лепехина.

 

Задача 5. Командир роты капитан Попович вызвал к себе в кан­целярию четырех молодых солдат и заявил им, что они свиньи и он за один месяц сделает из них цивилизованных людей. Один из солдат возмутился, тогда Попович встал из-за стола и, по­дойдя к солдату, скомандовал: "Кругом!". Когда солдат выпол­нил приказ, Попович пнул его, сказав при этом, что отныне он с ним будет общаться только таким образом.

Содержат ли действия Поповича состав преступления?

Задача 6. Рядовой Рыбаков смотрел телевизор. Изображение было плохим из-за помех, которые возникали ввиду того, что на антенну постоянно садились птицы. Рыбаков подозвал к себе рядового Мамсадова и приказал тому лезть на крышу и отгонять птиц с антенны, пока он, Рыбаков, будет смотреть телепередачу. Мамсадов сначала отказался, но когда Рыба­ков несколько раз ударил его, согласился.

Дайте юридическую оценку действиям Рыбакова.

 

Задача 7. Рядовые Плесов, Горбачев и Коробкин заставляли сол­дат, призванных в армию позднее, чем они, заправлять за ними кровати, стирать белье, выполнять за них различные работы. Тех, кто отказывался это делать, они избивали, причем били так, чтобы на теле не оставалось никаких сле­дов, либо заставляли бегать по плацу с кроватями в тече­ние часа.

Квалифицируйте действия Плесова, Горбачева и Рыбакова.

 

Задача 8. Ефрейтор Язов, находясь в увольнении, познакомился с девушкой, которая пригласила его к себе домой. Язов вер­нулся в часть только через двое суток, а на вопрос коман­дира, где он находился, Язов ответил, что не мог оставить девушку одну, к тому же она очень просила его, Язова, не покидать ее.

Содержат ли действия Язова состав преступления?

 

Задача 9. Рядовой Капустин, устав от тягот полевого похода, ко­торый продолжался две недели, в полном обмундировании и с оружием отстал от группы. Испугавшись ответственности и насмешек со стороны сослуживцев, Капустин решил не возвращаться в часть, а направился "автостопом" домой. Он полагал, что его не будут искать, решив, что с ним про­изошел несчастный случай в лесу.

Квалифицируйте действия Капустина.

Контрольные вопросы:

1. Является ли субъектом преступлений против военной службы гражданин, призванный на неё с нарушением установленного порядка (например, не годный к военной службе по состоянию здоровья)?

2. С какого момента граждане приобретают статус военнослужащего?

3. Назовите родовой и видовой объекты преступлений против военной службы.

 

Тема 20. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Контрольные вопросы к теме

1. Понятие международного преступления.

2. Система международных преступлений.

3. Принципы уголовной ответственности за междуна­родные преступления.

4. Субъекты международных преступлений.

Нормативные акты

Всеобщая декларация прав и свобод человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года // Российская газета. 1998. 10 декабря.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года // Собрание законодательства РФ. 1998. № 20. Ст. 2143; № 33. Ст. 3835.

Декларация прав человека и гражданина Российской Федерации от 22 ноября 1991 года // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.

Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1996 года. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года // Международное публичное право: Сборник документов. Т.1. – М. 1996.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 года // Международное публичное право: Сборник документов. Т.1. – М. 1996.

Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека // Собрание законодательства РФ. 1999. № 13. Ст. 1489.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней // Собрание законодательства РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

 

Литература

Блищенко И.П. Прецеденты в международном праве. – М., 1977.

Губин В.Ф. Расовая дискриминация: реакционная сущность и международная противоправность. – М., 1979.

Ермолович Я.Н. о некоторых организационно-правовых вопросах деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности и участию в ней Вооруженных Сил Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. – 2008. - N 5.

Изъянов А. Ответственность за наемничество по уголовному законодательству зарубежных государств // Законность. – 2008. - N 4.

Карпец И.И. Преступления международного характера. – М., 1979.

Ледях И.А. Универсальная юрисдикция как принцип уголовного преследования и наказания в международном гуманитарном и международном уголовном праве // Юрист-международник. – 2008. - N 2.

Маршакова Н.Н. Проблемы классификации преступлений против мира и безопасности человечества в российском уголовном законодательстве // Юридический мир. – 2007. - N 10.

Полторак А.И., Савинский Л.Н. Вооруженные конфликты и международное право. – М., 1976.

Решетов Ю.А. Борьба с международными преступлениями против мира и безопасности. – М., 1983.

Ромашкин П.С. Преступления против мира и человечества. – М., 1967.

Рыбаков Ю.М. Вооруженная агрессия – тягчайшее вооруженное преступление. – М., 1980.

Степаненко В.И. Влияние международных договоров на содержание и сферу действия советского уголовного права. – Свердловск, 1982.

Ушаков Н.А. Основания международной ответственности государств. – М., 1983.

Цветков А.А. судебное толкование норм международного права как части уголовно-правовой системы России // Российский судья. – 2005. - N 4.

 

Задачи

Задача 1. В связи с вооруженным конфликтом в южной респуб­лике бывшего СССР в Россию бежало несколько семей. Ор­ганы территориальной федеральной миграционной службы определили им место жительства в одном из поселков Во­ронежской области. Администрация местного органа само­управления выделила семьям для проживания домики в спортивном лагере. Однако по истечении года между бе­женцами и местным населением начали происходить столк­новения на почве национальных традиций и религиозных обычаев. Постоянные угрозы со стороны местного населе­ния и требования покинуть поселок вылились в прямую конфронтацию. На митинге в связи с празднованием 1 Мая лидер националистического движения района призвал к расправе над беженцами. Вечером того же дня бесчинст­вующая толпа учинила поджог домов и избиение жителей лагеря. В результате этого трое беженцев были убиты, а десятерым нанесен тяжкий вред здоровью.

 

Задача 2. Комиссар военкомата, договорившись с представите­лем одной из сторон, участвующих в вооруженном конфлик­те, организовал подготовку лиц для участия в боевых дей­ствиях этой стороны. Для этого он по повесткам вызывал в военкомат молодых людей от 17 до 22 лет и из числа жела­ющих составлял группу для прохождения обучения при­емам ведения боевых диверсионных операций. Обучение проходило в тренировочном лагере под руководством военнослужащих, находящихся в запасе и имеющих опыт веде­ния боевых действий. Все расходы, в том числе и денежное вознаграждение, оплачивались представителем заинтере­сованной стороны через комиссара военкомата.

 

Задача 3. Николаев, член религиозной секты, с целью зараже­ния местности, на которой компактно проживало таджикское население, используя шантаж, приобретал у работни­ков химкомбината компоненты трехосновного химического бинарного вещества.

 

Задача 4. Группа научных сотрудников Института эксперимен­тальной физики открыла неизвестные свойства электромаг­нитных волн, способных вызывать в течение непродолжи­тельного времени расстройство психической деятельности. О своем открытии они решили не докладывать на научно-техническом совете института, а без разрешения руковод­ства института подготовить установку и провести испыта­ния в районе золотых приисков, чтобы, воздействуя на ста­рателей, с ее помощью завладеть ценностями.

 

Задача 5. Во время боевых действий в районе вооруженного кон­фликта между федеральными войсками и незаконными воору­женными формированиями подразделение федеральных войск заняло опорный населенный пункт сепаратистов. Командир подразделения приказал взять в заложники оставшуюся часть населения. Им было выдвинуто требование о сдаче оружия в течение 12 часов, в противном же случае он угрожал разру­шить населенный пункт, а население депортировать.

 

Задача 6. Коваленко, член религиозной секты, в течение трех месяцев изготовлял и распространял листовки, призываю­щие к вооруженной борьбе за отделение данной автономной области от федерации.

 

Задача 7. После окончания футбольного матча поклонники рос­сийского клуба бурно реагировали на проигрыш любимой команды. Выйдя со стадиона, они начали громить витрины магазинов, переворачивать автомобили и киоски. Проходя мимо здания, где расположилось представительство Крас­ного Креста, "фаны" разбили стекла на первых этажах и сорвали флаг международной организации.

 

Задача 8. Заместитель руководителя одного из министерств Рос­сии подписал распоряжение об организации захоронения ядерных отходов в районе Кольского полуострова без над­лежащего строительства "могильников". Контейнеры с "мирным атомом" топили на глубине до трех километров в Ба­ренцевом море. В результате того, что со временем они про­ржавели, отходы разнесло течением. Произошло отравле­ние морских звезд, которыми питалась рыба, а рыбой - тюлени. Местное население, в свою очередь, употребляет тюленину в пищу, не подозревая, что получает облучение цезием-137, в сотни и тысячи раз превышающее ПДК для жителя материка. Ядерная помойка стала причиной выми­рания коренных жителей Севера.

 

Задача 9. Во время боев между федеральными войсками и сепа­ратистами командир одного из специальных подразделений внутренних войск, остановив три машины Красного Креста, заставил персонал международной организации покинуть их. Затем бойцы спецподразделения на транспорте этой организации проникли на территорию опорного пункта. Се­паратисты, полагая, что подъехали врачи Красного Креста, стали приводить раненых, но в это время из машин по ним открыли огонь. В результате этих действий опорный пункт был уничтожен.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

При изучении дисциплины особое значение отводится самостоятельной работе студента. Формы и методы самостоятельной работы студента во многом зависят от самого студента. Однако не будет лишним использовать данные рекомендации. Они позволят повысить качество подготовки к занятиям.

В процессе самостоятельной работы студент должен ознакомиться с содержанием настоящего учебно-методического комплекса (УМК). Желательно просмотреть УМК от начала и до конца.

Студенту при подготовке к лекции следует учитывать, что они, как правило, затрагивают устоявшиеся (догматические) положения Общей части уголовного права России. Многие из этих положений можно найти в любом учебнике по уголовному праву. Полезность лекции заключается в следующем: 1) студент, внимательно прослушавший лекцию, автоматически запоминает около 9-15% информации; 2) на занятии высказывается позиция лектора, которая будет полезна при подготовке к зачетам и экзаменам; 3) лекция как бы «заряжает» студента на углубленное познание уголовного права; 4) после лекции проще изучать учебник или иной материал; 5) на лекции часто даются полезные советы, ссылки на важную литературу.

С еминарские занятия требуют активной работы студента. Полезность семинарского занятия: 1) формируются навыки выступления и ораторского мастерства, которые крайне необходимы юристу; 2) преподаватель отмечает наиболее активных студентов, что в перспективе, при прочих равных условиях, влияет на получение зачета или оценки по экзамену; 3) демонстрация знаний на семинарском занятии в последствии может сыграть положительную роль при получении характеристики для трудоустройства, рекомендации при поступлении в аспирантуру и т.д.; 4) активная работа на семинарском занятии позволяет запомнить от 15 до 65% информации в зависимости от методики проведения занятия; 5) семинарское занятие в системе подготовки юристов по сути является единственным вариантом проверки теоретических знаний практическим путем.

Одним из способов активного поведения студента на семинарском занятии является выступление. Для выступления необходимо:

- научиться четко, полно и кратко формулировать теоретические положения в виде определений (дефиниций);

- научиться раскрывать основные черты, признаки, значение и роль изучаемого уголовно-правового термина, категории, института;

- научиться использовать в качестве доказательства своих суждений реальные жизненные факты, нормативно-правовые акты, материалы судебной практики, взгляды известных ученых.

Студенту рекомендуется готовиться к семинарскому занятию как можно раньше. Для этого следует:

- ознакомиться с содержанием плана семинара;

- прочесть свой конспект лекции по данной теме;

- изучить рекомендуемые нормативно-правовые акты и дополнительную литературу;

- решить практические задачи (устно или письменно), предусмотренные планом семинара или рекомендуемые преподавателем.

Не менее значимым элементом семинарского занятия является поведение студентов в процессе его проведения. Нужно научиться слушать выступления своих коллег, быть готовым вступить в дискуссию, приводя веские доводы, обосновывающие обсуждаемый тезис или опровергающий его. Скверными следует признать манеры, когда студент перебивает выступающего, пытается перекричать коллегу.

После окончания обсуждения очередного вопроса и подведения итогов целесообразно вносить в свой конспект поправки и дополнения, исправлять ошибки. Такой конспект в конце изучения курса окажет значительную помощь при подготовке к зачету (экзамену).

Таким образом, в процессе семинарского занятия, отвечая на поставленные вопросы, студент должен показать умения и навыки работы с нормативными актами, умения анализировать и оценивать различные ситуации, готовить аргументированные выступления, грамотно и убедительно говорить, логически правильно строить свои мысли и, в конечном итоге, формировать глубокие и прочные знания по предмету.

Практические занятия направлены на приобретение, отработку и закрепление студентами практических умений и навыков, применения теоретических знаний для решения практических задач.

При подготовке к практическому занятию студенты должны:

- изучить рекомендуемые нормативные акты и литературу;

- ознакомиться с содержанием изложенных практических ситуаций;

- основываясь на положениях действующего законодательства, решить задачи и ответить на поставленные в задачах вопросы;

- широко использовать судебную практику, в том числе постановления Пленумов Верховного Суда СССР, РСФСР, РФ.

При решении задач студенты должны дать развернутые и аргументированные ответы со ссылками на соответствующие статьи Уголовного кодекса РФ и иной нормативный материал. Для этого рекомендуется внимательно прочитать задачу, хорошо уяснить изложенные обстоятельства и анализируя их, а также текст закона, используя теоретические положения, доказать правильность приведенного решения. В ходе обсуждения задачи преподаватель может усложнять ее, вводя дополнительные условия, не сформулированные в тексте задачи, изменять конкретные обстоятельства, модифицировать правовую ситуацию, включать новых участников и т.п. Для успешного решения предложенных практических ситуаций рекомендуем ознакомиться и использовать предложенный алгоритм решения задач.

Задания по решению практических ситуаций могут выполняться как в учебное время, непосредственно на практических занятиях, так и во вне учебное время, в виде домашних заданий, с последующим представлением на проверку преподавателю или их анализом на занятиях. Для этого у студентов, помимо тетрадей для записи лекций, должны быть тетради для выполнения практических заданий, которые могут быть сданы преподавателю для проверки.

Для решения конкретной задачи, предложенной в учебно-методическом комплексе, существенным является два момента. Первый – процесс, алгоритм установления, исходя их фактических обстоятельств дела, приведенных в задаче, признаков того или иного преступного деяния. Второй – результат, т.е. решение казуса и защита своей позиции по задаче.

Алгоритм решения задач тесно связан с понятием «квалификация преступлений». Квалифицировать (от латинского qualis - качество) – значит, относить какое-либо конкретное явление по его качественным признакам, свойствам к какому-либо разряду, виду, категории. Квалификация преступлений – это «установление и юридическое закрепление точного соответствия между признаками совершенного деяния и признаками состава преступления, предусмотренного уголовно-правовой нормой»[2]. В сфере уголовного права квалификация предполагает выбор конкретной правовой нормы (пункта статьи, части статьи, статьи УК РФ), которая предусматривает уголовную ответственность за случай, предложенный в задаче. Таким образом, студент, решая задачу, дает ему юридическую оценку путем указания на соответствующую уголовно-правовую норму, содержащую все признаки состава этого преступления.

Алгоритм решения задач имеет психологический и логический аспекты. Психологический аспект есть мыслительный (творческий) процесс. Логический аспект суть применение правил логики. В целом алгоритм решения задач представляет собой совокупность мыслительных приемов, подчиненных законам логики. С практической стороны, вышесказанное можно представить в следующем виде:

1) Анализ фактических обстоятельств дела, предложенных в задаче;

2) Выбор (отыскание) соответствующей статьи УК РФ;

3) Удостоверение в правильности (подлинности) текста УК РФ, содержащего нужную норму, и установление его юридической силы. Студент должен предвидеть возможность отмены, изменения или дополнения используемой им для квалификации деяния статьи УК РФ;

4) Уяснение смысла и содержания уголовно-правовой нормы;

5) Соотнесение фактических обстоятельств дела, приведенных в задаче, с уголовно-правовой нормой;

6) Принятие решения.

7) Подготовка вариантов ответов на контраргументы.

Уместно заметить, что вывод (решение) по задаче должен содержать:

1. Ссылку на статью (пункт, часть статьи) Особенной части УК РФ, предусматривающий данный вид преступления.

2. В случае необходимости должна быть ссылка на статью (пункт, часть статьи), устанавливающей наказуемость приготовления, покушения или соучастия в совершении определенного преступления либо иным образом дополняющая или конкретизирующая норму Особенной части УК РФ. Следует заметить, что на статью Общей части УК РФ следует ссылаться лишь в сочетании со статьей Особенной части УК РФ.

3. Указание на признаки состава преступления, т.е. на то, что нарушил виновный (объект уголовно-правовой охраны), какое действие (бездействие) совершило лицо (объективная сторона преступного деяния), кто в задаче субъект преступления и какова субъективная сторона общественно опасного деяния.

Практика проведения семинарских и практических занятий показывает, что вероятность правильного решения задачи увеличивается, если студент использовал логические приемы[3].

Литература в учебно-методическом комплексе предложена в минимальном объеме. При необходимости расширения и обновления круга источников следует использовать возможности современных информационных систем («ГАРАНТ», «Консультант+», «Кодекс» и т.д.). При написании курсовых, выпускных квалификационных работ дополнительные источники может рекомендовать научный руководитель.

 

Контрольные задания

для студентов очной формы обучения

Учебным планом подготовки бакалавров по направлению 030900. 62 «Юриспруденция» по дисциплине «Уголовное право Российской Федерации» (Особенная часть) для студентов очной формы обучения предусмотрено два контрольных задания и контрольная работа. Выполнение контрольных заданий имеет целью углубить знания студентов по определенным разделам и темам дисциплины.

Контрольные задания выполняются студентами по итогам изучения раздела VII Особенной части «Преступления против личности» и раздела VIII Особенной части «Преступления в сфере экономики».

Контрольные задания состоят из двух вариантов.

В каждом варианте содержится четыре задания. Контрольные задания студенты выполняют в часы самостоятельной подготовки в письменном виде. Ответы должны быть аргументированными, иметь ссылки на конкретные нормативные правовые акты, статьи этих актов и соответствующую научную и учебную литературу.

Контрольную работу студенты выполняют по вариантам, определяемым по начальной букве фамилии.

Условия задачи необходимо переписать. Для простоты ориентирования в работе желательно каждое задание начинать с нового листа.

 

Задание I



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.093 с.)