ЭГ характеристика черной металлургии и ее металлургических баз РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЭГ характеристика черной металлургии и ее металлургических баз РФ.



Россия — крупнейший производитель и потребитель товарных железных руд.

Черная металлургия имеет следующие особенности сырьевой базы:

• относительно большое содержание полезного компонента в сырье (от 17 в сидеритовых рудах до 53—55% в магнетитовых железняках);

• разнообразие сырья в видовом отношении, что дает возмож­ность использовать различные технологии и получать металл с самыми разными свойствами;

• различные условия добычи (как шахтная, так и открытая, на долю которой приходится до 80% всего добываемого в черной ме­таллургии сырья);

• использование руд, сложных по своему составу. Балансовые запасы железных руд в России составляют 56 млрд т.

Размещение месторождений на территории относительно локаль­но.

Балансовые запасы Курской магнитной аномалии (КМА) около 31,9 млрд. т. Мощность залежей на севере и в центре КМА — 40—60 м, на юге — 300-350 м. Богатые руды залегают на значительной глубине. Среднее содержание железа в железистых кварцитах — 32%. Основные месторождения: Лебединские, Стойленское, Михайловское, Яковлевское и др. Добыча ведется открытым способом. Шахтная добы­ча ведется на руднике им. И.M. Губкина.

Уральские месторождения содержат в себе балансовых запасов 9,3 млрд. т. Известные ранее на Урале богатые месторождения (Маг­нитогорское, Гороблагодатское и другие с содержанием железа свыше 50%) практически истощены, на их месте находятся засыпаемые отвалами карьеры. В районе про­должается разработка месторождений, где добываются руды с содержанием железа or 17 до 30%. Месторождения представлены Качканарской группой в Свердловской области, Бакальской группой в Челябинской и Орско-Халиловской группой в Оренбургской областях.

Объем балансовых запасов железной руды сибирских месторождений около 7,1 млрд. т. В Западной Сибири расположены месторождения Горной Шории (южная часть Кемеровской области) Темиртау, Таштагол (руды со средним содержанием железа 26- 48%); месторождения Горного Алтая (Алтайский край), в том числе Инско-Белорецкое. В Восточной Сибири находится Ангаро-Илимский железорудный бассейн с крупными месторождениями Коршуновским и Рудногорским (железа в руде — 34—43%), а также Ангаро-Питскпй бассейн с месторождениями Нижнеангарским, Ишимбинским­ски, Удоронговским (содержание железа — 40%).

Дальневосточные месторождения на предпоследнем месте по объему балансовых запасов и содержат в себе 4,5 млрд. т. Содержание железа в дальневосточных рудах колеблется от 30 до 65%. Возможна добыча открытым способом. К наиболее крупным месторождениям относятся Гарийское в Амурской области, Кимканское в Еврейской автоном­ной области, Таежное в Южной Якутии.

Кольско-карельские месторождения находятся на последнем месте по объему балансовых запасов, их там 2,8 млрд. т. В рудах кольско-карельских месторождении содержит­ся около 33% железа. Руды комплексные, включают марганец, хром, алюминий. Залегание руд неглубокое. Основными месторождениями являются Костомукшское в Карелии. Ковдорское и Оленегорское в Мурманской области.

Уральская металлургическая база является самой крупной в России. Она явля­ется старейшей в России. Урал пользуется привозным кузнецким углем. Собственная железорудная база истощена, поэтому значи­тельная часть сырья ввозится из Казахстана (Соколовско-Сарбайское месторождение), с Курской магнитной аномалии и Карелии. Развитие собственной железорудной базы связано с освоением Качканарского месторождения титаномагнетитов (Свердловская область) и Бакальского месторождения сидеритов (Челябинская область), на которые приходится более половины запасов желез­ных руд района. На Урале сформировались крупнейшие центры черной металлургии: Магнитогорск, Челябинск, Нижний Тагил, Екатеринбург, Серов, Златоуст и др. В настоящее время 2/3 выплав­ки чугуна и стали приходится на Челябинскую и Оренбургскую области. Металлургия Урала характеризуется высоким уровнем концентрации производства.

К основным предприятиям Уральской металлургической базы относятся:

ООО «Магнитогорский металлургический комбинат» (МЛ[К), Челябинский металлургический комбинат (компания Стальная группа «Мечел»), Чусовской металлургический завод (ЧМЗ), Губахинский коксохимический завод (Губахинский кокс).

Центральная металлургическая база район интенсивного развития черной металлургии, где сосредоточены крупнейшие за­пасы железных руд. Развитие черной металлургии базируется на использовании крупнейших месторождении железных руд КМА, а также металлургического лома и привозных коксующихся углях (донецком, печорском и кузнецком). Интенсивное развитие метал­лургии Центра связано с относительно дешевой добычей железных руд (почти вся руда добывается открытым способом).

Центральная металлургическая база включает крупные пред­приятия полного металлургического цикла: ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (НЛМК) в Липецке и Новотульский завод в Туле, металлургический завод «Свободный Сокол» в Липецке, «Электросталь» под Москвой (передельная качествен­ная металлургия). Развита малая металлургия на крупных маши­ностроительных предприятиях. Действует Ос Кольский электро­металлургический комбинат по прямому восстановлению железа (ОАО ОЭМК) в Белгородской области.

В зону влияния и территориальных связей Центра входит и металлургия Севера европейской части России. Здесь крупными предприятиями являются Череповецкий металлургический комбинат в Вологодской области, Оленегорский и Ковдорский горно-обогатительные комбинаты в Мурманской области, Костомукшский горно-обогатительиый комбинат (ныне ОАО «Ка­рельский окатыш» в Карелии.

Металлургическая база Сибири находится в процессе форми­рования. На долю Сибири и Дальнего Востока приходится 21% общероссийских запасов руд, примерно 1/5 производимых в стра­не чугуна и готового проката и 15% стали. Основой формирова­ния Сибирской металлургической базы являются железные руды Горной Шории, Хакасии, Ангаро-Илимского железнорудного бассейна, и топливной базы Кузнецкий каменноугольный бас­сейн. Современное производство представлено двумя крупными предприятиями черной металлургии: Кузнецким металлургиче­ским комбинатом (ОАО КМК) и Западно-Сибирским металлур­гическим комбинатом (ЗСМК). Получила развитие передельная металлургия, представленная несколькими передельными заво­дами (Новосибирск, Гурьевск, Красноярск (ОАО «Красноярский металлургический комбинат «Сибэлектросталь»), Петровск-Забайкальский, Комсомольск-на-Амуре). Добывающая промыш­ленность осуществляется несколькими горно-обогатительными предприятиями, находящимися на территории Кузбасса, в Гор­ной Шории, Хакасии (Западная Сибирь) и Восточной Сибири.

В результате интеграционных процессов на российском рын­ке формируются металлургические компании (объединения, холдинги и т.д.), в которые входят предприятия, размещенные в пределах различных металлургических баз. К ним относятся Евразхолдииг, Трубная металлургическая компания. Объединенная металлургическая компания, ОАО «Металлургический холдинг», объединяющий компания «Северсталь-групп», холдинг «Металлоинвест».

На российском рынке черных металлов 90% производства про­дукции принадлежит крупнейшим вышеназванным металлурги­ческим предприятиям. Россия обладает крупнейшими в мире подтвержденными за­пасами железной руды (16,9% мировых).


ЭГ машиностроения РФ

На долю машиностроения приходится более 1/3 объемов производства товарной продукции промышленности России, около 2/5 промышденно-производственного персонала и почти 1/4 основных промышленных производственных фондов.

Ассортимент выпускаемой продукции российского машиностроения отличается большим разнообразием, что обуславливает глубокую дифференциацию его отраслей и существенно влияет на размещение производства отдельных видов продукции.

В России машиностроение принадлежит к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей промышленности. Однако в одних районах оно имеет профилирующее значение, а в других - его функции ограничены главным образом удовлетворением внутренних потребностей.

Среди факторов, влияющих на размещение машиностроения, значительная роль принадлежит специализации и кооперированию производства.

Машиностроение отличается от других отраслей промышленности рядом особенностей, которые влияют на его географию.

Наукоемкость. Производство наиболее прогрессивной и сложной техники концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро, опытными заводами в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Ориентация на научный потенциал-ведущий фактор размещения машиностроительных предприятий.

Трудоемкость. Она определяется большими затратами и высокой квалификацией используемого труда. Производство машин требует очень больших затрат рабочего времени. Поэтому многие отрасли машиностроения тяготеют к районам с высокой концентрацией населения. Для разработки новых образцов техники необходимы не просто людские ресурсы, а высококвалифицированные рабочие и инженерно-технические кадры. Высокая трудоемкость присуща станкостроению (Москва), авиационной промышленности (Казань, Самара), производству приборов и электронной техники (Ульяновск, Новосибирск).

Металлоемкость. Машиностроительный комплекс потребляет значительную часть черных и цветных металлов. В этой связи машиностроительные заводы, выпускающие металлоемкою продукцию (металлолургическое, энергетическое, горно-шахтное оборудование), ориентируются на металлолургические базы. Крупные заводы тяжелого машиностроения расположены на Урале (Екатеринбург).

Многие отрасли машиностроения развиваются в районах с благоприятным для организации кооперирования экономико-географическим положением (например, автомобилестроение приурочено к европейскому Центру и Поволжью). Поскольку перевозка машин обычно осуществляется на большие расстояния и в разных направлениях, машиностроительные заводы размещаются на крупных транспортных магистралях.

Некоторые машиностроительные предприятия ориентируются на потребителей их продукции, поскольку их продукцию сложно транспортировать из-за большого веса и крупных размеров. Выгоднее их производить прямо в районах потребления. Например, тракторы для перевозки леса производятся в Карелии (Петрозаводск), комбайны для уборки зерновых - на Северном Кавказе (Ростов - на - Дону, Таганрог).

В зависимости от особенностей таких факторов, как материалоемкость, трудоемкость и энергоемкость выделяют тяжелое машиностроение, общее машиностроение и среднее машиностроение.

Тяжелое машиностроение относится к материалоемким отраслям с большим потребление металла и относительно малой трудоемкостью. К тяжелому машиностроению относят производство металлургического, горно-шахтного, крупноэнергетического, подъемно-транспортного оборудования, тяжелых станков, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Размещение тяжелого машиностроения в первую очередь зависит от сырьевой базы и районов потребления.

Например, производство металлургического и горно-шахтного оборудования размещается, как правило, вблизи металлургических баз и в районах потребления готовой продукции.

Одной из важнейших отраслей тяжелого машиностроения является производство оборудования для металлургической промышленности. Большая металлоемкость продукции этих производств и сложность транспортировки обусловили размещение этих мероприятий вблизи центров развития металлургии и потребления этой продукции (Екатеринбург, Орск, Красноярск, Иркутск, Комсомольск - на - Амуре).

Крупные центры производства горно-шахтного оборудования созданы в Западной Сибири (Новокузнецк, Прокопьевск, Кемерово). В Красноярске построен один из крупнейших заводов по производству тяжелых экскаваторов, которые используются при освоении буроугольных месторождений Канско-Ачинского бассейна.

Производство оборудования для производства нефтяной и газовой промышленности сложилось в нефтедобывающих и газодобывающих районах: Урало-Поволжье, Северном Кавказе, Западной Сибири.

Энергетическое машиностроение представлено производством мощных паровых турбин и генераторов, гидротурбин и паровых котлов. Оно располагается преимущественно в крупных центрах развитого машиностроения при наличии высококвалифицированных кадров. Крупнейшими центрами по производству турбин для гидроэлектростанций являются Санкт-Петербург и Таганрог (завод "Красный котельщик", который выпускает половину всех паровых котлов страны).

Высокопроизводительные котлы выпускаются в Подольске и Белгороде. Санкт-Петербург и Екатеринбург специализируются на выпуске газовых турбин. Развитие атомной энергетики определило производство оборудования для атомных электростанция. В Санкт-Петербурге выпускаются атомные реакторы; крупный центр атомного энергетического машиностроения сформировался в Волгодонске.

Предприятия по производству тяжелых станков и кузнечнопрессового оборудования работают в Коломне, Воронеже, Новосибирске.

Основные центры морского судостроения сформировались на побережьях Балтийского моря (Санкт-Петербург, Выборг), которые специализируются на производстве пассажирских, грузопассажирских, ледоколах-атомоходов. Главным центром судостроения на Белом море является Архангельск, а на Баренцевом-Мурманск. В этих центрах производятся лесовозы.

Речное судостроение представлено верфями на крупнейших речных магистралях: Волге, Оби, Енисее, Амуре. Одним из крупнейших центров судостроения является Нижний Новгород, где на АО "Красное Сормово" выпускают суда различного класса: современные пассажирские лайнеры, теплоходы типа "река-море" и т.д. Речные суда производятся в Волгограде, Тюмени, Тобольске, Благовещенске.

Железнодорожное машиностроение размещено в Коломне, Новочеркасске (Северо-Кавказский район), Муроме (Нижегородская область), Медунове (Калужская область), Демидове.

Вагоностроение (для производства вагонов необходимо также древесное сырье) развивается в Нижнем Тагиле, Калининграде, Новоалтайске, Брянске, Твери, Мытищах, Абаканском вагоностроительном заводе (Хакасия).

общее машиностроение. Включает группу отраслей, характеризующихся средними нормами потребления металла, энергии, невысокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое, целлюлозно-бумажной, строительной, легкой и пищевой отраслей промышленности. Как правило, предприятия этих отраслей размещаются в районах потребления продукции. Однако и учитываются такие факторы, как наличие квалифицированных кадров и близость сырьевой базы. Предприятия этой группы размещены по всей территории России.

Среднее машиностроение объединяет предприятия малой металлоемкости, но повышенной трудоемкости и энергоемкости. К этой отрасли относятся приборостроение, производство средств вычислительной техники, электротехническая промышленность. Оно размещается там, где имеются квалифицированные кадры. Включает группу машиностроительных предприятий, отличающихся узкой специализацией, широкими связями по кооперированным поставкам: автомобилестроение, самолетостроение, станкостроения (производство небольших и средних металлорежущих станков), производство технологического оборудования для пищевой, легкой и полиграфической промышленности.

Одной из главных отраслей среднего машиностроения является автомобилестроение, где наиболее ярко выражена специализация и прослеживаются обширные связи по кооперации. Предприятия автомобильной промышленности построены во многих регионах России. Грузовые автомобили средней грузоподъемности (3-6 т) выпускают Московский (ЗИЛ) и Нижегородский заводы, малой грузоподъемности - Ульяновский завод (УАЗ).

Центр по производству большегрузных автомобилей КАМАЗ создан в Татарстане (Набережные Челны).

Высококлассные легковые автомобили производят в Москве, среднего класса - в Нижнем Новгороде; малолитражные автомобили - в Москве, Тольятти, Ижевске; микролитражные автомобили - в Серпухове. Создана широкая сеть автобусных заводов (Ликино, Павлово, Курган).

Автомобильная промышленность включает также производство моторов, электрооборудования, подшипников и т.д.

На размещение предприятий станкостроения, главным образом, влияет обеспеченность отрасли квалифицированными трудовыми ресурсами, инженерно-техническим персоналом. Большое развитие станкостроение получило во многих районах. Наряду со старыми, сложившимися районами станкостроения (Центр, Москва и Северо-Запад (Санкт-Петербург)) станкостроение получило развитие в Поволжском и Уральском районах.

Продукция приборостроения отличается небольшой материалоемкостью и энергоемкостью, но для ее производства требуется высококвалифицированная рабочая сила и научно-исследовательские кадры. Поэтому около 80% выпуска товарной продукции сосредоточено в европейской части России, в крупных городах (в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге).

Основные центры авиационной промышленности расположены в Москве, Смоленске, Таганроге, Казани, Ульяновске, Самаре, Саратове, Ростове-на-Дону, Омске, Новосибирске, Улан-Удэ.

Основными предприятиями ракетно-космической промышленности являются, прежде всего, НПО "Энергия" им. С.П.Королева (г. Королев московской области) и Государственный научно-производственный центр им. Н.В. Хруничева в Москве. В ряде городов страны - Самаре, Омске, Красноярске - имеются их филиалы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.031 с.)