Тема 1. Язык, речь. Лингвистический и экстролингвистический аспекты понятия «Культура речи», современная теоретическая концепция культуры речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Язык, речь. Лингвистический и экстролингвистический аспекты понятия «Культура речи», современная теоретическая концепция культуры речи.



Создать блок-схему по 1 главе пособия Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Ростов-на - Дону, 2001.

Подготовить сообщение на тему «Язык и речь», опираясь на материал раздела.

Законспектировать материал I главы пособия «Русский язык и культура речи». Гойхман О. Я., Введенская Л. А. и др.

Тема 2. Речевой этикет.

1. Подготовить сообщение на одну из предложенных тем:

Правила хорошего тона.

Этикетные условия выбора обращений.

Из истории речевого этикета.

Этикет в России.

Английская вежливость.

Этикет телефонного разговора.

2. Проанализировать использование этикетных речевых единиц (обращения, приветствие, прощание, извинение) в эпистолярном наследии А.С.Пушкина и А.П.Чехова, как в формах речевого этикета отразились время, социальный статус, характер отношений адресанта и адресата, личность писателя?

3. Составить текст поздравления близкому человеку, офи­циального приветственного адреса по случаю юбилея института, кафед­ры и т.д.

Тема 3. Виды речевой деятельности.

1. Подготовить конспект IV главы «Как стать хорошим собеседником»
из книги Д.Карнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на
людей». Минск, 1997.

2. Подготовить конспект главы «Священное уменье говорить...» из
книги В.В.Соколовой «Культура речи и культура общения»-М.,1995 г.

3. Подготовьте задание, которое позволило бы проверить умение говорить ваших однокурсников.

4. Записать в словарь основные термины по теме.

5. Составить и записать тезисы лекции, помня, что они формулируются своими словами.

Тема 4. Текст, eго признаки, описание, повествование, рассуждение.

1. Обосновать известное высказывание, выбранное самостоятельно. Составить текст, который можно завершить пословицей на тему закона.

2. Подобрать и проанализировать тексты различных функционально-смысловых типов.

Тема 5. Стилевые разновидности русского языка.

1. Подготовить реферат по одной из предложенных тем:

Письменная научная речь.

Понятие о терминах и терминосистемах.

Научная статья, монография и их структурно-смысловые компоненты.

«Жанры устного делового общения: деловая беседа, деловое совещание, переговоры».

2. Составить, соблюдая правила, изложенные в Единой государственной системе делопроизводства (ЕГСД), следующие документы:

Заявление,

Деловое письмо,

Автобиографию,

Доверенность,

Объяснительную записку.

Тема 6.Точность речи.

Создать описания объекта в деловом стиле и художественном, отвечающим требованию точности. Какой вид точности будет реализован в каждом тексте?

Перечислить положительные и отрицательные стороны дублетности иантонимии в терминологии.

Подготовить ответы на контрольные вопросы:

Какие проблемы создает полисемия в терминологии?

Докажите, что родо-видовые отношения позволяют осознать термино­логию как систему понятий.

Что нужно знать об употреблении паронимов.

Дайте определение лексико-семантической сочетаемости терминов.

Что такое точность как коммуникативное качество речи?

Какие виды точности можно выделить, исходя из анализа отношений речи к неречевым структурам? Дайте характеристику каждому виду.

Почему в научной речи важна точность термин употребления? Чем она обеспечивается?

Какую функцию в учебно-научном стиле выполняют термины и обще­научная лексика?

Перечислите основные характеристики общенаучной лексики.

Что такое термин? Какие общеязыковые семантические явления свойст­венны функционирующим термина

Тема 6. Выразительность.

Приведите примеры мастерского использования средств выразительности нашими преподавателями.

Вступление: «Особой выразительности требует учебная вузовская лекция. Хороший лектор не ограничивается информационной выразительностью, интеллектуальной экспрессией. Он вовремя и к месту, без излишества, умеет вставить шутку, анекдот, сделать остроумное замечание в адрес студента, развернуть метафору-сравнение при введении нового материала, обратиться к аудитории с вопросами, перекинуться репликами, менять ритм и интонацию, делать паузы и «диктовать» - и все это попутно, в общей научно-учебной проблем­но-тематической направленности. И при всем том истинную основу выразительности составляют ценность учебной информации, логичность, дидактическая последовательность, доказательность, ясность».

3. Подготовить ответы на контрольные вопросы:

Что такое выразительность как коммуникативное качество речи?

Раскройте понятия: структурная выразительность, эмоциональная выразительность, информационная выразительность. Как эти виды выразительности реализуются в различных стилях?

Перечислите средства выразительности (тропы и фигуры речи), подберите примеры их использования в художественной литературе.

Тема 7. Коммуникативные качества речи..

Подготовить ответы на контрольные вопросы:

1. Какие требования предъявляют к хорошей речи?

2. Что лишает речь чистоты?

3. Дайте определение точности. Перечислите виды точности. Приве­дите примеры.

4. В чем суть понятия "богатство речи". Какие виды богатства можно
выделить? Охарактеризуйте каждый вид.

5. Что такое выразительность как коммуникативное качество речи?

6. Перечислите средства выразительности (тропы и фигуры речи).

Тема 7. Аргументативные тексты. Ошибки и уловки в дока­зательствах.

Выбрать любую сцену спора Обломова и Захара из романа Гончарова И.А. «Обломов». Подумайте, какие виды аргументов используют спорящие в приведенном вами отрывке?

Каковы тезисы, которые стремятся доказать оппоненты?

Проанализировать спор Обломова со Штольцем о смысле жизни. (И.АГончаров. Обломов. Ч.1.,гл.4.) Каковы тезисы спорящих? Какие аргументы они приводят для доказательства? Корректны ли доказательства обоих спорящих? Кто побеждает в споре и почему?

Найти риторические ошибки в формулировке тезисов допу­щены в примерах: «Люди должны жить в своих собственных домах», «Социализм несовместим с демократией». Как можно опровергнуть эти тезисы? Сформулируйте тезисы по другому.

Найти ошибки, допущенные в аргументации:

1) Все мои друзья и знакомые поддерживают демократов. Значит, каждый уважающий себя человек должен при­держиваться такого же мнения.

2) Общие результаты выборов фальсифицированы, потому что на избирательных участках х, у, z обнаружены нарушения процедуры голосования.

5. Сформулировать тезис к дискуссии «Можно ли детей воспи­тывать без наказаний». Подберите рациональные и иррацио­нальные аргументы

Тема 8. Основы мастерства публичного выступления.

1. Проведите анализ использования жестов и мимики оратора (од­нокурсника, преподавателя или известного политика). Как вы думаете, насколько осознанно они пользуются «языковые дви­жения». Обобщите ваши наблюдения в виде короткого выступ­ления.

2. Подготовить эпидейкгическую речь (3-5 мин.).

3. Подготовить и произнезти агитирующую речь (на 3 мин. – тему подобрать самостоятельно). Продумайте тактику, так как выступать вам придется перед негативно настроенной аудиторией.

4. Составить риторический эскиз информи­рующей речи (сообщение на 10 мин.) о современном состоянии промышленности или другую тему чуждую интересам домохозяек (для аудитории домохозяек). Продумайте тактику.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

Типы лингвистических словарей и особенности их строения. Нормативные

словари и словари-справочники. Принципы работы с ними.

Основные функции языка.

Язык и культуры речь. Понятие речи.

1. Речевая деятельность и ее виды. Функционально - смысловые типы текстов. Описание, повествование, рассуждение.

2. Литературный язык. Функциональные стили русского литературного языка.

3. Устная и письменная форма речи, их особенности и отличия.

4. Общение. Виды общения. Законы общения.

5. Понятие о норме. Типы норм.

6. Типы лингвистических словарей и работа с ними.

7. Орфоэпические нормы русского языка.

8. Лексические нормы.

9. Стилистические нормы.

10. Грамматические нормы.

11. Устная речь и ее особенности.
Устная деловая речь. Жанры.
Устная научная речь. Жанры.
Устная публицистическая речь.
Письменная деловая речь. Жанры.
Письменная научная речь. Жанры.
Письменная публицистическая речь.

12. Орфографические нормы русского языка как показатель культуры

13. письменной речи.

14. Грамматические нормы как показатель культуры речи.

15. Пунктуационные нормы как показатель культуры письменной речи.

16. Ораторская речь, ее особенности, этапы её создания, структура.

17. Аргументативные выступления, их типы, требования к ним.

18. Дайте определение понятию «современный русский литературный язык».

19. Назовите основные нелитературные варианты языка.

20. Что такое функциональный стиль? Назовите основные функциональные

21. стили. В каких сферах общественной деятельности они употребляются?

22. В чём состоит специфика официально - делового, научного и газетно-публицистического стилей?

23. Почему разговорно-обиходный стиль противопоставлен всем книжным

24. стилям? Каковы его главные признаки?

25. Какова функция языка художественной литературы? Каковы его главные

26. признаки?

27. Что такое функционально - стилистическая окраска слова? Приведите

28. примеры слов с книжной, нейтральной и разговорной стилистической

29. окраской.

30. Что такое речевая ошибка? Назовите основные типы речевых ошибок.

31. Назовите основные коммуникативные качества речи.

32. Что такое точность речи? Какими факторами она определяется? Что

33. служит причиной нарушения точности речи?

34. Дайте определение таким группам слов, как паронимы и омонимы.

35. Приведите примеры нарушения точности речи при смешении паронимов и

36. омонимов.

37. На какие группы слов делится лексика русского языка с точки зрения

38. сферы своего употребления?

39. Дайте определение понятию «термин». Какие основные требования

40. предъявляются к терминам?

41. Назовите причины заимствований. Каково место иноязычных слов в

42. русском языке?

43. Какие группы слов создают богатство и разнообразие речи?

44. Что такое выразительность речи? Назовите условия и средства создания

45. выразительности речи.

46. Чем определяется уместность речи? Что такое стилевая уместность?


Учебная дисциплина

4. МАТЕМАТИКА. Линейная алгебра и аналитическая геометрия.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

доктор технических наук, проф. ТЕРЕЩЕНКО АНАТОЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ,

кандидат экономич. наук, доцент ПЛАТОНОВА ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА

КРАТКАЯ программа ЛЕКЦИОНОГО КУРСА

Лекции 1-2. Матрицы и основные действия с ними. Матричная запись систем линейных уравнений. Перестановки и транспозиции. Теорема об изменении четности перестановки при транспозиции. Определители n-го порядка. Свойства определителей. Лемма о знаке члена определителя. Миноры и алгебраические дополнения. Разложение определителя по элементам строки или столбца. Теорема о сумме произведения элементов любой строки (столбца) определителя на алгебраические дополнения соответствующих элементов параллельного ряда.

Лекции 3-4. Системы n линейных уравнений c n неизвестными. Правило Крамера.

Метод Гаусса для решения систем линейных уравнений и разложение матриц в произведение треугольных. LU -разложение и его применение для решения систем линейных уравнений.

Лекции 5-6. Критерий совместимости системы линейных уравнений. Ранг матрицы. Теорема о неизменности ранга матрицы при элементарных преобразованиях. Понятие о линейной зависимости. Теорема о ранге матрицы.

Лекции 7-8. Однородные системы линейных уравнений. Необходимые и достаточное условия для того, чтобы система n линейных однородных уравнений с n неизвестными обладала ненулевыми решениями. Фундаментальная система решений.

Лекции 9-10. Линейные операторы. Собственные векторы и собственные значения.

Лекция 11-12. Линейные и эвклидовы пространства. Метод наименьших квадратов для решения систем несовместных уравнений.

Лекции 13-14. Положительно определенные матрицы. Критерии положительной определенности. Квадратичные формы. Приведение квадратичной формы к сумме квадратов. Метод Лагранжа.

Лекции 15-16. Элементы аналитической геометрии. Уравнения прямой на плоскости. Условия параллельности и перпендикулярности прямых. Расстояние от точки до прямой на плоскости. Уравнения плоскости в пространстве. Общее уравнение прямой и приведение их к каноническому виду. Углы между двумя плоскостями, двумя прямыми, между прямой и плоскостью в пространстве. Условия параллельности и перпендикулярности плоскостей, прямых, прямой и плоскости. Расстояния от точки до плоскости в пространстве. Кривые второго порядка. Эллипс, гипербола и парабола.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.11.98 (0.039 с.)