Произведения Феофана Прокоповича 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Произведения Феофана Прокоповича



«Епиникион» (1709 год) – отклик Прокоповича на полтавскую битву. Одно из немногих его произведений, являющееся стихотворным.

Епиникиона – (от греческого военная песнь) впервые был издан в сборнике «Панигирикус». Современники Прокоповича считали эту поэму эпической.

 

В этом произведение он воспевает победителя и поносит праведным словом предателя Мазепу и Карла XII. Поэма официальна. Специально написана сложным стилем (мифолог). В нём используется множество аллегорических образов, риторических структур (риторический вопрос, риторическое восклицание).

 

Летом 1709 года в газете «Ведомости» был специальный репортаж Петра I с места сражения. В заключение своего репортажа он сравнил судьбу Фаентона с полтавским сражением. Пётр обещал напечатать ещё статью по этому поводу, но так этого и не сделал.

 

Размер данного произведения – героический (13 сложный).

 

Композиция состоит из 7 частей (каждая часть в произведение начинается с красной строки):

 

1)

1) Вступление, победа над врагом

2) Казнь изменника

3) Окончание войны и возвращение мира

2) Проводятся аналогии с Троей («брань 10 лета начала»)

В этой части также присутствует цитирование Бога «Моя десница с Петром во вражьем стане будет…»

 

3) Воинство Петра объединяется в порыве к победе (не без помощи высших сил конечно)

 

4) Здесь рассказывается о Мазепе и о суде высших сил, которые в дальнейшем карают Мазепу.

 

5) Описание полтавского сражения (это самый большой фрагмент). Апофеозом является появление самого Петра на поле битвы, что и решает исход сражения и из-за чего «пал род лютый»

 

6) Говорится о Петре. Выделяется победа на фоне сопоставления судьбы Феофана и шведов.

 

7) Часть посвящённая историческому значению победы. Также в данной части Феофан высказывает надежды на возвращение Константинополя в православное лоне.

 

Многие из «слов» («похвальные слова», «торжественные слова») Прокоповича были напечатаны и после опубликованы. Он произносил их в церкви, ибо по форме они напоминали церковную проповедь.

 

 

В «словах» Прокопович часто обличал своих врагов, не всегда, правда, напрямую, нападал на священников мракобесов. Благодаря ораторскому таланту, проповеди имели очень сильный пропагандистский эффект. Помимо всего прочего, его проповеди были довольно злободневны, он часто говорил о политической ситуации.

 

В день Святой Екатерины, Прокопович произнёс в честь подруги Петра речь «Любовь крепка как смерть», несмотря на то, что некоторые осуждали эту связь, вспоминая первую его супругу Евдокию Лопухину.

 

Другая речь «О власти и чести царской» Феофан произнёс в честь Алексе́я Петро́вича старшего сына Петра I.

 

3 основных риторических приёма:

1) обращение к слушателю

2) частое употребление местоимений «Мы», «Нас», «Наш».

3) риторические вопросы и восклицания.

 

(также он часто использовал синекдохи, сравнения, аллегорические образы и т.п.)

 

Так или иначе, в системе разнообразных аргументов и доказательств, главным оставался тезис.

 

«Слово на погребение Петра Великого» Прокопович произносил целый час, с учётом того, что после первой строчки он и окружающие его люди плакали 15 минут. В целом это произведение – плач.

 

Здесь он находит различные уподобления Петру:

  • Яфет (один из сынов Ноя, здесь Яфет подразумевается как строитель флота).

 

  • Моисей, как законодатель и мощный управитель, объединивший народы.

 

  • Соломон – облик российского общества, стремление к церкви.

 

  • Давид и Константин. Давид, как умный правитель, Константин, как устроитель церкви.

 

В целом вывод состоит в том, что дело Петра не умрёт. Россия не уйдёт в прошлое без Петра

 

В самом конце идут обращения: к Богу, к Екатерине I, к России.

Причём здесь Феофан говорит о Екатерине, как об Императрице (ибо она одна из немногих женщин правителей), говоря, что её женская плоть не мешает ей стать великой, подобно Петру.

 

Стефан Егорский

Церковный проповедник

Был главой церкви и оппонентом Петра (хотя скрывал это, чтобы не лишиться жизни).

 

В 1708-1709 годах он говорил о недостатках нынешней светской власти, ставил в укор, что на пирах пьют севач из церковных сосудов (чтобы сократить расходы и оптимизировать капитал, Петр приказал использовать церковную утварь и церковные материальные средства). И начиная с 1708 года начинается скрытая оппозиция.

 

Он выступал против должности оперфескаута (тот проверял доносы и в случаях выявления нарушения, оперфескауту доставалось половина того, что в ходе следствия было конфисковано из-за воровства, коррупции и т.п.)

 

Из-за резких высказываний, в частности об отношениях Петра и Екатерины, Пётр запретил ему всякую проповедническую деятельность на 3 года.

Сам Егорский поддерживал царевича Алексея.

 

Иван Тихонович Посошков

(1652-1726)

Светский публицист

 

Родился в семье мастеров серебряных дел. В начале осваивал механику, в последствии смог стать крупным промышленником.

 

Он писал различные технический сочинения.

1724 год «Книга о скудности и богатстве». В ней он предлагал реформу всех сословий. Настаивал на строительстве школ, высказывался против духовного гниения церкви и выступал за изничтожение коррупции. Выступал за поощрение торговли и промышленности и постепенном замещении импорта с помощью пошлин.

 

(Тут Красовский вспомнил историю про обефескала Нестора, близкого для Петра человека. Тот, пользуясь тем, что был в фаворитах императора копал под всё окружения Петра, чтобы имеет компромат на приближённых к Петру людей. Ясное дело «кое-кому» это не понравилось, в итоге стали копать под него самого. Выяснилось, что он продавал должности за очень крупные суммы (был коррупционером короче). Когда Петру доложили об этом, тот был в шоке, ибо очень доверял Нестору. Состоялся суд, Нестора признали виновным и приговорили к колесованию (вид смертной казни). Понятно, что за Нестором велись и более тёмные делишки, ему предлагали сознаться и в них, чтобы душу облегчить, он отказался. В конце история заканчивается Хэппи эндом, Нестора колесуют, фавориты Петра радуются)

 

Через полгода после смерти Петра Посашков был арестован, видимо нашли книжку, «о скудности…», и эти идеи кому-то не понравились. К слову Посошков очень надеялся на то, что император прочтёт его книгу, но видать у Петра руки не дошли. Посошков умер в казематах.

 

Василий Никитин Татищев

(1686-1750)

Русский историк

Родился в богатой семье и являлся крупным помещиком, получил весьма неплохое образование. Отучился в артиллерийском училище. После окончания училища ездил много по странам, где по ходу дела просвещался и обучался.

Работал в берколлегии. В начале берколлегия следила за двумя вещами: добычей руд и мануфактурами. В дальнейшем слежение за мануфактурами доверили другой структуре. Татищев продолжал работать с делами, связанными с добычей руды.

 

Был также губернатором в Астрахани.

 

Был 1 первым русским учёным – историком. Более 30 лет работал над книгой «История Российская», которую так и не дописал. Издана книга была только после его смерти.

 

Также пытался написать первую русскую энциклопедию "Лексикон Российский, исторический, географический, политический". Книгу не дописал, дошёл только до буквы «Л».

В нём подобно Феофану уживались крайность, с одной стороны был строгим администратором, с другой взяточником (ну что ж поделать, все берут, и я возьму).

В конце концов, его казнили за взяточничество.

 

Все вышеперечисленные люди в своё время образовывали учёную дружину, конечно, они не общались близко, но переписывались друг с другом (в частности Татищев с Феофаном).

 

 

Лекция № 6

Газета «Ведомости»

До петровской газеты «Ведомости» не было печатных газет, были только лишь рукописные, такие, как например «Куранты». Но и в них было мало признаков газет, т.е. они были не периодичны, с малым тиражом и т.п.

 

Касательно «курантов», газета вначале прочитывалась царём, а потом отправлялась в посольский приказ. По схожей схеме происходила и печать «Ведомостей», Пётр всегда вначале прочитывал газету перед выпуском. В дальнейшем функции цензора были отданы специально подготовленным людям.

Отдельно стоит упомянуть, что с иностранными газетами Пётр I тоже знакомился лично.

 

1668 году появилась постоянная почта.

 

15 декабря 1702 года был подписан указ о печатании «Ведомостей». Указ: "1702 г. декабря в 15 день Великий Государь Царь и Великий Князь Петр Алексеевич всея великия и малыя и белыя России Самодержец указал по имянному своему великого Государя указу: Куранты, по нашему Ведомости, которые присылаются из разных государств и городов в Государственный Посольский и иные приказы, из тех приказов присылать те ведомости в приказ книг печатного дела, а как те ведомости присланы будут, и еще на печатном дворе печатать, и те печатные ведомости, что останется за подносом (т.е. после безвозмездной раздачи царю и его сановникам) – продавать в мир по надлежащей цене".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.018 с.)