Дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью



Утверждено на заседании кафедры педагогики ППИ протокол № 6 от 21 декабря 2012 г.   Зав.кафедрой педагогики __________________ Н.А. Рычкова Утверждено на заседании Совета ППИ протокол № 5 от 27 декабря 2012 г.     Директор ППИ ________________ Т.В. Кузьмичева

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Задача междисциплинарного экзамена по педагогике, психологии и частным методикам - выявить уровень сформированности педагогической культуры будущих педагогов-психологов.

Содержание экзамена разработано на основе материалов учебных программ базового педагогического образования в соответствии с ГОС ВПО. Экзамен носит комплексный характер и включает вопросы основных дисциплин: «Дошкольная педагогика», «Детская психология», «Теория и методика развития речи детей», «Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка», «Теория и методика экологического образования детей».

Основные требования к ответу студентов:

¨ понимание целей и задач образования и воспитания в современных дошкольных образовательных учреждениях;

¨ оперирование научно-педагогической, психологической и методической терминологией;

¨ рассмотрение вопросов в теоретическом, историческом, психологическом и методическом аспектах и подтверждение основных положений ответа примерами из практики обучения и воспитания;

¨ осведомлённость в области важнейших проблем педагогики, психологии и методики, знание современной психолого-педагогической и методической литературы;

¨ креативность педагогического мышления, способность анализи-ровать, прогнозировать и оценивать педагогические явления и системы исходя из закономерностей психолого-педагогической и методической наук, сущности педагогических теорий;

¨ понимание общих закономерностей развития и проявления психической деятельности человека;

¨ различие психологического и педагогического аспектов образовательного процесса;

¨ осознанная готовность применять психологические знания в педагогической деятельности по развитию личности младших школьников;

¨ актуализация системы практических умений по принятию оптимальных решений в различных педагогических ситуациях с учётом особенностей организации образовательного процесса в начальной школе;

¨ проявление заинтересованности к проблемам совершенствования педагогического процесса, стремления к профессиональному самообразованию и самосовершенствованию.

Критерии оценки знаний студентов на междисциплинарном государственном экзамене по психолого-педагогическим дисциплинам

Ответ оценивается на «отлично», если студент демонстрирует:

¨ глубокое владение материалом;

¨ осознанный и обобщенный уровень ответа;

¨ свободное оперирование терминами;

¨ знания нормативно-правовой основы организации и контроля системы дошкольного образования РФ;

¨ психолого-педагогическую и методическую эрудицию, использование при ответе материалов специальной литературы по курсу и смежным дисциплинам;

¨ умение раскрыть имеющийся у него практический опыт с точки зрения теории;

¨ определение своей позиции и точки зрения в раскрытии различных подходов к рассматриваемой проблеме, умение провести сравнительный анализ разных подходов;

¨ логичность, последовательность, точность, обоснованность, с опорой на разнообразные источники.

Ответ оценивается на «хорошо», если студент демонстрирует:

¨ владение программным материалом на достаточно высоком уровне, но в ответе допускает некоторые неточности, незначительные ошибки, исправляемые самим студентом;

¨ осознанный и обобщенный уровень ответа;

¨ использование при ответе материалов специальной литературы по курсу и смежным дисциплинам;

¨ умение показать значение теоретических вопросов для практики;

¨ способность раскрыть имеющийся у него практический опыт с точки зрения теории;

¨ логичность и обоснованность ответов.

Ответ оценивается на «удовлетворительно», если студент демонстрирует:

¨ овладение программным материалом при недостаточно осознанном и обобщенном уровне овладения теорией, неумение связать ее с практикой;

¨ неточное использование при ответе материалов специальной литературы по предмету и смежным дисциплинам;

¨ недостаточно высокий уровень логичности и последовательности изложения материала.

Ответ оценивается на «неудовлетворительно», если студент демонстрирует:

¨ отсутствие или недостаточное знание программного материала,

¨ в процессе изложения материала искажает смысл понятий и определений;

¨ в ответе содержатся житейские обобщения вместо научных терминов;

¨ недостаточно высокий уровень культуры речи, отсутствие логики и последовательности при изложении материала.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ «ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Тема 1. Предмет, задачи и актуальные проблемы детской психологии

Детская психология как наука о психическом развитии ребенка. Предмет детской психологии. История становления детской психологии. Детство как социокультурный феномен: социально-историческая природа детства (Ф. Арьес), психогенная теория истории детства (Л. Демез), история детства (Д.Б. Эльконин). Место и связь детской психологии с другими науками, изучающими человека и ребенка. Детская психология как составляющая часть возрастной психологии.

Теоретические и практические задачи детской психологии. Значение психологических знаний о развитии ребенка для профессиональной деятельности педагога. Актуальные проблемы детской психологии.

Литература

1. Гуревич П. С. Психологический словарь /под общ. науч. ред. П.С. Гуреви­ча. - М.: ОЛМА Медиа Групп: ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007.

2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 2010.

3. Ермолаева М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии: учеб. пособие. - М.: Ось-89, 2011.

4. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб., 2010.

5. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: учебник для студ. вузов по дисц. «Возрастная психология». - М.: Юрайт, 2011.

6. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: от рождения до шести лет: новый взгляд на дошкольное детств. - СПб.: Речь; Образовательные проекты, 2010.

7. Психология развития: учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии /Т.Д. Марцинковская [и др.]; под ред. Т.Д. Марцинковской. - Изд. 2-е., перераб. и доп. - М.: Академия, 2005.

8. Смирнова Е.О. Детская психология. - М., 2006.

9. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. - СПб.: Питер, 2008.

10. Урунтаева Г. А.Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009.

11. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - М.: Гардарики, 2007.

Тема 2. Методологические принципы и стратегии научных исследований

В детской психологии

Методологические основы детской психологии, принципы изучения психического развития ребенка. Стратегии исследования в детской психологии: поперечных срезов, лонгитюд, экспериментально-генетическая, комбинированная (когортно-последовательная), констатирующая, формирующая, кросс-культурная. Этапы психологического исследования в детской психологии. Этика научного исследования в детской психологии.

Литература

  1. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. - М.: Когито-Центр, 2000.

2. Гуревич П. С. Психологический словарь /под общ. науч. ред. П.С. Гуреви­ча. - М.: ОЛМА Медиа Групп: ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007.

3. Ермолаева М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии: учеб. пособие. - М.: Ось-89, 2011.

4. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб., 2010.

5. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: учебник для студ. вузов по дисц. «Возрастная психология». - М.: Юрайт, 2011.

6. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: от рождения до шести лет: новый взгляд на дошкольное детств. - СПб.: Речь; Образовательные проекты, 2010.

7. Смирнова Е.О. Детская психология. - М., 2006.

8. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2008.

9. Урунтаева Г. А.Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009.

10. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - М.: Гардарики, 2007.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.012 с.)