Понятие банковской системы России в узком и широком смыслах и ее особенности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие банковской системы России в узком и широком смыслах и ее особенности.



Понятие банковской системы России в узком и широком смыслах и ее особенности.

Легальное определение отсутствует, в ст. 2 ФЗ «О банках и банковской деятельности» сказано лишь что включает в себя банковская система: Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также представительства иностранных банков.

В доктрине нет единого взгляда на понятие банковской системы. Так, например О.И. Лаврушин определяет банковскую систему как "совокупность банков, банковской инфраструктуры, банковского законодательства и банковского рынка, находящихся в тесном взаимодействии друг с другом и с внешней средой". С точки зрения С.А. Голубева, это определение некорректно, поскольку банковское законодательство является не элементом банковской системы, а способом, формой, инструментом государственного управления ею. Кроме того, в указанном определении нет указания на небанковские кредитные организации, которые законодатель включил в состав банковской системы.

С.А. Голубев приходит к выводу, что существует узкий и широкий подходы к определению банковской системы. Подход законодателя является узким и "не вполне адекватным". В частности, законодатель не включает в банковскую систему союзы и ассоциации кредитных организаций, которые представляют важный элемент механизма самоуправления банковской системы. Данной точки зрения придерживаются и иные авторы.

С точки зрения С.А. Голубева, более адекватным является широкий подход, в соответствии с которым к системе относятся "не только те образования, которые непосредственно осуществляют определенный вид деятельности, но и организации, составляющие инфраструктуру этой деятельности, обеспечивающих основную функцию системы ". С его сточки зрения банковскую систему современной России составляют:

1) Центральный банк Российской Федерации - верхний уровень;

2) Кредитные организации - резиденты;

3) Филиалы и представительства иностранных банков;

4) Союзы и ассоциации кредитных организаций - резидентов;

5) Банковские группы;

6) Банковская инфраструктура;

7) Банковский рынок.

Признаки/Особенности банковской системы России:

- Двухуровневая структура, которая реализуется путем разделения функций органов управления и других элементов банковской системы;

- Национальный характер, что подразумевает ориентацию на отечественный, а не иностранный капитал;

- Осуществление банковского надзора Банком России;

- Универсальный статус банков (Принцип универсальности российских банков означает, что все действующие на территории РФ банки обладают универсальными функциональными возможностями, иными словами, имеют право осуществлять все предусмотренные законодательством и банковскими лицензиями операции. В законодательстве не отражена специализация банков по видам их операций).

- Сохранение банковской тайны;

- Обязательность участия банков в системе страхования вкладов;

- Необходимость предоставления информации в бюро кредитных историй;

- Доминирующее положение кредитных организаций с государственным участием;

- Низкий уровень капитализации;

- Территориальные диспропорции развития.

Правовое положение Банка России, его задачи и функции. Компетенция Банка России.

Структура российской банковской системы является двухуровневой. Верхний ее уровень представлен Центральным банком РФ - Банком России, нижний - кредитными организациями, а также представительствами иностранных банков.

Двухуровневое построение банковской системы необходимо в целях обеспечения ее финансовой стабильности, уменьшения риска банковских операций, гарантий прав вкладчиков и кредиторов посредством банковского регулирования и надзора, осуществляемого Центральным банком за деятельностью кредитных организаций.

Про Банк России (как про верхний уровень структуры системы)

В Конституции РФ определены основы правового статуса Банка России. Согласно ст. 75 Конституции РФ денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ, а защита и обеспечение устойчивости рубля - его основная функция, осуществляемая независимо от других органов государственной власти.

НПА -Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России наряду с Конституцией РФ определяются Федеральным законом N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», ФЗ «О банках и банковской деятельности», ФЗ «Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков»., ФЗ «О рынке ценных бумаг».

В ст. 1 указанного Федерального закона отмечается, что Банк России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием.

Целями деятельности Банка России являются:

- защита и обеспечение устойчивости рубля;

- развитие и укрепление банковской системы РФ;

- обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;

- развитие финансового рынка РФ;

- обеспечение стабильности финансового рынка РФ.

Функции

Банк России согласно ст. 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" выполняет множество функций, среди которых следует особо отметить: разработку и проведение единой государственной денежно-кредитной политики, эмиссию наличных денег и организацию наличного денежного обращения, управление золотовалютными резервами Банка России, кредитование банков в качестве кредитора последней инстанции и организацию системы их рефинансирования, осуществление банковского надзора, а также надзора в национальной платежной системе, за деятельностью некредитных финансовых организаций, за соблюдением эмитентами требований законодательства об акционерных обществах и ценных бумагах, в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах и др.

Органами управления Банка России являются председатель и Совет директоров, помимо этого при Банке России действует коллегиальный орган Национальный финансовый совет.

 

Структурными подразделениями Банка России являются департаменты (национальной платежной системы, банковского надзора, наличного денежного обращения и т.д.), управления (например, Главное управление безопасности и защиты информации), службы (например, Служба по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров), а также Главная инспекция, Центр информационных технологий, издательство журнала "Деньги и кредит" и др.

 

Функции ЦБ РФ перечислены в ст. 4 – их очень много, если быть точным, то целых 19 (а если не по нумерации, а по количеству посчитать, то еще и больше!) – но это все не важно, важно, что центральный банк является мегарегулятором, т.е. осуществляет контрольно-надзорные функции в отношении нижнего уровня банковской системы.

Уставный капитал кредитной организации. Требования, предъявляемые к формированию уставного капитала кредитной организации.

В соответствии с ФЗ N 395-1 "О банках и банковской деятельности"

Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов.

Требования к уставному капиталу кредитных организаций:

1.размеру

2.составу

3.срокам оплаты

1.Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 300 миллионов рублей.

Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации (расчетные НКО), ходатайствующей о получении лицензии, предусматривающей право на осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 90 миллионов рублей.

Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии для небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций устанавливается в сумме 18 миллионов рублей.

Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, не ходатайствующей о получении указанных лицензий, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 18 миллионов рублей.

Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого центрального контрагента на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 300 миллионов рублей.

2.Банк России устанавливает предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала.

Предельный размер имущественных вкладов в уставный капитал кредитной организации устанавливается Банком России и не может превышать 20% цены размещения акций.

Вкладом в уставный капитал кредитной организации могут быть:

· Денежные средства в валюте РФ

· Денежные средства в ин. валюте

· Принадлежащее учредителю кредитной организации на праве собственности здание (помещение), завершенное строительством, в котором может располагаться кредитная организация

· Принадлежащее учредителю кредитной организации на праве собственности имущество в виде банков, терминалов, функционирующих в автоматическом режиме и предназначенных для приема денежной наличности от клиентов и ее хранения.

Не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации привлеченные денежные средства. Оплата уставного капитала кредитной организации при увеличении ее уставного капитала путем зачета требований к кредитной организации не допускается, за исключением денежных требований о выплате объявленных дивидендов в денежной форме.

Средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Средства бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации на основании соответственно законодательного акта субъекта Российской Федерации или решения органа местного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

3.Уставный капитал должен быть оплачен в срок, не превышающий 1 месяца с момента государственной регистрации кредитной организации, исключительно за счет собственных средств учредителей.

 

Предварительного согласия Банка России требует установление юр. или физ.лицом в результате осуществления одной сделки или нескольких сделок прямого либо косвенного (через третьих лиц) контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, владеющих более чем 10 % акций (долей) кредитной организации.

Банк России не позднее 30 дней со дня получения ходатайства о согласии Банка России на совершение сделки (сделок), направленной на приобретение более 10 % акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, сообщает заявителю в письменной форме о своем решении - о согласии или об отказе.

Уведомление о приобретении более одного процента акций (долей) кредитной организации направляется в Банк России не позднее 30 дней со дня данного приобретения.

Решение Банка России об изменении минимального размера уставного капитала вступает в силу не ранее чем через 90 дней с момента его официального опубликования. Для вновь регистрируемых кредитных организаций Банком России применяется норматив минимального размера уставного капитала, действующий на день подачи документов на регистрацию и получение лицензии.

Банк России не имеет права требовать от ранее зарегистрированных кредитных организаций изменения их уставного капитала, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Приобретение и получение в доверительное управление в результате одной или нескольких сделок одним юр./физ. лицом, либо группой лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юр.лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, более 5 % акций кредитной организации требует уведомления Банка России, более 20 % – предварительного согласия Банка России.

Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых 3 лет со дня его регистрации.

 

Банк России имеет право отказать в даче согласия на совершение сделки (сделок), направленной (направленных) на приобретение более 10 % акций (долей), в случае:

1) установления неудовлетворительного финансового положения лица, совершающего сделку (сделки),

2) отсутствия положительного решения антимонопольного органа по ходатайству о даче согласия на осуществление сделки (сделок),

3) отсутствия решения о предварительном согласовании сделки или о согласовании установления контроля в соответствии с ФЗ от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества.. ",

4) неудовлетворительной деловой репутации лица, совершающего сделку (сделки),

5) наличия других оснований, предусмотренных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

 

Физические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории Российской Федерации, с использованием средств, зачисленных в соответствии с настоящим Федеральным законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации.

6.1. Со средствами, указанными в части 6 настоящей статьи, между резидентами без ограничений осуществляются следующие валютные операции:

1) операции по выплате заработной платы сотрудникам дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;

2) операции по выплате заработной платы сотрудникам представительства юридического лица - резидента, находящегося за пределами территории Российской Федерации;

3) операции по оплате и (или) возмещению расходов, связанных с командированием указанных в пунктах 1 и 2. И т.д.

7. Резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Физические лица - резиденты представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

8. Требования к порядку открытия счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, проведения по указанным счетам (вкладам) валютных операций, а также представления отчетов о движении средств по этим счетам (вкладам), установленные настоящей статьей, не применяются к уполномоченным банкам, которые открывают счета (вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации, проводят по ним валютные операции и представляют отчеты в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

12. Понятие, стороны, содержание и правовая природа договора банковского счета по российскому законодательству.

По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту, денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

Это консенсуальный, двусторонний, возмездный и публичный договор. Консенсуальный характер договора банковского счета означает, что он считается заключенным с момента подписания его сторонами.

Сторонами договора являются:

– банк;

– клиент.
Содержание договора составляют следующие права и обязанности сторон.

1. Основные правомочия банка по договору банковского счета:

– принятие денежных средств клиента на его банковский счет;

– открытие и ведение счета клиента;

– зачисление на банковский счет клиента поступающих для него денежных сумм и списание средств со счета на основании распоряжения клиента;

– своевременное и правильное совершение по поручению клиента расчетно-кассовых операций;

– соблюдение установленных законом, договором, банковскими правилами и обычаями делового оборота требований о порядке и сроках проведения платежей;

– осуществление кассовых операций;

– уплата клиенту процентов за пользование банком денежными средствами, находящимися на счете, сумма которых зачисляется на счет в сроки, предусмотренные договором.

По данному виду банковских операций банк учитывает следующие виды процентов:

а) начисленные (накопленные) проценты по пассивным операциям банка – проценты, причитающиеся к уплате клиентам банка по привлеченным от них денежным средствам и учитываемые на счете по учету обязательств банка по уплате процентов;

б) уплаченные проценты по пассивным операциям банка – проценты, зачисленные на счета клиентов банка, уплаченные в установленном порядке наличными денежными средствами из кассы банка, списанные с корреспондентского счета банка-заемщика, зачисленные на корреспондентские счета банка-кредитора;

в) просроченные обязательства банка по уплате процентов.

Бухгалтерский учет операций по отнесению сумм начисленных процентов как по привлеченным, так и по размещенным денежным средствам соответственно на расходы и на доходы банка осуществляется одним из двух методов: «кассовым» методом – отнесение банком-заемщиком начисленных по привлеченным денежным средствам процентов на его расходы производится на дату их уплаты; метод «начислений» – все проценты, начисленные в текущем месяце, не позднее последнего рабочего дня текущего месяца относятся на расходы банка.

Начисление процентов может осуществляться одним из четырех способов в соответствии с условиями договора: по формулам простых процентов; по формулам сложных процентов; с использованием фиксированной процентной ставки; с использованием плавающей процентной ставки; хранение банковской тайны о счетах клиента; право осуществлять кредитование банковского счета клиента.

2. Права и обязанности клиента:

– обязанность соблюдать предусмотренный действующим законодательством порядок открытия и ведения банковского счета;

– обязанность соблюдать требования закона, банковских правил в отношении порядка проведения безналичных расчетов и оформления расчетных документов;

– обязанность оплаты услуг банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете;

– право выбора формы безналичных расчетов, наиболее соответствующей интересам клиента.

 

Понятие и способы расчетов.

Расчеты – действия участников правоотношений, направленные на погашение имеющихся у них обязательств денежного характера.

Выделяют два способа расчетов: наличный и безналичный. Они отличаются порядком передачи денежной суммы в распоряжение контрагента.

Наличные денежные расчеты – это произведенные с использованием средств наличного платежа расчет за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги. Единственным законным средством платежа, согласно российскому законодательству, являются банкноты. И монета Банка России.

Безналичные расчеты – это расчеты, «при осуществлении которых в качестве средства платежа используются денежные средства на банковских счетах (безналичные деньги), перечисляемые с одного счета на другой в кредитных организациях».

Порядок осуществления расчетов наличными деньгами урегулирован тем обязательством, во исполнение которого расчет производятся. Сводится к совершению плательщиком определённых действий по передаче денег получателю (личное вручение денег, внесение денег в кассу юр. лица, перевод через предприятия связи).

Безналичные расчеты могут осуществляться в различных формах. Определяется сторонами и устанавливается в договоре между сторонами.

Понятие банковской системы России в узком и широком смыслах и ее особенности.

Легальное определение отсутствует, в ст. 2 ФЗ «О банках и банковской деятельности» сказано лишь что включает в себя банковская система: Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также представительства иностранных банков.

В доктрине нет единого взгляда на понятие банковской системы. Так, например О.И. Лаврушин определяет банковскую систему как "совокупность банков, банковской инфраструктуры, банковского законодательства и банковского рынка, находящихся в тесном взаимодействии друг с другом и с внешней средой". С точки зрения С.А. Голубева, это определение некорректно, поскольку банковское законодательство является не элементом банковской системы, а способом, формой, инструментом государственного управления ею. Кроме того, в указанном определении нет указания на небанковские кредитные организации, которые законодатель включил в состав банковской системы.

С.А. Голубев приходит к выводу, что существует узкий и широкий подходы к определению банковской системы. Подход законодателя является узким и "не вполне адекватным". В частности, законодатель не включает в банковскую систему союзы и ассоциации кредитных организаций, которые представляют важный элемент механизма самоуправления банковской системы. Данной точки зрения придерживаются и иные авторы.

С точки зрения С.А. Голубева, более адекватным является широкий подход, в соответствии с которым к системе относятся "не только те образования, которые непосредственно осуществляют определенный вид деятельности, но и организации, составляющие инфраструктуру этой деятельности, обеспечивающих основную функцию системы ". С его сточки зрения банковскую систему современной России составляют:

1) Центральный банк Российской Федерации - верхний уровень;

2) Кредитные организации - резиденты;

3) Филиалы и представительства иностранных банков;

4) Союзы и ассоциации кредитных организаций - резидентов;

5) Банковские группы;

6) Банковская инфраструктура;

7) Банковский рынок.

Признаки/Особенности банковской системы России:

- Двухуровневая структура, которая реализуется путем разделения функций органов управления и других элементов банковской системы;

- Национальный характер, что подразумевает ориентацию на отечественный, а не иностранный капитал;

- Осуществление банковского надзора Банком России;

- Универсальный статус банков (Принцип универсальности российских банков означает, что все действующие на территории РФ банки обладают универсальными функциональными возможностями, иными словами, имеют право осуществлять все предусмотренные законодательством и банковскими лицензиями операции. В законодательстве не отражена специализация банков по видам их операций).

- Сохранение банковской тайны;

- Обязательность участия банков в системе страхования вкладов;

- Необходимость предоставления информации в бюро кредитных историй;

- Доминирующее положение кредитных организаций с государственным участием;

- Низкий уровень капитализации;

- Территориальные диспропорции развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.064 с.)