Валидность теста конструктивная 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Валидность теста конструктивная



критерий качества теста, используемый при измерении какого-либо сложного психического феномена, имеющего иерархическую структуру, измерить который из-за этого одним актом тестирования невозможно. Так, психодиагностика интеллекта невозможна без предварительного определения понятия "интеллект", его структуры. Степень соответсвия нашего предварительного понимания и определения интеллекта реальной возможности конкретного теста, степень соответствия структуры интеллеткта структуре теста и есть в.т.к. Она нацелена на определение точности измерения сложных, устойчивых типов поведения, качеств личности, психических явлений.

Валидность теста по критерию

критерий качества теста, с помощью которого можно судить об интересующем нас аспекте психики индивида в настоящем и будущем. Для его определения необходимо сопоставить результаты тестирования с уровнем развития измеряемого признака, качества личности на практике. Например, для теста на технические способности основным критерием их определения будет выступать техническая деятельность конкретных специалистов, оценка их технических способностей с помощью экспертов, хорошо знающих испытуемых на протяжении достаточно продолжительного времени в интересующем нас аспекте. Оценка должна даваться по шкале порядковой, интервальной или отношений. В лучших тестах в. по критерию, измеренная коэффициентом корреляции, составляет от 0,3 до 0,8. Применение теста оправдано, если валидность по критерию оставляет 0,2-0,25.

Валидность теста по содержанию

критерий качества теста, используемый при вывяснении соответствия его области измеряемых психических явлений. В.т.к. показывает, насколько полно тест охватывает исследуемое множество измеряемых параметров. Если, например, нужно проверить с помощью теста математическую подготовку абитуриента вуза, то в предлагаемый тест должны быть включены математические задания, для решения которых необходимы знания по всем разделам математики, изучаемым в средней школе. Таким образом, степень соответствия структуры данного теста структуре программы математических дисциплин, изучаемых в школе, и является валидностью данного теста по содержанию. Естественно, что для обследования лиц, окончивших вузы, предназначаются тесты с иной вялидностью по содержанию.

Валидность теста прогностическая

критерий качества теста, используемый при предсказании характера развития измеряемого параметра в будущем. Одним из самых существенных недостатков подобных тестов является то, что они не учитывают неравномерность развития измеряемого параметра у различных людей в будущем. Данный вид валидности является особо ценным с практической точки зрения.

Валидность эксперимента

критерий качества эксперимента, степень его точности, в зависимости от которой выводы, полученные в его ходе могут быть распространены на всю генеральную совокупность. В.э. позволяет определить насколько всеобщими могут быть выводы, полученные путем исследования ограниченной по времени и обьему выборки. Различают внутреннюю и внешнюю валидность эксперимента.

Валидность эксперимента внешняя

критерий качества эксперимента, в зависимости от которого выводы об определенной тенденции, закономерности развития конкретных психических явлений, личностей, видов деятельности и т.д. могут быть распространены на другие явления и т.д. в данной или иной сфере. Языком математики это можно сформулировать так: насколько закономерности данного подмножества характерны для всего множества. Для определения границ применения экспериментальных выводов и необходимо определять в.э.в.

Валидность эксперимента внутренняя

критерий качества эксперимента, используемый при выяснении степени достоверности выявленной в результате эксперимента тенденции, закономерности, характерной для данной единицы множества или для всего подмножества элементов генеральной совокупности. Допустим, исследуя степень влияния освещенности на эффективность производственной деятельности ткачих, психологи обнаружили статистическую зависимость их эффективности работы от частоты смены освещения. Что является основным фактором повышения эффективности деятельности: смена освещения, внимание экспериментаторов, особое поведение руководителей в период эксперимента или другие факторы? В данном случае психологи пришли к выводу: появление молодых мужчин-исследователй в цехе, где работали женщины, и послужило причиной повышения производительности их труда. Но ведь могла быть и принята гипотеза о росте производительности ткацкого труда в зависимости от смены освещенности. В.э.в. показывает в какой степени независимая переменная (производительность труда) связана с зависимой (освещенность). Строго научное проведение психологического эксперимента предполагает определение его валидности.

Вдохновение

психическое состояние личности, связанное с ее повышенной дееспособностью, продуктивностью деятельности, высоким уровнем подьема творческих сил, творческим волнением, переживаниями и ведущее к возникновению нового, творческого результата в материальной или духовной сфере жизни общества.

Ведущая деятельность

деятельность, являющаяся определяющей, решающей в конкретный период онтогенетического развития человека. Термин введен отечественным психологом А.Н.Леонтьевым.

Вербализация сознания

процесс преобразования бессознательного психического, а также эмоционального, логически не оформленного содержания сознания в словесно-логические формы. Применительно к сознанию человека, его психике современная психология оперирует такими понятиямим, как вербализованные и невербализованные психические явления: в. и нев. материал (геометрические фигуры и др.), в. и нев. общение (жестовое), в. и нев. интеллект, в. и нев. информация (образная) и т.д.

Вербальный

(от лат. verbalis – слово) – словесный.

Вербальный

(от лат. verbalis – словесный, устный) – (в психологии) – термин для обозначения информации, выраженнной знаковой, а именно словесной, языковой системой (в отличие от невербальной информации, например, образной).

Верификация

(от лат. verus истинный и facere – делать) – точное, экспериментально подтвержденное определение объема конкретного понятия, конкретной категории. Особенностью психологических категорий является то, что многие из них не поддаются точной верификации.

Вероятностей теория

математическая наука, позволяющая по вероятностям одних случайных событий находить вероятности других случайных событий, связанных сложными, нелинейными зависимостями с первыми. Теория вероятностей особенно широко применима при исследовании явлений, на развитие которых действует огромное количество самых различных трудноуловимых факторов и которые невозможно описать качественно на данном этапе развития науки. В настоящее время т.в. стала основной математической теорией, которая применяется при анализе, описании и формализации психических явлений.

Вероятностное прогнозирование

предвосхищение будущего, основанного на вероятностной структуре прошлого опыта и информации о наличной ситуации. Прошлый опыт и наличная ситуация дают основание для создания гипотез о предстоящем будущем, причем каждой из гипотез приписывается определенная вероятность.

Вероятностное прогнозирование

предвосхищение будущего на основе вероятностной модели, прошлого опыта и информации о наличной ситуации.

Вероятность (в математике)

числовая характеристика степени возможности какого-либо события, явления, процесса. В. лежит в основе особого класса закономерностей, изучаемых математической статистикой, теорией вероятностей. Эти закономерности следует учитывать при анализе различных психических явлений.

Вестибулярные ощущения

(от лат. vestibulum – преддверие) – ощущения, возникающие при различных типах движения, чувство равновесия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.236 (0.007 с.)