Конституционный статус президента Республики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционный статус президента Республики



Президент Республики занимает юридически первое место в системе высших органов государственной власти. Он избирается на пять лет всеобщими и прямыми выборами по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства в первом туре и относительного - во втором.

К числу функций президента Конституция (ст. 5) относит наблюдение за соблюдением Конституции, осуществление арбитража с целью обеспечения нормального функционирования публичных властей, роль гаранта национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и международных договоров.

Однако полномочия президента значительно выходят за пределы перечисленных функций. Президент обладает обширными полномочиями в сферах законодательной, исполнительной и судебной власти, а также чрезвычайными, внешнеполитическими и некоторыми иными полномочиями. Наиболее значительными являются полномочия президента в сфере исполнительной власти. Он назначает министров, других высших чиновников, председательствует в Совете министров, подписывает декреты и ордонансы, принятые им, участвует в подготовке правительственных законопроектов.

В законодательной сфере, т.е. во взаимоотношениях с парламентом президент созывает парламент на чрезвычайные сессии, по предложению премьер-министра вносит в палаты предложения об изменении Конституции, по его решению для ратификации поправок к Конституции палаты образуют Конгресс или проводится референдум.

Президент промульгирует закон в течение 15 дней после его передачи правительству и до истечения этого срока может потребовать нового обсуждения палатами закона или его отдельных положений, т.е. обладает правом относительного вето. Президентское вето может быть преодолено абсолютным большинством голосов в обеих палатах. Важным и почти ничем не ограниченным правом президента является также роспуск Национального собрания - нижней палаты парламента. Такой роспуск недопустим лишь в следующих случаях:

- в течение года после внеочередных выборов палаты, т.е. выборов, состоявшихся после последнего ее роспуска;

- во время действия чрезвычайного положения;

- если функции президента осуществляют председатель Сената или правительство.

Роспуску Национального собрания должны предшествовать консультации президента с премьер-министром и председателями обеих палат парламента.

К полномочиям президента в законодательной сфере примыкает его право назначать референдум. Конституция предусматривает три случая назначения референдума. Первым из них является конституционный референдум, проводимый с целью ратификации поправок к Конституции (ст. 89). Второй вид референдума предусмотрен ст. 11 Конституции. Во время сессии парламента по предложению правительства или совместному предложению обеих палат президент может передать на референдум любой законопроект, касающийся организации публичных властей, ратификации международных договоров, экономических и социальных реформ. Данная статья Конституции фактически позволяет президенту обращаться по перечисленным вопросам напрямую к избирателям, минуя парламент, чем усиливает его позиции в государственном механизме. Наконец, третий случай назначение референдума прямо Конституцией не предусмотрен, но выводится ж смысла ст. 53. Это голосование по территориальным вопросам, которые согласно данной статье не могут быть решены без согласия заинтересованного населения. Такое согласие и выражается путем референдумов которые неоднократно проводились по территориальным проблемам.

Полномочия президента в сфере судебной власти охватывают право назначения трех членов Конституционного совета, право помилования, руководство Высшим советом магистратуры и назначение все его членов.

Весьма значительными являются и чрезвычайные полномочия президента. Он может единолично ввести в стране чрезвычайное положение при наличии двух условий:

1) существование серьезной и непосредственной угрозы либо со статутам республики, либо независимости нации, либо целостное! ее территории, либо выполнению международных обязательств;

2) нарушение нормального функционирования органов государственной власти, созданных в соответствии с Конституцией.

Введение чрезвычайного положения предваряется официальной консультацией с премьер-министром, председателями палат парламента и Конституционного совета. Кроме того, вводя чрезвычайное положение, президент должен обратиться к нации с посланием. Сразу после введения чрезвычайного положения парламент собирается на сессию "по праву", он не может быть распущен, однако он вправе лишь высказываться по поводу действий президента, реальных же контрольных полномочий (отмена актов президента) парламент не имеет.

К чрезвычайным полномочиям президента примыкают его военные полномочия. Он является главой вооруженных сил страны, председательствует в высших советах и комитетах обороны.

В сфере международных отношений президент заключает и ратифицирует международные договоры (кроме тех, которые требуют обязательной ратификации парламента), аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных державах.

Среди перечисленных полномочий Конституция различает права президента, осуществляемые им самостоятельно, и права, требующие котрассигнации премьер-министра и в случае необходимости - ответственных министров (ст. 19). Самостоятельно президент назначает референдум согласно ст. 11 Конституции; распускает Национальное собрание; вводит чрезвычайное положение; направляет послания палатам парламента; делает запросы в Конституционный совет о соответствии Конституции законов и международных договоров. Правовые акты, издаваемые президентом с целью реализации остальных полномочий, требуют контрассигнации.

Важной гарантией деятельности президента является его неприкосновенность. Во время исполнения своих полномочий он не может быть привлечен к ответственности, иначе как в случае государственной измены, т.е. неприкосновенность президента Франции не является абсолютной. Но ответственность президента за государственную измену осуществляется в особом порядке. Обвинение ему может быть предъявлено только двумя палатами парламента, принявшими идентичное решение абсолютным большинством голосов от общего числа своих членов. По существу дело рассматривает и окончательное решение принимает Высокая палата правосудия.

В случае досрочного прекращения президентом его полномочий их временно осуществляет председатель Сената, а если у последнего, в свою очередь, имеются препятствия, - то правительство. Они могут осуществлять все полномочия президента, за исключением роспуска Национального собрания и передачи на референдум законопроектов в порядке ст. 11 Конституции. Но такое замещение президента является достаточно краткосрочным: голосование по выборам нового президента, за исключением случаев непреодолимой силы, констатированной Конституционным советом, происходит не ранее чем за 20 и не позднее чем за 35 дней после прекращения президентских полномочий.

Правительство Франции

Правительство Франции - коллегиальный орган, осуществляющий текущее управление страной: в соответствии с Конституцией "правительство определяет и проводит политику нации" (ст. 20). Правительство состоит из премьер-министра и министров. Премьер-министр назначается президентом Республики. Министры назначаются также президентом, но по представлению премьер-министра. При этом Конституция не обязывает президента при формировании правительства учитывать расстановку политических сил в парламенте, а вновь сформированное правительство - получить доверие парламента, но на практике это всегда происходит в силу существования парламентской ответственности правительства.

Министры прекращают свои полномочия в том же порядке, что и назначаются: их увольняет президент по предложению премьер-министра. Премьер-министр прекращает исполнение своих функций по представлении им заявления об отставке правительства (ст. 8 Конституции).

Премьер-министр имеет особый статус в правительстве. Он руководит его деятельностью, несет ответственность за национальную оборону, обеспечивает исполнение законов, назначает на военные и гражданские должности, в случаях, предусмотренных Конституцией, после обсуждения в Совете министров ставит вопрос о доверии правительству, замещает президента в случае необходимости, обладает правом законодательной инициативы и т.д.

Функции члена правительства несовместимы с осуществлением любого парламентского мандата, со всякой государственной службой или профессиональной деятельностью.

Конституция Франции различает понятия Совет министров и кабинет министров. Совет министров - это собрание министров под председательством президента, а кабинет министров - это собрание министров под председательством премьер-министра. Только Совет министров осуществляет конституционные полномочия правительства Все акты, принимаемые данным органом, подписываются президентом

Конституция закрепляет принцип парламентской ответственности правительства. За проводимую политику оно ответственно перед Национальным собранием, которое может выразить ему резолюции порицания или отказать в доверии. В этом случае премьер-министр должен вручить президенту заявление об отставке правительств; Юридическая же ответственность членов правительства реализуется

Судом Республики, образованным в 1993 году для рассмотрения дел о преступлениях или деликтов, совершенных членами правительства при исполнении ими своих функций. Дело может быть начато по обращению любого лица, которое считает себя ущемленным в правах преступлением или деликтом, совершенным министром.

Компетенция правительства сформулирована в Конституции Франции 1958 года по остаточному принципу: составляющие ее вопросы почти не оговорены в Конституции. Конституция содержит перечень вопросов компетенции парламента, т.е. вопросов, по которым могут приниматься законы. Вопросы же, не входящие в область законодательства, носят регламентарный характер (ст. 37). Регламентарная власть принадлежит президенту и правительству. Полномочия президента очерчены в Конституции достаточно четко.

Следовательно, по остальным вопросам регламентарная власть осуществляется правительством. Кроме того, важными полномочиями обладает правительство в законодательном процессе. Оно обсуждает законопроекты перед их внесением в парламент, имеет право вносить поправки в законопроект, регулирует движение "законодательного челнока", устанавливает очередность рассмотрения законопроектов в палатах парламента.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.007 с.)