Романы Тургенева: поэтика, проблематик, эволюция жанра. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Романы Тургенева: поэтика, проблематик, эволюция жанра.



Тургенева справедливо считается лучшим стилистом русской прозы XIX в. и тончайшим психологом. Как писатель Тургенев прежде всего «классичен» - в самых разнообразный смыслах этого слова. Лучшие тургеневские вещи поражают законченностью и гармоничной соразмерностью всех деталей с целым. Художественные идеалы: простота, спокойствие, ясность линий, добросовестность работы».

Утонченный эстет, Тургенев считал главным в искусстве создание красоты. И человеческая личность, и природа являлись предметом его неустанных философских размышлений. Благоговение перед тайным спокойствием природы Тургенев распространил и на человеческие души. Если же его герой суетится, излишне жестикулирует (как, например, Ситников из «Отцов и детей»), то Тургенев его презирает.

Неразрывность социального и личного - его мышление конкретными образами. Сначала он видел реального человека, потом его социальное значение. «…сквозь игру случайностей добраться до типов»

Основной принцип классицизма состоит в том, что личность дается одновременно как производная от окружающего ее общества и в то же время как противопоставленная породившей ее среде. Характеры героев всегда показаны в динамике, в развитии, и чем сложнее персонаж, тем больше требуется автору сцен для его раскрытия. Раскрывается характер не только в его общественной деятельности, но и в идеологических спорах и в лично, интимной среде.

Психологизм Тургенева обычно называют «скрытым», ибо писатель редко прямо не изображает все чувства и мысли героя, но давал возможность читателю их угадывать по внешним проявлениям.

Автор выражает свой взгляд на героя самим сюжетом - выбором ситуаций, в которые он его помещает. Например, Базаров оказывается в чужой для него дворянской среде. Затем Тургенев приводит своего героя в соприкосновение с вечными сторонами человеческого бытия: природой, любовью и смертью, что всегда углубляет и изменяет человека, заставляет его пересмотреть свое мировоззрение.

Четко выражается авторская позиция также в предыстории героя, где в очень метких и ироничных кратких формулировках перед нами предстает вся его предшествующая жизнь. То же происходит и в эпилоге.

Огромную роль играет портрет героя. Но ничто так ярко не характеризует героев, как их язык. Различные интонационные оттенки воссоздают сложнейшую гамму переживаний героев, а выбор лексики характеризует их социальное положение, круг занятий и даже эпоху, к которой они принадлежат. У каждого героя своя неповторимая манера выражаться.

Творческий путь Гончарова

(по списку нужно читать – «Обрыв», «Обломов», «Обыкновенная история»)

Иван Александрович Гончаров (1812-1891) – один из создателей и крупнейших мастеров реалистического романа.

Родился в зажиточной купеческой семье. Когда Гончарову было семь лет, умер его отец. В последующей судьбе мальчика, в его духовном развитии важную роль сыграл его крёстный отец Николай Николаевич Трегубов – отставной моряк, человек просвещенный и нравственно независимый. Своими рассказами о дальних странах он заронил в душе будущего писателя стремление к иной, чем окружавшая его дремотно-провинциальная «обломовщина», яркой и деятельной жизни.

Первоначальное образование Гончаров получил дома, под началом Трегубова, затем в частном пансионате. В десять лет был отправлен в Москву для обучения в коммерческом училище (1822-1831), откуда он увольняется, не закончив курса обучения. Однако здесь ему были даны прочные знания трех европейских языков.

1831-1834 гг. – продолжил обучение на словесном отделении Московского университета, увлеченно занимался наукой. Самым ярким университетским воспоминанием стала встреча с Пушкиным, который посетил МГУ в 1832 г. Гончаров стал свидетелем спора поэта с Каченовским о подлинности «Слова о полку Игореве» (Пушкин сумел доказать подлинность произведения).

Студенческие годысовпали с утверждением в русской литературе реализма, оживлением философско-эстетических и идейно-нравственных изысканий, отзвуки которых проникали в лекции университетских профессоров.

После кратковременной службы (оказалась скучной и неблагодарной) в канцелярии симбирского губернатора (в должности секретаря губернатора) Гончаров приезжает в Петербург и определяется в качестве переводчика иностранной переписки в Департамент внешней торговли Министерства финансов. Эта работа тяготила его, и он искал отдохновения в любимой литературной работе, а также в общении с творчески близким ему кругом современников. С середины 30-х гг. это семья живописца Майкова, в которой Гончаров становится домашним учителем (преподавал латинский язык и русскую словесность двум старшим сыновьям главы семьи). Этот дом был интересным культурным очагом Петербурга. Почти ежедневно здесь собирались известные писатели, музыканты, живописцы.

С 1846 г. – это Белинский и члены кружка «Современника» - Панаев (журнальный деятель), Григорович (писатель), Некрасов, Дружинин (писатель, литературный критик, сотрудник журнала «Современник» и редактор журнала «Библиотека для чтения»), Боткин (русский очеркист, литературный критик, переводчик), Анненков, Тургенев.

В 60-80-е гг. – это Никитенко (историк литературы, цензор) и его дочери, А. К. Толстой, Стасюлевич (общественный деятель, публицист и историк), переводчик-датчанин Ганзен, юрист Кони.

1852-55 гг. – Гончаров в качестве секретаря экспедиции совершил кругосветное плавание на русском военном корабле «Паллада». С первых же дней путешествия он начинает вести подробный путевой журнал. Он и лёг в основу будущей книги «Фрегат “Паллада”». Экспедиция продолжалась почти два с половиной года. Великобритания, мыс Доброй Надежды, Ява, Сингапур, Гонконг, Япония, Китай, Филиппины, обратный путь через Сибирь – главные вехи этого путешествия.

 

(часть 2)

И. А. Гончаров (1812-1891) обратился к литературному творчеству в годы учебы в Московском университете, на «словесном» отделении. Но в литературу он вошел спустя тринадцать лет - как автор романа «Обыкновенная история», который был опубликован в журнале «Современник» в 1847 г. и имел «успех неслыханный» и всеобщий (Белинский). Он вместе с Герценым становятся героями литературной жизни России. Белинский даже ставит Гончарова как писателя выше Герцена.

Тогда же писатель начал работу над романом «Обломов», напечатав из него в 1849 г. большой фрагмент под названием «Сон Обломова». С октября 1852 г. Гончаров участвует в кругосветном плавании на военном корабле, которое заканчивается для него в феврале 1855 г. Его творческим итогом стало двухтомное описание путешествия «Фрегат «Паллада»» - своего рода географический роман на материале современной автору всемирной жизни.

Завершив его, Гончаров вновь обратился к незаконченному «Обломову», и в 1859 г. в журнале «Отечественные записки» был опубликован его полный текст. Впервые в России прозвучало слово «обломовщина». В романе судьба главного героя раскрыта не только как явление социальное («обломовщина»), но и как философское осмысление русского национального характера. Выход в свет «Обломова» и громадный успех его у читателей закрепили за Гончаровым славу одного из самых выдающихся русских писателей.

В середине 1862 года его пригласили на должность редактора недавно учреждённой газеты «Северная почта». Около года прослужил здесь Гончаров. Затем был назначен на новую должность, снова началась его цензорская деятельность. Благодаря ему публикуется «Гроза» Островского. Считался либеральным цензором. Он причинил много неприятностей «Современнику» Некрасова и писаревскому «Русскому слову». Гончаров защищал правительственные устои, был против нигилизма, социализма и коммунизма. Так продолжалось до конца 1867 года, когда он по собственному прошению вышел в отставку, на пенсию.

Последний роман писателя - «Обрыв» - появился спустя еще десять лет, в 1869 г., вызвав огромный интерес публики, но неодобрительные отзывы радикальной и охранительной критики. В последующие годы Гончаров, оставив крупную эпическую форму, пишет очерки, воспоминания, литературно-критические этюды, в числе которых знаменитый анализ комедии Грибоедова «Горе от ума» - «Мильон терзаний», а также «Заметки о личности Белинского», очерковый цикл «Слуги старого века», «Необыкновенная история» (впервые опубликованная в 1924 г.), в которой Гончаров рассказал о своих сложных творческих отношениях с Тургеневым. В последние годы не считал себя литератором, перед смертью сжег все незаконченные произведения.

Как личность был человеком был вялым и безыдейным, как Обломов, Медленно писал романы и в них «не попадал в нужное время», то есть не был актуальным писателем. Страдал безумием, во всем видел плагиат (конфликты с Тургеневым).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.006 с.)