VI. Выписка из квалификационной характеристики врача 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VI. Выписка из квалификационной характеристики врача



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1.Цель преподавания: изучение первоначальных и основных частных вопросов визуализации различных органов и систем организма методами рентгенодиагностики, ультразвуковой диагностики (УЗИ), компьютерной и магнитно-резонансной томографии (КТ, МРТ).

Обучение постановке задачи и выработки плана диагностического процесса об использовании различных методов лучевой диагностики.

Развитие клинического представления о возможностях лучевого исследования..

Воспитание клинического мышления по комплексной лучевой диагностике различных заболеваний.

 

1.2. Задачи дисциплины: по завершении курса лучевой диагностике и лучевой терапии студенты должны овладеть следующими навыками и умениями:

- на основании анамнеза и клинической картины болезни определить показания и противопоказания к лучевому обследованию или лучевому лечению;

- оформить направление больного к лучевому диагносту или лучевому терапевту и осуществить подготовку больного к лучевому исследованию Наметить объем и последовательность лучевых исследований (рентгенологические, ультразвуковые, радионуклидные, магнитно-резонансные и др.);

- самостоятельно опознать основные анатомические структуры на рентгенограммах, ангиограммах, компьютерных рентгеновских и магнитно-резонансных томограммах, ультразвуковых сонограммах

- Распознать на рентгенограммах и дать характеристику изменениям при

- преломах и вывихах.

- Путем сопоставления клинических и рентгенологических данных распознать острую пневмонию с инфильтрацией легочной ткани, экссудативный плеврит,рак легкого эндо-и экзобронхиальный с типичной

рентгенологической картиной,метастазы в легких.

-

- вмоперитонеум, острую механическую непроходимость кишечника, инородныетела бронхов, пищевода, мягких тканей.

- С помощью протокола лучевого исследования оценить морфологические и функциональные изменения при наиболее частых заболеваниях легких, сердца, пищевода, желудка, кишечника, печени, желчного пузыря, почек, костей и суставов.

-.

 

1.3. Перечень дисциплин, необходимых для изучения лучевой диагностики и лучевой терапии:

Медицинская и биологическая физика:

- понятие о радиоактивности;

- виды ионизирующего излучения;

- свойства ионизирующих излучений;

- дозиметрия;

- дозы излучения;

- устройство рентгеновского аппарата;

- общие сведения об УЗИ,КТ, МРТ

-.

-

Курс лучевой диагностики и лучевой терапии \ Третий курс\

Механизмы патологического действия различных видов ионизирующего излучения;

- эффекты, возникающие под воздействием ионизирующего излучения в различных средах организма;

- зависимость биологического действия от количества и качества излучения;

Нормальная и патологическая физиология:

- знание сущности физиологических процессов в норме;

- патофизиологические изменения при некоторых заболеваниях;

Нормальная и патологическая анатомия:

- знание анатомического строения органов и систем в норме;

- знание сущности морфологических изменений, возникающих вследствие некоторых заболеваний;

Кафедры внутренних болезней

- знание изменений, происходящих в органах при некоторых заболеваниях, и вопросов диагностики этих изменений;

Кафедры хирургических болезней

- знание вопросов диагностики заболеваний и повреждений костно-суставного аппарата, заболеваний ЖКТ.

 

 

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛУЧЕВАЯ ДИАГНОСТИКА» ДЛЯ ВРАЧЕЙ,заканчивающих медико-диагностический факультет

2.1. Темы лекций, их содержание и объем в часах:

Номер семестра N темы лекции Наименование тем лекций, их содержание Объем в часах
    Принципы и методы лучевой диагностики: - виды излучений, их характеристика; - основные методы получения изображений для лучевой диагностики (рентгенологический, ультразвуковой, радионуклидный)  
    Комплексная лучевая диагностика повреждений и заболеваний опорно-двигательного аппарата: - методы лучевого исследования опорно-двигательного аппарата; - рентгеносемиотика заболеваний костей и суставов  
    Лучевая картина заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата: - рентгенопризнаки травматических повреждений; - рентгенопризнаки некоторых заболеваний костей и суставов.  
    Комплексная лучевая диагностика заболеваний легких и средостения: - методы лучевой диагностики заболеваний органов грудной клетки; -  
    Комплексная лучевая диагностика заболеваний сердечно-сосудистой системы: - методы лучевой диагностики заболеваний сердечно-сосудистой системы;    
    Комплексная лучевая диагностика заболеваний органов пищеварения: - лучевая диагностика в гастроэнтерологии; - лучевые исследования при заболеваниях органов пищеварения  
    Комплексная лучевая диагностика в нефрологии и урологии, эндокринологии, акушерстве и гинекологии: - методики лучевой диагностики; - лучевые симптомы и синдромы при заболеваниях органов мочеполовой системы, эндокринных органов  
    Место различных видов лучевого ис- следования в современной клинике. Методы основные и дополняющие, Первоочередные и уточняющие Ценность различных методов исследования в отдельных случаях.      
    Ультразвуковое исследование в совре- менной клинике  
       

 

2.2. ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ В ЧАСАХ:

 

N семестра N темы пр. занятий Тема и план занятия Объем в Часах
    Принципы и методы лучевой диагностики: - виды излучений, применяемых в лучевой диагностике; - принципы противолучевой защиты и меры охраны труда при диагностическом использовании излучений; - регламентация лучевой диагностики; - основные методы получения изображения для мед. Диагностики (рентгенологический, радионуклидный, ультразвуковой) - организация и оснащение отделения лучевой диагностики; - визуальный анализ изображений  
    Комплексная диагностика повреждений и заболеваний опорно-двигательного аппарата: - лучевая анатомия скелета; - возрастные особенности; - методы диагностики повреждений и заболеваний скелета, рентген семиотика патологии костей и суставов  
    Рентгенодиагностика переломов и вывихов: - особенности переломов у детей и пожилых людей; - переломы детского возраста; - признаки заживления переломов; - патологические переломы  
    Лучевая картина заболеваний костей и суставов: - системные заболевания; - воспалительные специфические и неспецифические;опухоли. - дегенеративные поражения  
    Комплексная диагностика заболеваний легких и средостения: - методы лучевой диагностики заболеваний органов грудной клетки; - лучевая анатомия и физиология легких (долевое и сегментарное строение);  
    Схема описания рентгенограмм органов грудной клетки (качество снимка, рентгеноанатомическая оценка): - лучевые симптомы и синдромы поражения легких; - рентгенодиагностика острых пневмоний и их осложнений, пневмо- и гидроторакса  
    Рентгенодиагностика: - туберкулеза; - рака легкого (первичного и метастатического); Место и значение КТ в диагностике заболеваний Легких -  
    Комплексная лучевая диагностика заболеваний сердечно-сосудистой системы: - методы лучевой диагностики; - лучевая анатомия сердца и крупных сосудов; - лучевые симптомы и синдромы поражения сердца и сосудов; - лучевое исследование функции сердца; - лучевая картина наиболее частых поражений  
    Комплексная лучевая диагностика заболеваний органов пищеварения: - методы лучевой диагностики, используемые в гастроэнтерологической практике; - лучевая анатомия пищевода; - лучевое исследование при инородных телах и заболеваниях пищевода (рак, варикозное расширение вен, эзофагит, послеожоговые стенозы и другие)  
    Методы лучевой диагностики заболеваний желудка: - лучевая диагностика физиологии желудка; - лучевая диагностика рака; - лучевая диагностика язвенной болезни желудка, хронического гастрита, доброкачественных опухолей  
    Лучевая диагностика заболеваний кишечника: - лучевая анатомия и физиология тонкой и толстой кишок; - лучевая диагностика энтеритов и колитов; - лучевая диагностика доброкачественных и злокачественных опухолей, дивертикулов; - тактика лучевого исследования и лучевая картина острых состояний (прободная язва, желудочно-кишечные кровотечения, кишечная непроходимость и др.)  
    Комплексная лучевая диагностика в нефрологии, урологии, акушерстве и гинекологии: - методики;ультразвуковое исследование - лучевая анатомия и физиология органов мочевыделения; - основные лучевые синдромы и симптомы поражения почек, тактика лучевого обследования при почечной колике, макрогематурии, гипертензии почечного генеза; - лучевое исследование репродуктивной системы женщин (матка, яичники, молочные железы)  
    Ультразвуковая диагностика - принцип метода; организация и оснащение кабинета УЗИ -практическая работа в кабинете УЗИ -  
      Итоговое собеседование  
       
    Итого 35 учебных часов  

 

 

III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

3.1. ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология (Основы лучевой диагностики и лучевой терапии). М., Медицина, 1993 г.

2. Галкин Л.П., Михайлов А.Н. Основы лучевой диагностики. Гомель, ГоГМИ, 2000г.

3. Линденбратен Л.Д., Наумов Л.Б. Медицинская рентгенология. М., Медицина, 1984 г.

4. Линденбратен Л.Д., Лясс Ф.М. Медицинская радиология. М., Медицина, 1986 г.

5. Галкин Л.П., Переплетчиков А.М. Введение в лучевую диагностику. Методическое пособие для студентов. Гомель, 1996 г.

 

Дополнительная:

1. Клиническая рентгенорадиология. Руководство в 5 томах под ред. Зедгенидзе Г.А. М., Медицина, 1983-1985 г.

2. Клиническая ультразвуковая диагностика. Руководство для врачей в 2 томах под ред. Мухарлямова Н.М. М., Медицина, 1987 г.

3. Кишковский А.Н., Тютин Л.А. Неотложная рентгенодиагностика. Руководство для врачей. М., Медицина, 1989 г.

4. Рабкин И.Х., Матевосов А.Л., Готман Л.Н. Рентгеноэндоваскулярная хирургия. М., Медицина, 1987 г.

5. Технические средства медицинской интроскопии. Под ред. Леонова Б.И. М., Медицина, 1989 г.

6. Руцкий А.В., Михайлов А.Н. Рентгено-диагностичекий атлас. Минск, Вышейшая школа, 1987 год, том 1, том 2.

7. Михайлов А.Н. Рентгеносемиотика и диагностика болезней человека. Справочное пособие. Минск, Вышейшая школа, 1989 г.

8. Михайлов А.Н. Руководство по медицинской визуализации. Минск, Вышейшая школа, 1996 г.

 

 

9. Маркварде М.М., Сергеева И.И. Рентгенологические методы искусственного контрастирования. Учебное пособие. Минск, 1988 г.

10.Маркварде М.М., Тихомирова Т.Ф., Рожковская В.В., Сергеева И.И. Методы лучевого исследования различных органов и систем. Учебное пособие. Минск, 1996 г.

11.Маркварде М.М., Тихомирова Т.Ф., Сергеева И.И. Классификация методов лучевой диагностики. Учебное пособие. Минск, 1996 г.

 

3.2. ПЕРЧЕНЬ НАГЛЯДНЫХ И ДРУГИХ ПОСОБИЙ, МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ:

1. Демонстрационные таблицы:

1.1. Современные рентгенодиагностические аппараты.

1.2. Средства защиты от рентгеновского излучения.

1.3. Рентгенанатомия легких.

1.4. Ультразвуковая диагностика.

1.5. Бронхиальная система легких.

1.6. Основные свойства проникающих излучений. 2. Комплекты рентгенограмм:

2.1. Методы рентгенологического исследования.

2.2. Повреждения и заболевания костей и суставов.

2.3. Заболевания легких и средостения.

2.4. Заболевания сердца и крупных сосудов.

2.5. Заболевания пищевода.

2.6. Заболевания желудка.

2.7. Заболевания тонкой и толстой кишок.

2.8. Урограммы.

2.9. Ангиограммы.

2.10. Маммограммы.

2.11. Метросальпингограммы.

3. Комплект компьютерных томограмм.

4. Комплект линейных томограмм.

5. Комплект ультразвуковых сонограмм.

6. Комплект сцинтиграмм.

7. Наборы слайдов.

11.1. Методики рентгенологического исследования.

11.2. Рентгенологическое исследование опорно-двигательного аппарата.

11.3. Рентгенологические укладки.

11.4. Рентгенологическое исследование легких.

11.5. Рентгенологическое исследование сердца и крупных сосудов.

11.6. Лучевое исследование желудочно-кишечного тракта.

Компьютерная томография.

8. Набор тестовых вопросов по радионуклидной диагностике.

9. Набор тестовых вопросов по лучевой диагностике.

10. Схема рентгенодиагностических симптомов при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

11. Схема для изучения отделов сердца по рентгенограмме.

12. Схема задней поверхности проекции границ легких и плевры.

13. Схема для изучения рентгенограмм при дегенеративных заболеваниях позвоночника.

14. Шаблон для оценки рентгенограмм органов грудной клетки.

15. Правила для врача для направления пациента на компьютерную томографию.

16. Методические рекомендации для студентов и преподавателей на каждую изученную тему.

17. Методическое пособие для студентов «Введение в лучевую диагностику».

18. Методическое пособие для студентов «Компьютерная томография – новый рентгенологический метод исследования».

19.Приказ МЗ РБ № 309 от 23 декабря 1993 г. "Об улучшении службы лучевой диагностики и лучевой терапии".


IV. Учебно-методическая карта дисциплины "Лучевая диагностика и лучевая терапия"

№ семестра № темы Название темы. Вопросы к изучению № лекции/ практич. Вспомага тельные материалы Самостоятельная работа студентов Формы контроля
Содержание Время
    Принципы и методы лучевой диагностики. 1. История развития лучевой диагностики. 2. Способы получения изображения: рентгенологические, линейная и компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, ультразвуковое исследование, термография, радионуклидное исследование. 3. Виды излучений. 4. Интервенционная радиология. Рентгеноэндоваскулярные вмешательства.       1/1 Демонстрационные таблицы: (1.1),(1.2), (1.4), (1.6) Комплект рентгенограмм (2.1) Комплект КТ- грамм (7). Комплект УЗ- грамм (5). Набор слайдов (7.1), (7.11) Методические рекомендации к занятию     Работа в кабинетах отделения лучевой диагностики и в учебной комнате по изучению материалов первичных исследований     минут     Устный опрос на определение исходного уровня знаний. Письменная контрольная работа на описание рентгенограммы
    Комплексная лучевая диагностика повреждений и заболеваний опорно-двигательного аппарата. - лучевая анатомия скелета, - возрастные особенности, - методы лучевой диагностики, - вопросы рентгеносемиотики.     1/1 Методические рекомендации к занятию Комплект рентгенограмм (2.2) Комплект КТ- грамм (3).       Разбор и анализ наборов учебных рентгенограмм по теме занятия.     минут Устный опрос на определение исходного уровня знаний. Разбор лучевой картины на оценку (устно)
      Рентгенологическая диагностика переломов и вывихов. - рентгенологические признаки, -возрастные особенности, - переломы детского возраста, - признаки заживления перелома, - осложненные переломы.       1/1 Методические рекомендации к занятию Комплект рентгенограмм (2.2) Схема видов смещения отломков (7). Схема видов линии перелома (6). Образец заполнения протокола рентгенологического исследования при переломе. - оценка рентгенограмм из учебного набора, - анализ рентгеногр. при переломах у детей, - оценка рентгенограмм при переломах позвонков, костей лицевого и мозгового черепа.   минут   Устный опрос на определение исходного уровня знаний. Разбор лучевой картины на оценку
        Рентгенологическая диагностика некоторых заболеваний костей и суставов. - лучевая картина при остеомиелите, - туберкулезе костей и суставов, - системных заболеваниях скелета, - доброкачественных и злокачественных опухолях.     1\2 Методические рекомендации кзанятию Комплект рентгенограмм (2.2) Тестовая компьютерная прграмма по теме.   - оценка рентгенограмм по схеме, - анализ рентгенограмм при различных заболеван.   минут Устный опрос на определение исходного уровня знаний. Компьютерный тестовый контроль конечного уровня знаний по теме. Письменная контрольная работа на описание рентгенограммы.
      Комплексная лучевая диагностика заболеваний легких и средостения. -лучевые методы исследования, лучевая анатомия и физиология органов дыхания, - Характеристика лучевой картины, - лучевые симптомы и синдромы.     2\2 Методические рекомендации к занятию Комплект рентгенограмм (2.3), КТ-грамм (3), линейных томограмм (4). Демонстрационные таблицы. Набор слайдов (7.4). Схема (1.2). Шаблон (14). Работа в кабинетах отделения лучевой диагностики и анализ учебных рентгенограмм: -оценка рентгенограмм по схеме. -анализ лучевой картины при различных пат. симптомах и синдромах. -составление протокола исследования, -выводы о возможном использовании других методов лучевой диагностики.     минут     Устный опрос на определение исходного уровня знаний. Разбор лучевой картины на оценку
    Рентгенологическая семиотика заболеваний органов грудной клетки. Схема описания ретгенограмм органов грудной клетки. Лучевые симптомы и синдромы.   2\2 Методические рекомендации к занятию Комплект рентгенограмм (2.3), КТ-грамм (3), линейных томограмм (4). Демонстрационные таблицы. Набор слайдов (7.4). Схема (1.2). Шаблон (14). Работа в кабинетах отделения лучевой диагностики и анализ учебных рентгенограмм: - оценка рентгенограмм по схеме, - анализ рентгенограмм при различных заболеван.   минут Устный опрос на определение исходного уровня знаний. Разбор лучевой картины на оценку
      Лучевая картина некоторых заболеваний органов грудной клетки. -лучевая картина острой и хронической пневмонии, различных форм туберкулеза легких, тромбоэмболии легочной артерии, эмфиземы, пневмосклероза, пневмокониозов, первичного и метастатического рака, гидро- и пневмоторакса.   2\2 Методические рекомендации к занятию Комплект рентгенограмм (2.3), КТ-грамм (3), линейных томограмм (4). Демонстрационные таблицы. Набор слайдов (7.4). Схема (1.2). Шаблон (14). Работа в кабинетах отделения лучевой диагностики и анализ учебных рентгенограмм: оценка рентгенограмм по схеме. -анализ лучевой картины при различных пат. симптомах и синдромах. -составление протокола исследования, -выводы о возможном использовании других методов лучевой диагностики.     минут Устный опрос на определение исходного уровня знаний. Письменная контрольная работа на описание рентгенограммы.
        Комплексная лучевая диагностика заболеваний сердечно-сосудистой системы. -методы лучевой диагностики, -лучевая анатомия сердца и крупных сосудов, -лучевые симптомы и синдромы поражения сердца и сосудов, -лучевое исследование функции сердца, -лучевая картина наиболее частых поражений.       2\3 Методические рекомендации к занятию Комплект рентгенограмм (2.4) (2.9). Набор слайдов (7.1). Схема (11). Разбор и анализ учебных рентгенограмм по схеме, -анализ рентгенограмм при пороках сердца, -анализ серии ангиограмм.       минут Устный опрос на определение исходного уровня знаний. Письменная контрольная работа на описание рентгенограммы.
      Комплексная лучевая диагностика заболеваний органов желудочно-кишечного тракта. -методы и способы лучевого исследования. Рентгенологическая диагностика заболеваний пищевода. Лучевая диагностика заболеваний желудка. Лучевая диагностика заболеваний кишечника. Лучевая диагностика неотложных состояний в гастроэнтерологии     3\3   Методические рекомендации к занятию Комплект рентгенограмм (2.5), Набор слайдов (7.6). Схема (10).       Работа в кабинетах отделения лучевой диагностики. Анализ видимой лучевой картины.   90 минут Устный опрос на определение исходного уровня знаний. Решение контрольных задач. Письменная контрольная работа.
      Комплексная лучевая диагностика заболеваний мочеполовой системы. -методы лучевой диагностики; - лучевая анатомия и физиология органов мочевыведеления; - основные лучевые синдромы поражения почек; - лучевое исследование репродуктивной системы женщин (матка, яичники, молочные железы).     4,5\4,5 Методические рекомендации к занятию Комплект рентгенограмм (2.8), (2..9). КТ-грамм (5) Набор слайдов (7.10).       Разбор и анализ урограмм, цистограмм, КТ-грамм, УЗ-грамм, маммограмм, метросальпингограмм.   минут   Устный опрос на определение исходного уровня знаний. Письменная контрольная работа.
    -          
    -       Работа в отделении лучевой терапии.   минут Решение контрольных задач по вариантам на определение исходного уровня знаний. Письменная контрольная работа на определение конечного уровня знаний.
    -     Работа в радиологических отделениях     30 мин     Устный опрос.    

 


 

 

V. ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ.

Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину Кафедра Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т. д. Принятое решение (протокол, номер, дата) кафедрой, разработавшей программу
Терапия внутрен- них болезней 1 и 2 Уделить особое внимание на комплексную (органную) лучевую диагностику наиболее частых заболеваний сердечно-сосудистой, пищеварительной систем и органов дыхания, делая акцент на рутинные методы лучевой диагностики (рентгенологическое исследование, УЗИ) «Согласовано» протокол №69 от 30 мая 1998 года
Фтизиопульмо- Нология фтизио-пульмонологии Уделить внимание лучевым симптомам, характеризующим патологический очаг туберкулезного процесса при разных его формах «Согласовано» протокол №69 от 30 мая 1998 года
Хирургия хирурги-ческих болезней 1, 2 и 3 Обратить внимание на лучевую диагностику при неотложных состояниях. Дать представление студентам о возможностях интервенционной радиологии (лечебные рентгенохирургические вмешательства на органах грудной, брюшной полостей и забрюшинного пространства) «Согласовано» протокол №69 от 30 мая 1998 года
Неврология и нейрохирургия невроло- гии, нейро-хирургии и мед. реабили- тации Современная рентгеносемиотика дегенеративно-дистрофических заболеваний позвоночника «Согласовано» протокол №69 от 30 мая 1998 года

 


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Индекс 140019

В А Р И А Н Т 1

6 семестр 2001г.

 

1. Исследование функции щитовидной железы

1. Период полураспада физический.

2. Клиническое значение ренографии.

 

В А Р И А Н Т 2

6 семестр 2001г.

 

1. Сканирование щитовидной железы.

2. Период полувыведения.

3. Клиническое значение сканирования легких.

 

В А Р И А Н Т 3

6 семестр 2001г.

 

1. Ренография.

2. Период эффективного полувыведения.

3. Клиническое значение сканирования печени.

 

 

В А Р И А Н Т 4

6 семестр 2001г.

1. Сканирование почек.

2. Радиофармацевтические препараты для исследования функции печени.

3. Радиофосфорная диагностика опухолей.

 

 

В А Р И А Н Т 5

6 семестр 2001г.

 

1. Гепотография (исследование функции печени).

2. Радиофармацевтические препараты для исследования функции и сканирования почек.

3. Клиническое значение определения функции щитовидной железы.

 

В А Р И А Н Т 6

6 семестр 2001г.

1. Сканирование печени.

2. Характеристика наиболее часто применяемых в практике радиоактивных изотопов.

3. Подготовка больного к исследованию щитовидной железы.

 

 

В А Р И А Н Т 7

6 семестр 2001г.

 

1. Сканирование легких.

2. Характеристика наиболее часто применяемых в практике радиофармацевтических препаратов.

3. Нормальные показатели ренограммы.

 

В А Р И А Н Т 8

6 семестр 2001г.

 

1. Радиокардиография.

2. Радионуклид, радиоактивное вещество, радиофармацевтический прерарат.

3. Клиренс. Понятие, характеристика методики определения клиренса крови от индикатора.

 

 

В А Р И А Н Т 9

6 семестр 2001г.

 

1. Исследование при опухолях покровных тканей.

2. Сканирование. Принцип.

3. Клиническое значение ренографии.

 

 

В А Р И А Н Т 10

6 семестр 2001г.

 

1. Аутсрадиография.

2. Определение объема циркулирующей крови.

3. Клиническое значение определения функции печени.

 

 

В А Р И А Н Т 11

6 семестр 2001г.

 

1. Сканирование (принцип метода).

2. Радиофармацевтические препараты для исследования легких.

3. Клиническое значение гепатографии.

 

В А Р И А Н Т 12

6 семестр 2001г.

 

1. Радиометрия, радиография (принцип метода).

2. Сканирование щитовидной железы.

3. Клиническое значение радионуклидной ренографии.

 

Артроз – дистрофическое изменение сустава, начинающееся с дистрофического изменения хряща (хондроз), к которому потом присоединяется дистрофическое изменение кости (остеохондроз). Если отмечается деформация кости, специфическая для артроза, то можно говорить о деформирующем артрозе. Таким образом, термин «артроз» -- общий для всех стадий дистрофического процесса в суставе.

Анкилоз – отсутствие подвижности в суставе вследствие внутри- или внесуставного сращения костей, образующих сустав (анкилоз костный, фиброзный).

Аплазия – полное отсутствие органа, его части или участка какой-либо ткани как результат нарушения их развития (аплазия всего позвонка, дуги, отростка).

Апофиз – участок кости, имеющий самостоятельную точку (точки) окостенения и не участвующий в образовании сустава.

Атрофия – уменьшение объема органа или ткани по отношению к первоначально нормальной величине. По существу, это не атрофия, а гипотрофия.

Вывих – смещение сочленяющихся костей с полным нарушением контакта их сочленяющихся поверхностей.

Гипермобильность – увеличение подвижности позвоночного сегмента, отдела позвоночника или сустав по сравнению с нормой, соседним сегментом, симметричным суставом.

Гиперплазия – увеличение размера органа, его части или участка ткани как результат нарушения формирования в процессе роста.

Гиперостоз – патологическое увеличение объема кости (в основном ее толщины) за счет разрастания костной ткани.

Гипертрофия – увеличение объема органа или ткани по отношению к первоначально нормальной величине.

Гипомобильность – уменьшение подвижности позвоночного сегмента, отдела позвоночника, всего позвоночника или сустава по сравнению с нормой, соседним сегментом, симметричным суставом.

Гипоплазия – недоразвитие органа или его части.

Губчатая кость – кость или участок кости, имеющий губчатое строение.

Дегенерация – 1) в биологии – упрощение, деградация, вырождение; 2) в патологии – см. Дистрофия.

Дегенеративно-дистрофический – неправомочный термин.

Деструкция – в патоморфологии – разрушение структуры органа, ткани, клетки.

Деформирующий артроз – одна из стадий артроза, характеризующаяся специфической деформацией суставных концов костей.

Диафиз – участок трубчатой кости, имеющий костно-мозговой канал.

Дискоз – (син. хондроз межпозвоночного диска) – термин, введенный нейрохирургами.

Дисплазия – все без исключения нарушения развития и формирования органов или тканей независимо от причин и времени возникновения (как в процессе эмбриогенеза, так и в постнатальном периоде).

Дистрофия – патологический процесс, имеющий патоморфологические проявления, возникающие вследствие нарушения обмена веществ и характеризующийся накоплением в клетках и тканях количественно и качественно измененных продуктов обмена. В рентгенологическом изображении проявляется рядом признаков, свидетельствующих о патологических изменениях определенных морфологических структур (например, патологический остеосклероз, остеопороз, обызвествление). Рентгенологи, заимствовавшие этот термин из патоморфологии. должны придерживаться того толкования, которое дают ему патоморфологи. В связи с этим термин «дегенеративно-дистрофический» применять не следует, поскольку, он рожден в рентгенологии в переходный период, когда в морфологии термин «дегенерация» заменяли термином «дистрофия». В настоящее время в патологии применяют только термин «дистрофия».

Дугоотростчатые суставы – суставы между суставными отростками позвонков.

Костная балка – структурный элемент кости. Из костных балок построена кость.

Костная пластинка – структурный элемент костной ткани, состоящий из тонкого пучка коллагеновых волокон, соединенных аморфным веществом с отложенными в них минеральными солями. Использование этого термина в качестве синонима термина «костная балка» неправомерно.

Лигаментоз – дистрофическое изменение связки, заключающееся в замещении связки вблизи ее прикрепления к кости волокнистым хрящом, который затем обызвествляется, после чего замещается костью. Рентгенологически проявляется обызвествлением или окостенение участка связки вблизи кости. Клинически может сопровождаться болями и болезненностью при движениях или натяжении связки.

Межпозвоночный остеохондроз – неточный термин. Остеохондроз свидетельствует о поражении кости и хряща, в позвоночнике – это тела позвонков и диск между ними. Правильно остеохондроз позвоночника, или позвоночный остеохондроз.

Метафиз – губчатый участок трубчатой кости, располагающийся между эпифизом и диафизом.

Некробиоз – необратимое нарушение жизнедеятельности ткани, органа или его части.

Нестабильное смещение -- выявленное на рентгенограмме смещение позвонков по отношению друг к другу. величина которого меняется при движениях позвоночника, что определяют с помощью рентегнофункционального исследования.

Остеоид – органическая основа костной ткани, образующаяся в процессе ее формирования. После минерализации остеоида образуется костная ткань.

Остеолиз – рассасывание кости (ее концевых участка), характеризующееся исчезновением ее участка или отсутствии реактивных изменений в оставшейся части кости и в окружающих тканях. Остеомаляция – размягчение кости вследствие нарушения обменных процессов в костной ткани при патологических состояниях организма. Она возникает в процессе физиологической перестройки кости, когда вновь образующаяся остеоидная ткань не пропитывается минеральными солями в достаточном количестве.

Остеопения – уменьшение плотности кости любой природы. Термин применяют как для обозначения как остеопороза, так и остеомаляции, когда хотят сказать о разрежении кости, не зная природы процесса.

Остеопороз – уменьшение количества костной ткани в единице объема кости вследствие уменьшения толщины и количества костных балок без изменения количества извести в костной ткани.

Остеосклероз – увеличение количества костной ткани в единице объема вследствие увеличения толщины и количества костных балок без изменения количества извести в костной ткани.

Остеофит – патологический костный нарост на поверхности кости.

Остеохондроз – дистрофическое изменение кости и хряща в любом месте организма, где имеется костная и хрящевая ткань.

Остеохондроз позвоночника – дистрофическое изменение межпозвоночного диска и прилежащих к нему тел позвонков. Рентгенологически проявляется специфическими краевыми костными разрастаниями, служащими продолжением площадок тел позвонков. Эти разрастания расположены перпендикулярно продольной оси позвоночника, вдоль выпятившегося диска. Пир это обязательны признаки хондроза.

Перестройка кости – всякое биологически активное изменение структуры, формы или размеров кости под влиянием внешних или внутренних факторов. Использование этого термина в качестве самостоятельного диагноза, без уточнения природы перестройки, неграмотно.

Перестройка кости физиологическая – 1) обменная – изменение кости в процессе нормального обмена веществ; 2) возрастная – возрастные нарушения равновесия созидания и разрушения костной ткани; 3) функциональная – приспособительные изменения в рамках физиологической анатомо-функциональной адаптации.

Перестрой кости патологическая – любое биологически активное изменение формы, размеров и структуры кости, в процессе которого нормальная кость превращается в патологическую.

Периостальные наслоения – периостальное костеобразование, развивающееся в ответ на любое раздражение или повреждение надкостницы (перелом, воспаление, опухоль, функциональная перестройка). Надкостница не вовлекается непосредственно на в воспалительный, ни в опухолевый процесс, а участвует в нем лишь тем, что в той или иной мере реагирует на воспаление, опухоль, механическое повреждение. При этом клеточный механизм костеобразования во всех случаях одинаков. Использование термина «периостит» или «периостоз» нерационально, поскольку назвать причину активности надкостницы можно только после установления диагноза заболевания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.4.239 (0.141 с.)