Общая характеристика права собственности на природные ресурсы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика права собственности на природные ресурсы.



 

Право на природные ресурсы — это субъективное право имущественного характера, содержание которого составляет правомочие пользования природным объек­том, сопряженное или не сопряженное с правом владения и распоряжения данным объектом.

Данные права подразделяются на две группы:

♦ вещные права;

♦ обязательственные права.

Различие названных прав проводится по следующим признакам:

1) по кругу обязанных субъектов. Для вещного права характерен абсолютный характер права, при котором правообладателю противостоит неограниченный круг
обязанных лиц. В обязательственном праве кредито­ру противостоит указанный в договоре должник;

2) по предмету субъективного права. Предметом вещ­ного права является вещь, предметом обязатель­ственного права — действие;

3) по содержанию права. В содержании вещного пра­ва присутствует правомочие владения вещью, в от­носительном праве такое право отсутствует, что
обусловлено выделением в качестве предмета пра­ва определенного действия.

В ГК РФ установлен перечень видов вещных прав. В соответствии со ст. 209 и 216 ГК к ним относятся:

♦ право собственности;

♦ право пожизненного наследуемого владения зе­мельным участком;

♦ право постоянного (бессрочного) пользования зе­мельным участком;

♦ сервитута;

♦ право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом.

В соответствии со ст. 334 ГК РФ к вещным правам относится право залога.

Данный перечень не может быть изменен по воле уча­стников правоотношений. Однако он может быть изме­нен в сторону расширения или ограничения на основе федеральных законов. В частности, в соответствии с дей­ствующим природоресурсным законодательством не применяется по отношению к природным ресурсам пра­во хозяйственного ведения имуществом и право опера­тивного управления имуществом.

Вещное право в отличие от обязательственного права содержит правомочие владения вещью, т. е. фактическо­го господства над ней. В случае нарушения данного пра­ва субъект права использует вещно-правовые способы защиты, а именно, истребование вещи из чужого неза­конного владения либо устранение препятствий в осуще­ствлении вещного права.

Вещному праву корреспондирует обязанность неогра­ниченного круга лиц не нарушать данное право.

Обязательственные права в области природопользова­ния содержат правомочие их субъекта осуществлять пользование природным объектом, не связанное с владе­нием данным объектом.

К числу обязательственных прав относится

концессия,

право краткосрочного и долгосроч­ного пользования природными объектами.

Аренда, хотя и обладает признаками вещного права, однако формаль­но к числу вещных прав не отнесена, поэтому также рассматривается как обязательственное право.

В природоресурсном законодательстве устанавливает­ся исчерпывающий перечень видов обязательственных прав в сфере природопользования. В данной области не­применим принцип свободы договора, установленный ст. 421 ГК РФ. Участники правоотношений в сфере при­родопользования при выборе правовой формы природо­пользования должны руководствоваться тем перечнем прав, которые предусмотрены в отраслевом природоре-сурсном законодательстве.

Объектом прав в области природопользования могут выступать только такие природные объекты, которые могут быть индивидуализированы в установленном за­коном порядке. К ним относятся земельные участки, не­дра, леса и иная растительность, водные объекты, жи­вотный мир . Общим способом индивидуализации природных объектов является определение территориальных границ расположения природного объекта.

Субъектами прав на природные ресурсы могут являть­ся публичные образования (РФ, субъекты РФ и муници­пальные образования), государственные и муниципаль­ные органы, российские и иностранные физические и юридические лица, международные организации.

Отдельные виды прав в соответствии с федеральными законами могут принадлежать либо только физическим лицам (право пожизненного наследуемого владения), либо только юридическим лицам (право постоянного пользования земельным участком).

Право собственности по своей природе является граж­данско-правовым институтом. В гражданском законода­тельстве закреплены общие положения, определяющие со­держание, основания возникновения и прекращения права собственности. В то же время природные ресурсы являют­ся объектами особого рода в силу своей публичной значи­мости. Поэтому в природоресурсном законодательстве ус­танавливаются специальные нормы, определяющие поря­док пользования и распоряжения природными ресурсами.

Правовое регулирование отношений собственности на природные ресурсы, таким образом, осуществляется на ос­нове гражданского и природоресурсного законодательства.

13. ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ: СУБЪЕКТЫ, ОБЪЕКТЫ, СОДЕРЖАНИЕ.

 

Действующим законодательством предусмотрены сле­дующие формы собственности на природные ресурсы: государственная, муниципальная и частная. Допускается существование и иных форм собственности.

В соответствии со ст. 214 ГК РФ природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью. Как следует из данной нормы, для возникновения права государственной собственнос­ти на природные ресурсы не требуется совершения ка­ких-либо юридических действий или наступления юри­дических событий. Право собственности на природные ресурсы, собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, возни­кает у государства непосредственно из закона.

Государственной собственностью в РФ являются природные ресурсы, принадлежащие на праве собственнос­ти РФ, и природные ресурсы, принадлежащие на праве собственности субъектам Федерации.

Круг объектов федеральной собственности законодательством не ограничен. В ней могут находиться любые природные ресурсы.

В собственности субъектов не могут состоять при­родные ресурсы, являющиеся объектами федеральной собственности. К объектам федеральной собственности, в частности, относятся природные ресурсы, предназначенные для нужд обороны и осуществления иных функций, отнесенных к ведению РФ, природные ресурсы, входящие в систему природозаповедного фонда, другие виды природных ре­сурсов, которые имеют общегосударственное значение.

Право федеральной собственности на природные ресурсы может возникать при наличии следующих оснований:

1. В силу прямого указания закона. В соответствии с п. 3 постановления Верховного Совета РФ до момента определения собственника природных ресурсов последние относятся к федеральной собственности. В силу прямого указания закона возни­кает право исключительной федеральной собствен­ности на отдельные виды природных ресурсов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.005 с.)