Роль и значение эк анализа в повышение эффективности производства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль и значение эк анализа в повышение эффективности производства.



Роль и значение эк анализа в повышение эффективности производства.

 

В настоящее время эк ан-з занимает важное место среди экономич-х наук. Значение эк ан-за состоит в том, что он является средством выявления и мобилизации резервов повышения эффективности производства, совершенствования управления, планирования и контроля. Эк ан-з рассматривают в качестве одной из функций управления производством. Известно, что система управления состоит из взаимосвязанных функций: планирования, учета, ан-за и принятия управленческих решений.

Планирование – важная функция в системе управления производством на предприятие. С его помощью определяются направление и содержание деятельности предприятия. Главной задачей является обеспечение планомерности развития экономики предприятия, определение путей достижения лучших конечных результатов производства. Для этого нужно иметь полную и правдивую информацию о ходе производственного процесса, поэтому одной из функций управления производством является учет. Он обеспечивает постоянный сбор, систематизацию и обобщение данных, необходимых для управления производством и контроля за ходом выполнения планов и производственных процессов. Однако для управления производством нужно иметь представление не только о ходе выполнения плана, результатах хоз-ой деятельности, но и характере происходящих изменений в экономике предприятия. Осмысление, понимание информации достигаются с помощью эк ан-за. В процессе эк ан-за первичная информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых результатов производства с данными за прошлые отрезки времени, определяется влияние разных факторов на величину результативных показателей, выявляются ошибки, недостатки. На основе результатов ан-за разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Т.о эк ан-з – это функция управления, ко-ая обеспечивает научность принятия решений.

Большая роль отводится ан-зу в деле определения и использования резервов повышения эффективности производства. Эк ан-з содействует экономному использованию ресурсов, новой техники и технологии производства, научной организации труда и.т д. Т.о эк ан-з является важным элементом в системе управления производством, средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно-обоснованных планов и управленческих решений.

Роль эк ан-за как средства управления производством с каждым годом возрастает. Во-1х, необходимостью повышения эффективности производства в связи с ростом стоимости сырья; во-2х создание новых форм хозяйствования и прочих мероприятий экономической реформы. Управленческие решения и действия сегодня должны быть обоснованы на точных расчетах, и всестороннем эк ан-зе. Они должны быть научно обоснованными, мотивированными и оптимальными. Ни одно организационное, техническое и технологическое мероприятие не должно осуществляться до тех пор, пока не обоснована его экономическая целесообразность.


2. Анализ выполнения плана по ассортименту продукции. Оценка качества

Продукции.

 

Промышленные предприятия устанавливают план по важнейшим видам продукции в натуральном выражении, как правило промышленным предприятиям дается задание по укрупненной номенклатуре т.е по группам и подгруппам изделий. Определив выполнения плана по ассортименту, необходимо установить какие, конкретно причины повлияли на не выполнение плана. Основные из них: 1) необеспеченность предприятия материальными ресурсами, что могло быть вызвано не выполнением договоров поставщиками, допущенным предприятием перерасходов материалов на изготовление продукции против установленных норм, а также отклонение от плана по структуре продукции; 2) недостаточная обеспеченность предприятия рабочей силой по профессии и квалификации или неправильное ее использование; 3) не выполнение плана ввода в действие необходимого оборудования или не удовлетворительное его использование.

Существует 3 способа выполнения плана по ассортименту:

1) по способу наименьшего % т.е самый меньший % выбирается выполнения плана по ассортименту.

2) ср % ассортиментности = Итого объем прод зачтенный в выполн плана по ассортименту * 100
Итого объем производства продукции в плановых ценах

3) по удельному весу невыполненных позиций обязательного ассортимента.

Причины невыполнения плана по ассортименту могут быть внутренними и внешними. К внешним относятся: коньюктура рынка, состояние материально-технического обеспечения. К внутренним – простои оборудования, недостаток электроэнергии, плохое техническое состояние.

Качество продукции – характеризует эксплуатационные, потребительские, технологические свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей продукции независимо от ее вида и назначения. К ним относятся: удельный вес новой продукции, в общем, ее выпуске; удельный вес продукции высшей категории качества; удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам.

Индивидуальные показатели качества продукции характеризуют одно из нее свойств: полезность (содержание железа в руде), надежность (долговечность), технологичность (трудоемкость, энергоемкость).

Косвенные показатели – штрафы за некачественную продукцию, удельный вес забракованной продукции, потери от брака и др.

Анализ качества продукции должен решать следующие задачи: оценка технического уровня продукции, анализ структуры выпуска по параметрам, расчет факторов, сдерживающих рост технического уровня, сокращение брака и потерь. Средний коэффициент сортности определяется 2 способами:

1. Отношение количества продукции 1 сорта к общему количеству произведенной продукции;

2. Отношение стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене 1-го сорта. К сорт = ∑ Ni * Pi: ∑ N * P1 cорт.


Анализ структуры продукции

 

Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.

Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции, который предполагает следующие этапы:

1. Анализ формирования и выполнения производственной программы;

1.1. Анализ объема продукции;

1.2. Анализ ассортимента продукции;

1.3. Анализ структуры продукции;

2. Анализ качества продукции;

3. Анализ ритмичности производства;

4. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.

Источники информации: плановые и оперативные планы-графики, данные текущей и годовой отчетности; данные текущего бухгалтерского и статистического учета, карточки складского учета готовой продукции и др.)

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличение удельного веса высокорентабельной продукции.

Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:

ВПф = ∑ (Vф общ * УДі * Ці пл);

ВПусл = ∑ (Vф общ * УДі пл * Ці пл);

∆ ВП стр = ВПф – ВП усл.

ВП – выполнения плана, V- объем, УД- удельный вес, Ц – цена.

Коэффициент выполнения плана = Итого объем производства продукции факт
Итого объем производства продукции по плану

Причинами невыполнение плана по структуре могут быть:

1) невыполнение плана материально - технического обеспечения;

2) производственные неполадки;

3) стремление предприятия заменить выпуск трудоемкой продукции, менее трудоемкой, но прибыльной.


Предприятии

 

Весь персонал предприятия подразделяется на ППП и не ППП. К выпуску и реализации продукции относится непосредственно ППП.

При анализе обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами сопоставляется фактическая ССЧ работников отдельных категорий с плановыми показателями с данными предшествующего периода, выявляют изменения в абсолютной численности работников и в % к соответствующей базе (плану или предшествующему периоду). Одновременно изучается изменение структуры ППП.

Отклонение от численности отдельных категорий работников оценивается в зависимости от конкретных ситуаций. Так необеспеченность предприятия специалистами может привести к ухудшению организации труда и производства. Задание дальнейшего анализа – выяснить причины отклонений от плана численности категорий работников.

По категориям работников, кроме абсолютного отклонения, определяют относительную обеспеченность предприятия работниками, т.е учитывают выполнение плана по объему продукции. Для этого плановую численность работников пересчитывают на % выполнения плана по объему валовой (товарной) продукции, а потом фактическую численность сравнивают с пересчитанным планом.

При анализе численности и состава персонала необходимо изучить уровень производственной квалификации работников, в качестве сводной характеристике уровня квалификации работников может быть исчислен средний тарифный разряд или средний тарифный коэффициент. Эти показатели рассчитываются как среднее арифметическое из порядковых номеров разрядов или соответствующих им тарифных коэффициентов взвешенных по числу рабочих, имеющих тот или иной разряд.

Для характеристики процесса движения работников вычисляют коэффициенты сменяемости и текучести.

Коэффициент сменяемости характеризует степень обновления состава работников, его исчисляют как частное от деления наименьшего из 2-х показателей движения (приема и увольнения) на ССЧ работников, использование в расчетах наименьшего показателя исходит из предположения, что этим количеством определяется размер замены уволенных принятых. Кс = принято раб-в: ССЧ раб-в.

Коэффициент текучести характеризует процессы излишнего движения работников: увольнения за прогулы и др нарушения трудовой дисциплины; увольнения в связи с несоответствием квалификации, по собственному желанию, самовольный уход с предприятия. Кт = Число уволенных по неуважительным причинам: ССЧ раб-в.


Производстве

 

Для характеристики эффективности использования материальных ресурсов применяется система обобщающих и частных показателей.

К обобщающим показателям относятся прибыль на грн материальных затрат, материалоотдача, материалоемкость, коэффициент соотношений темпов роста объема производства и материальных затрат, удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции, коэффициент использования материалов.

Материалоотдача определяется делением стоимости произведенной продукции на сумму материальных затрат. Этот показатель характеризует отдачу материалов, т.е сколько произведено продукции с каждой грн потребленных материальных ресурсов (сырья, материалов, топливо, энергии).

Материалоемкость продукции – отношение суммы материальных затрат к стоимости произведенной продукции - показывает сколько материальных затрат необходимо произвести или фактически приходится на производство ед продукции.

Коэффициент соотношений темпов роста объема производства и материальных затрат определяется отношением индекса валовой продукции к индексу материальных затрат. Он характеризует в относительном выражение динамику материалоотдачи и одновременно раскрывает факторы ее роста.

Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции исчисляется отношением суммы материальных затрат к полной себестоимости произведенной продукции. Динамика этого показателя характеризует изменение материалоемкости продукции.

Коэффициент материальных затрат представляет собой отношение фактической суммы материальных затрат к плановой, пересчитанной на фактический объем выпущенной продукции. Он показывает насколько экономно используются материалы в процессе производства, нет ли перерасхода по сравнению с установленными нормами.

Частные показатели применяются для характеристики эффективности использования отдельных видов материальных ресурсов (сырьеемкость, металлоемкость, топливоемкость и др), а также для характеристики уровня материалоемкости отдельных изделий.

Сырьеемкость продукции (СМЕ) Металлоемкость продукции (ММЕ) Топливоемкость продукции (ТМЕ) Энергоемкость продукции (ЭМЕ) Показатели отражают эффективность потребления отдельных элементов материальных ресурсов на 1 руб. выпущенной продукцией
Удельная материалоемкость изделия (УМЕ) Характеризует величину материальных затрат, израсходованных на одно изделие

 


Анализ ликвидности баланса.

 

Анализ ликвидности предприятия предусматривает два таких этапа:

§ составление баланса ликвидности;

§ расчет и анализ основных показателей ликвидности.

Ликвидность баланса - это уровень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги отвечает срокам погашения обязательств.

В зависимости от уровня ликвидности активы предприятия разделяются на такие группы:

А1. Наиболее ликвидные активы - это суммы по всем статьям денежных средств и их эквивалентов, также краткосрочные финансовые вложения, ценные бумаги, которые можно приравнять к деньгам (строки 150, 220, 230, 240 второго раздела актива баланса).

А2. Активы, которые быстро реализуются - это активы, для превращения которых в деньги необходимо определенное время. В эту группу включают дебиторскую задолженность (строки от 160 до 220).

А3. Активы, которые реализуются медленно - это статьи 2-го раздела актива баланса, которые включают запасы и другие оборотные активы (строки 100 до 140 включительно, а также стр. 250).

А4. Активы, которые тяжело реализуются - все статьи 1-го раздела актива баланса ("Необоротные активы").

Пассивы баланса в соответствии с ростом сроков погашения обязательств группируются так:

П1. Немедленные пассивы - это кредиторская задолженность (строки от 530 до 610 включительно), расчеты по дивидендам, своевременно не погашенные кредиты (по данным приложения к балансу).

П2. Краткосрочные пассивы - это краткосрочные кредиты банков (строка 500), текущая задолженность по долгосрочным обязательствам (строка 510), векселя выданные (строка 520).

П3. Долгосрочные пассивы - это долгосрочные обязательства - 3-й раздел пассива баланса.

П4. Постоянные пассивы - это статьи 1-го раздела пассива баланса ("Собственный капитал") - (стр. 380, а также стр. 430, 630).

Для определения ликвидности баланса необходимо сравнить итоги по каждой группе активов и пассивов баланса.

Баланс будет абсолютно ликвидным, если будет соответствовать таким условиям:

§ наиболее ликвидные активы превышают немедленные пассивы или равняются им;

§ активы, которые быстро реализуются, равняются краткосрочным пассивам или большие их;

§ активы, которые реализуются медленно, равняются долгосрочным пассивам или большие их;

§ активы, которые тяжело реализуются, меньше постоянных пассивов;

Балансы ликвидности за несколько периодов дают представление о тенденциях изменения финансового состояния предприятия.

Для составления финансового плана одним из источников информации является баланс ликвидности, с помощью которого можно осуществлять прогнозные расчеты на случай ликвидации предприятия.

Вторым этапом анализа ликвидности предприятия является расчет и анализ основных показателей ликвидности. Основные показатели ликвидности:

Коэф покрытия (текущ ликвидн) = Обор активы (стр. 260 ф. № 1) + Расх буд пер (стр. 270 ф. №1)
Текущие обязат (стр. 620 ф. № 1) + Дох буд пер (стр. 630 ф. № 1)

Дает общую оценку платежеспособности предприятия. Признано, что текущие активы должны вдвое превышать краткосрочные обязательства.

Коэф критич ликвидн = Обор активы (стр. 260 ф. № 1) - Запасы (стр. 100 - стр. 140 ф. № 1) + Расх буд пер (стр. 270 ф. № 1)
Текущ обязат (стр. 620 ф. № 1) + Дох буд пер (стр. 630 ф. № 1)

"Верным" коэффициентом быстрой ликвидности является соотношение 1:1.

Коэф абсол ликвидн = Ден средства и их эквиваленты (стр. 230 + стр. 240 ф. № 1)
Текущие обязат (стр. 620 ф. № 1) + Дох буд пер (стр. 630 ф. № 1)

Теоретически достаточным значением для коэффициента абсолютной ликвидности является соотношение 0,2.


Роль и значение эк анализа в повышение эффективности производства.

 

В настоящее время эк ан-з занимает важное место среди экономич-х наук. Значение эк ан-за состоит в том, что он является средством выявления и мобилизации резервов повышения эффективности производства, совершенствования управления, планирования и контроля. Эк ан-з рассматривают в качестве одной из функций управления производством. Известно, что система управления состоит из взаимосвязанных функций: планирования, учета, ан-за и принятия управленческих решений.

Планирование – важная функция в системе управления производством на предприятие. С его помощью определяются направление и содержание деятельности предприятия. Главной задачей является обеспечение планомерности развития экономики предприятия, определение путей достижения лучших конечных результатов производства. Для этого нужно иметь полную и правдивую информацию о ходе производственного процесса, поэтому одной из функций управления производством является учет. Он обеспечивает постоянный сбор, систематизацию и обобщение данных, необходимых для управления производством и контроля за ходом выполнения планов и производственных процессов. Однако для управления производством нужно иметь представление не только о ходе выполнения плана, результатах хоз-ой деятельности, но и характере происходящих изменений в экономике предприятия. Осмысление, понимание информации достигаются с помощью эк ан-за. В процессе эк ан-за первичная информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых результатов производства с данными за прошлые отрезки времени, определяется влияние разных факторов на величину результативных показателей, выявляются ошибки, недостатки. На основе результатов ан-за разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Т.о эк ан-з – это функция управления, ко-ая обеспечивает научность принятия решений.

Большая роль отводится ан-зу в деле определения и использования резервов повышения эффективности производства. Эк ан-з содействует экономному использованию ресурсов, новой техники и технологии производства, научной организации труда и.т д. Т.о эк ан-з является важным элементом в системе управления производством, средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно-обоснованных планов и управленческих решений.

Роль эк ан-за как средства управления производством с каждым годом возрастает. Во-1х, необходимостью повышения эффективности производства в связи с ростом стоимости сырья; во-2х создание новых форм хозяйствования и прочих мероприятий экономической реформы. Управленческие решения и действия сегодня должны быть обоснованы на точных расчетах, и всестороннем эк ан-зе. Они должны быть научно обоснованными, мотивированными и оптимальными. Ни одно организационное, техническое и технологическое мероприятие не должно осуществляться до тех пор, пока не обоснована его экономическая целесообразность.


2. Анализ выполнения плана по ассортименту продукции. Оценка качества

Продукции.

 

Промышленные предприятия устанавливают план по важнейшим видам продукции в натуральном выражении, как правило промышленным предприятиям дается задание по укрупненной номенклатуре т.е по группам и подгруппам изделий. Определив выполнения плана по ассортименту, необходимо установить какие, конкретно причины повлияли на не выполнение плана. Основные из них: 1) необеспеченность предприятия материальными ресурсами, что могло быть вызвано не выполнением договоров поставщиками, допущенным предприятием перерасходов материалов на изготовление продукции против установленных норм, а также отклонение от плана по структуре продукции; 2) недостаточная обеспеченность предприятия рабочей силой по профессии и квалификации или неправильное ее использование; 3) не выполнение плана ввода в действие необходимого оборудования или не удовлетворительное его использование.

Существует 3 способа выполнения плана по ассортименту:

1) по способу наименьшего % т.е самый меньший % выбирается выполнения плана по ассортименту.

2) ср % ассортиментности = Итого объем прод зачтенный в выполн плана по ассортименту * 100
Итого объем производства продукции в плановых ценах

3) по удельному весу невыполненных позиций обязательного ассортимента.

Причины невыполнения плана по ассортименту могут быть внутренними и внешними. К внешним относятся: коньюктура рынка, состояние материально-технического обеспечения. К внутренним – простои оборудования, недостаток электроэнергии, плохое техническое состояние.

Качество продукции – характеризует эксплуатационные, потребительские, технологические свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей продукции независимо от ее вида и назначения. К ним относятся: удельный вес новой продукции, в общем, ее выпуске; удельный вес продукции высшей категории качества; удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам.

Индивидуальные показатели качества продукции характеризуют одно из нее свойств: полезность (содержание железа в руде), надежность (долговечность), технологичность (трудоемкость, энергоемкость).

Косвенные показатели – штрафы за некачественную продукцию, удельный вес забракованной продукции, потери от брака и др.

Анализ качества продукции должен решать следующие задачи: оценка технического уровня продукции, анализ структуры выпуска по параметрам, расчет факторов, сдерживающих рост технического уровня, сокращение брака и потерь. Средний коэффициент сортности определяется 2 способами:

1. Отношение количества продукции 1 сорта к общему количеству произведенной продукции;

2. Отношение стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене 1-го сорта. К сорт = ∑ Ni * Pi: ∑ N * P1 cорт.


Анализ структуры продукции

 

Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.

Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции, который предполагает следующие этапы:

1. Анализ формирования и выполнения производственной программы;

1.1. Анализ объема продукции;

1.2. Анализ ассортимента продукции;

1.3. Анализ структуры продукции;

2. Анализ качества продукции;

3. Анализ ритмичности производства;

4. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.

Источники информации: плановые и оперативные планы-графики, данные текущей и годовой отчетности; данные текущего бухгалтерского и статистического учета, карточки складского учета готовой продукции и др.)

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличение удельного веса высокорентабельной продукции.

Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:

ВПф = ∑ (Vф общ * УДі * Ці пл);

ВПусл = ∑ (Vф общ * УДі пл * Ці пл);

∆ ВП стр = ВПф – ВП усл.

ВП – выполнения плана, V- объем, УД- удельный вес, Ц – цена.

Коэффициент выполнения плана = Итого объем производства продукции факт
Итого объем производства продукции по плану

Причинами невыполнение плана по структуре могут быть:

1) невыполнение плана материально - технического обеспечения;

2) производственные неполадки;

3) стремление предприятия заменить выпуск трудоемкой продукции, менее трудоемкой, но прибыльной.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.088 с.)