Социальная структура коммуникаций в организации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная структура коммуникаций в организации.



Социально-демографическая структура определяется половым, возрастным, этническим составом работников предприятия. Выделяются гомогенные (однородность по таким признакам как пол, возраст, уровень образования и прочее) и гетерогенные типы структур.

Гетерогенные часто распадаются на несколько более или менее гомогенных группировок.

 

Профессиональная структура основана на разделении труда и необходимости согласования, координации реальных действий всех участников совместной деятельности. Таким образом, возникают 4 типа структурных подразделений:

· Административный персонал

· Производственный персонал

· Обслуживающий персонал

· Инженерно-технический персонал

Неформальная структура организации формируется вследствие личного стремления членов организации к тем или иным контактам в рабочей среде на основе действительных функций, выполняемых каждым работником, и представляет собой сеть фактически сложившихся отношений между членами данной группы.

Системы формальных и не формальных организаций тесно переплетены между собой влияют на друг друга. Результатом такого переплетения можно считать создание коммуникативных сетей. Внутрикоммуникативные сети подразделяются на централизованные и децентрализованные. Звезда и веер – примеры централизованных моделей распространения информации, где все потоки замыкаются на руководителя. Неполная и полная сети обеспечивают общение участников коммуникативного процесса друг с другом.

 

Психологическая структура внутренних коммуникаций. Характеризует роли участников коммуникационного процесса.

Американские ученые выделили 4 типа коммуникаторов в организации:

· Сторож – работник, контролирующий прохождение информации к другим работникам.

· Лидер мнений – работник, оказывающий влияние на мнения и поведение других работников.

· Связной – работник, служащий связующим звеном между различными группировками.

· Пограничник- работник, имеющий высокую степень связей с внешней средой.

Виды коммуникаций в организациях.

Вертикальные коммуникации. Этот вид обмена информацией составляет основную часть коммуникационного процесса у руководителя.

Интерактивные (горизонтальные) коммуникации возникают в процессе взаимодействия с лицами, равными по положению.

Психологически человеку удобнее обратиться за поддержкой именно к тем, кто стоит примерно на том же уровне, а не к ниже или вышестоящим. Если поддержка способствует объединению усилий для достижения общих целей и задач, то интерактивные коммуникации оказывают положительные влияния. Но, если в группе равных не возникает необходимости объединить свои усилия, содержание происходящих между ними коммуникаций может принять неадекватные или даже деструктивные формы.

Цели интерактивных коммуникаций:

· Координация заданий.

· Решение проблем.

· Обмен информацией.

· Разрешение конфликта.

Межличностные коммуникации в организации. Составляющие межличностных коммуникаций:

· Нисходящие коммуникации. Осуществляются с помощью разнообразных письменных и устных средств.

5 основных целей нисходящих коммуникаций (направленных сверху вниз):

Постановка конкретных задач по выполнению работы

Обеспечение информацией о принятых в данной организации процедурах и практике

Обеспечение информацией, касающейся смысла исполняемой работы

Информирование подчиненных о качестве их работы

Предоставление идеологической информации для облегчения восприятия целей.

· Восходящие коммуникации. Практически лишены директивности. Необходимым условием эффективных восходящих коммуникаций является свободный подход, вовлекающий работников в процесс управления и наделяющий их полномочиями. Коммуникации по восходящей, т.е снизу вверх, выполняют функцию оповещения о том, что делается на низших уровня.

 

Понятие внутренней среды организации.

Каждая организация имеет внутреннюю и внешнюю среды, в которых осуществляется операциональная деятельность.

Внутренняя среда организации - это та часть общей среды, которая находится в рамках организации.

Внутренняя среда формируется в соответствии, во-первых, с целями и задачами организации, во-вторых, с ресурсами организации.

Внутренняя среда состоит из структур, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация:

· Кадровая структура – взаимодействие менеджеров и рабочих, найм, обучение и продвижение кадров, оценка результатов труда и стимулирование, создание и поддержание отношений между работниками.

· Организационная структура – коммуникационные процессы, организационные структуры, нормы, правила, процедуры распределения прав и ответственности, иерархия подчинения.

· Производственная структура – изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства, обслуживание технологического парка.

· Маркетинговая структура – стратегия ценообразования, стратегия продвижения продукта на рынке, выбор рынков сбыта и систем распределения.

· Финансовая структура – включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного взаимодействия.

 

Межличностная коммуникация. Аксиоматика межличностного взаимодействия (по П. Вацлавику).

Понятие межличностной коммуникации означает процесс обмена сообщениями и их интерпретацию двумя или несколькими индивидами. Теория межличностной коммуникации исходит из того, что межличностное поведение индивидов отличается от их поведения вне ситуации взаимодействия. Межличностную коммуникацию можно считать эффективной, если цели, поставленные коммуникаторами, достигаются в наибольшей степени. Результаты наблюдений за поведением людей в межличностном взаимодействии позволили сформулировать важный постулат теории межличностной коммуникации: эффективная межличностная коммуникация предстает как система конкретных действий, умений и навыков, которые не являются врожденными, им следует учиться, отрабатывать и тренировать.

 

Аксиомы межличностного взаимодействия.

Аксиома 1. Невозможность отсутствия коммуникации.

Если признать, что любое поведение в ситуации взаимодействия обладает информационной ценностью, т.е. является коммуникацией, то становится очевидным, что как бы человек не старался он не может не вступать в коммуникацию.

Аксиома 2. Любая коммуникация имеет уровень содержания и уровень отношения.

В процессе коммуникации не только передается информация, но одновременно детерминируется характер отношений между коммуникаторами. Уровень содержания – это та информация, которая передается в сообщении. На уровне отношений передается то, как это сообщение должно быть воспринято. Характер отношений можно ясно понять из контекста, в котором происходит коммуникация.

Аксиома 3. Пунктуация последовательности событий.

Люди организуют свое взаимодействие, опираясь на собственное представление о важном и не важном, причинах и следствиях поступков, на интерпретацию смысла происходящего. Эти смысловые доминанты организуют поведенческие события, оказывая существенное влияние на происходящее взаимодействие.

Аксиома 4. Симметрическое и комплементарное взаимодействие.

Отношения между людьми базируются либо на равенстве, либо на отличии. В первом случае партнеры стараются скопировать поведение друг друга, поэтому их отношения можно назвать симметрическими. Во втором случае поведение одного партнера дополняет поведение второго, такой тип взаимодействия называется комплементарным. Симметричные отношения характеризуются равенством и минимизацией различий, в то время как особенностью комплементарного взаимодействия является доведение различий до максимума.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 727; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.008 с.)