Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическая напряженность как конфликтная ситуация. Причины возникновения политической напряженности. Индикаторы наличия политической напряженности. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Политическая напрженность как конфликтная ситуация.:Специфика социально-политической напряженности заключается, во-первых, в том, что она охватывает значительные социальные слои, общественные и политические институт во-вторых, в том, что она затрагивает политические отношения. В этом ее отличие от социальной напряженности. Но в то же время политика для нее лишь средство решения проблемы, а не самоцель. В этом состоит также ее отличие и от политической напряженности. В основе политической напряженностилежит неудовлетворенность состоянием и развитием политических отношений. Для нее политика является самоцелью, а другие отношения (социальные, экономические, бытовые и другие) могут использоваться в качестве средства для эскалации напряженности и достижения политических целей. Ярко выраженный политический характер политическая напряженность приобретает в периоды радикальных изменений в самой политической системе: когда решается вопрос о политической власти и когда эти изменения затрагивают реальные или мнимые интересы значительных социальных слоев или определенных политических сил.
Все многообразие причин социальной (политической) напряженности, на наш взгляд, может быть сведено к четырем основным: Причины 1) реальные «ущемления» интересов, потребностей и ценностей людей (в том числе и в политической сфере); 2) неадекватная реакция властей на возникающие в обществе проблемы (в том числе и стихийные бедствия, техногенные катастрофы и другие); 3) неадекватное восприятие происходящих в обществе или отдельных социальных общностях процессов и изменений; 4) неверная или искаженная информация о реальных или мнимых фактах, событиях и т. д., в том числе из-за плохой коммуникации. Социальная напряженность может быть вызвана природными явлениями (землетрясение, наводнение, засуха, пожар и другие). Но какими бы ни были причины социальной напряженносги, она всегда выступает как индикатор реального или мнимого нарушения принципа социальной справедливости в наиболее значимых сферах жизнедеятельности людей. Даже в природных катаклизмах люди, как правило, винят не стихию, а других людей (прежде всего власть), которые не сумели вовремя предупредить потерпевших, оказать им помощь и т. д.
Наиболее доступными для измерения социальной напряженности являются следующие показатели: • неудовлетворенность индивидов и социальных групп положением дел и ходом развития событий; • потенциальная готовность индивидов и социальных групп к активным действиям; • наличие определенных протестных действий.
Государственно-правовые конфликты – это институционализированные, преимущественно рациональные, публичные политические конфликты, само возникновение которых большей частью запрограммировано в политической системе. Можно предложить следующую типологию конфликтов в системе государственного управления, которые можно охарактеризовать как индикаторы наличия политической напряженности: · Конфликты между институтами власти (законодательной и исполнительной); · Конфликты между государством и отдельными институтом (например, государством и политической партией); · Конфликты между государственно-правовой системой и оппозицией, стремящейся эту систему изменить; · Конфликты между государством и личностью (проблема соблюдения прав человека); · Конфликты между государством (или отдельным институтом) и обществом (проблема легитимности). Такой тип конфликтов обусловлен тем, что любая политическая система в современном мире представляет собой достигнутый в результате острой политической борьбы более или менее устойчивый баланс противоборствующих политических сил, их интересов, целей, устремлений. 7) Конституционные основы политических конфликтов, политических кризисов в России
8) Государственно-правовые конфликты и их особенности. Государственно-правовые конфликты возникают в системе государственной власти и связаны со спецификой политического режима, завоеванием власти и ее осуществлением. Государственно-правовые конфликты – это институционализированные, преимущественно рациональные, публичные политические конфликты, само возникновение которых большей частью запрограммировано в политической системе. Здесь идет борьба за расширение правового поля, закрепленного в законодательстве, за правовые границы политического действия. В тех случаях, когда такие конфликты протекают в институционализированных, правовых рамках, они не разрушают, а укрепляют политическую систему, выполняя по отношению к ней и к обществу в целом конструктивные функции. В ходе таких конфликтов борьба ведется вокруг функционирования старых и возникновения новых государственных институтов, объема и полномочий, конституционных положений, регулирующих эти полномочия и ресурсы власти и т. д. Можно предложить следующую типологию конфликтов в системе государственного управления: · Конфликты между институтами власти (законодательной и исполнительной); · Конфликты между государством и отдельными институтом (например, государством и политической партией); · Конфликты между государственно-правовой системой и оппозицией, стремящейся эту систему изменить; · Конфликты между государством и личностью (проблема соблюдения прав человека); · Конфликты между государством (или отдельным институтом) и обществом (проблема легитимности). Такой тип конфликтов обусловлен тем, что любая политическая система в современном мире представляет собой достигнутый в результате острой политической борьбы более или менее устойчивый баланс противоборствующих политических сил, их интересов, целей, устремлений. 9) Технологии регулирования государственно-правовых конфликтов. Специфика таких конфликтов в отличие от собственно политических, состоит в том, что любой конфликт по поводу государственного управления возникает и заканчивается в юридической форме и, так или иначе, связан с правовыми отношениями сторон. И, следовательно, субъекты данных конфликтов (их мотивация и поведение) и их объекты обладают правовыми «признаками», а сами конфликты влекут юридические последствия. Природа конфликтов в сфере государственного управления многоаспектна, как, собственно, сложна природа и всех политических конфликтов, но «лидерство» нормативно-юридического начала в этих конфликтах очевидно.
1. Конфликты между политическими и государственно-административными структурами и субъектами (групповыми и индивидуальными) управленияКак правило, подобные конфликты быстро гасятся политическими структурами с помощью рычагов вертикального давления и неразрывно связанных с ними механизмов персональной ответственности государственных чиновников, путем реорганизации административной структуры и кадровых назначений. 2. Конфликты между государственно-административными структурами и организациями государственного и частного секторов. Развитие и урегулирование данных конфликтов имеет, как правило, преимущественно институализированный характер. 3. Конфликты между государственными органами центрального, регионального и местного уровней. Возможно несколько средств разрешения. Одно из них связано с более точной и предметной регламентацией компетенции органов государства. Другое касается споров о компетенции, которые разрешаются судом. Наконец, разногласия между органами государственной власти разрешаются с помощью согласительных процедур, используемых президентом. 4. Внутриорганизационные конфликты в государственных учреждениях по своей природе мало чем отличаются от аналогичных конфликтов в организациях частного сектора... Урегулирование таких конфликтов особо не отличается от методик регулирования организационных конфликтов вообще.. 5. Конфликт между чиновниками и гражданами. Государство реализует свои функции через государственную службу. Конфликты между ветвями власти должны всегда разрешаться легитимными, конституционными средствами. Ведь именно конституция описывает с достаточной полнотой компетенцию каждой из властей и тем самым представляет собой базу для разделения их функций. Что касается техники предупреждения и разрешения конфликтов между властями, то она включает систематические переговоры между главами и представителями соответствующих органов и ведомств (президентом и парламентом, министрами и депутатами и т.д.), обмен документами, работу согласительных комиссий и т.п.
6. Разрешение нормативно-юридических конфликтов компетенционного характера происходит путем согласования правовых актов. Согласование правовых актов возможно в различных формах, основными из которых являются отмена одного или обоих конкурирующих актов, признание акта недействительным, внесение в него поправок или дополнений, издание нового акта. 10) Статусно-ролевые конфликты и их особенности. Ёще одним широко распространенным в современных политических системах типом полит. к-та явл статусно-ролевые к-ты. КОНФЛИКТ СТАТУСНО-РОЛЕВОЙ – межличностный конфликт, объектом которого является статус в межличностных отношениях или роль в группе.Состояние, возникающее, когда человек пытается одновременно выполнять две (или более) роли, предъявляющих противоречащие друг другу требования к его поведению. Присущая современным обществам социальная стратификация получает одно из самых существенных своих проявлений в политических статусах,в которых фиксируется и аккумулируются политич. позиции определенных соц. групп,их роль в политич. системе. Политический статус соц. группы или отдельной личности включает в себя: а) место в иерархии политической власти(властвующая элита,правящие круги, оппозиция, избиратели и т.д; б) совокупность и объем статусных политических и гражданских прав; в) совокупность и объем статусных политических обязанностей и ответственности: президент страны, премьер-министр,мэр города,лидер партии,рядовой гражданин; г) реальную возможность тех или иных соц групп,слоев,личностей участвовать в полит. жизни и влиять на неё. Политическая роль,представляющая собой динамический аспект статуса, в решающей степени обусловлена сущностью последнего и реализует его в совокупности определенных стандартов поведения, ожидаемых др индивидами и их группами. В силу различия полит. статусов и ролей существующая в обществе статусно-ролевая структура всегда потенциально конфликтна, но когда различия в этих статусах, ролях и ожиданиях определенного качества их выполнения со стороны об-ва и общностей достаточно велики,потенциальные конфликтные ситуации перерастают в реальные полит к-ты. 11) Технологии регулирования статусно-ролевых конфликтов. КОНФЛИКТ СТАТУСНО-РОЛЕВОЙ – межличностный конфликт, объектом которого является статус в межличностных отношениях или роль в группе.Состояние, возникающее, когда человек пытается одновременно выполнять две (или более) роли, предъявляющих противоречащие друг другу требования к его поведению.
Вертикальные политические конфликты развиваются по линии "власть - общество". В их основе лежит разный доступ социальных групп к управлению, разные возможности влияния на принятие решений. Власть как предмет конфликта выступает средством доступа этих групп к экономическим и социальным благам. Поэтому не случайно, что экономическая борьба отдельных социальных групп имеет тенденцию перерастания в политические акции протеста с требованиями отставки правительства или изменения его курса. Выделяют несколько подвидов вертикальных конфликтов.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.109.5 (0.019 с.) |