Политическая напряженность как конфликтная ситуация. Причины возникновения политической напряженности. Индикаторы наличия политической напряженности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая напряженность как конфликтная ситуация. Причины возникновения политической напряженности. Индикаторы наличия политической напряженности.



 

Политическая напрженность как конфликтная ситуация.:Специфика социально-политической напряженности заключается, во-первых, в том, что она охватывает значительные социальные слои, общественные и политические институт во-вторых, в том, что она затрагивает политические отношения. В этом ее отличие от социальной напряженности. Но в то же время политика для нее лишь средство решения проблемы, а не самоцель. В этом состоит также ее отличие и от политической напряженности.

В основе политической напряженностилежит неудовлетворенность состоянием и развитием политических отношений. Для нее политика является самоцелью, а другие отношения (социальные, экономические, бытовые и другие) могут использоваться в качестве средства для эскалации напряженности и достижения политических целей.

Ярко выраженный политический характер политическая на­пряженность приобретает в периоды радикальных изменений в самой политической системе: когда решается вопрос о политической власти и когда эти изменения затрагивают реальные или мнимые интересы значительных социальных слоев или опреде­ленных политических сил.

 

Все многообразие причин социальной (политической) напряженности, на наш взгляд, может быть сведено к четырем основным:

Причины

1) реальные «ущемления» интересов, потребностей и ценностей людей (в том числе и в политической сфере);

2) неадекватная реакция властей на возникающие в обществе проблемы (в том числе и стихийные бедствия, техногенные катастрофы и другие);

3) неадекватное восприятие происходящих в обществе или отдельных социальных общностях процессов и изменений;

4) неверная или искаженная информация о реальных или мнимых фактах, событиях и т. д., в том числе из-за плохой коммуникации.

Социальная напряженность может быть вызвана природными явлениями (землетрясение, наводнение, засуха, пожар и другие). Но какими бы ни были причины социальной напряженносги, она всегда выступает как индикатор реального или мнимого нарушения принципа социальной справедливости в наиболее значимых сферах жизнедеятельности людей. Даже в природных катаклизмах люди, как правило, винят не стихию, а других людей (прежде всего власть), которые не сумели вовремя предупредить потерпевших, оказать им помощь и т. д.

Наиболее доступными для измерения социальной напряженности являются следующие показатели:

• неудовлетворенность индивидов и социальных групп положением дел и ходом развития событий;

• потенциальная готовность индивидов и социальных групп к активным действиям;

• наличие определенных протестных действий.

 

Государственно-правовые конфликты – это институционализированные, преимущественно рациональные, публичные политические конфликты, само возникновение которых большей частью запрограммировано в политической системе.

Можно предложить следующую типологию конфликтов в системе государственного управления, которые можно охарактеризовать как индикаторы наличия политической напряженности:

· Конфликты между институтами власти (законодательной и исполнительной);

· Конфликты между государством и отдельными институтом (например, государством и политической партией);

· Конфликты между государственно-правовой системой и оппозицией, стремящейся эту систему изменить;

· Конфликты между государством и личностью (проблема соблюдения прав человека);

· Конфликты между государством (или отдельным институтом) и обществом (проблема легитимности).

Такой тип конфликтов обусловлен тем, что любая политическая система в современном мире представляет собой достигнутый в результате острой политической борьбы более или менее устойчивый баланс противоборствующих политических сил, их интересов, целей, устремлений.

7) Конституционные основы политических конфликтов, политических кризисов в России
Политический кризис - это состояние системы общества, выражающееся в углублениии обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности.
Политический кризис характеризуется детептгимацией структур власти, отсутствием взаимодействия межцу различными центрами власти, блокированием одного центр} другим, снижением эффективности социально-политического регулирования и контроля, эскалацией стихийных форм политического протеста (митингов, забастовок, демонстраций и т.д.).
Можно выделить внешнеполитические кризисы, обусловленные международными конфликтами и противоречиями, и внутриполитические кризисы (правительственный, парламентский, конституционный и др.).
Правительственный кризис - особенно частое явление, выражается в потере правительством авторитета в Невыполнении его распоряжений исполнительными органами. Если правительство не справляется с ситуацией, то парламент может отказать ему в поддержке и отправить кабинет министров в отставку. Правительственный кризис может сопровождаться сменой лидеров, форм правления и т.д.
Парламентский кризис - это изменении соотношения сил в органах законодательной власти, когда решения парламента расходятся с волей большинства граждан страна. Результат-роспуск парламента и назначение новых выборов. Парламентский кризис может возникнуть и в том случае, когда основные противоборствующие фракции в нем примерно равны по силе, и это мешает принятию решений и парализует работу законодательной власти. И как итог - роспуск парламента и назначение новых выборов.
Конституционный кризис связан с фактическим прекращением действия Основного закона страны (конституции). Прежняя конституция утрачивает легитимность и требуется ее качественный пересмотр.

8) Государственно-правовые конфликты и их особенности.

Государственно-правовые конфликты возникают в системе государственной власти и связаны со спецификой политического режима, завоеванием власти и ее осуществлением. Государственно-правовые конфликты – это институционализированные, преимущественно рациональные, публичные политические конфликты, само возникновение которых большей частью запрограммировано в политической системе. Здесь идет борьба за расширение правового поля, закрепленного в законодательстве, за правовые границы политического действия. В тех случаях, когда такие конфликты протекают в институционализированных, правовых рамках, они не разрушают, а укрепляют политическую систему, выполняя по отношению к ней и к обществу в целом конструктивные функции. В ходе таких конфликтов борьба ведется вокруг функционирования старых и возникновения новых государственных институтов, объема и полномочий, конституционных положений, регулирующих эти полномочия и ресурсы власти и т. д.

Можно предложить следующую типологию конфликтов в системе государственного управления:

· Конфликты между институтами власти (законодательной и исполнительной);

· Конфликты между государством и отдельными институтом (например, государством и политической партией);

· Конфликты между государственно-правовой системой и оппозицией, стремящейся эту систему изменить;

· Конфликты между государством и личностью (проблема соблюдения прав человека);

· Конфликты между государством (или отдельным институтом) и обществом (проблема легитимности).

Такой тип конфликтов обусловлен тем, что любая политическая система в современном мире представляет собой достигнутый в результате острой политической борьбы более или менее устойчивый баланс противоборствующих политических сил, их интересов, целей, устремлений.

9) Технологии регулирования государственно-правовых конфликтов.

Специфика таких конфликтов в отличие от собственно политических, состоит в том, что любой конфликт по поводу государственного управления возникает и заканчивается в юридической форме и, так или иначе, связан с правовыми отношениями сторон. И, следовательно, субъекты данных конфликтов (их мотивация и поведение) и их объекты обладают правовыми «признаками», а сами конфликты влекут юридические последствия. Природа конфликтов в сфере государственного управления многоаспектна, как, собственно, сложна природа и всех политических конфликтов, но «лидерство» нормативно-юридического начала в этих конфликтах очевидно.

1. Конфликты между политическими и государственно-административными структурами и субъектами (групповыми и индивидуальными) управленияКак правило, подобные конфликты быстро гасятся политическими структурами с помощью рычагов вертикального давления и неразрывно связанных с ними механизмов персональной ответственности государственных чиновников, путем реорганизации административной структуры и кадровых назначений.

2. Конфликты между государственно-административными структурами и организациями государственного и частного секторов. Развитие и урегулирование данных конфликтов имеет, как правило, преимущественно институализированный характер.

3. Конфликты между государственными органами центрального, регионального и местного уровней. Возможно несколько средств разрешения. Одно из них связано с более точной и предметной регламентацией компетенции органов государства. Другое касается споров о компетенции, которые разрешаются судом. Наконец, разногласия между органами государственной власти разрешаются с помощью согласительных процедур, используемых президентом.

4. Внутриорганизационные конфликты в государственных учреждениях по своей природе мало чем отличаются от аналогичных конфликтов в организациях частного сектора... Урегулирование таких конфликтов особо не отличается от методик регулирования организационных конфликтов вообще..

5. Конфликт между чиновниками и гражданами. Государство реализует свои функции через государственную службу. Конфликты между ветвями власти должны всегда разрешаться легитимными, конституционными средствами. Ведь именно конституция описывает с достаточной полнотой компетенцию каждой из властей и тем самым представляет собой базу для разделения их функций. Что касается техники предупреждения и разрешения конфликтов между властями, то она включает систематические переговоры между главами и представителями соответствующих органов и ведомств (президентом и парламентом, министрами и депутатами и т.д.), обмен документами, работу согласительных комиссий и т.п.

6. Разрешение нормативно-юридических конфликтов компетенционного характера происходит путем согласования правовых актов. Согласование правовых актов возможно в различных формах, основными из которых являются отмена одного или обоих конкурирующих актов, признание акта недействительным, внесение в него поправок или дополнений, издание нового акта.

10) Статусно-ролевые конфликты и их особенности.

Ёще одним широко распространенным в современных политических системах типом полит. к-та явл статусно-ролевые к-ты. КОНФЛИКТ СТАТУСНО-РОЛЕВОЙ – межличностный конфликт, объектом которого является статус в межличностных отношениях или роль в группе.Состояние, возникающее, когда человек пытается одновременно выполнять две (или более) роли, предъявляющих противоречащие друг другу требования к его поведению.

Присущая современным обществам социальная стратификация получает одно из самых существенных своих проявлений в политических статусах,в которых фиксируется и аккумулируются политич. позиции определенных соц. групп,их роль в политич. системе.

Политический статус соц. группы или отдельной личности включает в себя: а) место в иерархии политической власти(властвующая элита,правящие круги, оппозиция, избиратели и т.д; б) совокупность и объем статусных политических и гражданских прав; в) совокупность и объем статусных политических обязанностей и ответственности: президент страны, премьер-министр,мэр города,лидер партии,рядовой гражданин; г) реальную возможность тех или иных соц групп,слоев,личностей участвовать в полит. жизни и влиять на неё.

Политическая роль,представляющая собой динамический аспект статуса, в решающей степени обусловлена сущностью последнего и реализует его в совокупности определенных стандартов поведения, ожидаемых др индивидами и их группами. В силу различия полит. статусов и ролей существующая в обществе статусно-ролевая структура всегда потенциально конфликтна, но когда различия в этих статусах, ролях и ожиданиях определенного качества их выполнения со стороны об-ва и общностей достаточно велики,потенциальные конфликтные ситуации перерастают в реальные полит к-ты.
Статусно-ролевые к-ты в совр. об-ве весьма разнообразны. Это могут быть к-ты между полит. элитой и массами, между властью и народом,между фракциями в парламенте, между различными партиями в борьбе за влияние массы, между обещаниями политического лидера, сформулированными им в борьбе за правительство, и уровнем их выполнения, вызывающем недовольство большихз масс населения и т.д.

11) Технологии регулирования статусно-ролевых конфликтов.

КОНФЛИКТ СТАТУСНО-РОЛЕВОЙ – межличностный конфликт, объектом которого является статус в межличностных отношениях или роль в группе.Состояние, возникающее, когда человек пытается одновременно выполнять две (или более) роли, предъявляющих противоречащие друг другу требования к его поведению.

Вертикальные политические конфликты развиваются по линии "власть - общество". В их основе лежит разный доступ социальных групп к управлению, разные возможности влияния на принятие решений. Власть как предмет конфликта выступает средством доступа этих групп к экономическим и социальным благам. Поэтому не случайно, что экономическая борьба отдельных социальных групп имеет тенденцию перерастания в политические акции протеста с требованиями отставки правительства или изменения его курса. Выделяют несколько подвидов вертикальных конфликтов.
• Статусно-ролевые конфликты. Его источником является неравенство политических статусов, неравный объем политических и гражданских прав, дискриминация по признаку расы, этноса, пола, вероисповедания. Эти конфликты могут подпитываться ощущением какой-либо группой недостатка социального признания и власти. Примером этого может служить роль третьего сословия в буржуазных революциях XVIII-XIX вв. либо этнические конфликты, предметом которых являются вопросы повышения автономии или политического суверенитета какого-либо народа. Нереализованностью статусных ожиданий можно объяснить поддержку советской интеллигенцией в 80-х гг. оппозиционного к КПСС движения. К этому времени обозначилось несоответствие между ее социально-культурным статусом, с одной стороны, и материальным положением, а также ограниченностью политических и гражданских свобод - с другой.
• Как статусно-ролевые можно рассмотреть и конфликты, возникающие между различными уровнями власти. Так, конфликты между центральной и региональной властью вызваны стремлением последней приобрести больше суверенитета. Известно, что распаду СССР предшествовала "война законов", выраженная в принятии отдельными союзными республиками законов, которые противоречили общесоюзному законодательству и Конституции. В 90-х гг. "волна суверенизации" в России привела к утверждению конфликтной модели взаимоотношений между общефедеральным центром и отдельными республиками.
Все вертикальные конфликты возникают как результат социального сравнения. Группа может сравнивать свое положение с более благополучной позицией в прошлом или с уровнем более высокой статусной группы. Группа может надеяться на более высокое положение в будущем. Нелестные для нее сравнения рождают чувства неудовольства и фрустрацию. В первой половине 90-х гг. напряженность, присутствующая в российском обществе, была связана с тем, что фрустрация приобрела массовый характер. Она стала психологической реакцией на чрезмерно завышенные ожидания: в начале реформ общество надеялось на возможность очень быстрого перехода к модернизированной экономической и политической системе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.109.5 (0.019 с.)