Диагностика в педагогическом процессе: понятия, структура, задачи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика в педагогическом процессе: понятия, структура, задачи.



В античном мире диагностами назывались люди, которые после сражения подсчитывали количество убитых и раненых. В эпоху Возрождения диагностика - уже медицинское понятие, означающее распознавание болезни. В ХХ веке это понятие стало широко использоваться в философии, а затем и в психологии, технике и других областях. В общем смысле диагностика - особый вид познания, находящийся между научным знанием сущности и познаванием единичного явления. Результат такого познавания - диагноз, то есть заключение о принадлежности сущности, выраженной в единичном, к определенному установленному наукой классу. В социальной педагогике диагностика изменила свое содержание. Если психологическая диагностика стремится оценить личность и отдельные ее стороны как относительно устойчивые образования, то социально-педагогическая диагностика направлена на результаты формирования личности учащегося, поиск причин этих результатов и характеристику целостного педагогического процесса. Для многих исследователей понятие “ диагностика ” ограничивается фиксацией некоторых показателей обученности, воспитанности или проявлений личности человека в различных видах его деятельности. Тем самым она сводится к элементарной проблеме оценки каких-либо личностных признаков, а сама личность представляется в виде среза, фотографии. Для социально-педагогической диагностики важно то, что воспитатель, и его воспитанник изменяются, взаимодействуют, вместе организуя социально-воспитательный процесс. Возникает сотрудничество в новой сфере, более широкой, чем учебная и воспитательная деятельность, поэтому для педагога диагностика начинает выполнять сразу две роли: 1) с помощью диагностики прослеживается результативность работы воспитанника и воспитателя, 2) диагностика из инструмента познания превращается в инструмент формирования. С одной стороны, диагностика направлена на изучение внешних обстоятельств жизни людей, то есть условий и характера обучения и воспитания, семьи, круга общения, профессии и работы. С другой стороны, для диагностики принципиально значимым становится изучение внутреннего мира. Диагностика социально-педагогического процесса выполняет ряд функций, обеспечивающих его объективный, независимый характер: ф-я обратной связи;ф-я оценки результативности педагогической деятельности; ф-я воспитательно-побуждающая; коммуникативная; конструктивная; прогностическая; информирование участников педагогического процесса. Итак, с учетом перечисленных функций социально-педагогической диагностики можно выделить следующие ее направления: диагностику доступности целей и содержания социально-педагогического процесса; диагностику способов реализации этих целей и содержания; диагностику педагогического взаимодействия; диагностику результативности социально-педагогического процесса. Таким образом, в структуре педагогического знания диагностика имеет вполне самостоятельное значение и практическую направленность. Будучи самостоятельной областью педагогической деятельности, диагностика позволяет учителю объективно оценивать характер и особенности протекания социально-педагогического процесса как процесса взаимодействия и взаимоизменения воспитателя и воспитанника, определять зону ближайшего развития личности учащегося, направлено осуществлять целеполагание и определение путей достижения принятых целей. Уровни социально-педагогической диагностики:

Уровень диагностики Методы ис-следования Описательная ф-я педагогич-го
моделирования Прогнозирующая ф-я пед-го моделирования
Компонент-ная диаг-ностика Срезы отдельных компонентов исследуемого объекта. Отдельные проявления и показатели индивидуальных особенностей личности. Отдельные характеристики педагогического влияния. Малодостоверный прогноз, основанный на интуиции или опыте
Структур-ная диагностика Срезы по нескольким компонентам. Связи между отдельными сторонами процесса или отдельными проявлениями формирующейся личности. Создание теоретических моделей Достоверность краткосрочного прогноза. В предсказании по-прежнему большое место занимает интуиция.
Системная диагностика Экспериментальные ситуации, генетический метод. Системы образования и воспитания. Функционирование педагогической системы во времени, выявление существенных связей как внутри исследуемого объекта, так и внешних связей. Создание имитационных моделей. Определение различных зон развития личности учащихся и перспектив педагогического процесса.
Прогнози-рование Прогностические методы. Экстраполяция воспитательного процесса. Вероятностное предсказание правильности выбранных средств и путей достижения педагогических целей  

 

27. Закон «Об образовании» и его значение для развития системы отечественного образования

Что же понимается под словом образование в современной РФ? Прежде всего нужно отметить то что под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней.

Любой уважающий себя гражданин в процессе своей жизни получает то или иное образование. Под образованием человека понимается то, на каком уровне развита его культура. После окончания какого либо учебного заведения, гражданину на руки выдается документ, который удостоверяет что он успешно прошел курс обучения по данной специальности.

Любой гражданин имеет право получить образование и это является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Образование в РФ осуществляется в соответствии с определенным законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Федеральный закон об образовании хорошо отработан к нашей стране. В нем в полной мере раскрыты все права граждан на обучение. Существует довольно много статей, которые охватывают всю сферу обучения.

Закон "Об образовании", является главным документом, который регулирует деятельность в области образования в Российской Федерации.

Также стоит отметить то что федеральный закон был принят Государственной Думой 19 июля 1996 года, а затем одобрен Советом Федерации 7 августа 1996 года.

Основными целями общеобразовательного учреждения являются: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ; их адаптация к жизни в обществе; создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; формирование здорового образа жизни.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Закон об образовании распространяется на все учебные заведения страны с одинаковым правом.

28. Основные виды образовательных учреждений в РФ, их структура

На сегодняшний день можно говорить о существовании следующих типов ОУ: дошкольные; общеобразовательные; начального профессионального обр-ия; среднего профессионального обр-ия; высшего профессионального обр-ия; послевузовского профессионального обр-ия; дополнительного обр-ия взрослых; дополнительного обр-ия детей; для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальные (коррекционные); др. учреждения, осуществляющие образовательный процесс. Первые пять типов ОУ являются основными и наиболее распространенными, в связи с этим кратко рассмотрим их некоторые особенности. Дошкольные ОУ – это тип ОУ, реализующего общеобразовательные программы дошкольного обр-ия различной направленности. Основными задачами ДОУ являются: обеспечение воспитания и раннего обр-ия детей; обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья детей; обеспечение развития индивидуальных способностей детей; осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии детей; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. ДОУ в соответствии с их направленностью делятся на пять основных видов: Д/с общеразвивающего вида; Д/с компенсирующего вида; Д/с присмотра и оздоровления; Д/с комбинированного вида; Центр развития ребенка. ОУ в зависимости от уровней реализуемых образовательных программ подразделяются на следующие виды: Начальная общеобразовательная школа – реализует общеобразовательную программу начального общего обр-ия, это начальная ступень школьного обр-ия, на которой дети приобретают основные знания для дальнейшего обр-ия. Средняя ОШ– реализует общеобразовательные программы среднего общего обр-ия, это третья ступень общего обр-ия. Профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Средняя ОШ с углубленным изучением отдельных предметов – реализует общеобразовательные программы среднего общего обр-ия, обеспечивающие дополнительную подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам. Гимназия – реализуются общеобразовательные программы основного общего и среднего общего образования, обеспечивающие дополнительную подготовку обучающихся, как правило, по предметам гуманитарного профиля. Лицей – ОУ, реализующие общеобразовательные программы основного общего и среднего общего обр-ия. В лицеях организуется углубленное изучение группы учебных предметов по определенному профилю. Учреждения начального профессионального образования. Основной целью УНПО является подготовка работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего общего обр-ия. К учреждениям НПО относятся:профессиональное училище;профессиональный лицей;учебно-курсовой комбинат (пункт);учебно-производственный центр;техническая школа;вечерняя (сменная) школа. Профессиональные училища – основной вид учреждения начального профессионального образования, в котором осуществляется наиболее массовая подготовка квалифицированных профессиональных рабочих и специалистов. Профессиональные лицеи – центр непрерывного профессионального образования, в котором осуществляется, как правило, межотраслевая, и межрегиональная подготовка квалифицированных специалистов и рабочих по сложным, наукоемким профессиям. Учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа, вечерняя (сменная) школа - осуществляют реализацию образовательных программ переподготовки, повышения квалификации рабочих и специалистов, а также подготовки рабочих и специалистов соответствующего уровня квалификации по ускоренной форме обучения. Образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения). Основными целями и задачами деятельности ОУ СПО являются: подготовка специалистов среднего звена на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования; удовлетворение потребностей рынка труда (с учетом отраслевых запросов экономического сектора) в специалистах со средним профессиональным образованием; удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. К средним специальным учебным заведениям относятся техникум и колледж. Техникум (училище) – реализует основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня. Колледж – реализует основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. Образовательные учреждения высшего профессионального образования. Целями и задачами ОУ ВПО являются: подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования; удовлетворение потребностей государства в квалифицированных специалистах с высшим образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации; подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и руководящих работников; организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, в том числе по проблемам образования; удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. В соответствии с законодательством РФ об образовании устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: институт, университет, академия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.245.196 (0.007 с.)