Языковая реформа Карамзина. «Карамзинисты» и «шишковисты» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Языковая реформа Карамзина. «Карамзинисты» и «шишковисты»



Европизация русского языка. Сопротивление Шишкова. Черты французского языка в «реформированном» русском. Двуязычие в культурном сознании народа. Европейская культура мышления при реформе. Статьи Карамзина о культуре языка. Историческое разрешение спора «карамзинистов» и «шишковистов».

 

Тема №5.

Литературные объединения и журналы первой четверти XIX в.

Связь между организацией журналов и возникновением политических обществ. «Северный вестник» Мартынова. «Журнал Российской словесности» Брусилова. «Северный Меркурий», «Цветник» Измайлова. Журналы Москвы: «Вестник Европы», «Сын Отечества», «Русский вестник». «Очерки по истории русской журналистики и критики». «Дружеское литературное общество» - предвестник «Арзамаса» в Москве и сфера его интересов. «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств» в Петербурге. Его периодические издания.

 

Тема №6.

Литературные объединения второго и третьего десятилетия. Особенности деятельности.

«Московское общество любителей русской словесности» и производные от него организации как центры эстетической и политической жизни общества. Защита классицизма. Начало романтизма. «Беседы любителей русского слова» и деятельность Шишкова в рамках этой организации. Создание литературного общества «Арзамас» - «молодого» направления в литературе и политике. Особенности деятельности и представители «арзамасского братства». Проникновение политики декабризма в литературные круги. «Зеленая лампа», «Вольное общество любителей русской словесности», «Союз благоденствия». Альманахи литературных обществ. «Общество любомудров». Обостение политической направленности действий. Значение деятельности обществ в истории русской литературы.

Тема №7.

Проза начала 19 века. Н. Карамзин и его творческий метод.

Карамзин и русский сентиментализм: жанр и стиль повестей. Предромантизм в творчестве Карамзина. Исторические повести. «Новый слог» Карамзина. «История Государства Российского».

Тема 8.

Поэзия начала века. Г.Р.Державин и его творчество.

Биография, личность, мировоззрение, социально-политическая позиция. Трансформация поэтики классицистической оды. Цикл од о Фелице. Тематическое и жанровое разнообразие поэзии. Философский характер поэзии Державина. Тема творчества и образ поэта в лирике Державина. Художественный метод.

Тема 9.

В.А.Жуковский и его творчество.

Раннее творчество Жуковского и русский сентиментализм. Становление романтизма в творчестве Жуковского. Жуковский – оригинальный поэт и переводчик произведений западноевропейских романтиков и античных авторов. Жанры элегии («Сельское кладбище», «Вечер», «Певец») и баллады («Ивиковы журавли», «Людмила», «Светлана», «Эолова арфа»). Музыкальность баллад Жуковского. Патриотические мотивы, вызванные событиями Отечественной войны 1812 года. Усиление мистических настроений в поэзии Жуковского после 1815 года. Жанр поэмы («Суд божий», «Шильонский узник»). Участие Жуковского в литературной жизни эпохи. Белинский о Жуковском.

Тема 10.

К.Н. Батюшков как ведущий поэт начала 19 века.

Батюшков: судьба и творчество. Бытовое поведение («скиталец») и литературная позиция. Философия бытия. Принцип бытия и творческого поведения («живи, как пишешь, пиши, как живешь»). Батюшков в «Арзамасе»: Ахилл.

Периодизация творчества: споры о науке (Н.Фридман, В.Сандомирская, В.Кошелев).

Раннее творчество. «Мечта» как эстетический манифест. «Видения на берегах Леты» и арзамасское наречие. Батюшков и «легкая поэзия» (Э.Парни): концепция и поэтическая практика. Гедонизм в ранней поэзии, горацианский идеал «тихого счастья». Авторская маска: легкий гуляка, любимец муз, баловень судьбы. Гедонизм и духовность. Вещность и пластика поэтического мира.

Элегия «Выздоровление» и разрушение эмблематичности мышления: цветочный код и интроспекция, ассоциативность и полисемантизм.

1812 г. и кризис Батюшкова. Цельный гармонический образ автора, дистанцированный от реального биографического. «Умирающий Тасс»: жанровый синтез.

Тема 11.

И.А. Крылов как знаменитый русский баснописец

Начало творческого пути Крылова. Крылов-журналист. Стилевое разнообразие раннего творчества. Публицистичность.

Крылов-баснописец. Жанровое своеобразие басен Крылова. Сатира и юмор в баснях. Проблематика и художественное своеобразие басен. Аллегоризм и дидактизм басен. Язык и стиль. Народная мудрость в интерпретации Крылова. Конкретно-исторический и общечеловеческий смысл басен. Афоризмы в баснях Крылова.

Тема 12.

Драматургия начала 19 века. Творчество А.С.Грибоедова.

Политические и эстетические взгляды Грибоедова. Грибоедов и декабристы. «Горе от ума» – выдающееся произведение русского реализма первой четверти XIX в. История создания и публикации произведения. Проблематика пьесы. Жанровые особенности. Любовный и социальный конфликт комедии. Чацкий и фамусовское общество: идейно-философское содержание противостояния. Своеобразие авторской позиции в комедии. «Московский текст» пьесы. Язык и стиль комедии. Драматургическое новаторство пьесы.

Тема 13.

А.С.Пушкин. Начало творческого пути.

Пушкин – основоположник русского реализма. Роль войны 1812 года и деятельности декабристов в идейном и творческом становлении поэта. Периодизация творчества Пушкина.

Лицейский период (1813 – май 1817). Связь лицейских стихотворений Пушкина с поэзией Вольтера, Парни, Державина, Жуковского, Батюшкова. Жанры лирики Пушкина этого периода. Гражданская и любовная лирика. Участие Пушкина в литературной жизни («Арзамас», «Зеленая лампа»).

Петербургский период (июнь 1817 – май 1820). Тема вольности и критика самодержавия в стихотворениях «Вольность», «Деревня», «К Чааадаеву». «Руслан и Людмила» – первая русская поэма, вершина предромантизма.

 

Тема 14.

А.С.Пушкин. Южная ссылка.

Период южной ссылки (май 1820 – июль 1824). Элегия и послание как ведущие жанры «южной» лирики. Автопсихологизм лирики («Погасло дневное светило», «Редеет облаков летучая гряда», «Я пережил свои желанья»). Южные поэмы «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан» и «Цыганы». Сходство южных романтических поэм с «байронической поэмой» и отличие от нее. Трактовка проблемы свободы; цивилизация и природа в «Кавказском пленнике». Композиция и стиль поэмы. Дальнейшее развитие проблематики «Кавказского пленника» в поэме «Цыганы». Эволюция романтических идеалов Пушкина в «Цыганах». Белинский о поэмах.

Творчество второй половины 1820-х годов (сентябрь 1826 – начало сентября 1830). Историческая поэма «Полтава». Героическая концепция личности Петра I. Соединение исторической и любовной проблематики. Создание программных стихотворений «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту». Философская лирика («Анчар», «Воспоминание», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»).

Тема 15.

Центральный роман Пушкина «Евгений Онегин».

«Евгений Онегин» – первый русский реалистический роман. История его создания. Энциклопедически широкое отражение действительности в романе. Социальные и философские проблемы. Новизна жанра и художественной структуры. Образ автора. Реализм образов героев, языка. Своеобразие сюжета и композиции. Принцип зеркальности как основа композиции романа. Онегинская строфа.

Роль Пушкина - преобразователя литературного языка. Современное состояние пушкинистики.

Тема 16.

Драматургия Пушкина. «Борис Годунов».

Михайловский период творчества Пушкина (август 1824 – сентябрь 1826). Преодоление идейного кризиса, утверждение принципов реализма и народности. Темы свободы в лирике («Подражание Корану», «Пророк»). «Борис Годунов» – первая русская реалистическая трагедия. Исторические источники трагедии. Нравственно-философская и социально-политическая проблематика. Народ в трагедии.

Тема 17.

Проза А.С.Пушкина.

Болдинская осень (1830). «Повести Белкина» как начало русской реалистической прозы. Социальные и нравственно-философские проблемы в повестях, обновление привычных сюжетных схем, открытие типа «маленького» человека, стиль. Новаторское значение для русской литературы «маленьких трагедий». Психологическая разновидность реализма в трагедиях.

Творчество 30-х годов (1831 – 1836). Расцвет прозы Пушкина в 30-е годы. Проблема крестьянского бунта («Дубровский», «Капитанская дочка»). Образ Пугачева в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». Социально-философская проблематика повести «Пиковая дама». Символика и фантастика в произведениях 1830-х гг. («Каменный гость», «Пиковая дама», «Медный всадник»). Поэма «Медный всадник», Ее социально-политическая и философско-нравственная проблематика. Тема бунта в поэме. «Петербургский текст» А.С. Пушкина.

Тема 18.

Поэты пушкинского времени

Своеобразие литературной позиции Батюшкова. Анакреонтические мотивы в ранней поэзии Батюшкова. Жанры «легкой поэзии» – эпиграммы, надписи, послания, басни. Патриотические идеи и настроения в поэзии Батюшкова 1812 г. Жанры дружеского послания («К Дашкову») и исторической элегии («Переход русских войск через Неман 1 января 1813 года», «Переход через Рейн»). Поэзия Батюшкова после 1812 года. Поэтика «южных» элегий («Умирающий Тасс», «Таврида»).

Байронические мотивы лирики Е.А. Баратынского. Жанр элегии. Мотивы и образы сборника «Сумерки». Мотивы грусти, разочарованности, одиночества. Поздняя лирика («Осень», «Последний поэт»).

Поэзия Н.М. Языкова. Жанр послания («К Чаадаеву», «К не нашим», «Д.В. Давыдову»). Программное стихотворение «Пловец». Эпикурейские и вольнолюбивые мотивы.

Творчество А.А. Дельвига. Жанровое своеобразие лирики: идиллии, песни, элегии. Музыкальность поэзии Дельвига. Эстетические взгляды. Взаимоотношения с А.С. Пушкиным.

Стихотворения П.А. Вяземского. Социальный критицизм и богоборчество в стихотворении «Русский бог». Гражданская лирика. Концепция поэта-дилетанта.

 

Тема 20.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.012 с.)